Статьи
Главная » Статьи |
Всего материалов в каталоге: 2120 Показано материалов: 41-60 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 ... 105 106 » |
Терен билимли афенди, Къарачайгъа акъ аскерле кирген заманда, аскер комиссияны члени, баш тутхан, джитилиги, ётгюрлюгю бла да белгили адам болгъанды. Джашау тюрленмей турса, аны кесини, балаларыны джазыулары да андан эсе насыблы боллукъ болур эди. Ай медет, ол заманла уллу кърал оюла-чачыла тургъан, «ит иесин» танымагъан заманла эдиле. Большевикле дунияны къатышдыргъан, урлаб алгъан властларын бегитир ючюн тынч миллетни арасына от салыб, адамланы бир-бирине этген огъурсуз заманла. Айхай да, бюгюннгю кёз бла къарасанг, хар не да ачыкъ кёрюннгенликге, ол кёзюуледе джукъ ангылагъан къыйын эди: бир акъла, бир къызылла, бир джангы экономика политика деб эркинлик берилиб, ызы бла барысы сыйырылыб, ахыры коллективизация, индустриализация, репрессияла д.а.к. |
1941 джылда фашист Германия Совет Союзгъа чапханда Малкъарны къолунда сауут туталлыкъ жашлары бары да бир кибик къанлы душманнга къажау сюелген эдиле. Ол бизни барыбызгъа да белгили ишди. Алай таулу жашла Россейни Манчьжурияны сыртларында эм биринчи дуния урушда да къоруулагъанларыны юсюнден а хапарыбыз азды. Аладан бирини – Созайланы Шауайны жашы Аубекирни жашау жолу бла окъуучуланы шагъырей этерге тийишли кёребиз. Туугъан Холам элинден чыгъып, австро-герман фронтха атланнганында анга жаланда къыркъ эки жыл бола эди. Аны къазауатха кирирге, топла-окъла атыла тургъан, юйге сау къайтырына толу ышаныулукъ болмагъан жерге барыргъа не зат кёллендиргени сейирди. Не ючюн дегенде, ол заманда аскерге жашланы жаланда кеси ыразылыкълары бла алгъандыла. Аланы да барын да угъай - къарыулуларын сайлап, ёсюмлерине, тап санларыны субайлыгъына да къарагъандыла. Кавказ аскер округну командованиясыны буйругъу бла къуралгъан комиссия Созайланы Аубекирни да аскерде къуллукъ этерге жараулугъа санагъанды. |
Т.Ш.Биттирова
В статье, посвященной столетию со дня смерти карачаево-балкарского поэта, художника, просветителя и общественного деятеля Ислама Пашаевича Крымшамхалова, анализируются основные мотивы его поэзии и публицистики. В ней выделяется ряд актуальных проблем, связанных с сохранением творческого наследия классиков национальной литературы. Современники и друзья Ислама Крымшамхалова не успели написать ни воспоминаний, ни статей о значении его многогранного творчества. Остались только некролог и эссе, написанные сразу после смерти Мисостом Абаевым, его другом и сподвижником, первым карачаево-балкарским историком. Так получилось, что за ранней его смертью последовали такие события, что писать о деятельности князя Крымшамхалова долгие десятилетия никто не решался. Только врач Асхат Биджиев, живя в Москве, в 1926 году включил в свой учебник одну из множества басен Ислама. Но и одной этой публикации было достаточно, чтобы карачаево-балкарский читатель 20-30-х годов смог понять глубину его таланта. Понять и сохранить в устной памяти ставшие популярными его поучительные басни. К сожалению, таково свойство человеческой памяти, многое забывается или искажается, что не дает возможности восстановить творчество поэта в полном объеме. Подобное произошло и с поэтическим наследием Ислама Крымшамхалова, ярчайшего поэта, художника, известного общественного деятеля. Только в 80-е годы ХХ века молодой исследовательнице З.Б. Хабичевой-Боташевой удалось проследить творческий путь и судьбу Ислама, опираясь на воспоминания и документы, сохраненные у потомков друзей и родственников поэта7Хабичева-Боташева З.Б. Озарение души. Черкесск, 1985.. |
Олсагъатда мени сейирсиндирген – бизге джан аурутуб алай джазаргъа бу Альф Граннесни эсине къалай келген бо-лур экен? Энди ангылайма: анга ол иннет-ни сингдирген Зоя болгъанын – Граннес-ни юй бийчеси. |
М.И. Баразбиев (г. Нальчик)
Таубии Хуламского и Безенгиевского обществ Балкарии - офицеры Российской Императорской армии В дооктябрьский период в Хуламо-Безенгиевском ущелье Балкарии располагалось два общества, феодальными правителями в которых были, соответственно, таубии (горские князья - М.Б.) Шакмановы и Суюнчевы1Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система жизнеобеспечения. М., 1989, С. 139-141.. Цель настоящего исследования состоит в ознакомлении с краткими биографическими данными офицеров Российской Императорской армии из числа этих фамилий. |
Ш.М. Батчаев (г. Карачаевск, Россия)
Участие представителей рода Соколовых-Крым-Шамхаловых в Первой мировой войне Первая мировая война (1914–1918), получившая в Российской империи эпитеты «Великая» и «Вторая Отечественная», многие годы была в нашей стране предана забвению. Забыты были и героические подвиги ее участников – солдат и офицеров. Лишь с началом демократизации общественной жизни историческая наука обратилась к славным страницам военной истории России. Род терских и кубанских казаков Соколовых, происходя-щих из карачаевского княжеского рода Крым-Шамхаловых, начиная со своего родоначальника – Бай-Мырзы Крым-Шамхалова (после крещения – Никифора Соколова), верно и преданно служили Российской державе. Они участвовали во всех войнах России, начиная с конца XVIII и до установления Советской власти в XX в. Активное участие они приняли в Первой мировой войне, проявив себя настоящими патриотами.
Материалы, предоставленные кандидатом исторических наук Батчаевым Ш. М. |
Просмотров: 1178 |
|
Добавил: moonbloke |
Дата: 27.05.2015
| Комментарии (0)
|
Баразбиев М.И. Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
В статье рассматриваются брачные контакты представителей высших сословий тюркских народов Северного Кавказа (карачаево-балкарцев, кумыков и ногайцев) с кабардинской аристократией в XIX–начале XX вв. и отмечается их традиционный характер. Известия Кабардино-Балкарского Государственного Университета, том II, № 1, 2012. С 53-55 В период феодализма в этнокультурных контактах различных народов особое значение имели связи кровнородственного и брачного характера представителей аристократических родов этих народов друг с другом. Можно согласиться с утверждением С.Ш. Гаджиевой, что основной причиной национально-смешанных браков в феодальной среде являлись, прежде всего, политические соображения, стремление заключить союзы «на грядущие времена»1Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX–начале XX в. – М., 1985. – С. 178. . |
Баразбиев М.И. Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
Известия Кабардино-Балкарского Государственного Университета, Том III, № 3, 2013. стр. 60-67 В истории карачаево-балкарской аристократии особое место занимает депутация балкарских феодалов, направленная от всех обществ Балкарии в 1852 году к российскому императору в СанктПетербург. Депутация выехала из Нальчика 30 ноября 1852 года и 21 декабря прибыла в столицу Российской империи1Документы по истории Балкарии (40–90-е гг. XIX в) / сост. Е.О. Крикунова. Нальчик, 1959. С. 46–48, 51. . 5 января 1853 года депутаты подали прошение Николаю I, состоявшее из двух пунктов. В первом из них говорилось: «Высшее сословие наше, до поступления под высокое покровительство Российского престола, именовалось таубий (горский владелец)»; со времени же принесения верноподданической присяги называемся мы старшинами, не понимая настоящего названия старшин, мы осмеливаемся просить именовать нас прежним именем тау-бий, названием, понятным для подвластного нам народа»1Документы по истории Балкарии (40–90-е гг. XIX в) / сост. Е.О. Крикунова. Нальчик, 1959. С. 46–48, 51. . |
В карачаево-балкарском фольклоре по своей значимости важное место занимают исторические песни. Большую ценность среди них представляют фамильные, величальные песни и баллады. Они привлекательны как по своей художественной форме, богатству выразительных средств, сохранению традиционной песенной культуры, непреходящими идеями добра и справедливости, так и неповторимым колоритом ушедших эпох и представляют большой интерес для историков, этнологов, культурологов, лингвистов, для всех исследователей-гуманитариев. Упоминание о древней балкарской фамилии Кубадиевых встречается в нескольких исторических песнях и во множестве преданий. Кроме того, в современном карачаево-балкарском фольклоре существует песня, посвященная специально истории фамилии. Она сохранилась во множестве вариантов, которые имеют незначительные расхождения в деталях. |
Князья Дудовы в войнах России начала ХХ в.
Ш.М. Батчаев, Государственный архив Карачаево-Черкесской Республики, г. Черкесск Род Дудовых (Дудалары) относится к числу самых знатных княжеских (бий) родов Карачая, происходивших от легендарного Къарчи, основателя Карачаевского княжества. Согласно сведениям, зафиксированным во второй половине XIX в., основатель рода – Дуда происходил от первого брака Къарчи и девушки из сословия султанов (кавказские потомки династии крымских Гиреев). Несмотря на происхождение по мужской линии от Къарчи, Дуда так и не смог занять его место, а Карачай возглавил зять Къарчи – муж дочери Кюнсулю, представитель династии Тарковских Шамхалов, оставшийся в народной памяти под своим титулом Крым-Шамхал[1]Центральный Государственный архив Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-А). Ф. 262. Оп. 1. Д. 71. Л. 113об.-114об. .
Материалы, предоставленные кандидатом исторических наук Батчаевым Ш. М. |
Просмотров: 3329 |
|
Добавил: moonbloke |
Дата: 25.05.2015
| Комментарии (0)
|
В позднее средневековье и новое время на Кавказе происходил заметный рост производительных сил, совершенствовалась техника и развивалась торговля. Естественно, что наиболее выделяющиеся мастера повышали свои профессиональные навыки, и это служило основанием их разрыва с сельским хозяйством и полным переключением своих сил и возможностей на любимое и прибыльное занятие. Эти ремесленники часто покидали свои села и даже этническую среду, поселяясь не только в городах, но и вообще в местах скопления поселений и крупных населенных пунктах северокавказского региона. Баловы и Таовы черкесских аулов Зеюко и Кошхабль обязаны своим происхождением осетинским Каргаевым, братьям Умару и Пыра, прославленным мастерам по обработке кожи. Высокого уровня профессионализма они достигли благодаря урокам их отца Карагы Каргаева. Услугами братьев пользовались кабардинские, карачаевские и ногайские князья и дворяне. Изменявшиеся социально-экономические условия явились причиной того, что Умар и Пыра Каргаевы оказались в черкесском Хабезе. Их гостеприимно приняла знатная семья Касаевых. О мастерах высокого класса и их изысканных изделиях прослышал владелец Зеюко Хатокшуко и пригласил специалистов к себе. Младший брат Пыра принял приглашение, старший же – Умар остался в Хабезе... |
Переселение людей с одного места на другое при их природной склонности к оседлому образу жизни первоначально происходило в связи с поисками более удобных и благоприятных мест обитания: лесных и охотничьих угодий, водоемов, защищенных стоянок, затем к этим причинам добавились стихийные бедствия, расширение территорий для занятий хозяйством, военные захваты. В средневековье и новое время значительное влияние на миграционные процессы оказывали кровная месть, ссоры внутри семей, фамилий, конфликты в сельских общинах и вне их пределов, семейно-брачные отношения, развитие производства и торговли и многие другие факторы: политические, социальные, демографические и бытовые... |