Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1 |
26. ЁРЮЗМЕК И ДЖИННЫ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ ПЕРЕВОДЫ II. ЁРЮЗМЕК И САТАНАЙ
Нартов сын батыр Ёрюзмек, говорят,
Нартов сын Ёрюзмек, говорят. Ёрюзмек был главой нартов, говорят, Ёрюзмек был главой нартов, говорят. 5 Ёрюзмек в детстве много бед испытал, говорят, Много бед испытал, говорят. Ёрюзмек в дорогу отправился, говорят. К Мал-Хушту он поехал, говорят. Он долго скакал, говорят, 10 И до высоких гор доскакал, говорят. С высоких гор, ой, он посмотрел, И в большой долине свет костров увидел, говорят. — И поехать нельзя, И не поехать нельзя,— сказал.— 15 Если поеду — голову потеряю, Если не поеду — честь [нарта] потеряю,— сказал.— [Ведь] я на правой лопатке кач имею,— сказал,— Я [ведь] дал клятву не проезжать мимо Вот таких неведомых мне мест,— сказал. 20 Он помчался, говорят, И до этих костров доскакал, говорят, В этой большой долине большой той увидел, говорят. — Как это не завернул бы [сюда] тот, кого Ёрюзмеком зовут? — сказали [джинны]. — Едет тот, кого Ёрюзмеком зовут! — сказали. 25 Его густые брови, словно курпей, говорят, На нем волчья шуба внакидку, говорят. — Привяжите коня Ёрюзмека! — сказали, — Привяжем коня Ёрюзмека! — ответили. — Я своего коня сам привяжу,— сказал [Ёрюзмек],— 30 И сам выберу девушку, [с которой буду танцевать],— сказал. Он сам привязал своего коня, говорят, [И среди девушек] сам дочь падишаха джиннов нашел, говорят. В одной большой долине с ней остался, говорят, С ней играл-смеялся, говорят. 35 Все там сели, и застолье началось, говорят, [Потом] все песни пели, говорят. После все в голлу1Г о л л у — название обряда и круговой песни-пляски в честь балкаро-карачаевского языческого божества Галлу. Со временем этот обряд и танец утратили свое первоначальное значение, и голлу стали исполнять во время свадеб и на других празднествах. кружились, говорят, После этого Ёрюзмек пошел к своему коню, говорят, Потуже затянул ему подпруги, говорят. 40 На коня он вскочил, говорят, И к танцующим очень близко подъехал, говорят. Схватив дочь падишаха, говорят, На своего коня закинул и поскакал, говорят. На своем коне ее в нартскую страну привез, говорят, 45 Постеснявшись везти ее домой, в лесной пещере [с ней] жил, [говорят]. Обур Сатанай ведала про это, говорят, Обернувшись белой оленухой, она в лес пришла, говорят. Ёрюзмек долго ее преследовал и устал, говорят, Ему спать захотелось, на ногах он еле держался, говорят, 50 Он упал и уснул в темном лесу, говорят. А обур Сатанай туда на арбе подъехала, говорят, Положила его в арбу и увезла [с собой], говорят. Примечания. Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 5, балк. Исп. Мазан Уянов, с. Кичмалка (КБР), 1965, зап. С. Шахмурзаев. 1 [↑ назад]Г о л л у — название обряда и круговой песни-пляски в честь балкаро-карачаевского языческого божества Галлу. Со временем этот обряд и танец утратили свое первоначальное значение, и голлу стали исполнять во время свадеб и на других празднествах. ↑ Наверх ↑ | Содержание | 25. Как Ёрюзмек побывал на тое нартов и на тое шайтанов | 27. Нарт Ёрюзмек и шайтаны
Просмотров: 573
|
|
Всего комментариев: 0 | |