Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1 |
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ ПЕРЕВОДЫ II. ЁРЮЗМЕК И САТАНАЙ В древние времена был человек по имени Фук, который властвовал над нартами. Все его алгыши* и каргышы* сбывались, и поэтому нарты повиновались ему и платили ему дань. Со временем нарт Ёрюзмек вступил с ним в борьбу. И когда он начал притеснять Фука, тот, поняв, что его дела плохи, проклял нартов и улетел на небо. После того как он улетел на небо, на земле нартов женщины перестали рожать, жеребцы перестали ржать, быки перестали мычать, пашни перестали колоситься, затихли лягушачьи озера, ягнята и козлята перестали блеять. Нарты и ведуньи собрались и решили: чтобы на земле люди не погибли [от голода], надо постараться как-нибудь вернуть Рыжего Фука в страну нартов и опять жить, преклоняясь перед ним. А одна очень старая, беззубая, полуслепая ведунья,так сказала: — Нарт Ёрюзмек победит краснобородого Рыжего Фука, если он заимеет перстень Фука с девятью печатками и если Дебет изготовит ему меч из осколков звезды, упавшей [с неба] в прошлом. И еще — если он, убив девять рысей, стерегущих небесную крепость Рыжего Фука, сделает из их шкур шубу и наденет ее на себя1Этнографический и фольклорный материал, которым мы располагаем, дает нам основание говорить о том, что у предков балкарцев и карачаевцев рысь относилась к почитаемым диким зверям. Ее функции амбивалентны: она выступает и как носитель доброго начала (так, ее когти служили оберегом от нечистой силы) и как существо, связанное с потусторонним миром (например, если человек долго и мучительно умирал, перед его глазами махали рысьей лапой), а в охотничьей обрядовой поэзии рысь выступает одним из врагов Апсаты (вероятно, это связано с тем, что она часто нападает на оленей, ланей, диких коз и т.д., покровителем которых и является Апсаты).. На небе крепость Фука охраняли девять волков и девять рысей. Когда Ёрюзмек приземлился во дворе небесной крепости Рыжего Фука2...приземлился во дворе небесной крепости...— Здесь сказителем пропущен эпизод о том, как Ёрюзмека из пушки выстрелили в небо — традиционный для всех вариантов сказаний на сюжет о борьбе Ёрюзмека с Фуком., он снес головы девяти рысям. Быстро содрал их шкуры и опоясался ими. А волков он не тронул, и волки его не тронули3А волков он не тронул, и волки его не тронули.— Это еще один реликт почитания предками балкарцев и карачаевцев волка. Согласно же вариантам сказаний о рождении Ёрюзмека, он вскормлен молоком волчицы. В эпосе постоянный атрибут Ёрюзмека — волчья шуба.. Потом [Ёрюзмек] вошел в чудесную комнату Фука и так ему сказал:
— На земле реки высохли, голод наступил,
Я к тебе от имени страны нартов пришел. Все нарты убедились в твоем могуществе, Мы все желаем поклоняться тебе. Фук в ответ произнес много страшных проклятий и, распустив свои крылья, [собрался улететь]4Спецификой данного сказания является то, что здесь Фук сам имеет орлиные крылья.. Тогда Ёрюзмек вытащил свой меч, и между ними начался бой. Меч Фука очень быстро поломался. И тогда Фук схватил [голыми] руками меч Ёрюзмека и переломил его. Сын нартов все равно одолел Рыжего Фука, но убивать его не стал. Зацепившись за его крылья, он спустился вместе с ним на землю и, бросив его в глубокую яму, продержал там некоторое время. На земле помаленьку стали течь реки, заколосились пашни, и у людей и у животных начало появляться потомство. Однако богатства, довольства не было ни в чем. [Вот поэтому по-прежнему] на земле почти не были слышны смех и звуки кобуза * и сырыйны *. И тогда одна из почитаемых нартами ведуний попросила Ёрюзмека: — Отруби быстрей голову Рыжему Фуку. Если ты не сделаешь этого, на земле могут появиться новые беды. Ёрюзмек выполнил просьбу старухи. После этого на земле опять наступило богатство и изобилие [во всем], смех [и радость] вернулись [к нартам]. И снова на землю пришли мир и покой. Примечания. Архив КБНИИФЭ. Балкарская фонотека, кас. № 5/7 . Звукозапись и запись текста с магнитофона X. X. Малкондуева с голоса А. Г. Аппаева (р. 1904), пос. Чегем-1 (КБР), 1990. 1 [↑ назад]Этнографический и фольклорный материал, которым мы располагаем, дает нам основание говорить о том, что у предков балкарцев и карачаевцев рысь относилась к почитаемым диким зверям. Ее функции амбивалентны: она выступает и как носитель доброго начала (так, ее когти служили оберегом от нечистой силы) и как существо, связанное с потусторонним миром (например, если человек долго и мучительно умирал, перед его глазами махали рысьей лапой), а в охотничьей обрядовой поэзии рысь выступает одним из врагов Апсаты (вероятно, это связано с тем, что она часто нападает на оленей, ланей, диких коз и т.д., покровителем которых и является Апсаты). 2 [↑ назад]...приземлился во дворе небесной крепости...— Здесь сказителем пропущен эпизод о том, как Ёрюзмека из пушки выстрелили в небо — традиционный для всех вариантов сказаний на сюжет о борьбе Ёрюзмека с Фуком. 3 [↑ назад]А волков он не тронул, и волки его не тронули.— Это еще один реликт почитания предками балкарцев и карачаевцев волка. Согласно же вариантам сказаний о рождении Ёрюзмека, он вскормлен молоком волчицы. В эпосе постоянный атрибут Ёрюзмека — волчья шуба. 4 [↑ назад]Спецификой данного сказания является то, что здесь Фук сам имеет орлиные крылья. Просмотров: 638
|
|
Всего комментариев: 0 | |