Суббота, 05.10.2024, 00:22

Карачаевцы и балкарцы

Джеринден айырылгъан джыл джылар.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
07.07.2024 | 05:19 | Бара-бара баз табдым (Экинчи вариант)
Чёмюч деген неди
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

32. РОЖДЕНИЕ СОСУРУКА
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

III. СОСУРУК/СОСУРКА

Судя по рассказам 1Сравнительный анализ, проведенный нами над данным текстом, показал, что мотив о встрече прислуги княгини с нартским пастухом привнесен сюда из вариантов сказаний о рождении Рачыкау (цикл Бёдене.— Рачыкау). Это, а также имя княгини — Кырс-бийче, бесспорно, ошибка сказителя, так как в балкаро-карачаевском эпосе, как и в других национальных версиях, традиционно в роли матери, восприемницы и воспитательницы Сосурука выступает Сатанай. Здесь, несомненно, Кырс-бийче — это Сатанай, один из постоянных эпитетов которой в балкаро-карачаевском эпосе — «каратон» («бездетная»)., дошедшим до нас от наших предков, нарты жили на берегах Кырк-суу * между Минги тау и Терк тау *. Они не ведали, что такое страх, и не боялись смерти. Того, кто умирал в битве с врагом, они считали родственником Тейри. [Верили], что Тейри Земли делает [так, чтобы] в его могиле зимой не было холодно, летом — жарко и там было светло. Могилу [геройски] погибшего нарты не забывали. Каждая нартская семья выделяла его долю от зарезанного животного и относила ее на его могилу. В течение же первых пяти лет [после его смерти] в хычауман ай2...Хычауман (Хычыуман, Хычаман) ай...— По народному халендарю балкарцев и карачаевцев так называется месяц май. Древние балкарцы и карачаевцы многие свои обряды и праздники проводили в весенние месяцы. около его могилы резали жеребца и, разложив костер, варили мясо. Съев его мясо, танцевали, кружась вокруг могилы. [У этой могилы] клялись именами Тейри Неба, Тейри Земли, Тейри Воды и Тейри Огня быть смелыми и не отступать перед врагом.

[Вот в эти] времена нартов на берегу Эдиля стояла одна из их крепостей. Там жила женщина по имени Кырс-бийче, у которой [нарты] набирались мудрости3...у которой [нарты] набирались мудрости.— Это еще одно подтверждение тому, что сказитель по ошибке назвал Сатанай «Кырс бийче», так как в эпосе балкарцев и карачаевцев традиционно нарта и Ёрюзмек набирались (учились) мудрости у Сатанай.. С ней вместе жила девушка по имени Кюн-бийче, которая помогала ей по хозяйству. Эта девушка, взяв высокий кувшин, по утрам и вечерам ходила за водой.

Однажды под вечер, когда она пошла за водой, она увидела на другом берегу реки нартского пастуха, пасшего овец. Пастух тоже увидел Кюн-бийче. Кюнбийче, поймав на себе пристальный взгляд пастуха, побежала и спряталась за большим камнем состар.

В ту же минуту семя пастуха полетело и попало в [этот] камень,
И в камне жизнь зародилась.
[Когда] Кюн-бийче, припозднившись, растрепанная,
Вернулась в крепость с водой,

Кырс-бийче спросила ее:

— Где ты ходила [до сих пор]? Почему растрепана ты? Что случилось?

И тогда Кюн-бийче рассказала все, что случилось с ней на берегу реки.

Кырс-бийче, у которой не было детей, тут же послала своих людей, и они принесли камень в ее крепость.

Камень [она велела] в темную, холодную комнату положить,
Девять месяцев и девять дней [она] ждала.
Камень постепенно увеличивался.
Когда же прошло девять месяцев и девять дней,
5 Он раскололся, и оттуда появился мальчик.
Кырс-бийче подстерегла [этот момент] и его приемной матерью стала.
Отрезая его пуповину4Отрезая его пуповину...— О наличии у рожденного из камня Сосурука пуповины в балкарокарачаевском эпосе говорится только в этом варианте, у других же носителей Нартиады этот мотив до сух пор не зафиксирован., она так молила Тейри Неба, Тейри Земли,
Тейри Воды и Тейри Огня:
— Сделайте его настоящим нартом, пусть его не берут ни меч, ни стрела5В данном сказании мотив закалки новорожденного заменен мотивом заклинания, чтобы Сосурука не бали ни меч, ни стрелы.,
Пусть всегда побеждает он своих врагов!

Набрав воды из родников семи гор, прополоскала рот [малыша] и сказала: «[Когда вырастешь], охраняй нартов, живущих на склонах этих семи гор. Эти семь гор — твои матери, я прополоскала их молоком твой рот. Они будут во всем помогать тебе. Я прошу их покровительствовать тебе!»6Мотив «семи гор» в других национальных версиях нами не обнаружен.

Сосурук родился из камня состар, улыбаясь,
Его брови [были изогнуты], как серпы, глаза, как утренняя звезда, блестели.
Его тогда сын Состара звали,
А имя это тогда вся Нарта, собравшись, ему дала.
5 Потом, со временем, [его] Сосуруком7По словам С. О. Шахмурзаева, записавшего данный вариант сказания, сказитель произносил имя героя не «Сосурук», а «Сосурлук», где «сос» — сокращенное «состар» («гранит»; «большой валун») и «урлук» («семя», «порода», «потомство»). стали называть.
Сосурук за девять дней вырастал настолько, [насколько другие дети вырастают] за девять месяцев.
[Он был так силен], что плел плетни из железных ломов.
Из железных листов чабыры * сделав, надевал.
Он был умнее и сильнее других нартов.

Примечания.
Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 6, балк. Исп. Амий Башиев (р. 1873), с. Кичмалка (КБР), 1965, зап. С. О. Шахмурзаев. Опубл.: МКХПЧ, с. 31—32.
1 [↑ назад]Сравнительный анализ, проведенный нами над данным текстом, показал, что мотив о встрече прислуги княгини с нартским пастухом привнесен сюда из вариантов сказаний о рождении Рачыкау (цикл Бёдене.— Рачыкау). Это, а также имя княгини — Кырс-бийче, бесспорно, ошибка сказителя, так как в балкаро-карачаевском эпосе, как и в других национальных версиях, традиционно в роли матери, восприемницы и воспитательницы Сосурука выступает Сатанай. Здесь, несомненно, Кырс-бийче — это Сатанай, один из постоянных эпитетов которой в балкаро-карачаевском эпосе — «каратон» («бездетная»).
2 [↑ назад]...Хычауман (Хычыуман, Хычаман) ай...— По народному халендарю балкарцев и карачаевцев так называется месяц май. Древние балкарцы и карачаевцы многие свои обряды и праздники проводили в весенние месяцы.
3 [↑ назад]...у которой [нарты] набирались мудрости.— Это еще одно подтверждение тому, что сказитель по ошибке назвал Сатанай «Кырс бийче», так как в эпосе балкарцев и карачаевцев традиционно нарта и Ёрюзмек набирались (учились) мудрости у Сатанай.
4 [↑ назад]Отрезая его пуповину...— О наличии у рожденного из камня Сосурука пуповины в балкарокарачаевском эпосе говорится только в этом варианте, у других же носителей Нартиады этот мотив до сух пор не зафиксирован.
5 [↑ назад]В данном сказании мотив закалки новорожденного заменен мотивом заклинания, чтобы Сосурука не бали ни меч, ни стрелы.
6 [↑ назад]Мотив «семи гор» в других национальных версиях нами не обнаружен.
7 [↑ назад]По словам С. О. Шахмурзаева, записавшего данный вариант сказания, сказитель произносил имя героя не «Сосурук», а «Сосурлук», где «сос» — сокращенное «состар» («гранит»; «большой валун») и «урлук» («семя», «порода», «потомство»).
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (27.11.2014)
Просмотров: 1131 | Теги: 32. РОЖДЕНИЕ СОСУРУКА

Всего комментариев: 0
avatar