Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
Жангоразова Н.А., г. Нальчик
Родословная Басията Шаханова
Жизнь и творческая деятельность
Басият Абаевич Шаханов известный публицист и просветитель начала XX века родился 17 января 1879 г. во Владикавказе. Многие десятилетия общественная и творческая деятельность Б. Шаханова не была объектом специального расследования в литературе. Среди работ о нем можно отметить статью Х. И. Хутуева "Просветители Балкарии конца ХIX века" и главу о просветителях в "Очерках истории балкарской литературы", где впервые были опубликованы некоторые сведения о нем.. Особый вклад в исследование фактов биографии, творчества и общественной деятельности Б. Шаханова внесла доктор филологических наук Тамара Шамшудиновна Биттирова. Она раскрыла широкому кругу читателей неизвестные до сих пор факты из жизни просветителя Б. Шаханова, опубликовала основную часть его публицистики. В 1991 г. Т. Биттирова издала книгу "Басият Шаханов. Избранная публицистика", которая просветила многие проблемы развития просветительского движения на Северном Кавказе...
В. Д. ДЗИДЗОЕВ, тарых илмуланы доктору.
МИНГИ ТАУ. Нальчик. № 6 (148) ноябрь-декабрь 2009 ж. б 174-179
Шимал Кавказны алчы закий адамларыны жашаулары, дуния къарамлары, жамауат эм да философия кесаматлары алыкъына да иги тинтилип, ачыкъланып, бюгюннгю кюннге дери толу белгили тюйюлдюле. Аллай адамладан бири, мени какъылыма кёре, Х1Х ёмюрню белгили музыканты, малкъар халкъны айтхылы жарыкъландырыучуларындан бири Абайланы Солтан-Бекди.
Абайланы Солтан-Бек Петербург консерваторияда окъугъанды, алай аны бошаялмагъанды – ахча къолайлыгъы жетишмегенден. Солтан-Бек консерваториягъа кире туруп, аны окъуу-макъам фахмусуна «поляклы Паганини», айтхылы скрипач, Санкт-Петербург консерваторияны профессору Генрик Венявский къарагъанды. Артда уа таулу музыкачы аны классында окъугъанды. Ара шахардан къайтып, иги кесек заманны ол Владикавказда (Терк башында) жашагъанды. Бу кезиуде аны жашауунда, ишинде аллай жетишимле, триумфла болгъандыла – музыка чыгъармачылыкъда аллай жетишимле бла не уллу халкъ да ёхтемленирге болур эди...
История взаимоотношений балкарцев с этнографическими группами грузин, своими корнями уходят в далёкое прошлое. Эти отношения нашли отражение в устном народном творчестве - в легендах, преданиях и песнях. Например, в балкарской легенде о двух братьях Басияте и Баделяте содержатся сведения о сванах, которые жили среди "таулу". В то же время в легендах сванов отмечаются, что сваны пришли в места современного расселения со стороны Балкарии. Эти предания, на мой взгляд, отражают весьма тесные этногенетические и культурно-хозяйственные отношения балкарцев (также как и карачаевцев, составляющих с балкарцами единый этнос - "Э.") со сванами.
Взаимоотношения со Сванетией
О наличие сванского этнического компонента на северных склонах писали многие путешественники и исследователи. Балкарцы сванов называют "эбзе", а сваны балкарцев - "савиар". Языковеды отмечают, что в горах и в предгорьях Балкарии имеются ряд топонимов, которые переводятся со сванского языка. Исследователи Харадзе и Робакидзе на конференции по происхождению балкарцев и карачаевцев в своём докладе отмечали, что за этнокультурными параллелями, которые имеются между балкарцами и сванами, скрывается единая культурная область "органической частью, которой были балкарцы". Для выявления наиболее ранних свидетельств о контактах балкарцев с жителями южных склонов кавказского хребта, можно привести пример с надписи на золотом кресте из церкви в Цховати, где говорится о нападении балкарцев на грузинскую церковь в г. Цховати, что в Имеретии и пленении здесь грузинского религиозного деятеля, которая произошла примерно в XV веке. Это первое упоминание о балкарцах в документах. Впрочем, история взаимоотношений обоих народов имеет больше позитивных, мирных страниц, чем военных негативных.
Этой весной исполнилось 125 лет со дня рождения нашего земляка, героя Первой мировой войны Сеит-Бия Крымшамхалова. Долгие годы его имя было незаслуженно предано забвению. К счастью, время все расставило по своим местам…
Этой весной исполнилось 125 лет со дня рождения нашего земляка, героя Первой мировой войны Сеит-Бия Крымшамхалова. Долгие годы его имя было незаслуженно предано забвению. К счастью, время все расставило по своим местам…
Он родился 15 мая 1888 г. в с. Карт-Джурт в княжеской семье. Получив начальное образование, занимался скотоводством. Когда в августе 1914 г. в Карачае начался набор добровольцев в Кавказскую туземную конную дивизию, Сеит-Бий одним из первых вступил в ее ряды. Тут стоит отметить, что горцы в Российской империи не подлежали призыву, тем не менее, они принимали участие во всех войнах России, неся службу в милиционных отрядах. И в Первую мировую большинство наших земляков служили в составе 3-й Баталпашинской сотни Черкесского конного полка Кавказской туземной конной дивизии.
В Карпатских горах, юго-западнее Самбора, на берегах реки Сан в начале декабря 1914 г., Кавказская конная дивизия впервые вступила в боевые действия с неприятелем. Вплоть до начала февраля 1915 г. всадники дивизии вели тяжелые бои у галицийских и польских деревень и городов. Кавказские полки с честью выдержали боевое испытание, ни на одном участке их обороны враг не прошел, а там, где они наступали, был повержен.
В 7.30 утра 8 декабря 3-я сотня выступила из деревни Паничев по направлению к горному хребту, и вскоре всадники, первыми из состава полка и дивизии, вступили в столкновение с неприятелем. В последующие дни сотня вела непрерывные бои близ сел Волковыя, Терки, Рыбни-Горожанка. Именно тогда одним из первых в дивизии Сеит-Бий Крымшамхалов, произведенный в чин приказного, заслужил свою первую награду – Георгиевский крест IV степени (№ 159476). В наградном листе так описывался его подвиг:...
Балкарцы - тюркоязычный народ, коренные жители Республики Кабардино-Бал карии, расселены преимущественно в горных и предгорных ее районах в верховьях и по среднему течению рек Черек, Чегем, Баксан, Нальчик, Малка. Исторические се ления балкарцев - Большая Балкария (Уллу, или Къара-Малкъар), Холам, Безенги, Чегем, Басхан - располагались на высоте 1400 - 2300 м над уровнем моря.
Балкарцы - тюркоязычный народ, коренные жители Республики Кабардино-Бал карии, расселены преимущественно в горных и предгорных ее районах в верховьях и по среднему течению рек Черек, Чегем, Баксан, Нальчик, Малка. Исторические се ления балкарцев - Большая Балкария (Уллу, или Къара-Малкъар), Холам, Безенги, Чегем, Басхан - располагались на высоте 1400 - 2300 м над уровнем моря1География Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1971. С. 46 . Селения в свою очередь подразделялись на несколько (даже несколько десятков) мелких посел ков, их жители называли себя малкъарлыла, холамлыла, безенгылыла, чегемлиле, басханчыла при общем самоназвании таулула, что означает «жители гор». Балкарцы говорят на одном языке с карачаевцами, который относится к кыпчакской ветви тюркской группы урало-алтайской языковой семьи, его словарный состав весьма не однороден: кроме кыпчакского пласта, составляющего его основу, в нем широко пред ставлены и огузские элементы. Есть в балкарском языке также термины иранского и кавказского происхождения. В карачаево-балкарском языке имеются три диалекта: малкарский (ц-диалект), чегемско-холамско-безенгиевский (ж-диалект, литературный балкарский язык), баксанско-карачаевский (дж-диалект, литературный карачаевский язык). По своему антропологическому типу балкарцы и карачаевцы относятся к кавкасионской подрасе европеоидной расы (согласно классификации В.П. Алексеева) и имеют в этом отношении наибольшее сходство с осетинами, горцами Грузии и вайнахами. Численность балкарцев на сегодняшний день составляет около 100 тыс. чел. Балкарцы соседствуют на юге с грузинами-рачинцами и сванами, на востоке - с осе тинами и на севере - с кабардинцами. Во многих селениях кабардинцы и балкарцы живут смешанно. Площадь этноареала балкарцев составляет примерно 8000 км2.
Совет Союзну заманында, бир белгили кюннге жоралап, уллу ишле тамамлап болгъандыла. Озгъан ёмюрню отуз бешинчи жылында СССР-ни колхозларыны биринчи битеусоюз съездлери бола эди. Анга атап, республиканы бек айырмалы, жигит къаячылары Элбрусну эки тёппесине, ызы бла уа Казбекге да чыкъгъандыла.
Совет Союзну заманында, бир белгили кюннге жоралап, уллу ишле тамамлап болгъандыла. Озгъан ёмюрню отуз бешинчи жылында СССР-ни колхозларыны биринчи битеусоюз съездлери бола эди. Анга атап, республиканы бек айырмалы, жигит къаячылары Элбрусну эки тёппесине, ызы бла уа Казбекге да чыкъгъандыла.
Ала онтогъуз адам бола эдиле. Аладан жангыз бири оруслу эди – доктор жаш Владимир Лещинский. Къалгъанлары уа – таулула. Кеслери да онжетиси элбрусчула, бирлери уа Бызынгыдан – Толгъурланы Ибрагим. Элбрусчула уа быладыла: Хажиланы Сейит, Тилланы Юсюп, Къочхарланы Тахир, Къочхарланы Магомет, Хаджиланы Таукай, Хажиланы Сюлемен, Хажиланы Хасан, Хажиланы Чотай, Хажиланы Омар, Жаппуланы Наны, Жаппуланы Исмайыл, Жаппуланы Нашы.
Быланы биргелерине эбизе жаш Давид Гавашели да болгъанды. Аты, тукъуму эбизе болгъанлыкъгъа, туугъандан бери да бизде жашагъанды. Тилибизни да бек уста биле эди. Танымагъан анга таулу дерик эди ансы, башха адамды деп айтырыкъ тюйюл эди.
В данной статье, мы попытаемся проследить историю карачаевского рода Чипчиковых. В основном акцент будет сделан на ветви, которое проживало в карачаевском ауле Хасаут (Схауат). По мере освещение история рода, затронем и проблему проживания рода в ауле Хурзук, а также в географическом аспекте, коснемся общих вопросов, касающихся, как Баталпашинский отдел Кубанской области, так и Кабардинский (Нальчикский округ) Терской области.
В данной статье, мы попытаемся проследить историю карачаевского рода Чипчиковых. В основном акцент будет сделан на ветви, которое проживало в карачаевском ауле Хасаут (Схауат). По мере освещение история рода, затронем и проблему проживания рода в ауле Хурзук, а также в географическом аспекте, коснемся общих вопросов, касающихся, как Баталпашинский отдел Кубанской области, так и Кабардинский (Нальчикский округ) Терской области. Это, связано, прежде всего, с административным подчинением аула Хасаут Нальчикскому округу в 1865 году. Хронологические рамки исследования ограничены временем появления Чипчиковых в долине реки Хасаут в первой половине ХIХ века и основания собственного аула, и революцией 1917 года в России.
Жерештиевы (по карачаево-балкарски «Джараштылары», по кабардински «Жэрэшты»). Данная фамилия занимает определенное место в этнокультурных связях карачаево-балкарцев с адыгами. История данной фамилии неразрывно связана с историей аула Кармово (нынешнее с.п. Каменномосткое Зольского района КБР), поселка Хабаз...
Жерештиевы (по карачаево-балкарски «Джараштылары», по кабардински «Жэрэшты»). Данная фамилия занимает определенное место в этнокультурных связях карачаево-балкарцев с адыгами. История данной фамилии неразрывно связана с историей аула Кармово (нынешнее с.п. Каменномосткое Зольского района КБР), поселка Хабаз (нынешнее с.п. Хабаз Зольского района КБР) и аула Хасаут/Ысхауат/ (после возвращения карачаевцев из депортации, аул частично был восстановлен, но вскоре был заброшен, в настоящее время отделение с.п. Кичибалык Малокарачаевского района КЧР, на 2008 год проживало около десятка семей).
В исторической науке до сегодняшнего дня не сложилось единого мнения по вопросу о том, какую территорию занимали карачаевцы в XVII-XVIII вв. Споры ведутся, главным образом, по поводу времени и причин переселения карачаевского населения с верховьев р. Баксана в ущелье р. Кубани...
В исторической науке до сегодняшнего дня не сложилось единого мнения по вопросу о том, какую территорию занимали карачаевцы в XVII-XVIII вв. Споры ведутся, главным образом, по поводу времени и причин переселения карачаевского населения с верховьев р. Баксана в ущелье р. Кубани. О проживании карачаевцев в XVII в. в Баксанском ущелье свидетельствуют письменные материалы и археологические источники, а также народные предания. Однако время заселения ими кубанских верховий вызывает до сих пор разногласия. Причем практически все авторы, касавшиеся этого вопроса, опирались на отписки русских послов Ф. Елчина и П. Захарьева, посетивших в 1639-1640 гг. по поручению царя Михаила Федоровича "Дадиановскую землю" (Мегрелию) (Белокуров 1888: 270-374). Путь послов пролегал через Карачай. Но, анализируя один и тот же документ, одни исследователи приходили к выводу о том, что карачаевцы в то время еще жили в Баксанском ущелье (Кокиев 1941; Лайпанов 1957; Лавров 1969; Анчабадзе, Волкова 1993), а другие, напротив, утверждали, что карачаевцы к этому времени уже жили в верховьях р. Кубани (Кушева 1963: 170-171).
Так называемое артачное право в Карачае до революции имело широкое применение. Частично применяется оно и теперь. Артак – правовое отображение хозяйственных отношений карачаевских скотоводов.
Так называемое артачное право в Карачае до революции имело широкое применение. Частично применяется оно и теперь. Артак – правовое отображение хозяйственных отношений карачаевских скотоводов. Как и всякое право, оно отражает общественные отношения неравенства. «Всякое правое есть право неравенства».
Артачное право сложилось практике хозяйственных отношений скотоводов. Оно не фиксировано никакими кодексами и, по видимому, не подвергалось рассмотрению в печати. Артачное право есть право обычное.
Артачное право выросло на чрезвычайно низкой производственно-технической (полукочевой, скотоводческой) базе . Вместе с тем оно применялось у народа, где существовали до революции, остались в значительной мере и поныне отношения родового строя. Эти два условия наложили чрезвычайно резко свой отпечаток на артачное право. Отсюда его не разработанность, нечеткость, его «домашний» характер, в частности, применение натуральной оплаты и взысканий в случае нарушения артака, различное применение его отношений к разным лицам, в зависимости от степени родства и т.д.
Ислам Карачайлы.
Газета «Терек», суббота, 14-го Октября 1922 г., №218, стр. 2
Переписано с оригинала Айбазовым А.И. (г. Санкт-Петербург). Пометки переписчика, указаны в квадратных скобках.
4 октября в гор. Кисловодск состоялась грандиозная манифестация по случаю побед Мустафы Кемаль-паши.
Манифестанты, конные и пешие, безусая молодежь и седовласые старики, карачаевцы, кабардинцы, черкесы абазинцы и др. стали собираться на Пятницком базаре.
Из толпы вышел пожилой горец, невысокого роста, плотный, с седой бородой, с резкими энергичными движениями и обратился с речью к собравшимся...
Аланы - одно из сарматских племен, зафиксированное впервые письменными источниками середины I в. н. э. По словам историка IV в. н. э. Аммиана Марцеллина, "...они мало-помалу постоянными победами изнурили соседние народы и распространили на них название своей народности"...
Аланы - одно из сарматских племен, зафиксированное впервые письменными источниками середины I в. н. э. По словам историка IV в. н. э. Аммиана Марцеллина, "...они мало-помалу постоянными победами изнурили соседние народы и распространили на них название своей народности". К III в. н. э. аланами именуют многие ираноязычные племена, жившие на юге Восточной Европы и на Северном Кавказе. Готы, продвинувшись в Северное Причерноморье, как бы рассекли аланский массив на две части. Аланы, оказавшиеся в то время на Дунае и западнее, многократно упоминаются письменными источниками как сила, действовавшая в Западной Европе и даже в Северной Африке вплоть до V в. н. э. Еще более мощная аланская группировка осталась на востоке - Нижнем Дону, Приазовье и Северном Кавказе. В Подонье аланы-танаиты были разгромлены гуннами около 375 г. н. э. На Северном Кавказе они жили до монголо-татарского нашествия XIII в. н.э...
Минувший 1913 г. для карачаевцев в отношении материального благополучия и материального развития является, за малым исключением, таким же продуктивным, как и 1813 г. Причина одна: карачаевец не может, или не хочет проснуться от векового наследственного сна...
Минувший 1913 г. для карачаевцев в отношении материального благополучия и материального развития является, за малым исключением, таким же продуктивным, как и 1813 г. Причина одна: карачаевец не может, или не хочет проснуться от векового наследственного сна. Он по природе оптимист, все свои надежды возлагает на волю Аллаха (Бога), но что у него самого есть энергия, трудолюбие, мыслительные и рассудительные способности, что он сам может завоевать себе благополучие и право на хорошее существование, что всё зависит от него самого, - этого карачаевец не понимает; у него всё есть – кроме жизненной практичности. Он знает и понимает, что тот, кто не имеет скота – должен умереть с голоду, - других путей к существования он не знает...
Наны Хасанович Токов родился в ауле Учкулан, в семье крестьянина. В детстве обучался в Учкуланском нор мальном училище. Одним из его учителей был выдающийся педагог, просветитель Карачая Якуб Акбаев. Училище это представляло собой среднее учебное заведение с препо даванием светских наук, а также основ ислама.
НАНЫ ТОКОВ (18??—1926)
Наны Хасанович Токов родился в ауле Учкулан, в семье крестьянина. В детстве обучался в Учкуланском нор мальном училище. Одним из его учителей был выдающийся педагог, просветитель Карачая Якуб Акбаев. Училище это представляло собой среднее учебное заведение с препо даванием светских наук, а также основ ислама.
Наны Токов знал арабскую грамоту, был знаком с во сточной литературой. До революции обучал детей в медресе и в школе, служил мелким чиновником в различных адми нистративных учреждениях Баталпашинска (ныне — г. Черкесск). Известно, что он писал стихи; к сожалению, до нас они не дошли. В газете «Кубанские областные ведомости» (Екатеринодар) Н. Токов опубликовал несколько статей, посвященных различным злободневным вопросам жизни горцев.
Отрадно, что исследование генеалогических преданий на Кавказе в последнее время все больше и больше находит своих последователей и это позволяет надеется на появление нового направления в кавказоведении.
Генеалогия народов Кавказа, Владикавказ, 2010, с. 141-154.
Отрадно, что исследование генеалогических преданий на Кавказе в последнее время все больше и больше находит своих последователей и это позволяет надеется на появление нового направления в кавказоведении.
В то же время работа над генеалогиями - это «палка о двух концах». С одной стороны, многие из них составлялись заинтересованными людьми, не редко приукрашивавшими свою родословную и несколько принижавшими значение других родословий. С другой стороны, не всякая генеалогия может быть отнесена к историческому источнику, если данные в ней не подтверждаются в других материалах и источниках.
Так обстоит дело с генеалогиями ряда древнейших родов Карачая, которые были наскоро записаны начальником Баталпашинского уезда Н.Г. Петрусевичем и пятью депутатами от карачаевцев, избранных в Комиссию для разбора прав сословий горцев Терской и Кубанской областей, что привело к искажению ряда родословий, несмотря на причисление их носителей к высшим сословиям1ЦГАРСО-А. Ф. 262. Оп. 1. Д. 23. Л. 55-86.. Это относится к происхождению таких древнейших карачаевских фамилий как Семеновы, Коркмазовы и Джанибековы, входивших в знатное подразделение Трамовичей.
Джашауу Къарачайдан узакъда болса да, ана тилин да, халкъыны тарихин, культурасын да иги биледи. Ол Тюркде джашагъан къарачайлыла бла малкъарлыланы юслеринден талай илму иш джазгъанды эмда къарачай-малкъар алимле-ни талай илму ишлерин тюрк тилге кёчюрюб, журналлада, китаблада басмалагъанды, Аны тышында Адилхан ана тилинде назмула джазады. Ала «Къарачай» газетде да басмаланнгандыла.
2002 джыл Анкарада чыкъгъан «Къарачай-малкъар адабиятны антологиясы» китабха кирген суратлау чыгъармаланы тюрк тилге кёчюрюуде Anna улуну къыйыны уллу болгъанды.
Адилхан кеси сёзлерин, макъамын да джазыб, джырла къурайды, тау тартыула-ны къобузда уста согъады.