Четверг, 28.03.2024, 20:38

Карачаевцы и балкарцы

Ач да бол, токъ да бол, намысынга бек бол.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1

25. КАК ЁРЮЗМЕК ПОБЫВАЛ НА ТОЕ НАРТОВ И НА ТОЕ ШАЙТАНОВ
НАРТЛА! МАЛКЪАР - КЪАРАЧАЙ НАРТ ЭПОС
НАРТЫ! ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ

ПЕРЕВОДЫ

II. ЁРЮЗМЕК И САТАНАЙ

Жена Ёрюзмека Сатанай была обур. На свете не было такого дела, о котором бы она не знала, не ведала.

Однажды Ёрюзмека [нарты] пригласили на бузу. В те времена у нартов [вот что] было заведено [на пирах]: они привозили тридцать арб колючек и, свалив их в одну кучу, танцевали на ней босыми ногами. Нарты должны были танцевать до тех пор, пока колючки не сотрутся в пыль. Потом они привозили тридцать арб речных камней. Сложив их вместе, они танцевали на этой груде камней, пока все камни не уходили в землю. Эти [танцы-состязания] они устраивали для того, чтобы испытать, кто из юношей настоящий нарт.

Когда Ёрюзмек из своего двора наблюдал за этими нартскими играми, его жена Сатанай сказала:

— Ты сейчас отправишься туда, когда ты туда придешь, они захотят споить тебя. Поэтому, чтобы питье стекало наружу, тебе вот сюда надо вставить трубочку.— И с этими словами его жена вставила ему в горло трубочку, чтобы напитки, которые он будет пить, стекали вниз.— Смотри, даже если [под тобой] будут образовываться лужи — бузу не глотай! — [предупредила] она.

Когда Ёрюзмек пришел на той, все встали, сказав: «Ёрюзмек пришел!» Они приветливо встретили его и преподнесли ему чашу с бузой. А в те времена в их чашу для напитков помещалось столько [питья], сколько в наше ведро1...в их чашу... помещалось... сколько в наше ведро.— Пояснение сказителя..

Ёрюзмек не дал там себя опоить. Они все пили до рассвета, а потом начали танцевать. И танцевали до тех пор, пока не превратили колючки в пыль.

После того, как Ёрюзмек избавился от этого тоя, он должен был пойти еще на один той.

— Ты сегодня вечером должен непременно прийти [на наш] той,— велели ему нарты.

Его жена Сатанай так сказала:

— Если ты не пойдешь туда, куда тебя приглашают, [нарты] осудят тебя, перестанут уважать и не будут считаться с тобой. Отправляйся [на пир], не бойся!

Ёрюзмек сел на своего Колана и поехал. Он еще не доехал до места, [где проводили той], а ему повстречались фаэтоны и [группа людей]. Это был большой той с богатыми угощениями, с [множеством] гармоник. Это был той шайтанов.

Ёрюзмек, увидев [участников тоя], сразу же понял, что это шайтаны.

—Ёрюзмек едет, Ёрюзмек едет, мы должны [в его честь] танцы устроить! — сказали участники тоя и окружили его. Когда они сказали: «Привяжите его коня», Ерюзмек, помня совет жены2...помня совет жены...— Судя по этим словам, Сатанай, отправляя Ёрюзмека на второй той, предупредила его и о встрече с тоем шайтанов. Наверное, сказитель забыл это или пропустил во время своего рассказа., сказал: «Я сам привяжу своего коня!» — и сам привязал его. Потом он вошел в круг танцующих шайтанов и пустился в абезек3Абезек — круговой парный танец, в котором парень ведет девушку, взяв ее под руку., подхватив их девушку-гармонистку.

Когда начало светать, [шайтаны] собрались уходить.

— Ёрюзмек, отпусти девушку! — попросили [они].

— Нет, я не отпущу ее, мне она очень понравилась. Я хочу жениться на ней, [поэтому] я повезу ее к себе домой!— ответил [он]. Все ушли, и с ним осталась только эта девушка. Девушка попросила:

— Отпусти меня, ты погубишь меня, если не отпустишь.— Потом она протянула ему [одну] шапку, сказав:

— Возьми эту шапку, где бы ты ее ни надел — тебя не увидят ни шайтаны, ни твои враги.

Отдав [Ёрюзмеку] шапку, она ушла.

Говорят, что после этого случая, [заимев шапку-невидимку], Ёрюзмек всегда и везде был непобедим.


Примечания.
Архив КБНИИФЭ. Балкарская фонотека, кас. N9 40. Звукозапись А. 3. Холаева и Т. М. Хаджиевой с голоса Т. Жанибекова, с. В. Балкария (КБР), 1974, зап. текста X. X. Малкондуева.
1 [↑ назад]...в их чашу... помещалось... сколько в наше ведро.— Пояснение сказителя.
2 [↑ назад]...помня совет жены...— Судя по этим словам, Сатанай, отправляя Ёрюзмека на второй той, предупредила его и о встрече с тоем шайтанов. Наверное, сказитель забыл это или пропустил во время своего рассказа.
3 [↑ назад]Абезек — круговой парный танец, в котором парень ведет девушку, взяв ее под руку.
Категория: Общие 1 | Добавил: drxblack (27.11.2014)

Всего комментариев: 0
avatar