Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1 |
Прошло со дня присоединения центральной части Северного Кавказа - Кабарды, Осетии и др. - столетие1Фактическое и окончательное присоединение народов Центрального Северного Кавказа к России произошло в конце 20-х годов XIX века после военной экспедиции генерала Эмануэля. и со дня покорения западной - Закубанской полосы2Так называемая Закубанская полоса Кавказа была формально присоединена к России в конце XVIII века в результате включения Крыма в состав России в 1783 году после Кючук-Кайнарджийского мира. Завоевание и покорение горских народов Закубанья продолжалось до 1864 года. В 1860 году была образована Кубанская область, в состав которой вошли все горские участки. См. об этом: Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево-Черкесии (1790-1917 гг.) / Сборник документов. Ростов н/Д., 1985. - полвека, а вредные обычаи горцев не искоренились, «обычай» же увоза девушек принял худшие формы. Это лишний раз доказывает, что исправить нравы -уничтожить кражи, разбои, увозы девушек и т. п. – административными мерами и вообще репрессиями невозможно и что умиротворить край и исправить нравы может только одно образование и воспитание... Но тем не менее местные деятели и поныне не хотят отстать от старых приемов, говоря, что прежде надо искоренить зло, а потом приняться за образование: «На образование и воспитание надо много времени и много денег, а до того времени надо же что-нибудь делать!» Но разве столетие - мало времени, разве денег, убитых на репрессивные меры в течение столетия, не хватило бы на открытие массы школ - низших и средних? За это время и на эти деньги, по крайней мере, теперешнее взрослое поколение горцев поголовно стало бы грамотным по-русски, а значительная часть успела бы получить среднее и высшее образование... Это все азбучные истины... В настоящей заметке я имею в виду поговорить о так называемом «обычае» увоза девушек. Все, что делали до сих пор и делают для искоренения этого «обычая», никаких полезных результатов не имело и не будет иметь, прежде всего потому, что это явление никем серьезно не исследовано. Выставляют главной причиной калым, забывая, во-первых, что при увозах калым увеличивается и, во-вторых, что калым, или накях, существует и у других мусульман, стоящих в культурном отношении ниже и выше горцев, но не имеющих обычая увозить девушек. Прежде чем говорить о вреде калыма и о желательности унич-тожения его, надо выяснить, что такое калым, на чем и когда и кем он основан, действительно ли он является главной причиной увозов, с устранением которого могут прекратиться эти увозы; наконец, возможно ли уничтожить калым постановлениями и пожеланиями совещаний, сборов и т. п. Начиная с 70-х годов прошлого века на наших глазах в Терской области создавались разные меры борьбы с «обычаем» увоза девиц; так, например, в Кабарде постановлением представителей народа и уполномоченных от аулов, утвержденным областным начальством, установлены были большие денежные штрафы за увозы девушек, и эти штрафы взыскивались с виновных административным порядком в течение ряда лет, причем за увозы засва-танных девушек их женихами взыскивались штрафы с жениха и его товарищей, а за насильственные увозы и увозы с согласия самих девушек, но против воли родителей, виновные подвергались штрафу и еще уголовному преследованию (хотя кончавшемуся в большинстве случаев предварительным следствием за примирением сторон), но увозы не прекращались, виновные платили штрафы и калымы, а за увозы незасватанных девушек платили даже двойной калым. В Осетии таким постановлением была установлена норма калыма с наложением штрафа на тех, кто даст или получит калым выше установленной нормы, но, по утверждении этого постанов-ления начальством, несколько лиц демонстративно заплатили крупные калымы и от уплаты штрафа отказались, на суде же заявили, что никто не вправе запретить им ни по закону, ни по шариату дарить своей невесте, ее родным или своей жене хотя бы и все свое имущество, и суд не признал их виновными. Это все ясно доказывает, что, во-первых, не калым играет главную роль в су-ществовании зла и, во-вторых, все административные меры борьбы с этим злом нецелесообразны, и пока не явится сознание массы о вреде и дикости обычая увозов, они не прекратятся, сознание же это может быть вызвано образованием и воспитанием молодого поколения. Возникает вопрос: будет ли полезно уничтожение калыма вообще? Калым установлен законом пророка одновременно с созданием закона о браке и расторжении его; причем определена минимальная норма калыма с предоставлением права жениху или мужу увеличить эту норму неограниченно по своему желанию и средствам, и щедрость жениха одобряется, даже восхваляется. По закону этот калым составляет собственность жены, и если вначале калым был получен родителями невесты, но она во всякое время может взять его себе от родителей и от их наследни-ков, и давность не допускается. Таким образом, значение калыма - не выкуп за девушку, а обеспечение женщины на случай бракоразвода. По закону Магомета, расторжение брака допускается по взаимному соглашению супругов, следовательно, Магомет, предоставляя преимущественное право мужу на развод, по каким-либо видам нашел нужным подвергнуть его материальной ответственности перед женой для обеспечения последней. Несмотря на то, что Магомет советует серьезно относиться к делу расторжения брака и необдуманно не давать развода жене, но раз мужья пользуются преимущественным правом во всякое время и без объяснения причин давать развод своим женам, то на практике советами пророка невежественные люди редко руководствуются и легко прогоняют своих жен, женясь на других, или берут вторую или третью жену. Противовесом или удерживающим от дурного и легкомысленного поступка элементом со стороны мужей поставлен калым, который действительно в настоящее время играет видную роль. Калым этот удерживает и жен от легкомысленных поступков, так как если развод совершается по их вине, то они должны возвратить обратно весь полученный калым. Слово «обычай» я поставил между кавычками, потому что древнего обычая насильственного увоза девушек у горцев не было, а бывали случаи, когда родители жениха и невесты хотели избегнуть торжества свадеб, сопряженного с расходами и хлопотами, и жениху предоставляли потихоньку увезти невесту, и, чтобы оправдать себя перед общественным мнением, говорили, что молодой увез девушку насильно; или же в таких случаях, когда молодые влюблялись друг в друга, а родные или кто из них не соглашались на брак, то жених с согласия девушки похищал ее, и в этом случае, кроме калыма, он делал еще подарки родным девушки якобы за оскорбление дома... В последнее время похищения девушек участились и приняли преступный характер благодаря порче нравов и отчасти первому проводнику цивилизации - водке, напившись которой, часто молодые люди совершают насильственный увоз девушки, которой никогда и в голову не приходило выйти замуж за насильника. Значит, причиной увозов является не калым и не обычай, а невежество и дикость, против которых должны бороться администрация и сами горцы не репрессиями, а распространением образования. Примечания. Напечатано в журнале «Мусульманин» (1911, № 18-21). Подписано «М. Абаев». 1 [↑ назад]Фактическое и окончательное присоединение народов Центрального Северного Кавказа к России произошло в конце 20-х годов XIX века после военной экспедиции генерала Эмануэля.2 [↑ назад]Так называемая Закубанская полоса Кавказа была формально присоединена к России в конце XVIII века в результате включения Крыма в состав России в 1783 году после Кючук-Кайнарджийского мира. Завоевание и покорение горских народов Закубанья продолжалось до 1864 года. В 1860 году была образована Кубанская область, в состав которой вошли все горские участки. См. об этом: Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево-Черкесии (1790-1917 гг.) / Сборник документов. Ростов н/Д., 1985. Просмотров: 823
|
|
Всего комментариев: 0 | |