Наны Хасанович Токов родился в ауле Учкулан, в семье крестьянина. В детстве обучался в Учкуланском нор мальном училище. Одним из его учителей был выдающийся педагог, просветитель Карачая Якуб Акбаев. Училище это представляло собой среднее учебное заведение с препо даванием светских наук, а также основ ислама.
НАНЫ ТОКОВ (18??—1926)
Наны Хасанович Токов родился в ауле Учкулан, в семье крестьянина. В детстве обучался в Учкуланском нор мальном училище. Одним из его учителей был выдающийся педагог, просветитель Карачая Якуб Акбаев. Училище это представляло собой среднее учебное заведение с препо даванием светских наук, а также основ ислама.
Наны Токов знал арабскую грамоту, был знаком с во сточной литературой. До революции обучал детей в медресе и в школе, служил мелким чиновником в различных адми нистративных учреждениях Баталпашинска (ныне — г. Черкесск). Известно, что он писал стихи; к сожалению, до нас они не дошли. В газете «Кубанские областные ведомости» (Екатеринодар) Н. Токов опубликовал несколько статей, посвященных различным злободневным вопросам жизни горцев.
После установления Советской власти Н. Токов актив но сотрудничал в просветительских учреждениях, состоял членом исполкома Карачаевской области.
О значении творчества и деятельности Н. Токова по сбору и систематизации фольклора говорится в некрологе, по-видимому, написанном писателем Исламом Хубиевым сразу после убийства Н. X. Токова в августе 1926 г.:
«Наны Токов — культработник гор.
Убит один из немногих просветителей Карачая — Наны Токов. Характерно: карачаевцы слили его имя и произносили: «Нанытоков». Еще бы! Этот человек, кажется, был популярнейшим человеком в Карачае. Он ведь был не только общественным работником. Он был еще поэт. Поэт и собиратель сведений по истории и материальной куль туре карачаевского племени.
Певцы Карачая — они почтеннейшие люди гор. Н. Токов нам помог собрать немало песен; он сам с любовью записывал неторопливыми арабскими буквами сказанья предгорных и горских батыров. Песенки пастухов, унылый и суровый звук «сыбызгъы» — так близки были его духу.
Вот мы у него дома. Он жил на окраине Кисловодска. Ближе к родным карачаевцам. Помнится, эта окраина на зывается эмировской стороной. Тут нет фешенебельной публики, дам в цветных курортных браслетах. Тут саман ные домики с каменными неровными ступенями, глухие дворы с бредущими яловыми коровами и телятами, ткачи хи в траурных одеждах; вид, словом, горского селения. Здесь Токов собирал материалы. Неспешно, всю жизнь он складывал в шкафу пакет за пакетом, папки, где русское письмо перемежается с арабским. Одной рукой (другая у него была ампутирована) он медленно переворачивал ли сты, объясняя, что руководило при этом поэтом-сказителем, отмечавшим злую победу русских войск под предводи тельством ген. Эмануэля, то трогательное сказанье об Аймуше, легендарном пастухе подводных пастбищ в озере Херла-кёль.
Карачаевские любители литературы должны, конечно, сейчас же привести в порядок достояние Токова. У Токова, вспоминаем, много разрозненных статей из русских изда ний о Карачае. О Карачае ведь не написана ни одна боль шая работа, связно рассказывающая историю племени тру долюбивых пастухов.
Смерть Н. Токова — большая потеря для Карачая. Про должатели большого дела, пионеры просвещенства! Вы должны с вниманием отнестись к достоянию большой тру довой жизни».
Этот некролог был напечатан в газете «Советский Юг», вышедшей в Ростове-на-Дону 24 августа 1926 г. За два дня до этого было опубликовано следующее сообщение: «Убий ство члена исполкома Карачаевской автономной области. На днях вечером в Кисловодске предательским выстрелом убит один из лучших и честнейших работников Мало-Ка рачаевского округа в деле строительства Советского госу дарства Наны Хасанович Токов. Покойный до рокового своего конца состоял членом исполкома Карачаевской ав тономной области и председателем «Каргико». До момен та убийства т. Токов находился в магазине «Каргико». Выйдя из магазина, т. Токов направился домой и, дойдя до угла Чернышевской улицы и Слепцовского переулка, пал от выстрела злодея, успевшего скрыться.
У покойного остались жена и трое малолетних детей.
15 августа при тысячной массе народа и представите лей различных организаций тело т. Токова отправлено в родной ему аул Учкулан».
[Т. Ш. Биттирова. КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКИЕ ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ КОНЦА XIX—НАЧАЛА XX в. Избранное в двух томах. Том I. с. 238-240]
Категория: Прочее | Добавил: moonbloke (22.05.2015)
| Автор: Т. Ш. Биттирова
|