Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1 |
В категории материалов: 774 Показано материалов: 581-600 |
Страницы: « 1 2 ... 28 29 30 31 32 ... 38 39 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Комментариям · Просмотрам
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ ПЕРЕВОДЫ III. СОСУРУК/СОСУРКА Сосурук так родился. Его отца звали Созук. Этот Созук был придурковатым. Он брал угли и говорил, что это его бараны. [Разбросав угли] у каменной ограды, он делал вид, что пасет баранов. Когда пошли и спросили у знахарей о нем, те ответили: — Дайте ему семь старых баранов, одно нестреляющее ружье, одну нелающую собаку и сырые дрова и поселите его на распутье семи дорог. Повезли его к распутью семи дорог и построили там хлев длиной в семь саженей. Дали ему семь старых баранов, нестреляющее ружье, нелающую собаку, сырые дрова и уехали. Говорят, что, после того как он поселился там, все дела пошли у него на лад и он начал богатеть. У него там стало тысяча баранов. Созук себе и двух собак [завел]. Одну звали Жетер1Жетер — букв, «настигающий», «догоняющий»., другую — Тутар2Тутар — букв, «хватающий».. Созук очень хорошо играл на свирели. Он [иногда] развлекался тем, что, когда он играл на свирели, его собаки начинали танцевать: его собака по кличке Жетер танцевала за юношу, а его собака по кличке Тутар танцевала за девушку. ... |
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ ПЕРЕВОДЫ III. СОСУРУК/СОСУРКА Судя по рассказам 1Сравнительный анализ, проведенный нами над данным текстом, показал, что мотив о встрече прислуги княгини с нартским пастухом привнесен сюда из вариантов сказаний о рождении Рачыкау (цикл Бёдене.— Рачыкау). Это, а также имя княгини — Кырс-бийче, бесспорно, ошибка сказителя, так как в балкаро-карачаевском эпосе, как и в других национальных версиях, традиционно в роли матери, восприемницы и воспитательницы Сосурука выступает Сатанай. Здесь, несомненно, Кырс-бийче — это Сатанай, один из постоянных эпитетов которой в балкаро-карачаевском эпосе — «каратон» («бездетная»)., дошедшим до нас от наших предков, нарты жили на берегах Кырк-суу * между Минги тау и Терк тау *. Они не ведали, что такое страх, и не боялись смерти. Того, кто умирал в битве с врагом, они считали родственником Тейри. [Верили], что Тейри Земли делает [так, чтобы] в его могиле зимой не было холодно, летом — жарко и там было светло. Могилу [геройски] погибшего нарты не забывали. Каждая нартская семья выделяла его долю от зарезанного животного и относила ее на его могилу. В течение же первых пяти лет [после его смерти] в хычауман ай2...Хычауман (Хычыуман, Хычаман) ай...— По народному халендарю балкарцев и карачаевцев так называется месяц май. Древние балкарцы и карачаевцы многие свои обряды и праздники проводили в весенние месяцы. около его могилы резали жеребца и, разложив костер, варили мясо. Съев его мясо, танцевали, кружась вокруг могилы. [У этой могилы] клялись именами Тейри Неба, Тейри Земли, Тейри Воды и Тейри Огня быть смелыми и не отступать перед врагом. ... |
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ ПЕРЕВОДЫ III. СОСУРУК/СОСУРКА
На солнечном берегу большого Адиля 1 В балкаро-карачаевском эпосе почти во всех вариантах о рождении Сосурука встреча нартского пастуха Созука (Соджука, Созукку) с Сатанай происходит на берегу реки Адиля (Эдиль, Этиль, Идиль). Это слово, как и у многих тюркских народов, у балкарцев употребляется в двух значениях: а) большая река; б) название Волги. В красивой долине, говорят, Ой, нартский пастух Созук, говорят, Ой, нартский пастух Созук, говорят. 5 На солнечном берегу большого Адиля, говорят, Он пас пестроголовых баранов, Он пас пестроголовых баранов. Когда он, присев на белый камень, смотрел, говорят, Красавицу Сатанай на другом берегу увидел, говорят, 10 Красавицу Сатанай на другом берегу увидел, говорят. ... |
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ ПЕРЕВОДЫ II. ЁРЮЗМЕК И САТАНАЙ Жил на свете пастух; до пояса он был человек, как и все, а ниже пояса был сотворен из свинца. Ему было предсказано, что он умрет, когда женится: свинцовая часть его тела тогда должна растопиться. Поэтому он тщательно избегал женщин: никогда не ходил по большим дорогам, выбирал все проселочные; ходил ночью, нигде не останавливался, не спал, даже не ложился. Жила недалеко от его аула красавица Шаулух Инджи. Она все не выходила замуж, так что в ауле стали говорить: «Орюзмек не женится, пока арукыз1Правильно: «ариу къыз». (красавица) не выйдет замуж». А не выходила арукыз замуж еще и потому, что желала обладать несметными богатствами Орюзмека. Хотела она обмануть нарта, ибо была волшебница. Отправился однажды Орюзмек в путь-дорогу. ... |
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ ПЕРЕВОДЫ II. ЁРЮЗМЕК И САТАНАЙ Однажды Орюзмек1Записана в Хуламе. сделал набег на плоскость, к ногайцам. Там он отбил небольшой табун лошадей и гнал его домой. На ночь он сделал из хворосту баз, куда загнал лошадей на ночлег. Не успел он сам расположиться для отдыха поблизости этого база, как невдалеке заметил костер. Пошел он на свет костра. Здесь он увидел пляшущих чертей. Тогда он обнажает шашку и вступает в бой с нечистой силой. Он рубит направо и налево. Черти исчезают. Одержав таким образом победу, торжествующий Орюзмек возвратился к своему импровизированному ложу. Не успел он прилечь, как опять заметил пляшущих чертей вокруг костра. Тогда он подумал, что саблей чертей не изведешь, а надо придумать другие способы. Приблизившись к чертовской вакханалии, он был поражен красотою чертовок. Не долго думая, Орюзмек берет за руки двух чертовок, начинает с ними плясать и, увлекшись любовным соблазном преисподних красавиц, стал их прижимать к своей груди и целовать. Заметили это черти и предложили Орюзмеку жениться на одной из них, уверяя его, что она будет ему верна и будет жить в дружбе с его женой Сатанай. ... |
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ ПЕРЕВОДЫ II. ЁРЮЗМЕК И САТАНАЙ Сын нартов Ёрюзмек среди нартов был первым во всем — в стрельбе, борьбе, разных состязаниях. Он был одним из известных нартов, не раз показал он свою храбрость и мужество. О его силе и могучем телосложении знали как нарты, так и их враги — эмегены. Во время сражений с эмегенами Ёрюзмек много их уничтожил. Сын нартов Ёрюзмек никогда не возвращался из похода, не исполнив своих намерений. Разными способами он выходил невредимым из любого трудного положения. Поэтому слава Ёрюзмека росла среди нартов все больше и больше. Часто вместе со своими друзьями-нартами или один он встречал эмегенов и [всегда] уничтожал их. У Ёрюзмека и его друзей не было другого оружия, кроме лука. Ёрюзмек хорошо знал, что в стрельбе из лука эмегены не могут соперничать [с ним]. Ёрюзмек тяжело переживал те ночи и дни, когда ему не удавалось встретиться [и сразиться] с эмегенами. Однажды в руки Ёрюзмеку впервые попало ружье1Введение в сказание ружья и пуль — явно позднее включение в балкаро-карачаевский эпос., и он испытал его. Он, зная, что эмегены не имеют понятия о ружье, взял много патронов, чтобы хватило, если ему придется сразиться даже с большой группой врагов, закинул ружье за плечо и тайно от братьев и друзей-нартов один отправился в поход. ... |
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ ПЕРЕВОДЫ II. ЁРЮЗМЕК И САТАНАЙ В это время, (когда родился Сосруко1См. примеч. 1 к приложению 1 из цикла 111 Сосурук/Сосурка.), Урызмек, глава нартов, находился на старости лет, и они начали высказывать недовольство, что во главе их находится старик. Наконец, они составили против него заговор с целью умертвить его и решили привести в исполнение свой замысел на пиру в доме Алиговых. В назначенный день заговорщики собрались все на пир. Когда уже все было приготовлено и когда повесили на огонь котел о сорока ручках2Котел с сорока ушками., положив в него сорок бугаев, то стали советоваться, кого послать за Урызмеком, чтобы позвать его на пир. Никто из нартов не решался сходить за ним. Вдруг вышел какой-то мальчик с стоячим гребневидным хохлом на голове и тонкими, верте- лоподобными ногами. Он пришел посмотреть на веселье нартов. Этот мальчик выскочил на середину и сказал: — Если вы мне дадите ноги сорока бугаев, которые варятся в котле, то я схожу, позову Урызмека. ... |
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ ПЕРЕВОДЫ II. ЁРЮЗМЕК И САТАНАЙ Очень уж рассердились соседи на нарда Тейюра1В публикации П. Острякова Ёрюзмек выступает под именем Тейюра. и жену его Сатанай, которая приходилась ему сестрою и была первая волшебница в крае. И решили они, так как силою справиться не могут, то хотя бы отравить его. Для этого устроили громадный пир. Котел повесили такой, что он едва-едва держался на сорока ушках, а в него положили вариться сорок быков. Бузы было приготовлено несколько со роков бочек. На пир пригласили и сына Пука, но вопрос в том: кто пойдет звать Тейюра? Никто не решается. Долго судили, спорили, но охотника не нашли. Вдруг является мальчик лет десяти, на тоненьких, как спички, ножках, с большой головой, на затылке которой косичка торчит, словно спичка, и говорит, что он согласен пойти и позвать Тейюра. Все удивились, но предложение приняли. Мальчик пошел и, увидев, что Тейюр сидит на крыльце своей сакли, пустил стрелу так, что та вонзилась в дерево как раз у самых ног Тейюра. Это рассердило последнего: он стал вынимать стрелу, но та не поддается; он стал выколачивать ее железной палкой с огромным набалдашником, которая была у него в руках, но и та не помогает; в это время подбегает мальчик, свободно вынимает стрелу и тут же передает приглашение на пир. Все это произошло так быстро, что Тейюр едва успел бросить вдогонку мальчику свою булаву, но та, ударившись о тонкие ноги беглеца, переломилась пополам. ... |