Статьи
Главная » Статьи » История |
В разделе материалов: 92 Показано материалов: 1-20 |
Страницы: 1 2 3 4 5 » |
Лейб-гвардии Кавказско-Горский полуэскадрон (1828-1857) [Кавказский эскадрон (1857-1882)], сформированный по указу Императора Николая Павловича из представителей горской аристократии, как известно, предназначался для конвойной службы при Высочайшем Дворе. Пройдя в течение нескольких лет службу в этом элитном подразделении, горцы, произведенные в большинстве своем в офицеры, возвращались на Кавказ, где прикреплялись к казачьим и кавалерийским полкам, либо поступали на административную службу. За время существования полуэскадрона в нем служили представители практически всех народов Кавказа.
Материалы, предоставленные кандидатом исторических наук Батчаевым Ш. М. |
Просмотров: 1250 |
|
Добавил: moonbloke |
Дата: 15.08.2018
| Комментарии (0)
|
В данной статье рассматриваются этикетные нормы, которые бытовали в традиционной этнокультуре карачаевцев и балкарцев по отношению к гостям в XIX в. Главное внимание уделяется начальной стадии общения хозяина и гостя - правилам встречи и приветствия. Автор отмечает, что традиции и нормы, сложившиеся в этой сфере, играли исключительную роль в отношениях как между представителями одного социума, так и в межэтническом взаимодействии, заняв почетное место в общечеловеческой культуре. В работе изучены различные этикетные вариации при приеме гостя, зависевшие от степени родства, знакомства, гендерного фактора; отмечены факторы выбора места пребывания и обстоятельства, исключавшие возможность гостевого размещения. |
Жизнь и деятельность И.М. Байрамукова, родившегося 25 августа 1869 года в ауле Хурзуке, протекала в важный переломный период в истории горцев Северного Кавказа: вторая половина XIX века была для северокавказских народов временем углубленных экономических и политических связей с русским народом. Это неизбежно вело к постепенным изменениям в материальной и духовной культуре горских народов, в том числе у карачаевцев, черкесов, абазин, ногайцев. Под влиянием более передовой русской культуры в значительной степени меняется система образования. До 70-х годов в Карачае и Черкесии не было ни одной светской школы. Единственным типом учебных заведений были мусульманские школы — медресе. Обучение в медресе сводилось к бессмысленному заучиванию текстов из Корана, так как не только ученики, но и учителя — муллы в большинстве случаев не знали арабского языка. Никаким другим наукам, кроме закона Божьего, детей в медресе не учили. «Существующие в большинстве аулов туземные школы при мечетях, — писала газета «Терские ведомости», — не играют ровно никакой просветительской роли <…> ученик, пробыв в ученье 3-4 года, оставлял школу с таким же запасом знаний, с каким он входил в нее, т.е. вполне неграмотным». Развитие же и углубление торгово-экономических связей горцев с русским населением, близость от их селений не только казачьих станиц, но и курортов Кавказских Минеральных Вод создавали практическую необходимость в получении определенной грамотности, в знании русского языка, умении читать, писать и считать. Объективно на повестку дня встал вопрос об открытии русских светских школ в горских аулах. |
В различные периоды истории из Балкарии и Карачая в места проживания соседних кавказских народов переселилось значительное количество людей, ставших родоначальниками новых фамилий в среде этих народов. В ходе изучения данной проблемы выявилось, что некоторые фамилии кавказских этносов имеют балкарское либо карачаевское происхождение. |
В этой статье рассматривается традиционная религиозная система абхазов и карачаевцев. Автором рассматриваются основные элементы религии, выявляются их общие и отличительные черты. |
Настоящая работа представляет опыт исторического анализа чрезвычайно популярного до недавнего прошлого цикла преданий, который с полным основанием можно назвать маджарским циклом. Предания дифференцируются на два основных варианта, рассматриваемых здесь под условными наименованиями этногенетического (о пришествии какой-то части предков народа из местности Маджар) и генеалогического (о маджарцах Басиате и Бадиляте как основателях феодальных династий). Первый вариант был известен в четырех национальных версиях:дигорской, балкарской,карачаевской и кабардинской; второй же зафиксирован только в Дигории и Бал- карии. В основу данной публикации легли главным образом балкаро-карачаевские материалы, что, конечно, не означает анализ их в полном отрыве от иных национальных версий1. |
В 1404 г. архиепископ персидского города Султанийи Иоанн де Галонифонтибус написал Сочинение «Книга познания мира». В основу книги легли впечатления автора от поездки; по разным странам, в том числе и по Кавказу, а также сведения более ранних источников. Де Галонифонтибус писал на латинском языке. С латинского на венгерский и английский это сочинение было переведено профессором Лайошем Тарди. В 11978 г. была опубликована в газете статья Тарди, где приводились сведения из книги Галонифонтибуса1. |
Выдающийся тюрколог, русист, фольклорист, литературовед, доктор филологических наук, Заслуженный деятель науки РСФСР, талантливый певец, прекрасный человек – таким был профессор М.А.Хабичев. переоценить его роль в развитии культуры карачаево-балкар |
Февральская революция 1917 г. привела к созданию на Кубани целого ряда общественно-поли |
В данной статье мы попытаемся на основе норм обычного права горцев проанализировать |
В статье идет речь о балкарцах, представителях различных фамилий, которые уходили на фронт в первые годы Великой Отечественной войны и совершали героические подвиги на многих театрах военных действий. Они награждены боевыми орденами и медалями, немногие из них вернулись живыми, подавляющее большинство братьев-балкарцев навсегда остались на полях сражений во имя Отечества. |
Статья посвящена анализу практики лишения избирательных прав служителей мусульманского религиозного культа в Карачае в 1921-1936 гг., рассматриваемой в качестве одной из форм репрессивной политики советской власти. Отмечается, что лишение мусульманского духовенства избирательных прав началось буквально с первых выборов, проведенных после окончательного установления Советской власти в 1921 г., и продолжалось вплоть до принятия Конституции 1936 г., снявшей данные ограничения по социальному признаку.
Лишение избирательных прав как форма социальной дискриминации Мусульманского Духовенства Северного Кавказа в 1921-1936 гг. (на материалах Карачая)Приход к власти в России большевиков в 1917 г. коренным образом изменил практически все стороны общественной жизни. Прекрасно осознавая, что победу в гражданской войне можно было одержать лишь благодаря поддержке большинства населения, они обратили особое внимание на идеологическую борьбу со своими противниками. Важное место в этой борьбе отводилось разрушению традиционной религиозной идентичности российского общества. Применительно к теме данной статьи это, например, выразилось во введении практики лишения избирательных прав священнослужителей. Уже в первой Конституции РСФСР, принятой V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г., в пункте «г» ст. 65 в качестве категорий населения, подлежащих данной репрессивной мере, были отмечены «монахи и духовные служители церквей и религиозных культов»12http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-pravila/q0o.htm (дата обращения: 04.03.2015). . Именно этим пунктом руководствовались избирательные комиссии на местах при составлении списков «лишенцев». |
Как известно, в 1828 г. Карачай был завоеван и включен в состав Российской империи. Вскоре карачаевский народ принес присягу на верность Российскому государству. В начале 30-х гг. дня борьбы с набегами непокорных горцев в Карачае стали создаваться отряды временной милиции.
Во главе этих отрядов обычно стояли представители местных феодальных кругов, по большей части, из правившего Карачаем до установления российской власти рода Крымшамхаловых. Несмотря на то, что карачаевцы, как и другие горцы, были освобождены от воинской обязанности, постепенно в Карачае стали складываться воинские династии. Ярким примером тому является один из кланов (атаулов) рода Крымшамхаловых, а именно атаул Бийнегерлары (Бийнегеровы).
Материалы, предоставленные кандидатом исторических наук Батчаевым Ш. М. |
Просмотров: 1027 |
|
Добавил: moonbloke |
Дата: 29.08.2015
| Комментарии (0)
|
27 февраля 1917 г., в день отречения от престола императора Николая II, у присяжного поверенного Басията Шаханова родился сын. В то время Басият жил во Владикавказе, в собственном особняке, который располагался в Театральном переулке в самом центре города. К сожалению, особняк этот не сохранился. Во время боев восемнадцатого года в него попал снаряд, и дома не стало. Прислушавшись к предложениям друзей и родственников, Басият нарек новорожденного Тамерланом. Примерно в это же время им была получена телеграмма от известного Бакинского нефтепромышленника Муртаза Мухтарова, в которой тот предлагал дать сыну имя Теймурленг. Жена Мухтарова Лиза была дружна с супругой Басията. Она происходила из аристократической семьи и являлась дочерью генерала Хамбия Асланбековича Туганова. Наверное, совпадение предложенных друзьями, родственниками и Мухтаровым имен (Тамерлан и Теймурленг - два прочтения одного и того же имени) окончательно убедило Басията в выборе имени. |
Терен билимли афенди, Къарачайгъа акъ аскерле кирген заманда, аскер комиссияны члени, баш тутхан, джитилиги, ётгюрлюгю бла да белгили адам болгъанды. Джашау тюрленмей турса, аны кесини, балаларыны джазыулары да андан эсе насыблы боллукъ болур эди. Ай медет, ол заманла уллу кърал оюла-чачыла тургъан, «ит иесин» танымагъан заманла эдиле. Большевикле дунияны къатышдыргъан, урлаб алгъан властларын бегитир ючюн тынч миллетни арасына от салыб, адамланы бир-бирине этген огъурсуз заманла. Айхай да, бюгюннгю кёз бла къарасанг, хар не да ачыкъ кёрюннгенликге, ол кёзюуледе джукъ ангылагъан къыйын эди: бир акъла, бир къызылла, бир джангы экономика политика деб эркинлик берилиб, ызы бла барысы сыйырылыб, ахыры коллективизация, индустриализация, репрессияла д.а.к. |
1941 джылда фашист Германия Совет Союзгъа чапханда Малкъарны къолунда сауут туталлыкъ жашлары бары да бир кибик къанлы душманнга къажау сюелген эдиле. Ол бизни барыбызгъа да белгили ишди. Алай таулу жашла Россейни Манчьжурияны сыртларында эм биринчи дуния урушда да къоруулагъанларыны юсюнден а хапарыбыз азды. Аладан бирини – Созайланы Шауайны жашы Аубекирни жашау жолу бла окъуучуланы шагъырей этерге тийишли кёребиз. Туугъан Холам элинден чыгъып, австро-герман фронтха атланнганында анга жаланда къыркъ эки жыл бола эди. Аны къазауатха кирирге, топла-окъла атыла тургъан, юйге сау къайтырына толу ышаныулукъ болмагъан жерге барыргъа не зат кёллендиргени сейирди. Не ючюн дегенде, ол заманда аскерге жашланы жаланда кеси ыразылыкълары бла алгъандыла. Аланы да барын да угъай - къарыулуларын сайлап, ёсюмлерине, тап санларыны субайлыгъына да къарагъандыла. Кавказ аскер округну командованиясыны буйругъу бла къуралгъан комиссия Созайланы Аубекирни да аскерде къуллукъ этерге жараулугъа санагъанды. |