Воскресенье, 06.10.2024, 22:17

Карачаевцы и балкарцы

Джел келтирир - суў элтир.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
07.07.2024 | 05:19 | Бара-бара баз табдым (Экинчи вариант)
Чёмюч деген неди
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

III. СОСУРУК/СОСУРКА

Среди нартских батыров Сосурук был не очень сильным. Однако [он] был остроумным и находчивым батыром. Поэтому среди нартов были такие, кто недолюбливал Сосурука и искал повод, чтобы расправиться с ним.

[Однажды они] объявили: «Состоится игра с колесом, кто хочет, пусть придет к подножию горы Чынгыл»*.

Все нартские юноши, кто надеялся на свою силу, собрались там. Пригласили туда и Сосурука.

Игра была такой: с вершины горы Чынгыл нарты скатывали вниз очень тяжелое железное колесо диаметром в один кычырым, а чтобы обхватить его, у нартов не нашлось бы веревки такой длины. В это время один [из играющих], стоя у подножия горы, должен был ударить катившееся колесо сначала лбом, затем руками, а затем грудью и возвратить назад [на гору].

Когда началась игра, никто из юношей не отважился вступить в игру первым. [Сосурук], не зная их коварного замысла, первым вступил в игру.

Сыновья же той группы нартов, что хотела погубить Сосурука, поднялись на вершину горы. Подняли туда и колесо. Сосурук подошел к подножию горы, крепко уперся ногами в землю и стал лицом в ту сторону, откуда должно было катиться колесо.

С вершины [горы] покатили колесо. Оно катилось быстро, как стрела, неслось, рассыпая искры, разрушая и разбивая скалы, превращая камни в пыль. Стоявший [у подножия] Сосурук ударом лба отправил колесо назад. Второй раз он вернул колесо, ударив его руками, в третий раз — ударом груди. Нарты были поражены этим.

Когда игры закончились, Сосурук по дороге [домой] нашел золотое кольцо, поднял его и положил в карман. Прийдя домой, он стал рассказывать о том, как одержал победу в игре.

—Лишь бы колесо не задело мои незакаленные колени, а так в этой игре меня никто не сможет победить.

Как только он это произнес, вспомнил о своей находке.

—Я сегодня нашел красивое кольцо. Посмотри-ка, — сказал он и полез в карман, желая показать [его] Сатанай.

—Нет, это не кольцо, ты нашел не кольцо, ты погибель нашел на свою голову, — сказала Сатанай Сосуруку. А затем [добавила]:

—Достань, покажи, [я] посмотрю, что это за- кольцо?

Но когда Сосурук хотел достать и показать Сатанай [кольцо], его уже в кармане не оказалось. Это был обур1Обур — здесь в значении оборотень, колдун..

Тогда Сатанай так сказала Сосуруку:

—Если ты опять пойдешь на игру нартов с колесом, оно отрежет тебе ноги. —Я еще никогда не отступал, испугавшись опасности, — сказал Сосурук. — Если я отступлю от этого, [я] опозорю доброе имя нартского народа и мне придется завтра выходить на улицу, накрыв голову платком2...мне придется завтра выходить на улицу, накрыв голову платком...— Имеется в виду, что он тогда уподобится женщине. Выражение свидетельствует о нерешительности, трусости мужчины., — сказал.

Проведав, что уязвимым, слабым местом Сосурука были его колени, [нарты] снова пригласили Сосурука на игру с колесом. Нарты сказали, что теперь [колесо] нужно отбивать ударом колен.

В числе тех, кто катил колесо вниз, был и тот обур, [который] проник в карман Сосурука.

— Теперь катите колесо так, чтобы его удар пришелся по коленям, иначе [с ним] ничего не сделаете, потому что все остальное его тело из стали, — поучал он нартов.

Нартские юноши, катившие колесо, крикнули:

— Сосурук, теперь останови колесо ударом колен!

Колесо покатилось, разрушая скалы, превращая камни в песок, и, ударившись о колени Сосурука, перебило ему колени. Те, кто катил колесо, бросили [Сосурука] там и ушли.

[К тому месту] прилетел огромный орел. Сосурук попросил его:

—Полети к Сатанай и расскажи ей о том, что случилось со мной. Если это исполнишь, нарты будут тебя кормить любимой твоей едой и лелеять всю жизнь.

—Нет, не полечу, — ответил орел. — Или ты забыл, джигит Сосурук, как ты, коща убивал зверей в лесу, уносил всю добычу, не оставляя мне даже кусочка?

Вслед за ним прибежал заяц. Сосурук попросил [и] его:

—Зайчик, ты один из тех бедняг, которые всегда живут, боясь других зверей; сбегай и расскажи нартам, что я здесь нахожусь, лишенный ног, а я [потом] тебя буду оберегать от зверей.

—Нет, я боюсь. Догонит меня волк и съест, — ответил заяц и ускакал прочь.

Наконец прилетел голубь.

—Ты самый дорогой среди птиц, лети и сообщи Сатанай, что я без ног, — попросил Сосурук.

—Да, я часто садился на вашу яблоню, на которой растут золотые яблоки 3, и стряхивал их на землю, но ты не разу не послал в меня стрелу. Я знаю, что ты — батыр Сосурук, — ответил голубь и быстрее ветра полетел к Сатанай и сказал: —Поляна заполнилась кровью [Сосурука], и его кровью насыщаются птицы.

Куртха Сатанай быстро к Сосуруку прибежала.
Коснувшись [губами] его раненых колен,
Раздробленные кости колен срастила.
Затем забрала его с собой в нартский аул.

Примечания.

Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 6, балк. Исп. Мурзабек Малкондуев (р. 1880), с. Кенже (КБР), 1965, зап. А. 3. Холаев. Опубл.: Нартла, с. 100— 103.

В отличие от других национальных версий Нартиады в данном сказании Сосурук не умирает после того, как колесо перерезает ему колени, его исцеляет Сатанай.

1 [↑ назад]Обур — здесь в значении оборотень, колдун.
2 [↑ назад]...мне придется завтра выходить на улицу, накрыв голову платком...— Имеется в виду, что он тогда уподобится женщине. Выражение свидетельствует о нерешительности, трусости мужчины.

В балкаро-карачаевском эпосе только в этом сказании говорится о яблоне с золотыми яблоками.

Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (27.11.2014)
Просмотров: 955 | Комментарии: 1 | Теги: 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ

Всего комментариев: 1
avatar
0
1 kislyakoffeu • 12:16, 14.08.2023
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
avatar