Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ
ПЕРЕВОДЫ
IX. АЧЕМЕЗ, СЫН АЧЕЯ
Ачемезовых было девять нартских батыров.
Когда наступала ночь, девятеро входили в девять крепостей,
Когда наступал день, девятеро садились на девять породистых коней.
Девятеро пошли [по отдельности] на девять битв с Кубу. 5 Из всего их рода осталась одна беременная женщина.
[Эта] беременная женщина сына родила,
Бабушка [его] в золотую люльку положила.
Глаза мальчика черные, словно смородинки,
Мать кладет его каждый день в новую люльку. ...
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ
ПЕРЕВОДЫ
VIII. ЧЮЕРДИ
В давние времена один из аулов, где жили нарты-гурты, постигло несчастье, и [люди] покинули его. В ауле была беременная женщина, и она не могла бежать. Для нее [нарты] вырыли большую яму, положили туда еду и питье, спрятали ее там и ушли.
Перед уходом оставили женщине и оружие, сказав: «Отдашь его, если родится сын!» Через некоторое время после того, как они покинули аул, женщина родила сына, а назвала его Чюерди.
Когда мальчик подрос, мать отдала ему оружие, оставленное [нартами].
Чюерди [вырос и] стал замечательным охотником. Он ходил на охоту, убивал диких животных. Мать и он сам этим жили. ...
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ
ПЕРЕВОДЫ
VIII. ЧЮЕРДИ
В давние времена жил один нарт по имени Чюерди. После смерти его отца [нарты] перестали признавать его своим. Тогда он убежал к братьям матери. Его дяди, для того чтобы никто не смог одолеть его, сделали тилсим* и привязали его железной проволокой к его запястью.
Когда Сибилчи и Ёрюзмек стали притеснять и преследовать Чюерди, братья его матери сказали: «Пойди к табуну и выбери себе коня, потом забирай свою мать и уезжай отсюда [куда-нибудь подальше]».
Он отправился к табуну и, бросая аркан, по очереди стал ловить коней, так как ни один из [пойманных] не выдерживал его [веса]: когда он [на них садился], их спины настолько прогибались, что они животами касались земли. Наконец он поймал рыжую шелудивую лошаденку. Когда он и ее испытал, ее спина не прогнулась. Подумав: «Наверное, она мне подойдет»,— он взял ее себе. ...
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ
ПЕРЕВОДЫ
VIII. ЧЮЕРДИ
Кубу и Губу жили во времена нартов. Отцы у них были из рода людей, а матери у обоих были из племени нартов, живших на горе Тихтеннген. А нарты этой горы хотя и не были очень могучи, зато славились своей хитростью, способностью выйти из любого положения. Они оба, [Кубу и Губу], жили в местности Куб*.
Нарт Кубу был очень богатым. У него было так много коней, что эти бесчисленные табуны [зеленые] склоны гор превращали в черные. Он сам был очень щедрым человеком и врагом тех, кто причинял людям зло. А Губу был конокрадом. Он был очень зловредным и чинил над людьми насилие.
Однажды Губу решил угнать табун Кубу. Приехав к табуну, он метнул в Кубу свою стрелу. Стрела, вонзившись в глаз [Кубу], вылетела, пробив ему затылок. Кубу умер, а Губу уехал, забрав [из табуна] понравившихся ему коней. ...
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ
ПЕРЕВОДЫ
VIII. ЧЮЕРДИ
В те времена, когда нарты и эмегены враждовали, они нападали друг на друга и целыми группами и в одиночку.
Тогда у одного богатыря по имени Бора-батыр было шестьдесят драконов, которые охраняли [его крепость от] эмегенов. Этих эмегенов было шестьдесят. Они боялись драконов, не нападали на крепость и выжидали удобного момента.
Бора-батыр был одним из бийев нартов. У него был табунщик по имени Чюелди, который тоже был из нартов.
Однажды у табунщика Чюелди погас огонь. Увидев вдали отблески огня, он отправился туда. Один шаг его коня равнялся месяцу пути, а прыжок — году пути.
Этот табунщик в поисках огня подъехал к крепости, откуда исходил свет. «Эй, кто здесь есть?» — крикнул он. [А в крепости жили эмегены. Когда они его пригласили к себе], он насчитал шестьдесят пятиглавых эмегенов. На огромном костре кипели шестьдесят котлов. В каждом из них варилось по одному быку.
Когда мясо сварилось, каждый эмеген взял по котлу. [Некоторые из них], заглотав свою долю, но не насытившись, старались выкрасть мясо у других. ...
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ
ПЕРЕВОДЫ
VII. ШЫРДАН И НЁГЕР
В давние времена среди нартов был один нарт [по имени] Жёнгер. По ночам он ездил на лошадях, быстрых, как ветер, а днем он лез в багуш, ссылаясь на то, что у него ревматизм. Не было бед, которых бы он не причинил, не было вреда, которого бы он не нанес, не было места, где бы он не побывал. Узнав о таких его проделках, Злоязычный Гиляхсыртан приехал на коне к этому багушу и стал там джигитовать на коне. Тогда Жёнгер рассердился и спросил Гиляхсыртана:
— Я больной, почему ты скачешь на коне по моему багушу?!
Гиляхсыртан сказал:
— Не будь я Гиляхсыртаном, если я не узнаю, болен ты или здоров, у собаки — собачьи выходки, мусор — всегда мусор. Если ты [настоящий] человек, отправляйся добыть белого жеребца Жетиевых. ...
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ
ПЕРЕВОДЫ
VII. ШЫРДАН И НЁГЕР
Молва о красоте дочери Ёрюзмека Агунде разошлась по всей нартской земле, и все только об этом и говорили. Золотые волосы Агунды доходили до пят. Ее черные глаза [блестели], словно солнечные лучи после дождя. Любое дело, за которое она бралась, она выполняла очень быстро и хорошо.
Утром, когда она со своим медным кувшином отправлялась за водой, [люди] не могли налюбоваться ее легкой походкой, красивым станом и прекрасным ее лицом, подобным светлой луне на ночном [небе]. Много нартских юношей добивались ее руки, посылали к ней сватов, но она всем им отказывала.
Агунду сватал и хитроумный Шырдан. Он обещал дать за нее в калым тысячу лошадей, тысячу коров и быков, тысячу баранов и сто возов с добром. Но Агунда и его отвергла. И тогда Шырдан решил схитрить.
Он собрал нартов и объявил: «Я сделаю своего сына мишенью. Кто сможет попасть и убить его, с тем ничего не сделаю, я обещаю. Если же его [никто] не сможет убить, тогда вы отдадите за меня Агунду». Нартские юноши собрались, проверили свои луки и приготовились к стрельбе по мишени. ...
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ
ПЕРЕВОДЫ
VII. ШЫРДАН И НЁГЕР
Нёгер был хитроумный мужчина. Днем, надев [на себя] рваную одежду, он валялся в багушах1...он валялся в басу шах... — Б а г у ш — мусорная яма, свалка, навоз., а ночью [крал] и продавал в рабство детей. Шырдан не ведал об этих его делах. Увидев его рваную одежду, он с презрением посмотрел на него и сказал: «Беспомощный бедняк». [А] богатству нарта Шырдана не было ни начала ни конца. У него было бесчисленное множество скота, сокровищ, земли. Сам же он был коварным, чванливым, хвастливым человеком.
Он очень любил спорить и, когда выигрывал, лишний раз показывал свое превосходство.
Однажды Шырдан пошел к нартам. Он собрал весь нартский народ и сказал:
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ
ПЕРЕВОДЫ
VI. БЁДЕНЕ — РАЧЫКАУ
Еречыкау был исполином. И его конь был очень огромным — он был величиной с курган. [Однажды Ёречыкау] в пути встретил большую свадьбу. Участники свадьбы не пригласили его [ни к своему застолью], ни на свои пляски. После такого их поведения он подстегнул коня и въехал в середину свадьбы. Поняв, что он не уйдет, не получив от них свою застольную долю, ему вынесли нартскую чашу объемом в сто больших аяк, наполнив ее бузой и сырой, [и подали] девять туш зубров, зажаренных целиком.
Надев поводья коня на левую руку, он взял чашу и мясо в руки. Он съел мясо в два приема и разом осушил чашу, вмещающую сто аяк питья. Вернув обратно чашу, он сказал: «Этого мне недостаточно».
И тогда хозяин дома сказал, [рассердившись]: «[Почему это] все бродяги должны приходить и оставаться здесь?». Услышав эти слова, [Ёречыкау] сказал: «Я буду не я, если здесь останусь, эти оскорбительные слова убили меня» — и уехал оттуда. ...
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ
ПЕРЕВОДЫ
VI. БЁДЕНЕ — РАЧЫКАУ
Карашауай и Ёречыкау не были знакомы друг с другом. «Я не я, если не познакомлюсь с Ёречыкау»,— сказал [Карашауай] и отправился в дорогу. Когда Карашауай вышел в дорогу, и Ёречыкау выехал на его поиски. В пути они повстречались у одного моста и приветствовали друг друга.
Они разговорились и выяснили, что Карашауай выехал на поиски батыра степей Ёречыкау, а Ёречыкау выехал на поиски батыра гор Карашауая.
Тогда Ёречыкау сказал:
— Батыр степей — Ёречыкау — это я.
— А батыр гор — я,— ответил [Карашауай].
— Ну, если так, то мы оба с тобой батыры, ты в горах, я — в степи,— сказал Ёречыкау.
Потом он [решил испытать себя и Карашауая и] сказал:
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ
ПЕРЕВОДЫ
VI. БЁДЕНЕ — РАЧЫКАУ
Сосук был таков человек: он из древесных углей баранов делал, а золу превращал в соль и ею баранов кормил. Он был храбр и мужествен, но свою храбрость и мужество никому не выказывал. Ночью он отправлялся вдаль, разбивал таборы, забирал казну и наутро уже был дома (все это были мечты Сосука). Днем же Сосук лежал, растянувшись на солнце, и малые и большие прохожие над ним смеялись, называя его круглым дураком.
Родные Сосука, полагая, что он с ума сошел, пригласили в свой дом аульных знахарей и знахарок для совета, как поступить с сумасшедшим. Знахари и знахарки сказали: на перекрестке семи дорог выстроить конюшню, поселить там Сосука и дать ему семь баранов. Родные так и сделали. ...
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ
ПЕРЕВОДЫ
VI. БЁДЕНЕ — РАЧЫКАУ
Некогда Бёдене, русский переселенец, пришел к нартам; те радушно его приняли и выдали за него невесту без калыма. Бёдене поселился в ауле Кинте и занимался исключительно рыболовством. Когда он ходил на ловлю, его всегда сопровождали собаки «ызчи-самырла»1Ыз — след, самырла — собаки особой породы, вероятно водолазы. и за ним тащился всегда обоз в сорок повозок. В руках он постоянно держал медный крючок.
Одна княгиня имела сорок служанок и одну из них очень любила. Эта служанка вставала рано и каждый день ходила за водой к Джаным суй- лары2Правильно: «суулары». (к водам Джаным). Однажды она, по обыкновению, рано утром пошла за водой. Но тогда уже были короткие дни зимы, и воды оказались замерзшими; поэтому служанка принуждена была отправиться за водой к Эдилю-реке. Следом за ней бежала собачка Канчик. Со всех сторон к последней начали приставать другие собаки, и набралось их сорок собак. Окружив Канчика, они кидались на него; но Канчик, ощетинясь и скрежеща зубами, бросался на них и разгонял их в стороны. Служанка заметила это и промолвила: ...
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ
ПЕРЕВОДЫ
VI. БЁДЕНЕ — РАЧЫКАУ
Во времена нартов жил человек по имени Рыбак Бёдене — мужчина, у которого не было ни семьи, никого. Рыбак Бёдене ловил удочкой рыбу на берегу реки Терек. Ловить рыбу Бёдене всегда ходил с одним и тем же напарником — юношей-ездовым. С утра до обеда Рыбак Бёдене удочкой добывал полную арбу рыбы, его напарник складывал ее на арбу и увозил домой.
Еще в том месте, где Рыбак Бёдене ловил рыбу, на берегу Терека, жили девять братьев. У них была единственная сестра. Не было в мире ничего, чтобы они не приносили своей сестре, они так сильно ее любили, что поили ее молоком дичи. И девушка была как солнечный луч, удивительным существом.
И вот однажды пошел Рыбак Бёдене к месту напротив [того] дома, где жила эта девушка, чтобы ловить удочкой рыбу. ...
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ
ПЕРЕВОДЫ
VI. БЁДЕНЕ — РАЧЫКАУ
Эй, в стране нартов жил Созукку,
Нартским пастухом был Созукку,
Эй, очень щедрым был Созукку.
Семь лет батрачил Созукку, 5 За эти семь лет баранов заработал Созукку.
Эй, на распутье семи дорог свой кош поставил Созукку,
Когда прошло семь лет, своих баранов сосчитал Созукку.
Эй, семь тысяч [голов] насчитал Созукку,
Эй, оттуда к берегу Адыла переселился Созукку. ...
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ
ПЕРЕВОДЫ
VI. БЁДЕНЕ — РАЧЫКАУ
Нартские [пастухи], перегоняя скот [нартов] на летние пастбища, остановились на берегу Адиля.
Кырс-бийче* и две ее служанки с кувшинами приходили к [другому берегу] Адиля за водой. Нартский пастух Ёребаш сказал своим товарищам:
— Кто из вас сможет переплыть на ту сторону [реки] и, побыв с одной из служанок Кырс-бийче, вернется обратно; тому я подарю триста валухов.
Юноша, который на год нанялся к Ёребашу пастухом, надул два бурдюка, взял их под мышки и бросился в Адиль. Переплыв на другой берег, он спрятался. Когда туда подошла одна из девушек — служанок Кырс-бийче, он выскочил и поймал ее. Сделав свое мужское дело, он переплыл [обратно] к Ёребашу. ...
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ
ПЕРЕВОДЫ
V. НАРТСКИЕ ПЕСНИ И СКАЗАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ НЕСКОЛЬКИМ ГЕРОЯМ
Трое нартских батыров отправились на лисью охоту, говорят.
Они все вооружились и [отправились], говорят.
Старший из них — большеглазый Ёрюзмек, говорят.
Средний — не всегда верный своему слову Сибилчи был, говорят. 5 А младший — железнотелый Сосурук, говорят.
Все трое на лисью охоту пошли, говорят.
Черной лисицы искали [они] след, говорят.
Место, где она спит ночью, стерегли, говорят. ...