Четверг, 25.04.2024, 03:22

Карачаевцы и балкарцы

Джел не терекни да къымылдатыр.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 2120
Показано материалов: 41-60
Страницы: « 1 2 3 4 5 ... 105 106 »

Къазийланы Сарамырза Ташкёпюр элинде айтылыб тургъан кишиледен эди.

Терен билимли афенди, Къарачайгъа акъ аскерле кирген заманда, аскер комиссияны члени, баш тутхан, джитилиги, ётгюрлюгю бла да белгили адам болгъанды. Джашау тюрленмей турса, аны кесини, балаларыны джазыулары да андан эсе насыблы боллукъ болур эди. Ай медет, ол заманла уллу кърал оюла-чачыла тургъан, «ит иесин» танымагъан заманла эдиле. Большевикле дунияны къатышдыргъан, урлаб алгъан властларын бегитир ючюн тынч миллетни арасына от салыб, адамланы бир-бирине этген огъурсуз заманла. Айхай да, бюгюннгю кёз бла къарасанг, хар не да ачыкъ кёрюннгенликге, ол кёзюуледе джукъ ангылагъан къыйын эди: бир акъла, бир къызылла, бир джангы экономика политика деб эркинлик берилиб, ызы бла барысы сыйырылыб, ахыры коллективизация, индустриализация, репрессияла д.а.к.


Хапарла | Просмотров: 924 | Автор: КАКУШЛАНЫ Хусей | Добавил: moonbloke | Дата: 30.07.2015 | Комментарии (0)

В статье показана роль представителей интеллигенции в становлении и развитии письменности карачаево-балкарского народа во второй половине XIX – начале XX вв. Автор, опираясь на ряд исторических источников и фактов, постарался глубже проанализировать подходы к данной проблеме, которые имели место в обозначенный в работе период.

руны, руническая письменность, греческая письменность, арабская письменность, аджам, латиница

Карачаевцы и балкарцы, как потомки древнейших кавказских и тюркских племен, переняли от них величайшие достижения, одним из которых была письменность. Так, известно, что на разных этапах своего исторического развития предки карачаево-балкарцев, а затем и они сами, пользовались такими видами письма, как руническое, греческое, арабское, латинское. При этом следует учитывать, что лучшие представители Карачая и Балкарии неустанно трудились над совершенствованием письменности, вносили некоторые изменения в существующие и создавали новые алфавиты и буквари.


Прочее | Просмотров: 2307 | Автор: Д.Д. ЧОТЧАЕВ | Добавил: moonbloke | Дата: 18.07.2015 | Комментарии (0)

Созайланы Шауайны жашы Аубекир
СОЗАЙЛАНЫ ШАУАЙНЫ ЖАШЫ АУБЕКИР

1941 джылда фашист Германия Совет Союзгъа чапханда Малкъарны къолунда сауут туталлыкъ жашлары бары да бир кибик къанлы душманнга къажау сюелген эдиле. Ол бизни барыбызгъа да белгили ишди. Алай таулу жашла Россейни Манчьжурияны сыртларында эм биринчи дуния урушда да къоруулагъанларыны юсюнден а хапарыбыз азды.

Аладан бирини – Созайланы Шауайны жашы Аубекирни жашау жолу бла окъуучуланы шагъырей этерге тийишли кёребиз. Туугъан Холам элинден чыгъып, австро-герман фронтха атланнганында анга жаланда къыркъ эки жыл бола эди. Аны къазауатха кирирге, топла-окъла атыла тургъан, юйге сау къайтырына толу ышаныулукъ болмагъан жерге барыргъа не зат кёллендиргени сейирди. Не ючюн дегенде, ол заманда аскерге жашланы жаланда кеси ыразылыкълары бла алгъандыла. Аланы да барын да угъай - къарыулуларын сайлап, ёсюмлерине, тап санларыны субайлыгъына да къарагъандыла. Кавказ аскер округну командованиясыны буйругъу бла къуралгъан комиссия Созайланы Аубекирни да аскерде къуллукъ этерге жараулугъа санагъанды.


Хапарла | Просмотров: 849 | Автор: Къулбайланы Алий | Добавил: moonbloke | Дата: 07.07.2015 | Комментарии (0)

Взаимоотношения народов Грузии, Карачая и Балкарии насчитывают многовековую историю. Первый балкарский историк М.К. Абаев в началеXX столетия писал, что балкарцы издавна имели сношения с народами Грузии, получая оттуда материи, железо, соль, фрукты и т.п., а сами взамен этого отправляли туда разный скот, овечью шерсть, шерстяные изделия –черкески, бурки, войлоки и т.п. (Абаев 2007, 147).

Взаимоотношения народов Грузии, Карачая и Балкарии насчитывают многовековую историю. Первый балкарский историк М.К. Абаев в началеXX столетия писал, что балкарцы издавна имели сношения с народами Грузии, получая оттуда материи, железо, соль, фрукты и т.п., а сами взамен этого отправляли туда разный скот, овечью шерсть, шерстяные изделия –черкески, бурки, войлоки и т.п. (Абаев 2007, 147). Активным контактам карачаевобалкарцев и грузин способствовали известные с древнейших времен горные дороги, тропы и перевалы. Из Карачая и Балкарии можно было попасть в такие районы Грузии, как Горная Рача и Сванетия (Вольная, Княжеская и Дадиановская) (Волкова 1989, 175-176).


Баразбиев М.И. | Просмотров: 2864 | Автор: М.И. Баразбиев | Добавил: moonbloke | Дата: 25.06.2015 | Комментарии (0)

В статье исследуются трансформации институтов родства у балкарцев в процессе исторического развития и модификации в условиях глобализации. Показано, что в настоящее время господствующее положение у балкарцев занимает нуклеарная демократическая семья, сохраняющая некоторые традиционные семейные обычаи.

глобализация, институты родства, нуклеарная семья

Современные этносы независимо от их этнокультурного пространства, численности и языковой принадлежности подвержены глобализации, которая несёт кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности. Анализом процесса глобализации занимаются историки, социологи, философы, экономисты, этнологи и т. д. Исследователи различных научных направлений, которые интересуются этой проблемой, сходятся во мнении, что глобализация – результат целого комплекса инновационных факторов, вызывающих фундаментальный «цивилизационный» поворот в истории человечества.


Прочее | Просмотров: 1254 | Автор: М.Ч. КУЧМЕЗОВА | Добавил: moonbloke | Дата: 21.06.2015 | Комментарии (0)

Т.Ш.Биттирова

В статье, посвященной столетию со дня смерти карачаево-балкарского поэта, художника, просветителя и общественного деятеля Ислама Пашаевича Крымшамхалова, анализируются основные мотивы его поэзии и публицистики. В ней выделяется ряд актуальных проблем, связанных с сохранением творческого наследия классиков национальной литературы.

Современники и друзья Ислама Крымшамхалова не успели написать ни воспоминаний, ни статей о значении его многогранного творчества. Остались только некролог и эссе, написанные сразу после смерти Мисостом Абаевым, его другом и сподвижником, первым карачаево-балкарским историком. Так получилось, что за ранней его смертью последовали такие события, что писать о деятельности князя Крымшамхалова долгие десятилетия никто не решался. Только врач Асхат Биджиев, живя в Москве, в 1926 году включил в свой учебник одну из множества басен Ислама. Но и одной этой публикации было достаточно, чтобы карачаево-балкарский читатель 20-30-х годов смог понять глубину его таланта. Понять и сохранить в устной памяти ставшие популярными его поучительные басни. К сожалению, таково свойство человеческой памяти, многое забывается или искажается, что не дает возможности восстановить творчество поэта в полном объеме. Подобное произошло и с поэтическим наследием Ислама Крымшамхалова, ярчайшего поэта, художника, известного общественного деятеля. Только в 80-е годы ХХ века молодой исследовательнице З.Б. Хабичевой-Боташевой удалось проследить творческий путь и судьбу Ислама, опираясь на воспоминания и документы, сохраненные у потомков друзей и родственников поэта7Хабичева-Боташева З.Б. Озарение души. Черкесск, 1985..


Прочее | Просмотров: 2333 | Автор: Т.Ш. БИТТИРОВА | Добавил: moonbloke | Дата: 19.06.2015 | Комментарии (0)

(Алиева С.К. – канд. ист. наук)

Одним из тягчайших испытаний, выпавших на долю советского государства, явилась Великая Отечественная война 1941-1945 годов, навязанная Советскому Союзу германским фашизмом. Ведение войны требовало огромных средств. Всего за годы войны прямые военные расходы составили 551 млрд. рублей...

...Для оказания помощи действующей армии с первых же дней войны по всей стране развернулось движение за создание фонда обороны. В документах это стремление удачно получило название патриотического движения. Вначале данное движение носило стихийный характер. Характерной особенностью подавляющего большинства всенародных кампаний по оказанию помощи фронту явилось сочетание принципа добровольности с принципом обязательности. Партия использовала при реализации мероприятий методы убеждения и принуждения масс.

В фонд обороны вносились деньги, облигации государственных займов, золотые и серебряные изделия, различные драгоценности, ценные вещи. На эти же цели передавались крупные суммы средств, заработанные во время воскресников. Тысячи колхозников засевали сверх плана «гектары обороны», весь урожай с которых шел на фронт.


Прочее | Просмотров: 1449 | Автор: Алиева С.К | Добавил: moonbloke | Дата: 18.06.2015 | Комментарии (0)

Магометни юсюнден биринчи кере мен токъсанынчы жыллада эшитген эдим. Къарачайны бушуу кюню бла байламлы «Жамагъат» организация митинг къурап, бизни да чакъыргъан эдиле...

...Стадионнга кёп адам жыйылгъанды. Айхай да, чыгъып сёлешгенле жарсыуланы, кемчиликлени юсюнден да айтадыла. Къатыбызда сюелгенледен бири: «Ай, Магомет болса эди, ол жарсыула бизге жетмез эдиле», - деди.

«Айып этме, тамата, кимди Магомет дегенинг?»,- деп сорама.

«Чотчаланы Магометни юсюнден айтама. Халкъ ючюн къайгъыргъан, керти, чынтты адам эди», - деп жууаплады.

Тукъумун эшитгенлей, мен да сагъаяма. Чотчалары бизни тукъум къарындашларыбыз болгъанларыны юсюнден атам, жаннетли болсун, кёп хапар айтыучу эди. 2008 жылда Чотчалары тукъум чекге бизни да чакъырадыла. Учкулан ёзенинде адам кёп, бизге тойоюн бла тюбейдиле.

Аттолары, Ботталары да жыйын болуп баргъанек. Чотчаланы тукъум таматасы Абук- Алийни къонакълагъа эс бёлгенден тышында жумушу кёп эди, болсада мен, тёзалмай, Магометни юсюнден сорама.

Халкъ чачылгъандан сора Абук-Алий билгенин айтды, Къарачай-Черкес республикада белгили журналист Джазаланы Балуа да къолунда болгъан материалланы бергенди.


Хапарла | Просмотров: 1199 | Автор: БОТТА УЛУ Мухтар | Добавил: moonbloke | Дата: 07.06.2015 | Комментарии (0)

НОРВЕГИЯДА БИРИНЧИ ТАУЛУ ТИШИРЫУ


Лондонда ингилиз тилде чыкъгъан журналда («Журнал Института проблем мусульманских меньшинств», 1991) Со-ветле къарачайлылагъа – Шимал Кавказ-ны бир тюрк-муслиман халкъына  – къа-лай сюргюн этгенлерини юсюнден уллу статья-макале басмаланнганды. Аны джазгъан норвежли доктор, профессор Альф Граннес эди. Ол макелени, орус тил-ге кёчюртюб, 1992 джыл «Юйге Игилик» (№  8) газетде берген эдик.

Олсагъатда мени сейирсиндирген – бизге джан аурутуб алай джазаргъа бу Альф Граннесни эсине къалай келген бо-лур экен? Энди ангылайма: анга ол иннет-ни сингдирген  Зоя болгъанын – Граннес-ни юй бийчеси.


Хапарла | Просмотров: 947 | Автор: Лайпанланы Билал | Добавил: moonbloke | Дата: 31.05.2015 | Комментарии (0)

Кайсын Казиевич Суюнчев
М.И. Баразбиев (г. Нальчик)
Таубии Хуламского и Безенгиевского обществ Балкарии - офицеры Российской Императорской армии

В дооктябрьский период в Хуламо-Безенгиевском ущелье Балкарии располагалось два общества, феодальными правителями в которых были, соответственно, таубии (горские князья - М.Б.) Шакмановы и Суюнчевы1Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система жизнеобеспечения. М., 1989, С. 139-141.. Цель настоящего исследования состоит в ознакомлении с краткими биографическими данными офицеров Российской Императорской армии из числа этих фамилий.


Баразбиев М.И. | Просмотров: 3218 | Автор: М.И. Баразбиев | Добавил: drxblack | Дата: 28.05.2015 | Комментарии (0)

Ш.М. Батчаев (г. Карачаевск, Россия)
Участие представителей рода Соколовых-Крым-Шамхаловых в Первой мировой войне

Первая мировая война (1914–1918), получившая в Российской империи эпитеты «Великая» и «Вторая Отечественная», многие годы была в нашей стране предана забвению. Забыты были и героические подвиги ее участников – солдат и офицеров. Лишь с началом демократизации общественной жизни историческая наука обратилась к славным страницам военной истории России.

Род терских и кубанских казаков Соколовых, происходя-щих из карачаевского княжеского рода Крым-Шамхаловых, начиная со своего родоначальника – Бай-Мырзы Крым-Шамхалова (после крещения – Никифора Соколова), верно и преданно служили Российской державе. Они участвовали во всех войнах России, начиная с конца XVIII и до установления Советской власти в XX в. Активное участие они приняли в Первой мировой войне, проявив себя настоящими патриотами.


Материалы, предоставленные кандидатом исторических наук Батчаевым Ш. М. | Просмотров: 1096 | Автор: Ш.М. Батчаев | Добавил: moonbloke | Дата: 27.05.2015 | Комментарии (0)

Хаджи-Мурат Чомаев
Герой этого повествования - всадник Кавказской конной дивизии Хаджи-Мурат Чомаев, уроженец аула Тебердинский (ныне Верхняя Теберда), попал в 3-ю сотню в числе семерых добровольцев-односельчан.

Для Российской империи Первая мировая война началась 19 июля (1 августа) 1914 года. На Кавказ известие о вовлечении России в войну дошло на следующий день. Буквально через несколько дней во всех областях прошли съезды, на которых кавказские народы выразили полную поддержку правительству и изъявили желание сформировать за свой счет добровольческие воинские подразделения для борьбы с врагом. Инициатива горцев была поддержана, и с 9 августа по приказу командующего Кавказским военным округом М. И. Воронцова-Дашкова началось формирование иррегулярных полков.

Отбирались добровольцы в возрасте от 21 до 40 лет, имевшие "хорошее и трезвое поведение", "здоровое телосложение" и "склонность к военной службе". На приемные пункты волонтеры являлись на собственных лошадях, с собственным снаряжением, обмундированием и холодным оружием. Из карачаевцев была сформирована 3-я сотня Черкесского конного полка (1-я и 2-я из адыгов Екатеринодарского и Майкопского отделов, в 4-ю вошли абхазы Сухумского округа).


Прочее | Просмотров: 1097 | Добавил: moonbloke | Дата: 27.05.2015 | Комментарии (0)

Сеит-Бий Крымшамхалов
Гаев Мухтар Ахияевич (1921–2001), кадровый офицер, летчик. Все пять лет войны прослужил в составе ночной бомбардировочной авиации дальнего действия. В 1946 году написал письмо на имя Сталина в котором открыто сказал, что балкарский народ, по доносам депортированный в Среднюю Азию, целенаправленно уничтожается. В ответ был репрессирован с основанием: «За провокационные измышления в адрес Правительства».

Генеральному Секретарю ЦК ВКП(б) Товарищу И. В. Сталину

ОБРАЩЕНИЕ

Мы, спецвыселенцы-балкарцы, расселенные на строительстве Алма-Ата Гэсстрой, Казахской ССР, обращаемся к Вам от имени более тридцати тысячи балкарцев, высланных, как Вам известно, 8 марта 1944 г. из Кабардино-Балкарской АССР.

Из выселенного балкарского населения более 90% составляют дети, старики и женщины, чьи отцы, сыновья и мужья сражались с первых дней на фронтах Великой Отечественной войны с немецкими оккупантами. Подавляющее большинство мужского населения призывного возраста балкарцев находилось в рядах Красной Армии и в партизанских отрядах вне территории Балкарии, большинство которых погибло на полях сражений с фашизмом, а их семьи высланы на уничтожение голодом на чужбине без каких-либо на то оснований, кроме их национальной принадлежности. Такая же участь постигла и тех, кто остался жив...


Прочее | Просмотров: 1970 | Автор: Гаев М.М. | Добавил: moonbloke | Дата: 27.05.2015 | Комментарии (0)

Баразбиев М.И. Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
В статье рассматриваются брачные контакты представителей высших сословий тюркских народов Северного Кавказа (карачаево-балкарцев, кумыков и ногайцев) с кабардинской аристократией в XIX–начале XX вв. и отмечается их традиционный характер.
Известия Кабардино-Балкарского Государственного Университета, том II, № 1, 2012. С 53-55

В период феодализма в этнокультурных контактах различных народов особое значение имели связи кровнородственного и брачного характера представителей аристократических родов этих народов друг с другом. Можно согласиться с утверждением С.Ш. Гаджиевой, что основной причиной национально-смешанных браков в феодальной среде являлись, прежде всего, политические соображения, стремление заключить союзы «на грядущие времена»1Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX–начале XX в. – М., 1985. – С. 178. .


Баразбиев М.И. | Просмотров: 3234 | Автор: Баразбиев М.И. | Добавил: moonbloke | Дата: 27.05.2015 | Комментарии (0)

Баразбиев М.И. Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
Известия Кабардино-Балкарского Государственного Университета, Том III, № 3, 2013. стр. 60-67

В истории карачаево-балкарской аристократии особое место занимает депутация балкарских феодалов, направленная от всех обществ Балкарии в 1852 году к российскому императору в СанктПетербург. Депутация выехала из Нальчика 30 ноября 1852 года и 21 декабря прибыла в столицу Российской империи1Документы по истории Балкарии (40–90-е гг. XIX в) / сост. Е.О. Крикунова. Нальчик, 1959. С. 46–48, 51. . 5 января 1853 года депутаты подали прошение Николаю I, состоявшее из двух пунктов. В первом из них говорилось: «Высшее сословие наше, до поступления под высокое покровительство Российского престола, именовалось таубий (горский владелец)»; со времени же принесения верноподданической присяги называемся мы старшинами, не понимая настоящего названия старшин, мы осмеливаемся просить именовать нас прежним именем тау-бий, названием, понятным для подвластного нам народа»1Документы по истории Балкарии (40–90-е гг. XIX в) / сост. Е.О. Крикунова. Нальчик, 1959. С. 46–48, 51. .


Баразбиев М.И. | Просмотров: 4821 | Автор: Баразбиев М.И. | Добавил: moonbloke | Дата: 27.05.2015 | Комментарии (0)

Т.Ш.Биттирова г.Нальчик
К вопросу о генеалогии Кубадиевых из Черекского ущелья

В карачаево-балкарском фольклоре по своей значимости важное место занимают исторические песни. Большую ценность среди них представляют фамильные, величальные песни и баллады. Они привлекательны как по своей художественной форме, богатству выразительных средств, сохранению традиционной песенной культуры, непреходящими идеями добра и справедливости, так и неповторимым колоритом ушедших эпох и представляют большой интерес для историков, этнологов, культурологов, лингвистов, для всех исследователей-гуманитариев.

Упоминание о древней балкарской фамилии Кубадиевых встречается в нескольких исторических песнях и во множестве преданий. Кроме того, в современном карачаево-балкарском фольклоре существует песня, посвященная специально истории фамилии. Она сохранилась во множестве вариантов, которые имеют незначительные расхождения в деталях.


Прочее | Просмотров: 1426 | Автор: Т.Ш.Биттирова | Добавил: moonbloke | Дата: 25.05.2015 | Комментарии (0)

Эфендиев С.И. г.Нальчик
Родословная: жизнь и деятельность великого балкарского поэта К.Ш.Кулиева
«ГЕНЕАЛОГИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА», №5 2003г. Нальчик - Москва

В этом г. в ноябре общественность нашей республики широко отметила 85-летие со дня рождения великого поэта и выдающегося гуманиста XX века народного поэта Кабардино-Балкарии, лауреата Ленинской и Государственной премий СССР и РСФСР Кайсына Шуваевича Кулиева.

Великие люди появляются в истории, как правило, в окружении других, выступая в звездной плеяде светилом первой величины. История культуры не может быть дана в отрыве от концепции философской истории. Кайсын Кулиев художественный гений балкарского народа.


Прочее | Просмотров: 2585 | Автор: Эфендиев С.И. | Добавил: moonbloke | Дата: 25.05.2015 | Комментарии (0)

Князья Дудовы в войнах России начала ХХ в.
Ш.М. Батчаев, Государственный архив Карачаево-Черкесской Республики, г. Черкесск

Род Дудовых (Дудалары) относится к числу самых знатных княжеских (бий) родов Карачая, происходивших от легендарного Къарчи, основателя Карачаевского княжества.

Согласно сведениям, зафиксированным во второй половине XIX в., основатель рода – Дуда происходил от первого брака Къарчи и девушки из сословия султанов (кавказские потомки династии крымских Гиреев). Несмотря на происхождение по мужской линии от Къарчи, Дуда так и не смог занять его место, а Карачай возглавил зять Къарчи – муж дочери Кюнсулю, представитель династии Тарковских Шамхалов, оставшийся в народной памяти под своим титулом Крым-Шамхал[1]Центральный Государственный архив Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-А). Ф. 262. Оп. 1. Д. 71. Л. 113об.-114об. .


Материалы, предоставленные кандидатом исторических наук Батчаевым Ш. М. | Просмотров: 3078 | Автор: Ш.М. Батчаев | Добавил: moonbloke | Дата: 25.05.2015 | Комментарии (0)

Мусукаев А.И., г.Нальчик
Осетинские корни кабардинских и балкарских фамилий

В позднее средневековье и новое время на Кавказе происходил заметный рост производительных сил, совершенствовалась техника и развивалась торговля. Естественно, что наиболее выделяющиеся мастера повышали свои профессиональные навыки, и это служило основанием их разрыва с сельским хозяйством и полным переключением своих сил и возможностей на любимое и прибыльное занятие. Эти ремесленники часто покидали свои села и даже этническую среду, поселяясь не только в городах, но и вообще в местах скопления поселений и крупных населенных пунктах северокавказского региона. Баловы и Таовы черкесских аулов Зеюко и Кошхабль обязаны своим происхождением осетинским Каргаевым, братьям Умару и Пыра, прославленным мастерам по обработке кожи. Высокого уровня профессионализма они достигли благодаря урокам их отца Карагы Каргаева. Услугами братьев пользовались кабардинские, карачаевские и ногайские князья и дворяне. Изменявшиеся социально-экономические условия явились причиной того, что Умар и Пыра Каргаевы оказались в черкесском Хабезе. Их гостеприимно приняла знатная семья Касаевых. О мастерах высокого класса и их изысканных изделиях прослышал владелец Зеюко Хатокшуко и пригласил специалистов к себе. Младший брат Пыра принял приглашение, старший же – Умар остался в Хабезе...


Прочее | Просмотров: 2998 | Автор: Мусукаев А.И. | Добавил: moonbloke | Дата: 24.05.2015 | Комментарии (0)

Мусукаев А.И., г.Нальчик
Кабардинские и балкарские фамилии грузинского происхождения

Переселение людей с одного места на другое при их природной склонности к оседлому образу жизни первоначально происходило в связи с поисками более удобных и благоприятных мест обитания: лесных и охотничьих угодий, водоемов, защищенных стоянок, затем к этим причинам добавились стихийные бедствия, расширение территорий для занятий хозяйством, военные захваты.

В средневековье и новое время значительное влияние на миграционные процессы оказывали кровная месть, ссоры внутри семей, фамилий, конфликты в сельских общинах и вне их пределов, семейно-брачные отношения, развитие производства и торговли и многие другие факторы: политические, социальные, демографические и бытовые...


Прочее | Просмотров: 13314 | Автор: Мусукаев А.И. | Добавил: moonbloke | Дата: 24.05.2015 | Комментарии (1)