Статьи
Главная » Статьи » История |
В разделе материалов: 92 Показано материалов: 21-40 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 » |
М.И. Баразбиев (г. Нальчик)
Таубии Хуламского и Безенгиевского обществ Балкарии - офицеры Российской Императорской армии В дооктябрьский период в Хуламо-Безенгиевском ущелье Балкарии располагалось два общества, феодальными правителями в которых были, соответственно, таубии (горские князья - М.Б.) Шакмановы и Суюнчевы1Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система жизнеобеспечения. М., 1989, С. 139-141.. Цель настоящего исследования состоит в ознакомлении с краткими биографическими данными офицеров Российской Императорской армии из числа этих фамилий. |
Ш.М. Батчаев (г. Карачаевск, Россия)
Участие представителей рода Соколовых-Крым-Шамхаловых в Первой мировой войне Первая мировая война (1914–1918), получившая в Российской империи эпитеты «Великая» и «Вторая Отечественная», многие годы была в нашей стране предана забвению. Забыты были и героические подвиги ее участников – солдат и офицеров. Лишь с началом демократизации общественной жизни историческая наука обратилась к славным страницам военной истории России. Род терских и кубанских казаков Соколовых, происходя-щих из карачаевского княжеского рода Крым-Шамхаловых, начиная со своего родоначальника – Бай-Мырзы Крым-Шамхалова (после крещения – Никифора Соколова), верно и преданно служили Российской державе. Они участвовали во всех войнах России, начиная с конца XVIII и до установления Советской власти в XX в. Активное участие они приняли в Первой мировой войне, проявив себя настоящими патриотами.
Материалы, предоставленные кандидатом исторических наук Батчаевым Ш. М. |
Просмотров: 1178 |
|
Добавил: moonbloke |
Дата: 27.05.2015
| Комментарии (0)
|
Баразбиев М.И. Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
В статье рассматриваются брачные контакты представителей высших сословий тюркских народов Северного Кавказа (карачаево-балкарцев, кумыков и ногайцев) с кабардинской аристократией в XIX–начале XX вв. и отмечается их традиционный характер. Известия Кабардино-Балкарского Государственного Университета, том II, № 1, 2012. С 53-55 В период феодализма в этнокультурных контактах различных народов особое значение имели связи кровнородственного и брачного характера представителей аристократических родов этих народов друг с другом. Можно согласиться с утверждением С.Ш. Гаджиевой, что основной причиной национально-смешанных браков в феодальной среде являлись, прежде всего, политические соображения, стремление заключить союзы «на грядущие времена»1Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX–начале XX в. – М., 1985. – С. 178. . |
Баразбиев М.И. Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
Известия Кабардино-Балкарского Государственного Университета, Том III, № 3, 2013. стр. 60-67 В истории карачаево-балкарской аристократии особое место занимает депутация балкарских феодалов, направленная от всех обществ Балкарии в 1852 году к российскому императору в СанктПетербург. Депутация выехала из Нальчика 30 ноября 1852 года и 21 декабря прибыла в столицу Российской империи1Документы по истории Балкарии (40–90-е гг. XIX в) / сост. Е.О. Крикунова. Нальчик, 1959. С. 46–48, 51. . 5 января 1853 года депутаты подали прошение Николаю I, состоявшее из двух пунктов. В первом из них говорилось: «Высшее сословие наше, до поступления под высокое покровительство Российского престола, именовалось таубий (горский владелец)»; со времени же принесения верноподданической присяги называемся мы старшинами, не понимая настоящего названия старшин, мы осмеливаемся просить именовать нас прежним именем тау-бий, названием, понятным для подвластного нам народа»1Документы по истории Балкарии (40–90-е гг. XIX в) / сост. Е.О. Крикунова. Нальчик, 1959. С. 46–48, 51. . |
В карачаево-балкарском фольклоре по своей значимости важное место занимают исторические песни. Большую ценность среди них представляют фамильные, величальные песни и баллады. Они привлекательны как по своей художественной форме, богатству выразительных средств, сохранению традиционной песенной культуры, непреходящими идеями добра и справедливости, так и неповторимым колоритом ушедших эпох и представляют большой интерес для историков, этнологов, культурологов, лингвистов, для всех исследователей-гуманитариев. Упоминание о древней балкарской фамилии Кубадиевых встречается в нескольких исторических песнях и во множестве преданий. Кроме того, в современном карачаево-балкарском фольклоре существует песня, посвященная специально истории фамилии. Она сохранилась во множестве вариантов, которые имеют незначительные расхождения в деталях. |
Князья Дудовы в войнах России начала ХХ в.
Ш.М. Батчаев, Государственный архив Карачаево-Черкесской Республики, г. Черкесск Род Дудовых (Дудалары) относится к числу самых знатных княжеских (бий) родов Карачая, происходивших от легендарного Къарчи, основателя Карачаевского княжества. Согласно сведениям, зафиксированным во второй половине XIX в., основатель рода – Дуда происходил от первого брака Къарчи и девушки из сословия султанов (кавказские потомки династии крымских Гиреев). Несмотря на происхождение по мужской линии от Къарчи, Дуда так и не смог занять его место, а Карачай возглавил зять Къарчи – муж дочери Кюнсулю, представитель династии Тарковских Шамхалов, оставшийся в народной памяти под своим титулом Крым-Шамхал[1]Центральный Государственный архив Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-А). Ф. 262. Оп. 1. Д. 71. Л. 113об.-114об. .
Материалы, предоставленные кандидатом исторических наук Батчаевым Ш. М. |
Просмотров: 3329 |
|
Добавил: moonbloke |
Дата: 25.05.2015
| Комментарии (0)
|
В позднее средневековье и новое время на Кавказе происходил заметный рост производительных сил, совершенствовалась техника и развивалась торговля. Естественно, что наиболее выделяющиеся мастера повышали свои профессиональные навыки, и это служило основанием их разрыва с сельским хозяйством и полным переключением своих сил и возможностей на любимое и прибыльное занятие. Эти ремесленники часто покидали свои села и даже этническую среду, поселяясь не только в городах, но и вообще в местах скопления поселений и крупных населенных пунктах северокавказского региона. Баловы и Таовы черкесских аулов Зеюко и Кошхабль обязаны своим происхождением осетинским Каргаевым, братьям Умару и Пыра, прославленным мастерам по обработке кожи. Высокого уровня профессионализма они достигли благодаря урокам их отца Карагы Каргаева. Услугами братьев пользовались кабардинские, карачаевские и ногайские князья и дворяне. Изменявшиеся социально-экономические условия явились причиной того, что Умар и Пыра Каргаевы оказались в черкесском Хабезе. Их гостеприимно приняла знатная семья Касаевых. О мастерах высокого класса и их изысканных изделиях прослышал владелец Зеюко Хатокшуко и пригласил специалистов к себе. Младший брат Пыра принял приглашение, старший же – Умар остался в Хабезе... |
Переселение людей с одного места на другое при их природной склонности к оседлому образу жизни первоначально происходило в связи с поисками более удобных и благоприятных мест обитания: лесных и охотничьих угодий, водоемов, защищенных стоянок, затем к этим причинам добавились стихийные бедствия, расширение территорий для занятий хозяйством, военные захваты. В средневековье и новое время значительное влияние на миграционные процессы оказывали кровная месть, ссоры внутри семей, фамилий, конфликты в сельских общинах и вне их пределов, семейно-брачные отношения, развитие производства и торговли и многие другие факторы: политические, социальные, демографические и бытовые... |
Жизнь и творческая деятельность Басият Абаевич Шаханов известный публицист и просветитель начала XX века родился 17 января 1879 г. во Владикавказе. Многие десятилетия общественная и творческая деятельность Б. Шаханова не была объектом специального расследования в литературе. Среди работ о нем можно отметить статью Х. И. Хутуева "Просветители Балкарии конца ХIX века" и главу о просветителях в "Очерках истории балкарской литературы", где впервые были опубликованы некоторые сведения о нем.. Особый вклад в исследование фактов биографии, творчества и общественной деятельности Б. Шаханова внесла доктор филологических наук Тамара Шамшудиновна Биттирова. Она раскрыла широкому кругу читателей неизвестные до сих пор факты из жизни просветителя Б. Шаханова, опубликовала основную часть его публицистики. В 1991 г. Т. Биттирова издала книгу "Басият Шаханов. Избранная публицистика", которая просветила многие проблемы развития просветительского движения на Северном Кавказе... |
Этой весной исполнилось 125 лет со дня рождения нашего земляка, героя Первой мировой войны Сеит-Бия Крымшамхалова. Долгие годы его имя было незаслуженно предано забвению. К счастью, время все расставило по своим местам…
Этой весной исполнилось 125 лет со дня рождения нашего земляка, героя Первой мировой войны Сеит-Бия Крымшамхалова. Долгие годы его имя было незаслуженно предано забвению. К счастью, время все расставило по своим местам… Он родился 15 мая 1888 г. в с. Карт-Джурт в княжеской семье. Получив начальное образование, занимался скотоводством. Когда в августе 1914 г. в Карачае начался набор добровольцев в Кавказскую туземную конную дивизию, Сеит-Бий одним из первых вступил в ее ряды. Тут стоит отметить, что горцы в Российской империи не подлежали призыву, тем не менее, они принимали участие во всех войнах России, неся службу в милиционных отрядах. И в Первую мировую большинство наших земляков служили в составе 3-й Баталпашинской сотни Черкесского конного полка Кавказской туземной конной дивизии. В Карпатских горах, юго-западнее Самбора, на берегах реки Сан в начале декабря 1914 г., Кавказская конная дивизия впервые вступила в боевые действия с неприятелем. Вплоть до начала февраля 1915 г. всадники дивизии вели тяжелые бои у галицийских и польских деревень и городов. Кавказские полки с честью выдержали боевое испытание, ни на одном участке их обороны враг не прошел, а там, где они наступали, был повержен. В 7.30 утра 8 декабря 3-я сотня выступила из деревни Паничев по направлению к горному хребту, и вскоре всадники, первыми из состава полка и дивизии, вступили в столкновение с неприятелем. В последующие дни сотня вела непрерывные бои близ сел Волковыя, Терки, Рыбни-Горожанка. Именно тогда одним из первых в дивизии Сеит-Бий Крымшамхалов, произведенный в чин приказного, заслужил свою первую награду – Георгиевский крест IV степени (№ 159476). В наградном листе так описывался его подвиг:...
Материалы, предоставленные кандидатом исторических наук Батчаевым Ш. М. |
Просмотров: 915 |
|
Добавил: moonbloke |
Дата: 23.05.2015
| Комментарии (0)
|
Балкарцы - тюркоязычный народ, коренные жители Республики Кабардино-Бал карии, расселены преимущественно в горных и предгорных ее районах в верховьях и по среднему течению рек Черек, Чегем, Баксан, Нальчик, Малка. Исторические се ления балкарцев - Большая Балкария (Уллу, или Къара-Малкъар), Холам, Безенги, Чегем, Басхан - располагались на высоте 1400 - 2300 м над уровнем моря.
Балкарцы - тюркоязычный народ, коренные жители Республики Кабардино-Бал карии, расселены преимущественно в горных и предгорных ее районах в верховьях и по среднему течению рек Черек, Чегем, Баксан, Нальчик, Малка. Исторические се ления балкарцев - Большая Балкария (Уллу, или Къара-Малкъар), Холам, Безенги, Чегем, Басхан - располагались на высоте 1400 - 2300 м над уровнем моря1География Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1971. С. 46 . Селения в свою очередь подразделялись на несколько (даже несколько десятков) мелких посел ков, их жители называли себя малкъарлыла, холамлыла, безенгылыла, чегемлиле, басханчыла при общем самоназвании таулула, что означает «жители гор». Балкарцы говорят на одном языке с карачаевцами, который относится к кыпчакской ветви тюркской группы урало-алтайской языковой семьи, его словарный состав весьма не однороден: кроме кыпчакского пласта, составляющего его основу, в нем широко пред ставлены и огузские элементы. Есть в балкарском языке также термины иранского и кавказского происхождения. В карачаево-балкарском языке имеются три диалекта: малкарский (ц-диалект), чегемско-холамско-безенгиевский (ж-диалект, литературный балкарский язык), баксанско-карачаевский (дж-диалект, литературный карачаевский язык). По своему антропологическому типу балкарцы и карачаевцы относятся к кавкасионской подрасе европеоидной расы (согласно классификации В.П. Алексеева) и имеют в этом отношении наибольшее сходство с осетинами, горцами Грузии и вайнахами. Численность балкарцев на сегодняшний день составляет около 100 тыс. чел. Балкарцы соседствуют на юге с грузинами-рачинцами и сванами, на востоке - с осе тинами и на севере - с кабардинцами. Во многих селениях кабардинцы и балкарцы живут смешанно. Площадь этноареала балкарцев составляет примерно 8000 км2. |