Статьи
Главная » Статьи » История |
В разделе материалов: 92 Показано материалов: 81-92 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 |
На автомашинах, в кабинетах Карачаево-Балкарцев можно увидеть всевозможные знаки и эмблемы, совершенно очевидно, что речь идет о нашем геральдическом невежестве! Осветить эту проблему помог кандидат исторических наук Рашид Тохтарович Хатуев, главный в регионе научный специалист по геральдике, первый и, кажется, единственный в Карачаево-Черкесии член-корреспондент всероссийского геральдического общества. Следует с грустью признаться: в том, что Карачаево-Балкарцы основательно запутались в национальной символике, виноваты мы, историки, а еще больше геральдисты. Напомним что геральдика – это наука о гербах, частью которой выступает ваксиллография – дисциплина о флагах. Действительно, в историческом сознании нашего народа очень слабо отражена тема общенационального символа. Во многом это проистекает из того, что у нас нет собственной государственности, и мы вынуждены следовать искусственным, на наших глазах сочиненным знакам в виде символики КЧР и КБР. Другие считают, что нашим символом выступал волк и украшают свои автомобили фигурой серого хищника, воющего на луну. Любой историк скажет, что к карачаево-балкарской символике этот образ не имеет ни какого отношения. Это из сугубо турецкого геральдического «арсенала». Лишь в одном тюркском государстве – каганате «голубых тюрков» - на флаге голубого цвета помещался образ этого животного, да и то не весь, а голова с оскаленной пастью. Точно также, вопреки расхожему мнению, изображение барса не было символом Алании. В реальности это был геральдический образ той части Осетии, которая в позднем средневековье выходила в состав Грузинского царства. Там барс помещался на флаге розового цвета. Да и вообще нет ни каких данных и о том, что карачаево-балкарцы использовали голубой или розовый цвет в своей символике. Оба этих цвета у карачаево-балкарцев считались «несерьезными», поскольку наши предки даже в одежде предпочитали ткани глубоко насыщенных тонов. А какой цвет был нам предпочтительнее - коснемся ниже. Откуда появился флаг изначально флаг (кар.-балк. Байракъ) был порожден обрядово-культовой жизнью людей архаики, их представлениями о мироздании. В древней космологии бытовала идея о центре Вселенной, «пупе земли» в виде Древа жизни (Мирового Дерева). Живым воплощением его в Карачае выступал Джуртда Джангыз Терек, в Балкарии - дерево Раубазы. Эти «святые деревья» дошли до современности и упоминаются во многих источниках... |
Автор статьи, к.и.н. Баразбиев М.И., г. Нальчик В 1911 году первый балкарский историк Мисост Абаев в труде «Балкария» писал о предке балкарских князей Суюнчевых и Урусбиевых: «знаменитый, воспетый в старинных парадных песнях Баксанук Суншев (Суюнчев-М.Б.)». Одна из песен, посвященных Баксануку под тем же наименованием «Баксанук» была опубликована в 1903г. Н.П. Тульчинским. В ней повествуется о правителе селения Безенги князе Баксануке и его жене, развратной, как ее называет песня, княгине Сарайде, бежавшей из Безенги с воспитанником Баксанука кабардинским князем Шаулохом Таусултановым. |
Автор статьи, к.и.н. Баразбиев М.И., г. Нальчик Балкарцев и карачаевцев с давних времен связывали разнообразные отношения с горцами Грузии, и, в частности, сванами. Между представителями этих соседних народов существовали налаженные этнокультурные контакты, затрагивавшие многие стороны их быта. Некоторые аспекты подобных контактов уже являлись предметом исследования отечественных ученых как дооктябрьского, так советского и постсоветского периода. Целью данного исследования является рассмотрение этнокультурных связей балкарцев и карачаевцев со сванами в общественном быту в XVIII-XX веках. |
Автор статьи, к.и.н. Баразбиев М.И., г. Нальчик Русско-Кавказская война, продолжавшаяся, почти сто лет затронула судьбы всех народов Кавказа, и вполне естественно, что балкарцы и карачаевцы также оказались втянутыми в водоворот трагических событий того времени. Одна из особенностей участия балкарцев и карачаевцев в Русско-Кавказской войне состоит в том, что из-за своей малочисленности и естественно-географических условий проживания они выступали против колониальной политики царской России во взаимодействии с соседними народами. |