Воскресенье, 28.04.2024, 22:02

Карачаевцы и балкарцы

Сабийсиз юй чыракъсыз юй кибикди.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » История » Прочее

Наны Хасанович Токов
Наны Хасанович Токов родился в ауле Учкулан, в семье крестьянина. В детстве обучался в Учкуланском нор мальном училище. Одним из его учителей был выдающийся педагог, просветитель Карачая Якуб Акбаев. Училище это представляло собой среднее учебное заведение с препо даванием светских наук, а также основ ислама.

НАНЫ ТОКОВ (18??—1926)

Наны Хасанович Токов родился в ауле Учкулан, в семье крестьянина. В детстве обучался в Учкуланском нор мальном училище. Одним из его учителей был выдающийся педагог, просветитель Карачая Якуб Акбаев. Училище это представляло собой среднее учебное заведение с препо даванием светских наук, а также основ ислама.

Наны Токов знал арабскую грамоту, был знаком с во сточной литературой. До революции обучал детей в медресе и в школе, служил мелким чиновником в различных адми нистративных учреждениях Баталпашинска (ныне — г. Черкесск). Известно, что он писал стихи; к сожалению, до нас они не дошли. В газете «Кубанские областные ведомости» (Екатеринодар) Н. Токов опубликовал несколько статей, посвященных различным злободневным вопросам жизни горцев.

После установления Советской власти Н. Токов актив но сотрудничал в просветительских учреждениях, состоял членом исполкома Карачаевской области.

О значении творчества и деятельности Н. Токова по сбору и систематизации фольклора говорится в некрологе, по-видимому, написанном писателем Исламом Хубиевым сразу после убийства Н. X. Токова в августе 1926 г.:

«Наны Токов — культработник гор.

Убит один из немногих просветителей Карачая — Наны Токов. Характерно: карачаевцы слили его имя и произносили: «Нанытоков». Еще бы! Этот человек, кажется, был популярнейшим человеком в Карачае. Он ведь был не только общественным работником. Он был еще поэт. Поэт и собиратель сведений по истории и материальной куль туре карачаевского племени.

Певцы Карачая — они почтеннейшие люди гор. Н. Токов нам помог собрать немало песен; он сам с любовью записывал неторопливыми арабскими буквами сказанья предгорных и горских батыров. Песенки пастухов, унылый и суровый звук «сыбызгъы» — так близки были его духу.

Вот мы у него дома. Он жил на окраине Кисловодска. Ближе к родным карачаевцам. Помнится, эта окраина на зывается эмировской стороной. Тут нет фешенебельной публики, дам в цветных курортных браслетах. Тут саман ные домики с каменными неровными ступенями, глухие дворы с бредущими яловыми коровами и телятами, ткачи хи в траурных одеждах; вид, словом, горского селения. Здесь Токов собирал материалы. Неспешно, всю жизнь он складывал в шкафу пакет за пакетом, папки, где русское письмо перемежается с арабским. Одной рукой (другая у него была ампутирована) он медленно переворачивал ли сты, объясняя, что руководило при этом поэтом-сказителем, отмечавшим злую победу русских войск под предводи тельством ген. Эмануэля, то трогательное сказанье об Аймуше, легендарном пастухе подводных пастбищ в озере Херла-кёль.

Карачаевские любители литературы должны, конечно, сейчас же привести в порядок достояние Токова. У Токова, вспоминаем, много разрозненных статей из русских изда ний о Карачае. О Карачае ведь не написана ни одна боль шая работа, связно рассказывающая историю племени тру долюбивых пастухов.

Смерть Н. Токова — большая потеря для Карачая. Про должатели большого дела, пионеры просвещенства! Вы должны с вниманием отнестись к достоянию большой тру довой жизни».

Этот некролог был напечатан в газете «Советский Юг», вышедшей в Ростове-на-Дону 24 августа 1926 г. За два дня до этого было опубликовано следующее сообщение: «Убий ство члена исполкома Карачаевской автономной области. На днях вечером в Кисловодске предательским выстрелом убит один из лучших и честнейших работников Мало-Ка рачаевского округа в деле строительства Советского госу дарства Наны Хасанович Токов. Покойный до рокового своего конца состоял членом исполкома Карачаевской ав тономной области и председателем «Каргико». До момен та убийства т. Токов находился в магазине «Каргико». Выйдя из магазина, т. Токов направился домой и, дойдя до угла Чернышевской улицы и Слепцовского переулка, пал от выстрела злодея, успевшего скрыться.

У покойного остались жена и трое малолетних детей.

15 августа при тысячной массе народа и представите лей различных организаций тело т. Токова отправлено в родной ему аул Учкулан».


[Т. Ш. Биттирова. КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКИЕ ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ КОНЦА XIX—НАЧАЛА XX в. Избранное в двух томах. Том I. с. 238-240]

Категория: Прочее | Добавил: moonbloke (22.05.2015) | Автор: Т. Ш. Биттирова
Просмотров: 1238 | Теги: карачаевцы

Всего комментариев: 0
avatar