Вторник, 29.09.2020, 15:44

Карачаевцы и балкарцы

Суўгъа таянма, джаўгъа ийнанма.
Меню сайта
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
16.08.2019 | 20:16 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
САЛАМ АЛЕЙКУМ. ДОПУЩЕНЫ БОЛЬШИЕ ОШИБКИ В ЭТОЙ СТАТЬЕ. КЪАРАЧАЕВЦЫ НИКОГДА НЕ ПРИНОСИЛИ ПРИСЯГУ НЕ СУЛТАНУ НЕ ИМПЕРАТОРУ. ПРИНОСИЛА МОЖЕТ БЫТЬ КУЧКА ЛЮДЕЙ КОТОРАЯ ПОСЛАЛА АМАНТИША ВСТРЕТИТЬ ПРОВОДИТЬ РУССКИХ В КАРАЧАЙ. ЭТО ИХ ДЕЛА А НЕ ВСЕГО НАРОДА. ЗА ЭТО ОНИ ЕЩЕ СТО ЛЕТ ОТ РОМАНОВЫХ ПОДАЧКИ ПОЛУЧАЛИ. ЕЩЕ АМАНТИШ БЫЛ ПОБИТ И С ПОЗОРОМ БЫЛ ИЗГНАН С ХУРЗУКА ЗА ТО ЧТО ПОКАЗЫВАЛ ГЕНИТАЛИИ ЖЕНЩИНАМ. МАГОМЕТ АМИН ТОЛЬКО ЕДИНОЖДЫ БЫЛ В АРХЫЗЕ. Я ПОНИМАЮ ЧТО НЕУДОБНО ГОВОРИТЬ ЧТО МЫ НЕ УЧАСТВОВАЛИ В КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ. У НАС У КАРАЧАЕВЦЕВ В ОТЛИЧИЕ ОТ МНОГИХ ДРУГИХ К ЭТОМУ МОМЕНТУ УЖЕ 400 ЛЕТ БЫЛА ГОСУДАРСТВО ЧТОБ ВЫ ЗНАЛИ. С НАМИ РУССКИЕ ЗАКЛЮЧИЛИ ДОГОВОР А НЕ ПРИСЯГУ МЫ ПРИНЕСЛИ.ПРОШУ ВАС НЕ ПИСАТЬ ПРО НАС НЕ ОЗНАКОМИВШИСЬ ХОРОШО С ИСТОРИЕЙ. ОНА ОТЛИЧАЕТЬСЯ ОТ ВЕРСИИ РУССКИХ ИСТОРИКОВ И МЕСТНЫХ УПРВЛЕНЦЕВ ПОДРУЧНЫХ ТО ТУРКОВ ТО РУССКИХ. ПАРУ СЛОВ О ХАСАУКЕ. НЕ ТО ЧТО АДЫГОВ ИЛИ ЗАКУБАНЦЕВ ТАМ НЕ БЫЛО ВОЙНОВ ДАЖЕ ИЗ ДРУГИХ АУЛОВ .БЫЛ НЕБОЛЬШОЙ ПИКЕТ И9 20-25 ВОИНОВ ИЗ УЧКУЛАНА. ВОТ В ЧЕМ МЕРЗОСТЬ АМАНТИША И ТЕХ КТО ЕГО ПОСЛАЛ И ЖДАЛ РУССКИЕ ВОИСКА. МЕНЬШЕ ВСЕГО ОЖИДАЛИ ПО ЭТОЙ ТРОПЕ. ПОЕЗЖАИТЕ В ХУРЗУК ПОСМОТНИТЕ И ПОГОВОРИТЕ ЛЮДЬМИ. АЛЛАХ АМАНАТЫ БОЛУГЪУЗ
16.08.2019 | 19:51 | МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СВЕДЕНИЯ АВТОРА XV ВЕКА О КАРАЧАЕВЦАХ И ЧЕРКЕСАХ
САМАЯ НИЗКОПРОБНАЯ ИНТРИГАНТСКАЯ СТАТЕЙКА. АВТОРЫ ДАЖЕ НЕ ПОНИМАЮТ О ЧЕМ РЕЧЬ И КОМ. КЪАРЧА ПРИНЯЛ ИСЛАМ В АЗИИ И ЕГО СПОДВИЖНИКИ ТОЖЕ.КАРАЧАЕВЦЫ НИКОГДА НЕ НАЗЫВАЛИСЬ КАРА ЧЕРКЕСАМИ И НИКОГДА НЕ БЫЛИ ХРИСТИАНАМИ. МЫ ПОКЛОНЯЛИСЬ ТЕЙРИ. ТОГДА ЭТО РЕЛИГИЯ В НАШЕМ РЕГИОНЕ БЫЛА НАМНОГО МОЩНЕЕ ХРИСТИАНСТВА. ПРЕКРАТИТЕ ВЫКАПЫВАТЬ НЕСУЩЕСТВОВАВЩИХ АВТОРОВ И ПИСАТЬ ОТ ИХ ИМЕНИ. НЕ НАДО ИГРАТЬ ИСТОРИЕЙ НАРОДА
22.10.2018 | 20:44 | 33
Тамга нашего рода Лиевых в числе карачаевских? Капец
05.01.2018 | 10:06 | Къарачай-малкъар тукъумла. Карачаево-балкарские фамилии. (А)
Не Абазовы,а Абазаевы, что касается Аккаевых, то там не Аккалары, а Аккайлары
18.12.2017 | 03:59 | Русско-карачаево-балкарский словарь (мини версия)
Помогите кто-нибудь! Что обозначает къалай сыс? Просто друг отправил это сообщение и исчез..
07.12.2017 | 13:29 | Русско-карачаево-балкарский словарь (мини версия)
К сожалению, этот словарь не может быть использован карачаевцами. Практически через слово-ошибка. Это даже вредно. Практически все надо исправлять. Автора бы узнать, кто такое придумал. Господи, ну нельзя так!
26.10.2017 | 19:19 | «Мы пришли из Маджар»: факт или вымысел?
Кесинг англадынгмы не дегенинги къатышдырдынг болгъанны
13.10.2017 | 02:32 | Кабардинские и балкарские фамилии грузинского происхождения
Автор, вы хотя бы понимаете что пишете?
04.05.2017 | 22:28 | Русско-карачаево-балкарский словарь (мини версия)
Къур-къур оюнлу- перевод

Статьи

Главная » Статьи » История

В разделе материалов: 92
Показано материалов: 1-20
Страницы: 1 2 3 4 5 »

Лейб-гвардии Кавказско-Горский полуэскадрон (1828-1857) [Кав­казский эскадрон (1857-1882)], сформированный по указу Импера­тора Николая Павловича из представителей горской аристократии, как известно, предназначался для конвойной службы при Высочай­шем Дворе. Пройдя в течение нескольких лет службу в этом элитном подразделении, горцы, произведенные в большинстве своем в офице­ры, возвращались на Кавказ, где прикреплялись к казачьим и кава­лерийским полкам, либо поступали на административную службу. За время существования полуэскадрона в нем служили представите­ли практически всех народов Кавказа.



В данной статье рассматриваются этикетные нормы, которые бытовали в традиционной этнокультуре карачаевцев и балкарцев по отношению к гостям в XIX в. Главное внимание уделяется начальной стадии общения хозяина и гостя - правилам встречи и приветствия. Автор отмечает, что традиции и нормы, сложившиеся в этой сфере, играли исключительную роль в отношениях как между представителями одного социума, так и в межэтническом взаимодействии, заняв почетное место в общечеловеческой культуре. В работе изучены различные этикетные вариации при приеме гостя, зависевшие от степени родства, знакомства, гендерного фактора; отмечены факторы выбора места пребывания и обстоятельства, исключавшие возможность гостевого размещения.


Прочее | Просмотров: 507 | Автор: Болурова Аминат Ниязбиевна, к.и.н. | Добавил: moonbloke | Дата: 18.02.2018 | Комментарии (0)

Жизнь и деятельность И.М. Байрамукова, родившегося 25 августа 1869 года в ауле Хурзуке, протекала в важный переломный период в истории горцев Северного Кавказа: вторая полови­на XIX века была для северокавказских народов временем углубленных экономиче­ских и политических связей с русским народом. Это неизбежно вело к постепенным изменениям в материальной и духовной культуре горских народов, в том числе у карачаевцев, черкесов, абазин, ногайцев. Под влиянием более передовой русской культуры в значительной степени меняется система образования. До 70-х годов в Карачае и Черкесии не было ни одной светской школы. Единственным типом учебных заведений были мусульманские школы — медресе. Обучение в медресе сводилось к бессмысленному заучиванию текстов из Корана, так как не только ученики, но и учителя — муллы в большинстве случаев не знали арабского языка. Никаким другим наукам, кроме закона Божьего, детей в медресе не учили. «Су­ществующие в большинстве аулов туземные школы при мечетях, — писала газета «Терские ведомости», — не играют ровно никакой просветительской роли <…> ученик, пробыв в ученье 3-4 года, оставлял школу с таким же запасом знаний, с каким он входил в нее, т.е. вполне неграмотным». Развитие же и углубление торгово-экономических связей горцев с русским населением, близость от их селений не только казачьих станиц, но и курортов Кавказских Минеральных Вод создавали практическую необходимость в получении определенной грамотности, в знании русского языка, умении читать, писать и считать. Объективно на повестку дня встал вопрос об открытии русских светских школ в горских аулах.


Прочее | Просмотров: 519 | Автор: И.Х. Байрамуков, А.И. Байрамукова | Добавил: moonbloke | Дата: 18.02.2018 | Комментарии (0)

В различные периоды истории из Балкарии и Карачая в места проживания соседних кавказских народов переселилось значительное количество людей, ставших родоначальниками новых фамилий в среде этих народов. В ходе изучения данной проблемы выявилось, что некоторые фамилии кавказских этносов имеют балкарское либо карачаевское происхождение.


Баразбиев М.И. | Просмотров: 4844 | Автор: Баразбиев М. И. | Добавил: moonbloke | Дата: 09.05.2017 | Комментарии (0)

В этой статье рассматривается традиционная религиозная система абхазов и карачаевцев. Автором рассматриваются основные элементы религии, выявляются их общие и отличительные черты.


Прочее | Просмотров: 825 | Автор: Салпагарова Альбина Шахимбиевна | Добавил: moonbloke | Дата: 31.12.2016 | Комментарии (0)

Настоящая работа представляет опыт исторического анализа чрезвычайно популярного до недавнего прошлого цикла преданий, который с полным основанием можно назвать маджарским циклом. Предания дифференцируются на два основных варианта, рассматриваемых здесь под условными наименованиями этногенетического (о пришествии какой-то части предков народа из местности Маджар) и генеалогического (о маджарцах Басиате и Бадиляте как основателях феодальных династий). Первый вариант был известен в четырех национальных версиях:дигорской, балкарской,карачаевской и кабардинской; второй же зафиксирован только в Дигории и Бал- карии. В основу данной публикации легли главным образом балкаро-карачаевские материалы, что, конечно, не означает анализ их в полном отрыве от иных национальных версий1.


Прочее | Просмотров: 3352 | Автор: Батчаев В. М. | Добавил: moonbloke | Дата: 12.11.2016 | Комментарии (1)

В 1404 г. архиепископ персидского города Султанийи Иоанн де Галонифонтибус написал Сочинение «Книга познания мира». В основу книги легли впечатления автора от поездки; по разным странам, в том числе и по Кавказу, а также сведения более ран­них источников. Де Галонифонтибус писал на латинском языке. С латинского на венгерский и английский это сочинение было переведено профессором Лайошем Тарди. В 11978 г. была опуб­ликована в газете статья Тарди, где приводились сведения из книги Галонифонтибуса1.


Прочее | Просмотров: 2229 | Автор: Е. П. АЛЕКСЕЕВА | Добавил: moonbloke | Дата: 10.11.2016 | Комментарии (1)

Выдающийся тюрколог, русист, фольклорист, литературовед, доктор филологических наук, Заслуженный деятель науки РСФСР, талантливый певец, прекрасный человек – таким был профессор М.А.Хабичев. переоценить его роль в развитии культуры карачаево-балкарского народа и тюркологической науки в целом.


Прочее | Просмотров: 1294 | Автор: А.Д. Койчуев | Добавил: moonbloke | Дата: 08.06.2016 | Комментарии (0)

Февральская революция 1917 г. привела к созданию на Кубани целого ряда общественно-политических организаций. В их числе были и национальные гражданские комитеты, созданные в Карачае и Черкесии. Они принимали активное участие в политической жизни Кубанской области, представляя интересы горцев на различных уровнях и, во многом, исполняя роль исполнительных органов власти.


Прочее | Просмотров: 1700 | Автор: А.Ю. Гайнулин | Добавил: moonbloke | Дата: 14.04.2016 | Комментарии (0)

В данной статье мы попытаемся на основе норм обычного права горцев проанализировать: что же сохранили карачаевцы (особенно подрастающее поколение) из адатов своих предков.


Прочее | Просмотров: 2634 | Автор: Текеева З.Х. | Добавил: moonbloke | Дата: 14.04.2016 | Комментарии (0)

В статье идет речь о балкарцах, представителях различных фамилий, которые уходили на фронт в первые годы Великой Отечественной войны и совершали героические подвиги на многих театрах военных действий. Они награждены боевыми орденами и медалями, немногие из них вернулись живыми, подавляющее большинство братьев-балкарцев навсегда остались на полях сражений во имя Отечества.


Прочее | Просмотров: 2653 | Автор: О.О. Айшаев | Добавил: moonbloke | Дата: 26.03.2016 | Комментарии (0)

Статья посвящена анализу практики лишения избирательных прав служителей мусульманского религиозного культа в Карачае в 1921-1936 гг., рассматриваемой в качестве одной из форм репрессивной политики советской власти. Отмечается, что лишение мусульманского духовенства избирательных прав началось буквально с первых выборов, проведенных после окончательного установления Советской власти в 1921 г., и продолжалось вплоть до принятия Конституции 1936 г., снявшей данные ограничения по социальному признаку.

Лишение избирательных прав как форма социальной дискриминации Мусульманского Духовенства Северного Кавказа в 1921-1936 гг. (на материалах Карачая)

Приход к власти в России большевиков в 1917 г. коренным образом изменил практически все стороны общественной жизни. Прекрасно осознавая, что победу в гражданской войне можно было одержать лишь благодаря поддержке большинства населения, они обратили особое внимание на идеологическую борьбу со своими противниками. Важное место в этой борьбе отводилось разрушению традиционной религиозной идентичности российского общества. Применительно к теме данной статьи это, например, выразилось во введении практики лишения избирательных прав священнослужителей. Уже в первой Конституции РСФСР, принятой V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г., в пункте «г» ст. 65 в качестве категорий населения, подлежащих данной репрессивной мере, были отмечены «монахи и духовные служители церквей и религиозных культов»12http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-pravila/q0o.htm (дата обращения: 04.03.2015). . Именно этим пунктом руководствовались избирательные комиссии на местах при составлении списков «лишенцев».


Прочее | Просмотров: 810 | Автор: Атаев Т.И. Бегеулов Р.М. | Добавил: moonbloke | Дата: 30.08.2015 | Комментарии (0)

Как известно, в 1828 г. Карачай был завоеван и включен в состав Российской империи. Вскоре карачаевский народ принес присягу на верность Российскому государству. В начале 30-х гг. дня борьбы с набегами непокорных горцев в Карачае стали создаваться отряды временной милиции.

Во главе этих отрядов обычно стояли представители местных феодальных кругов, по большей части, из правившего Карачаем до установления российской власти рода Крымшамхаловых. Несмотря на то, что карачаевцы, как и другие горцы, были освобождены от воинской обязанности, постепенно в Карачае стали складываться воинские династии.

Ярким примером тому является один из кланов (атаулов) рода Крымшамхаловых, а именно атаул Бийнегерлары (Бийнегеровы).



Футбольная команда из пересленцев балкарцев. Киргизия 1955 год
Ветераны республиканского футбола
Была такая команда
Данная статья была опубликована в газете «Кабардино-Балкарская правда» Нальчик от 6.03.2008 года, а также в газете «Трудовая слава» Черекский район КБР от 12.03.2008 года

Были и такие бригадиры и председатели колхозов, начальники шахт и директора предприятий, которые в меру своих сил старались облегчить участь спецпереселенцев, всячески помогали им. И было очень много людей, сочувствовавших беде невинно наказанных спецпереселенцев, делившихся с ними последним куском хлеба. Среди таких людей, как это ни странно, попадались даже коменданты, но обычно это были простые казахи или киргизы.


Прочее | Просмотров: 1009 | Автор: Магомет Кучинаев | Добавил: moonbloke | Дата: 16.08.2015 | Комментарии (0)

Шаханов Тимур Борисович (Басиятович)
Шаханов Тимур Борисович (Басиятович) (1917 - 2000)

27 февраля 1917 г., в день отречения от престола императора Николая II, у присяжного поверенного Басията Шаханова родился сын. В то время Басият жил во Владикавказе, в собственном особняке, который располагался в Театральном переулке в самом центре города. К сожалению, особняк этот не сохранился. Во время боев восемнадцатого года в него попал снаряд, и дома не стало.

Прислушавшись к предложениям друзей и родственников, Басият нарек новорожденного Тамерланом. Примерно в это же время им была получена телеграмма от известного Бакинского нефтепромышленника Муртаза Мухтарова, в которой тот предлагал дать сыну имя Теймурленг. Жена Мухтарова Лиза была дружна с супругой Басията. Она происходила из аристократической семьи и являлась дочерью генерала Хамбия Асланбековича Туганова. Наверное, совпадение предложенных друзьями, родственниками и Мухтаровым имен (Тамерлан и Теймурленг - два прочтения одного и того же имени) окончательно убедило Басията в выборе имени.


Прочее | Просмотров: 1164 | Автор: ШАХАНОВ ТИМУР БОРИСОВИЧ (БАСИЯТОВИЧ | Добавил: moonbloke | Дата: 15.08.2015 | Комментарии (0)

Къазийланы Сарамырза Ташкёпюр элинде айтылыб тургъан кишиледен эди.

Терен билимли афенди, Къарачайгъа акъ аскерле кирген заманда, аскер комиссияны члени, баш тутхан, джитилиги, ётгюрлюгю бла да белгили адам болгъанды. Джашау тюрленмей турса, аны кесини, балаларыны джазыулары да андан эсе насыблы боллукъ болур эди. Ай медет, ол заманла уллу кърал оюла-чачыла тургъан, «ит иесин» танымагъан заманла эдиле. Большевикле дунияны къатышдыргъан, урлаб алгъан властларын бегитир ючюн тынч миллетни арасына от салыб, адамланы бир-бирине этген огъурсуз заманла. Айхай да, бюгюннгю кёз бла къарасанг, хар не да ачыкъ кёрюннгенликге, ол кёзюуледе джукъ ангылагъан къыйын эди: бир акъла, бир къызылла, бир джангы экономика политика деб эркинлик берилиб, ызы бла барысы сыйырылыб, ахыры коллективизация, индустриализация, репрессияла д.а.к.


Хапарла | Просмотров: 561 | Автор: КАКУШЛАНЫ Хусей | Добавил: moonbloke | Дата: 30.07.2015 | Комментарии (0)

В статье показана роль представителей интеллигенции в становлении и развитии письменности карачаево-балкарского народа во второй половине XIX – начале XX вв. Автор, опираясь на ряд исторических источников и фактов, постарался глубже проанализировать подходы к данной проблеме, которые имели место в обозначенный в работе период.

руны, руническая письменность, греческая письменность, арабская письменность, аджам, латиница

Карачаевцы и балкарцы, как потомки древнейших кавказских и тюркских племен, переняли от них величайшие достижения, одним из которых была письменность. Так, известно, что на разных этапах своего исторического развития предки карачаево-балкарцев, а затем и они сами, пользовались такими видами письма, как руническое, греческое, арабское, латинское. При этом следует учитывать, что лучшие представители Карачая и Балкарии неустанно трудились над совершенствованием письменности, вносили некоторые изменения в существующие и создавали новые алфавиты и буквари.


Прочее | Просмотров: 1603 | Автор: Д.Д. ЧОТЧАЕВ | Добавил: moonbloke | Дата: 18.07.2015 | Комментарии (0)

Созайланы Шауайны жашы Аубекир
СОЗАЙЛАНЫ ШАУАЙНЫ ЖАШЫ АУБЕКИР

1941 джылда фашист Германия Совет Союзгъа чапханда Малкъарны къолунда сауут туталлыкъ жашлары бары да бир кибик къанлы душманнга къажау сюелген эдиле. Ол бизни барыбызгъа да белгили ишди. Алай таулу жашла Россейни Манчьжурияны сыртларында эм биринчи дуния урушда да къоруулагъанларыны юсюнден а хапарыбыз азды.

Аладан бирини – Созайланы Шауайны жашы Аубекирни жашау жолу бла окъуучуланы шагъырей этерге тийишли кёребиз. Туугъан Холам элинден чыгъып, австро-герман фронтха атланнганында анга жаланда къыркъ эки жыл бола эди. Аны къазауатха кирирге, топла-окъла атыла тургъан, юйге сау къайтырына толу ышаныулукъ болмагъан жерге барыргъа не зат кёллендиргени сейирди. Не ючюн дегенде, ол заманда аскерге жашланы жаланда кеси ыразылыкълары бла алгъандыла. Аланы да барын да угъай - къарыулуларын сайлап, ёсюмлерине, тап санларыны субайлыгъына да къарагъандыла. Кавказ аскер округну командованиясыны буйругъу бла къуралгъан комиссия Созайланы Аубекирни да аскерде къуллукъ этерге жараулугъа санагъанды.


Хапарла | Просмотров: 546 | Автор: Къулбайланы Алий | Добавил: moonbloke | Дата: 07.07.2015 | Комментарии (0)

Взаимоотношения народов Грузии, Карачая и Балкарии насчитывают многовековую историю. Первый балкарский историк М.К. Абаев в началеXX столетия писал, что балкарцы издавна имели сношения с народами Грузии, получая оттуда материи, железо, соль, фрукты и т.п., а сами взамен этого отправляли туда разный скот, овечью шерсть, шерстяные изделия –черкески, бурки, войлоки и т.п. (Абаев 2007, 147).

Взаимоотношения народов Грузии, Карачая и Балкарии насчитывают многовековую историю. Первый балкарский историк М.К. Абаев в началеXX столетия писал, что балкарцы издавна имели сношения с народами Грузии, получая оттуда материи, железо, соль, фрукты и т.п., а сами взамен этого отправляли туда разный скот, овечью шерсть, шерстяные изделия –черкески, бурки, войлоки и т.п. (Абаев 2007, 147). Активным контактам карачаевобалкарцев и грузин способствовали известные с древнейших времен горные дороги, тропы и перевалы. Из Карачая и Балкарии можно было попасть в такие районы Грузии, как Горная Рача и Сванетия (Вольная, Княжеская и Дадиановская) (Волкова 1989, 175-176).


Баразбиев М.И. | Просмотров: 1660 | Автор: М.И. Баразбиев | Добавил: moonbloke | Дата: 25.06.2015 | Комментарии (0)

В статье исследуются трансформации институтов родства у балкарцев в процессе исторического развития и модификации в условиях глобализации. Показано, что в настоящее время господствующее положение у балкарцев занимает нуклеарная демократическая семья, сохраняющая некоторые традиционные семейные обычаи.

глобализация, институты родства, нуклеарная семья

Современные этносы независимо от их этнокультурного пространства, численности и языковой принадлежности подвержены глобализации, которая несёт кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности. Анализом процесса глобализации занимаются историки, социологи, философы, экономисты, этнологи и т. д. Исследователи различных научных направлений, которые интересуются этой проблемой, сходятся во мнении, что глобализация – результат целого комплекса инновационных факторов, вызывающих фундаментальный «цивилизационный» поворот в истории человечества.


Прочее | Просмотров: 897 | Автор: М.Ч. КУЧМЕЗОВА | Добавил: moonbloke | Дата: 21.06.2015 | Комментарии (0)