Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1 |
В категории материалов: 774 Показано материалов: 381-400 |
Страницы: « 1 2 ... 18 19 20 21 22 ... 38 39 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Комментариям · Просмотрам
Общественная деятельность и творчество Басията Шаханова составляют одну из значимых страниц истории и культуры балкарского народа. Вклад его в развитие общественного сознания всего Северного Кавказа с появлением новых исследований и выявлением неизвестных прежде фактов его жизни и творчества становится все более очевидным. Следует отметить, что творчество Басията Шаханова было по достоинству оценено и его современниками. Но с установлением Советской власти на Северном Кавказе он, как и многие другие представители первой светской интеллигенции Северного Кавказа, был исключен из прошлого. Творческое наследие известного северокавказского публициста начала XX века было предано забвению на многие десятилетия, поскольку в исследованиях советских историков имя его возглавляло списки контр-революционеров. Однако, мало найдется среди современни-ков публициста тех, кто смог с такой беспощадностью раскрыть социальные корни противоречий северокавказской действительности рубежа веков, как сделал это Б. Шаханов в своих статьях и очерках. Басият Шаханов родился 17 января 1879 г. в г. Владикавказе в семье врача. Его отец - Абай Шаулухович был в числе первых северокавказцев, получивших высшее медицинское образование. Яркая личность Абая Шаханова, его деятельность в области санитарного просвещения оставили заметный след в истории культуры Балкарии1Абай Шаулухович Шаханов родился 27 марта 1850 г. Мальчиком его определили в одну из первых светских школ, открытых для детей гор-цев в Нальчике. Из рапорта инспектора этой школы Келчевского, поданного начальнику Кабардинского округа кн. Орбелиани от 9 января 1859 г., следует, что девятилетний воспитанник школы Абай Шаханов вместе с другими учениками направляется на лечение в Пятигорск...... |
Мисост Кучукович Абаев - историк, публицист, просветитель, общественный деятель Северного Кавказа последней четверти XIX -на-чала XX века. Родился в пос. Шканты Черекского ущелья в семье князя Кучука Абаева. Был женат на дочери богатого и влиятельного балкарского князя Джанхот-хаджи Джанхотова Гошаях. Социальное происхождение Мисоста Абаева трагически отозвалось на судьбе его детей и внуков. В конце 20-х годов XX в. некоторые из них были репрессированы, многие вынуждены были покинуть Родину навсегда. Представляет большой интерес судьба потомков Мисоста Абаева, внесших большой вклад в развитие культуры, медицины, образования Северного Кавказа. Прежде всего, это относится к его детям - дочерям Сафият, Гошаях, Фатимат, Жаннет и сыну Исмаилу. |
...Последние новые домики небольшого поселения остались позади. Теперь только деревья чернеют под снегом, близко подсту-пили великаны-горы под чистым своим белоснежным покрывалом (Автограф рассказа М. Абаева хранится у 3. Боташевой - исследовательницы жизни и творчества Ислама Крымшамхалова, которому посвящены эти раздумья М. Абаева. (Сост.)). Было все тихо, мертво. Только солнце с далекого синего неба говорило о жизни, заставляя своими лучами искриться снежинки... |
Мне рассказал эту легенду старый горец. Давно это было, говорил он мне. Еще тогда, когда великий Аллах только что сотворил мир этот и человека. Люди не были такими, какими мы видим их теперь. Не было злобы между ними тогда, не было вражды. Все жили, как братья, и все любили друг друга. И великий Аллах с высоты небесной созерцал эту жизнь человеческую, и была она ему очень угодна. И он благословлял мир, благословлял человека. И от этого еще лучше делалась жизнь на земле. Ласковое солнце смотрело с голубого неба, прогоняя далеко от земли дух стужи и холодных ветров. По ночам любовался мирно и безмятежно спавшей землей месяц золотой. И звезды изумрудные тоже глядели на землю и тоже любовались разлитым вокруг счастьем и добром. По ночам из тех мест, где находился рай, прилетал тихий ночной ветерок и убаюкивал безгрешную землю чудными райскими песнями, песнями о правде... |
Корнет Мисост Абаев Заявление Дочь моя Фатимат1Фатимат- третья дочь М. К. Абаева, родилась в 1892 году. Образование получила домашнее. Первая женщина-балкарка, выступившая в печати еще до революции. Подробнее о ней см. в журнале «Минги Тау» (1990, № 2). изъявила желание приобрести права на звание акушера-фельдшера для того, чтобы по окончании курса служить при Кабардинской общественной больнице в Нальчике... |
Господам доверенным Большой и Малой Кабарды и Горских обществ Нальчикского округа Терской об-ласти жителя Балкарского общества таубия корнета Мисоста Абаева Заявление Имея в виду, что наше общество постоянно сочувственно относится к делу просвещения и всегда охотно оказывает матери-альную помощь в деле образования детей не только недостаточным родителям1Недостаточные - малообеспеченные., но даже имеющим вполне достаточные средства и возможности воспитывать своих детей на собственный счет, я обращаюсь с покорнейшей просьбой, не найдете ли возможным назначить из общественных средств стипендию в размере 300 рублей в год дочери моей Сафьят2Сафият - старшая дочь М. К. Абаева, родилась в 1884 году. Одна из первых горянок - общественных деятелей. Образование получила домашнее. После установления Советской власти работала учительницей. В 1924 году переехала с семьей в Дагестан, где принимала активное участие в организации артелей народных промыслов, детских садов и учительских курсов для горянок. с 1 января будущего 1894 года, кото)ую я рассчитываю воспитывать в здешней (Екатеринодар-скойГгородской женской гимназии приходящей воспитанницей... |
В редакцию газеты «Русское Слово». В статье «Преддверье в Египет», помещенной в № 130 от 9 июня с. г. «Р. С», г. К. Бальмонт пишет, между прочим: «...И во имя Корана, - книги, представляющей из себя бессвязное повторение иудейства и христианства с примесью арабизированных и эллинских, - во имя книги, созданной из чужих лохмотьев...». Ходячее мнение гг. Бальмонтов о великом Магомете и его учении, которое, несмотря на всевозможные нападки и извраще-ния в средних веках со стороны христианского духовенства и даже лучших ученых людей (не Бальмонтов, конечно), распространилось по всему миру и имеет сотни миллионов последователей, неважно и, едва ли гг. Бальмонты обратят на себя внимание людей, действительно понимающих мусульманское ученье. Но более чем странно появление на страницах серьезного органа печати, органа, который читается интеллигенцией 20-миллионного мусульманского населения России, кощунственных слов г. Бальмонта по отношению к святыне всего мусульманского мира, и я как мусульманин и как подписчик «Р. С.» не могу не выразить своего неудовлетворения редакции этой газеты. Что же касается г. Бальмонта, то он, по меньшей мере, заслуживает презрения к себе всех мусульман России... |
Таубии настолько серьезно защищали этих эмчеков и их интересы, что они совершенно свободно бывали во всех горских обществах и в Карачае и вели торговлю, не подвергаясь никаким обидам. Эти отношения сохранились до начала 70-х годов XIX века. Размер дани определялся по состоянию крестьянина торговца и количеству товара купцов евреев, и по количеству голов скота, покупаемого на деньги, или дань платилась натурой. Кроме того эмчеки должны были привозить ежегодно определенное количество железных лемехов по известной величине для плугов, а также известное количество медных котлов, кроме всего этого, молодые таубии после женитьбы отправлялись со свитой в селения Геби, Чиори, где эмчеки устраивали для них торжественные угощения, и каждый подносил молодому таубию в подарок какую-либо вещь по своему состоянию, и подарок этот назывался «берне». Когда таубии сами гоняли для продажи лошадей и скот в Закавказье, то тамошние эмчеки сопровождали их в качестве прислуги и переводчиков, причем таубии вели дружественные сношения с высшими сословиями Кутаисской губернии, встречая у них радушный прием, даря им лошадей и принимая от них подарки. Горцы в силу природных условий занимались и занимаются преимущественно скотоводством. Хлеб же сеют - и то только ячмень, овес и немного яровую пшеницу - на низменных, более или менее удобных клочках земли, которые очищаются от каменьев, удабриваются навозом и искусственно орошаются водою. Климат в горах довольно суровый, лето короткое, зима длинная, и хотя очень больших морозов в долинах не бывает, но часто бушует ветер, и в период коротких дней солнце поздно встает для аулов и рано заходит. Лесов мало, а в некоторых ущельях их уже нет вовсе. |
I В Нальчикском округе Терской области, внутри гор, по ущельям рек Чегема, Черека и Баксана, берущих начала у ледников Кавказских гор - великанов Каштан-Тау, Дых-Тау и Минги-Тау (Эльбрус), издавна живет горское племя, составляющее пять отдельных обществ: Балкарское, Хуламское, Безенгиевское, Чегемс-кое и Баксанское (Урусбиевское). Общества эти, состоя каждое из небольших отдельных аулов и поселков, расположенных по ущелью недалеко друг от друга, в административном отношении причислены к Нальчикскому округу Терской области и официально носят название «Пять горских обществ, сопредельных с Большой Кабардою», но жители этих обществ называются общим име-нем «балкарцы», по имени самого большого общества - Балкарского. Народонаселение всех пяти обществ с вновь образовавшимися из них аулами в настоящее время не превышает 25 тысяч душ. Религия горцев мусульманская, говорят они на татарском наречии, более близком к простонародному, деревенскому, турецкому языку, но обычаи, нравы, образ жизни и костюм этого народа не похожи на татарские и турецкие. По языку, религии, обычаям и другим качествам этому племени родственно племя «карачай», занимающее горные ущелья в верховьях реки Кубани, берущей начало у ледников горы Эльбрус |
Отрадно отметить, что Кабарда и сопредельные с ней горские общества Нальчикского округа, наконец, вступили на культурную дорогу. Для меня лично это вдвойне приятно, потому что, во-первых, я сам член этой семьи, хотя, к сожалению, в настоящее вре-мя живу на стороне, и, во-вторых, оправдывается мое предположение, высказанное мною в письме, помещенном на страницах «Мусульманина» (№ 4, 1910), относительно необходимости поселения образованной молодежи среди своих родичей. Кабарда уже имеет свое реальное училище, свою больницу, своего доктора и даже своего юрисконсульта. Она могла бы иметь все это несколько десятков лет тому назад, если бы хоть те несколько человек молодых людей, получивших раньше высшее и среднее образование, пользуясь стипендией своего народа, возвращались домой, не оставаясь на стороне. Красноречивым доказательством этого служит история преобразования Нальчикской горской школы в реальное училище и открытие приемного покоя для больных. Еще в 80-х годах прошлого столетия население Кабарды и горских обществ возбудило ходатайство о преобразовании Нальчикской горской школы в гимназию или реальное училище, обязываясь выстроить на свои средства соответствующее здание и ежегодно отпускать известную сумму... |
Главным тормозом для горцев-мусульман в деле улучшения своего экономического положения на родине, образования, культуры, да и во всем служит вопрос о переселении в Турцию, периодически поднимающийся в народе начиная с 60-х годов прошлого столетия. На моих глазах несколько раз начиналось сильное движение к переселению. Люди оставляли недостроенными начатые дома, в приготовленные ямы для посадки деревьев не сажали их, продавалось имущество, и лица, желавшие купить земли, отказывались от покупки, а владельцы земель продавали их за бесценок посторонним, пришлым людям, родители брали своих детей из русских школ и т. д. Попутно с этим дурной элемент усиленно начинал заниматься кражами и грабежами, якобы запасаясь сред-ствами для переселения, а местная администрация начинала, естественно, принимать репрессивные меры против всего населения, одновременно создавая и исключительные законы вроде «Правил об охране имущества русского населения от хищничества туземцев», что еще более усугубляло движение к переселению, как это было в 80-х годах в бытность главноначальствующего на Кавказе Дондукова-Корсакова...1Дондуко-Корсаков М. А. - в 80-е годы XIX века - главноначальст-вующий на Кавказе.... |
Из разных мест Кавказа поступили и поступают редактору журнала «Мусульманин» письма, в которых выражается искрен-няя радость по поводу появления этого органа печати. Это очень приятно и хочется верить, что у мусульман Кавказа назрела потребность выйти из замкнутости к общению с остальным миром и между собою. А раз есть такая потребность, то, значит, есть и люди, которые могут не только читать, но и писать, есть, следо-вательно, и надежда на то, что издание это будет поддержано многими сочувствующими лицами работой в журнале и распространением его путем привлечения подписчиков. Но, к сожалению, в первых номерах журнала очень мало было статей от мусульман Терской и Кубанской областей. Между тем в аулах этих областей достаточно грамотных, окончивших уездные училища - Нальчикское, Грозненское, Назрановское и Майкопское, живущих в своих аулах. Есть лица, окончившие средние учебные заведения, вышедшие из старших классов гимназий, окон-чившие фельдшерские школы, учительскую семинарию и двух-классные училища... |
Многоуважаемый Магомет-Бек! Пользуясь свободным часом, прочел статью вашу о кавказских горцах в мусульманском отделе при журнале «Братская по-мощь» и хочу написать вам несколько строк по поводу писем, приведенных вами в этой статье о Кабарде. Правда, кабардинцы, да и все почти адыги, отстали от осетин, ингушей и др., если судить по количеству грамотных по-русски лиц, чиновников и офицеров. Но разве степень культурности нации можно определить одним лишь количеством воинов и чиновников? Если бы это служило верным признаком культурности, то пришлось бы признать большой ошибкой мнения тех, которые считают Россию отсталой в сравнении с Западной Европой. Я не хочу сказать этим, что русская грамотность не нужна для горцев и что нехорошо быть чиновниками и офицерами в своем государстве... |
В ауле 230 дворов черкесского населения. За последнее время здесь сильно распространилась оспа, замечаются и другие заболевания. Черкес часто укоряют в недоверии к медицине. Теперь возникает вопрос: каким же путем могут черкесы ознакомиться с пользой ее, когда выписанный еще в апреле месяце с. г. ящик с лекарствами стоит нераскупоренный в аульном правлении под скамьей? Когда черкесы, нуждающиеся в лекарствах, приходят в правление для того, чтобы получить их, то старшина заявляет, что это не его дело выдавать лекарства распоряжаться этим должен старший врач по отделу, которого он уже несколько раз просил приехать, но врач не является и никого другого не присылает, и нуждающееся в медицинской помощи население удовлетворяется тем, что посмотрит на запечатанный ящик с лекарствами в аульном правлении, вздохнет и уйдет... |
Чинам местного управления государственных имуществ тоже надо показать свою деятельность. Если они и не принесут особенной материальной пользы государству, если они будут нарушать законные права местного населения и причинять этому населению ущерб и убытки во имя, якобы, интересов казны, если даже их действия будут угрожать тем, что горцы, убедившись в отсут-ствии справедливости на родине и потеряв надежду на улучшение своего положения, уйдут поголовно из гор, и там будут выть только волки, ибо в эти неприступные трущобы другие люди едва ли пойдут, а если бы и пошли,то не в состоянии будут так жить, - все это ничего, лишь бы говорили об этих чиновниках, что они работают, а они получали бы свое. Чиновники так же, как и г. Тульчинский, поставили себе целью уничтожить в горских обществах права собственности на земли как частных лиц, так и обществ в пользу казны. Но для достижения этой цели нужно было, во-первых, затянуть окончательное решение поземельного вопроса в горной полосе, что и удалось вполне, и этот вопрос до сего времени остается нерешенным, несмотря на то, что проект решения его был Высочайше утвержден полвека тому назад. Во-вторых, нужно было, чтобы между горцами возникли взаимные споры и судебные процессы о зем-лях, дабы воспользоваться ими, как данными, доказывающими, якобы, отсутствие поземельной собственности в горах, или чтобы управление государственных имуществ могло вступить в дела в качестве 3-го лица и отвоевать от спорящих бедных и не развитых людей спорную землю в казну. В этом направлении тоже достигли кое-каких результатов... |
Эмчекское право создалось на такой почве: таубии отдавали, преимущественно Кара-Киши, в бессрочное пользование участки своих земель на таких условиях. Получивший от таубия участок земли обязан был отдавать ему, таубию, известную часть калыма при выдаче замуж своих дочерей и сестер за все время пользования полученным участком и, вообще, оказывал ему личные услу-ги, называясь «эмчеком» его; таубий же, кроме того, покрови-тельствовал своему «эмчеку» и всегда являлся его защитником. Каждая таубиевская фамилия имела своих Кара-Киши, Кара-Оздень, которые несли известные личные и материальные повинности по отношению к своим таубиям. Последние иногда обижали их, поэтому каракиши одного таубия становился «эмчеком» другого таубия, чтобы, кроме получения земли на эмчекском праве, иметь еще защитника от самоуправства со стороны своего тау-бия. Но «эмчек» имел право во всякое время возвратить участок его собственнику и освободиться от эмчекских обязанностей. Таубий тоже был вправе отобрать свой участок, когда пожелает, при неисполнении «эмчеком» своих обязанностей. Вот это и называется «эмчекским правом» и отношением, которые до сего времени сохраняются между многими горцами... |
Сообщение из Нальчика, помещенное в № 14 «Каспия» и перепечатанное из «Терских ведомостей», грешит неточностями. Прежде всего, там нет Чеченского общества, а есть Чегем-ское; также нет реки Терек, а есть река Черек, в верховьях которой и расположено Хуламское общество, а не Чеченское. Сел. Хулам находится в Хуламском обществе. Чегемское общество расположено за хребтом на север от Хуламского общества в верховьях реки Чегем... |
23 октября с. г. состоялось торжественное освящение новой (и первой большой в Кубанской области) мечети в ауле Шинжий, Ёкатеринодарского отдела Кубанской области. Начальник Кубанской области и наказной атаман Кубанского казачьего войска генерал-лейтенант Яков Дмитриевич Малама, обращаясь к обществу этого аула и строителю мечети на свои средства черкесу Лю Тра-хову, сказал, между прочим, что дело постройки мечети служит доказательством того, что черкесы, наконец, «стали прикрепляться к земле», на которой они родились и в которой покоятся кости их предков, рад этому доброму явлению, поздравляет общество, благодарит строителя и надеется, что остальные аулы Ёкатеринодарского отдела, представители которых присутствовали тут же, не отстанут от Шинжия. Для того, чтобы понять смысл слов ген. Маламы, надо быть хоть немного знакомым с историей адыгеев-ских племен бжедугов и шапсугов, живущих в низовьях р. Кубани по левой ее стороне, недалеко от г. Екатеринодара. Племена эти заняли полосу, покрытую частью густым лесом, частью - непроходимыми болотами, образовавшимися от разливов р. Кубани и ее притоков, и близкую к берегам Черного моря, находились то под влиянием крымских ханов, то Турции, то России и окончательно присоединились к России гораздо позже, чем их соплеменники кабардинцы и другие горцы; но и после присоединения к России бжедугам и шапсугам приходилось вести беспокойную жизнь... |
Не могу скрыть радости, которую возбуждает во мне заметка по поводу успехов молодого Панежукаевского училища («Люди и нравы», № 107, 1896 г. «Кубанских областных ведомостей»). Успехи эти не служат ли доказательством тому, что у горцев есть добрые зачатки, которые можно развить; в них есть почва, на которой можно сеять хорошие семена, не боясь погибели этих семян и что сеятелями их могут являться ближайшие к населению представители администрации. Будущность Панежукаевского училища так или иначе обеспечена еще и тем, что почетным попечителем его состоит Его Превосходительство Начальник области Я. Д. Малама. Но что же, интересно знать, делают остальные горские селения Екатерино-дарского отдела? Ведь бжедуги-«химишейцы»1Бжедуги-химишейцы (искаженное от хамышевцы) - подразделение адыгов-бжедугов, проживающих между реками Афипсом и Псекупсом. Они говорят на особом диалекте. (См.: Очерки истории Адыгеи. Майкоп, 1957. С.152.) (аулы по эту сторону реки Псекупса), по крайней мере, старики их, как помнится, дали слово последний раз, при открытии Панежукаевского училища, что скоро и они откроют школы, дабы дети их не завидовали детям «шепгенеевцев»2Шепгенеевцы - видимо, искаженное название жителей аула Шабан-хабль, основанного в 1800 году. Сейчас находится на территории Теучежского района Республики Адыгея. (аулы за Псекупсом) и впоследствии не бранили своих отцов! Надо полагать, ждут толчка, и желательно бы ускорить этот толчок... |