Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1 |
4. ПРЕКРАСНАЯ САТАНАЙ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ ПЕРЕВОДЫ I. НАЧАЛО НАРТОВ. РОЖДЕНИЕ НАРТСКИХ ГЕРОЕВ
Солнце — отец Сатанай,
Луна — родившая ее ласковая мать. У Луны ее Тейри Моря похитил, Его имя было — Суу Желмаууз*Варианты: « Р о ж д е н и е С а т а н а й » . Звукозапись X. X. Малкондуева с голоса Абдуллы Гергокова (р. 1898), пос. Белая речка (КБР), 1979 г. Архив КБНИИФЭ. Балкарская фонотека, кас. 103/2 (п).. 5 Тейри Моря [ее] на острове спрятал И много лет держал [ее] втайне. Луна затмилась, лик ее почернел, Печалилась, горевала [она]. Из-за [Сатанай] бывают затмения Луны и Солнца: 10 Из-за нее [они] дрожат, содрогаются, Свой свет на землю не посылают. На их плач звезды собираются. Они на землю с высокого неба смотрят, Спрашивают, где находится Сатанай. 15 Но что с ней, где [она] — не могут узнать, [А] у Желмаууза не решаются спросить. Когда Луна плачет, из ее глаз льются дожди, Когда Солнце [от горя] раскаляется, на земле травы горят. Суу Желмаууз спрятал Сатанай, не отдает, 20 На острове ее никто не видит: Остров туманом [он] окутал, Сам [же] опустился и лег на дно морское. За Сатанай Суу анасы ухаживала, Золотые ее волосы1...Золотые ее волосы...— Здесь указание на то, что у Сатанай золотые волосы — не метафора. В народном представлении она как дочь Солнца на самом деле златоволоса. О том, что у нее были золотые волосы, упоминается и в сказании «Три нарта и три эмегена». она своей рукой расчесывала. 25 Но [в горе] день Сатанай проходил, Рассвет над морем не радовал [ее]. Несколько лет [она] в слезах провела, [И] однажды ночью решила бежать. Размалевав лицо2Размалевав лицо...— Сатанай это делает, чтобы скрыть свою светящуюся, лучезарную красоту., вышла на морской берег, 30 Набрела на березовую доску и села на нее. Превратив руки и ноги в весла, начала грести, Ветры, подгоняя [ее], на черную землю вынесли. Ее алмосту*Варианты: « Р о ж д е н и е С а т а н а й » . Звукозапись X. X. Малкондуева с голоса Абдуллы Гергокова (р. 1898), пос. Белая речка (КБР), 1979 г. Архив КБНИИФЭ. Балкарская фонотека, кас. 103/2 (п). увидели и с собой забрали, Отвели в дремучий лес и еду подали. 35 Алмосту [ее] кормили пищей из кореньев, Оказывали Сатанай почет и уважение. Алмосту разговаривать не умели, [Но] к Сатанай [они] были доброжелательны. Однажды они [все] бегали, носились, 40 Неожиданно на какой-то холм наткнулись. От этого холма чуждым запахом несло, [От этого запаха] старая алмосту потеряла сознание. Остальные [алмосту] назад убежали, По темному лесу рассыпались, разбежались. 45 Большой холм старым эмегеном оказался, Он в этом дремучем лесу семьсот лет прожил. А Сатанай не смогла убежать, [И] старый эмеген решил [ее] поймать. Тогда Сатанай, открыв лицо, взглянула [на него] — 50 Вмиг единственный глаз эмегена ослеп, Его единственный глаз видеть перестал3...Его единственный глаз видеть перестал.— В Нартиаде об ослепляющем действии лучезарной красоты Сатанай говорится только в балкаро-карачаевской версии.. Разъярившись, [эмеген] огромные камни схватил. Ничего не видя, [эти] камни стал швырять, [От бессилия] комья земли стал глотать. 55 Вот так шел [он] и с крутой скалы свалился, Его огромное тело о речные камни разбилось. [А] юная Сатанай осталась одна-одинешенька, В дремучем лесу одинокая, сама с собой. Долго бродила она в дремучем лесу, спотыкаясь, 60 Взывая о помощи, молилась Тейри Земли. Красота [ее] камни и горы озаряла, Всех заставляла на себя глядеть. Сатанай увидев, [даже] реки останавливались, И даже ночью были светлыми равнины и горы. 65 Так Сатанай долго бродила, не находя людей, Чтобы поесть, не было [у нее] ни крошки хлеба. И, так блуждая, она в страну нартов пришла. На окраине аула [ее] ведунья [нартов] увидела. Ведунья Сатанай [с собой] взяла, 70 Привела [домой] и в чулане поселила. Втайне [от всех] ведунья ее вырастила4Втайне [от всех] ведунья ее вырастила.— Не только в данной нартской песне, но и в сказании «Как Сатанай победила войско Темир-Капу» указывается, что воспитательницей Сатанай является ведунья нартов., [Потом] Ёрюзмеку о девушке намекнула. Отдала [ее] в жены Ёрюзмеку, Ёрюзмек у нее мудрости научился. 75 [Так] Сатанай стала матерью [рода] нартов. Ёрюзмек же стал отцом воинов нартов. Примечания. Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 4, балк. Исп. Хашим Малкондуев (р. 1897), с. В. Чегем (КБР), 1965, зап. С. О. Шахмурзаев. Опубл.: Нартла, с. 28—31; МКХПЧ, с. 28— 29; ДЗЕД, с. 24—26. Одно из уникальных, самобытных сказаний балкарцев и карачаевцев. Бытует как нартская песня. 1 [↑ назад]...Золотые ее волосы...— Здесь указание на то, что у Сатанай золотые волосы — не метафора. В народном представлении она как дочь Солнца на самом деле златоволоса. О том, что у нее были золотые волосы, упоминается и в сказании «Три нарта и три эмегена». 2 [↑ назад]Размалевав лицо...— Сатанай это делает, чтобы скрыть свою светящуюся, лучезарную красоту. 3 [↑ назад]...Его единственный глаз видеть перестал.— В Нартиаде об ослепляющем действии лучезарной красоты Сатанай говорится только в балкаро-карачаевской версии. 4 [↑ назад]Втайне [от всех] ведунья ее вырастила.— Не только в данной нартской песне, но и в сказании «Как Сатанай победила войско Темир-Капу» указывается, что воспитательницей Сатанай является ведунья нартов. * [↑ назад]Варианты: « Р о ж д е н и е С а т а н а й » . Звукозапись X. X. Малкондуева с голоса Абдуллы Гергокова (р. 1898), пос. Белая речка (КБР), 1979 г. Архив КБНИИФЭ. Балкарская фонотека, кас. 103/2 (п). Просмотров: 1783
|
|
Всего комментариев: 0 | |