Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1 |
В категории материалов: 774 Показано материалов: 401-420 |
Страницы: « 1 2 ... 19 20 21 22 23 ... 38 39 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Комментариям · Просмотрам
27 октября состоялось торжественное открытие одной из горских школ, о которых говорилось мною в № 95 «Кубанских ведомостей» за текущий год. На первый взгляд некоторым из читателей может показаться странным, что на страницах «Куб. вед.» так много говорят об этих школах: мало ли народных школ открывается, в особенности в последнее время, в пределах обширной Империи. Но не надо забывать, что эта первая русская школа среди горских племен – бжедугов и шапсугов, считающихся религиозными фанатиками и неукротимыми дикарями, относящимися будто враждебно ко всему русскому. Мало этого, в России масса интеллигентных людей, отрицающих существование этих племен в Кубанской области, так как их считают ушедшими поголовно в Турцию или же готовыми уйти при первой возможности. Мне кажется, что на этом-то основании Министерством Государственных Имуществ не было пред-ложено этому населению устроить в селениях начальные школы с отпуском от Министерства на наем учителей и на учебные и письменные принадлежности каждой школе по 1000 р. ежегодно, тогда как, насколько мне известно, такое предложение было сделано несколько лет тому назад туземному населению в Терской области, имеющему гораздо больше своих средств... |
Читателям «Кубанских ведомостей» известно из приказа г. начальника области, что горцы Екатеринодарского отдела решили открыть в аулах три школы для обучения детей русской грамоте. Одну из них открывают сельские общества: габукаевское, ассо-калаевское, джиджихабльское и панежукаевское для 100 приходящих учеников в сел. Панежукае; другую - шапсугское общество в селе Панахесе на 60 учеников и третью - жители селения Козет у себя на 20-25 мальчиков. В настоящее время общества заняты производством постройки помещений для этих школ, и дело идет довольно успешно: в Панежукае и Козете стены и крыши зданий готовы, а в Шапсуге выведены стены: остановка за мазкою, в ожидании теплой погоды. Таким образом, в июне или июле месяце здания будут совсем окончены, и учение может начаться в них с начала наступающего года... |
Недавно мне показали в слоб. Нальчик каменную плиту с над-писью на местном татарском наречии горцев, живущих в горах Нальчикского округа, Терской области, найденную случайно од-ним пастухом в старинном памятнике несколько лет тому назад1Этот камень - один из первых известных письменных памятников карачаево-балкарского языка - вызывает большой интерес ученых разных специальностей. Как видно из этой публикации, утверждения некоторых историков (см., например: Байчоров С. Карачаево-балкарский арабо-письменный памятник и его отношение к карачаево-балкарскому языку // Вопросы языковых контактов. Черкесск, 1982) о том, что памятник открыт Н. П. Тульчинским в 1903 году, неверны. Сообщение М. К. Абаева отодвигает время открытия памятника и введения его в научный оборот почти на 10 лет. М. Абаев также первым дал краткую палеографическую характеристику памятнику.. В надписи значится, что она сделана в последний день месяца раджаба 1127 г. по мусульманскому летосчислению, т. е. в 1709 г. Явись документ этот на сцену в начале 1880-х годов2В начале 80-х годов XIX века была сделана попытка разрешить зе-мельный кризис в Балкарии. Она имела неожиданные последствия - интересы балкарцев были еще более ущемлены, большинство спорных и пограничных земель были переданы во владение кабардинским феодалам., он мог бы иметь существенное значение для населения горских обществ Нальчикского округа - балкарского, безенгиевского, хуламского, чегемского и баксанского (урусбиевского) в деле установления границ между плоскостными (кабардинскими) землями и горской территорией, как юридический документ, в настоящее же время он имеет значение лишь как исторический документ. Над-писью подтверждается справедливость народного предания, что в те времена, когда сравнительно многочисленное племя кабарда подчинялась Крымскому ханству, названные выше небольшие горские племена сохраняли самостоятельность, благодаря, надо по-лагать, отчасти недоступности горных ущелий, а главным образом устойчивости и лучшему порядку в управлении. |
Обычай выплачивать женихом отцу невесты калым, или выкуп, является одним из самых главных зол бытовой жизни наших туземцев, с которым неизбежно приходится считаться каждому молодому человеку, желающему связать себя узами Гименея. И если тайный увоз девицы, с целью вступления с нею в брак, среди нищих туземцев практикуется в широких размерах, несмотря на строгое преследование его законом, то исключительно благодаря лишь существованию этого вредного обычая выплачивать отцу невесты калым, цифра которого нередко доходит до 500-800 р. Отец, являясь в семье полным и неограниченным деспотом, по своему желанию выдает, или вернее сказать, продает свою дочь тому, кто выплатит такой калым, какой он запросит, не справляясь при этом, конечно, о том - желает ли дочь идти за его избранника или не желает... |
11 минувшего августа в нашем обществе случилось убийство при следующих обстоятельствах. Некий житель общества Байту-ган Сарыбашев1По современной орфографии - Сарбашев. потребовал от своего же односельца Мусака Тап-пасханова долг свой в сумме трех р. за проданную лошадь. Тап-пасханов отказался от уплаты денег, говоря, что от него не полу-чил удостоверений на лошадь; произошла между спорившими ссора, а потом и драка; но их здесь развели женщины. Немного спустя Сарыбашев, встретившись с братом Мусака Таппасханова -Эсеном, прибежавшим на помощь к своему брату, затеял с ним вновь драку и получил от Таппасханова удар в голову; здесь опять их развели подоспевшие люди. Казалось бы, драки кончились. Но нет! |
Мисост Кучукович Абаев1В данной работе представлены не все статьи М. К. Абаева. За пределами анализа и публикации остались очерки и статьи, требующие дополнительной атрибуции. - историк, публицист, общественный деятель и просветитель, является автором серии публицистических статей и очерков, опубликованных в конце XIX – нач. XX в. и посвященных культуре, быту, экономике, истории и современному состоянию народов Северного Кавказа. Его статьи и очерки - «Наши миротворцы», «Калым и его последствия», «Интересный документ», «Горские школы», «Открытие Панежукаевского училища», «О горских школах», «Горцам Северного Кавказа», «Больной вопрос», «Кабарда проснулась», «В погоне за славой и пятачком», «О калыме», историческое исследование «Балкария» имеют непреходящее значение как досто-верное свидетельство очевидца, как талантливо написанное полотно горской действительности рубежа XIX-XX веков. Сохранились и небольшие литературные произведения М. Абаева - философская притча «Горская легенда» и эссе «У могилы Ислама». Суще-ствует предположение, что он является автором большого цикла статей в «Майкопском листке», подписанных псевдонимом «Горец»... |
Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов
Биттирова Тамара НАУРУЗ УРУСБИЕВ ИЗ ТЕТРАДЕЙ НАУРУЗА УРУСБИЕВА
Баксанук, князь Безенги, Был питомец ясновидящего Гиляу-хана29По генеалогии Суюнчевых и Урусбиевых, князь Баксанук, о котором поется в песне, - потомок Глу (Гиляу)-хана в шестом колене.. У храброго Баксанука наверху обрыва стояла башня, У этой башни двери на крепких засовах; Наверху этой башни гнезда черных орлов, На большом Жидче у Баксанука есть конюшня, В этой конюшне вмещается тысяча баранов, Она же полна салом... |
Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов
Биттирова Тамара НАУРУЗ УРУСБИЕВ ИЗ ТЕТРАДЕЙ НАУРУЗА УРУСБИЕВА
Жена Айдебула была бездетна. Айдебул с женой расстался. Князь Жабо Тазритов на ней женился. У князя Жабо от нее родились два наследника; Старший против младшего был живее. Младшего звали Бекмурзой, Старшего звали Кайсыном9Замечанием указывается на локальность существования текста.. Храброму Кайсыну в день рождения, Обернув его лицом в горы, отрезали пупок. Как раз в день устыма10Пустым - ночь священнодействия или освященная ночь. Ему покроили короткий горный костюм. |
Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов
Биттирова Тамара НАУРУЗ УРУСБИЕВ ИЗ ТЕТРАДЕЙ НАУРУЗА УРУСБИЕВА
Когда храбрый Каншау-бий1Поэма о Каншауби дошла до наших дней во множестве эпических вариантов и лирических песен, раскрывающих отдельные сюжетные линии - о сыновьях Бекмурзы, о любви Каншауби и Гошаях, о чудесном излечении Каншауби и колдовстве женщин - соперниц Гошаях, версии о смерти Каншауби, об отъезде Каншауби в Дагестан (или Шемаху). родился в Тар-аузе2Тар-аууз - равнина за Баксанским перевалом, в Карачае., Для Тар-ауза отверзлись врата Бога. Когда храбрый Каншау удалился из Тар-ауза, Аул карачаевский, подобно орлиным перьям, Рассыпался по камням и лесам. Когда храбрый Каншау жил в Тар-аузе, Были мы богаче Непе-базара3Непе-базар - возможно, на происхождение топонима указывает балкарская патронимия Непеевых, жителей Баксанского ущелья.... |