Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1 |
В категории материалов: 774 Показано материалов: 601-620 |
Страницы: « 1 2 ... 29 30 31 32 33 ... 38 39 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Комментариям · Просмотрам
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ ПЕРЕВОДЫ II. ЁРЮЗМЕК И САТАНАЙ В одной нартской семье было пять братьев — Ёрюзбий, Эльбуздук, Таубий, Тауас, Карашауай. Они были сыновьями Алаугана1Это нетипично. Традиционно Алауган имеет единственного сына — Карашауая.. Здесь между Ынчытты и Ылгыбасом, на горе Кёрюк, говорят, [и сейчас] лежит ручная мельница Кара- шауая. Эти пять братьев враждовали с Ёрюзмеком. Они, чтобы убить его, так решили: «Давайте устроим той, пригласим Ёрюзмека, напоим его и убьем». По обычаю, его на той должен был пригласить старший из братьев — Ёрюзбий, но он был глухонемым, поэтому вместе с ним пошел и Карашауай, и они пригласили [Ёрюзмека на той]. ... |
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ ПЕРЕВОДЫ II. ЁРЮЗМЕК И САТАНАЙ Однажды Фук взял [с собой] несколько всадников и в путь отправился. — [Давайте] поедем и угоним скот этого проклятого, поганого Ёрюзмека,— сказал он. Подъехав к Ёрюзмеку, они приветствовали его: — Эй, овчар, да приумножится [твой скот]! — Добро пожаловать, заходите [в кош]! — ответил Ёрюзмек. — Нет, ты, презренный, [недостоин того], чтобы мы были твоими гостями. - Дай нам несколько баранов, и мы поедем [дальше]. — А что я могу вам дать? Ведь я пасу баранов аульчан. [В отаре] мне принадлежит только один баран, вот его и забирайте,— сказал Ёрюзмек. — А ну, поймайте,— сказал Фук, указав на барана, которого дал [Ёрюзмек]. Посмотрев его метку1Посмотрев его метку...— В аулах каждый владелец домашнего скота имеет свою метку. Эти метки делают, или надрезая ухо животного или ставя тавро., он велел поймать из стада еще около десяти баранов с такими же метками. ... |
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ ПЕРЕВОДЫ II. ЁРЮЗМЕК И САТАНАЙ Давным-давно, во времена нартов, хозяином, главой земли, был Ёрюзмек, а главой неба, [его] Тейри, был Фук. Когда между ними началась вражда, Ёрюзмек поднялся ка небо и победил Фука. Он не стал убивать Фука, а вместе с ним на его орлиных крыльях спустился на землю и бросил его в глубокую яму. — Я — хозяин неба, а Ёрюзмек — хозяин земли. И как же я дал себя осилить, как это Ёрюзмеку удалось победить меня? — сокрушался Фук. Кипя злобой, он придумывал пути избавления. Один из врагов Ёрюзмека откуда-то проведал, что Ёрюзмек, связав, бросил Фука в яму, и помог Фуку бежать. Ёрюзмек, узнав, что Фук бежал, бросился в погоню. [Когда Ёрюзмек догнал Фука], Фук столкнул его в реку и заморозил воду1В эпосе мотив замораживания противника традиционно используется в вариантах сказаний на сюжет о добывании Сосуруком огня. Когда Ёрюзмек понял, что Фук победил его, он попросил его: — Не оставляй меня здесь мучиться, а снеси мне голову моим же мечом. ... |
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ ПЕРЕВОДЫ II. ЁРЮЗМЕК И САТАНАЙ 1Переведена с горского (балкарского) из тетради Науруза Урусбиева. Однажды, когда старые люди сидели на «нагише»2Правильно: на «ныгыше». и рассуждали о разных делах, в это время богатые и зажиточные люди вели в дань по одному быку по третьему году (трехгодовалые). Менее зажиточные — белого с черными ушами по второму году валуха (выложенный баран). У кого не было того и другого — по кувшину пива. Не имевшие всего этого — копченые бока или просоленные безрогие головы кочкарей (тоже выложенный баран)3В карачаево-балкарском языке кочкар ( кочхар) — «баран», «баран-производитель».). Все это и несли в дащ> нартскому князю, волшебнику Пукку. ... |
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ ПЕРЕВОДЫ II. ЁРЮЗМЕК И САТАНАЙ
Орюзмек1Все дореволюционные публикации балкаро-карачаевского нартского эпоса на русском языке, за исключением этой нартской песни, имеют прозаическую форму. был из узденей, Много труда перенес2...Много труда перенес...— Неточный перевод. Во всех вариантах нартских песен об Ёрюзмеке, бытующих в балкаро-карачаевской среде, поется: «Много трудностей [испытаний] перенес»., Сила его не уступала силе нартов. Кто же он, Орюзмек? В горах родился, на плоскости воспитан, Он головы рубил, как траву косил; ... |
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ ПЕРЕВОДЫ II. ЁРЮЗМЕК И САТАНАЙ
Ёрюзмек — глава всех нартов, Схуртука Схуртукова [он] сын. Темноусый, с глазами [большими], как у барана1...с глазами [большими], как у барана...— У балкарцев и карачаевцев сравнение глаз героя (героини) с глазами барана, как и у многих тюркских народов, является традиционным., Правдивый, верный своему слову. 5 Ёрюзмек — нартский уздень2Ёрюзмек — нартский уздень...— «Уздень» — здесь в значении «предводитель», «глава». Один из постоянных эпитетов балкаро-карачаевского Ерюзмека., Он много трудностей пережил. Бесчинства Рыжего Фука ему надоели, [Еще] в детстве он их все испытал на себе. |
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ ПЕРЕВОДЫ I. НАЧАЛО НАРТОВ. РОЖДЕНИЕ НАРТСКИХ ГЕРОЕВ 1Данное сказание — фрагмент сказания «Три нарта и три эмегена» (см.: V цикл наст. изд.). Оно уникально тем, что здесь дается подробное описание богатырского детства Ёрюзмека, который, согласно сказанию, сирота и случайно попал в страну нартов.
Мальчик Ёрюзмек в семь лет
Остался сиротой. Он сам по себе бродил в горах, Добывая себе пропитание. Однажды он увидел вдали дым костра и без страха пошел прямо туда. Когда пришел [туда], увидел, что нарты одного аула собрались и испытывали свои силы в метании камня, в стрельбе по зеркалу, прикрепленному к небу, в борьбе, в беге, в поднятии тяжелых камней. ... |
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ ПЕРЕВОДЫ I. НАЧАЛО НАРТОВ. РОЖДЕНИЕ НАРТСКИХ ГЕРОЕВ
Солнце — отец Сатанай, Луна — родившая ее ласковая мать. У Луны ее Тейри Моря похитил, Его имя было — Суу Желмаууз*Варианты: « Р о ж д е н и е С а т а н а й » . Звукозапись X. X. Малкондуева с голоса Абдуллы Гергокова (р. 1898), пос. Белая речка (КБР), 1979 г. Архив КБНИИФЭ. Балкарская фонотека, кас. 103/2 (п).. 5 Тейри Моря [ее] на острове спрятал И много лет держал [ее] втайне. Луна затмилась, лик ее почернел, Печалилась, горевала [она]. ... |
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ ПЕРЕВОДЫ I. НАЧАЛО НАРТОВ. РОЖДЕНИЕ НАРТСКИХ ГЕРОЕВ
На свет не являлась красавица, подобная Ак-бийче. Однажды [она] белье стирать вышла, Колен ее нагота небу открылась. С неба глянув, салымчы1Варианты: « Ё р ю з м е к и Д а у у р б и й». Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 5, балк. Исп. Айтеков Жашыу, с. В. Чегем (КБР), 1959, зап. С. Отаров. ее увидели, 5 Они от вожделения чуть не умерли. |
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ ПЕРЕВОДЫ I. НАЧАЛО НАРТОВ. РОЖДЕНИЕ НАРТСКИХ ГЕРОЕВ 1Данное сказание — часть из «Песни 1». Вторую ее часть см. в цикле «Дебет — Алауган — Карашауай» под названием «Рождение Шевая».) Как только Творец создал Кавказ и лучший его перл — величественный Эльбрус, то и дозволил у подножия этой горы селиться людям; первыми поселенцами были Ной со своим семейством, ковчег которого после всемирного потопа остановился на Эльбрусе 2Горцы положительно убеждены, что Ноев ковчег остановился на Эльбрусе. Одни указывают на впадину между двумя вершинами горы как место, через которое прошел ковчег, а другие более основательно ссылаются на то, что одному из горцев, восходившему на вершину, удалось найти обрубок как бы обделанного дерева, и обрубок этот до сих пор хранится у них как святыня.. ... |