Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1 |
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ ПЕРЕВОДЫ II. ЁРЮЗМЕК И САТАНАЙ В одной нартской семье было пять братьев — Ёрюзбий, Эльбуздук, Таубий, Тауас, Карашауай. Они были сыновьями Алаугана1Это нетипично. Традиционно Алауган имеет единственного сына — Карашауая.. Здесь между Ынчытты и Ылгыбасом, на горе Кёрюк, говорят, [и сейчас] лежит ручная мельница Кара- шауая. Эти пять братьев враждовали с Ёрюзмеком. Они, чтобы убить его, так решили: «Давайте устроим той, пригласим Ёрюзмека, напоим его и убьем». По обычаю, его на той должен был пригласить старший из братьев — Ёрюзбий, но он был глухонемым, поэтому вместе с ним пошел и Карашауай, и они пригласили [Ёрюзмека на той]. В назначенный день устроили большой той. Ёрюзмек тоже приехал [туда]. Въехав во двор, он спешился и сам привязал своего коня. Ёрюзмека пригласили за стол. [Все] начали пить, есть, петь песни. А Ёрюзмек был очень искусным певцом. [Ёрюзмек за стол] сел, не сняв свою волчью шубу. Эта шуба [обладала таким свойством]: она давала ему знать обо всех [вражьих] кознях. И в этот раз она дала ему понять, что нарты задумали убить его2Постоянный атрибут Ёрюзмека — волчья шуба, которую он носит внакидку, только в данном сказании наделена волшебными свойствами. В нартском эпосе балкарцев и карачаевцев традиционно функция помощницы, советчицы и провидицы во всех делах Ёрюзмека принадлежит Сатанай.. Но Ёрюзмек, ничего не говоря, [выжидал, чем все закончится], а сыру, которую ему преподносили, он [незаметно] сливал в свой рукав3Во всех остальных вариантах сказаний на сюжет «пир с западней» Ёрюзмек питье сливает в трубочку, вставленную Сатанай в его горло.. Спустя некоторое время он предложил нартам: «Давайте теперь устроим конские игры». [Пошли] и привели его коня. [А до этого], во время тоя, Ёрюзбий пошел и надрезал подпруги его коня так, чтобы они чуть-чуть держались. Ёрюзмек вскочил на своего коня и в начале игры осторожно [поскакал]. А когда его волчья шуба своими рукавами стала придерживать надрезанные места подпруги, он стал вовсю скакать вверх-вниз, туда-сюда и показал всем великолепную игру на своем коне. При этом комья земли, вылетавшие из-под копыт его коня, [были настолько велики], что испугали людей4Имеется в виду, что они боялись, как бы эти комья не упали на них.. И тогда нарты, эти пять братьев, поняли, что они ничего не смогут с ним поделать. Примечания. Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 5, балк. Исп. Локман Мокаев (р. 1884), с. Бабугент (КБР), 1972, зап. А. М. Теппеев. 1 [↑ назад]Это нетипично. Традиционно Алауган имеет единственного сына — Карашауая. 2 [↑ назад]Постоянный атрибут Ёрюзмека — волчья шуба, которую он носит внакидку, только в данном сказании наделена волшебными свойствами. В нартском эпосе балкарцев и карачаевцев традиционно функция помощницы, советчицы и провидицы во всех делах Ёрюзмека принадлежит Сатанай. 3 [↑ назад]Во всех остальных вариантах сказаний на сюжет «пир с западней» Ёрюзмек питье сливает в трубочку, вставленную Сатанай в его горло. 4 [↑ назад]Имеется в виду, что они боялись, как бы эти комья не упали на них. ↑ Наверх ↑ | Содержание | 17. Ёрюзмек и сын Фука Жанпараз | Приложение 4. Как Сатанай спасла своего мужа
Просмотров: 718
|
|
Всего комментариев: 0 | |