Четверг, 28.03.2024, 21:05

Карачаевцы и балкарцы

Ит болмагъан джерде тюлкю юрюр.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » История » Баразбиев М.И.

Брачные контакты представителей высших сословий тюркских народов Северного Кавказа с кабардинцами в XIX–НАЧАЛЕ XX вв.
Баразбиев М.И. Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
В статье рассматриваются брачные контакты представителей высших сословий тюркских народов Северного Кавказа (карачаево-балкарцев, кумыков и ногайцев) с кабардинской аристократией в XIX–начале XX вв. и отмечается их традиционный характер.
Известия Кабардино-Балкарского Государственного Университета, том II, № 1, 2012. С 53-55

В период феодализма в этнокультурных контактах различных народов особое значение имели связи кровнородственного и брачного характера представителей аристократических родов этих народов друг с другом. Можно согласиться с утверждением С.Ш. Гаджиевой, что основной причиной национально-смешанных браков в феодальной среде являлись, прежде всего, политические соображения, стремление заключить союзы «на грядущие времена»1Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX–начале XX в. – М., 1985. – С. 178. .

Целью нашего исследования является рассмотрение брачных контактов представителей высших сословий тюркских народов Северного Кавказа (кумыков, ногайцев и карачаево-балкарцев) с адыгами-кабардинцами в XIX–начале XX вв.

Следует подчеркнуть, что брачные контакты представителей высшего сословия тюркских народов Северного Кавказа с представителями феодальной знати Кабарды продолжались и после вхождения этих народов в состав Российской империи. Несмотря на то, что в новых условиях северокавказская аристократия уже не могла осуществлять независимую политическую деятельность и династические браки как способ заключения политических союзов, урегулирования политических разногласий практически себя исчерпали, тем не менее, они продолжали практиковаться вплоть до революций 1917 г. и гражданской войны. В рассматриваемое нами время основной причиной брачных контактов представителей высшего сословия северокавказских тюрков с кабардинской аристократией можно считать приверженность предшествующим традициям, стремление сохранить «чистоту крови» и не сближаться с менее знатными родами из собственной этнической среды.

Мы можем привести довольно значительное количество брачных контактов высшего сословия северокавказских тюрков с представителями кабардинской аристократии в XIX–начале XX вв. Наиболее сильно с кумыкской аристократией в этот период был связан род кабардинских князей Бековичей-Черкасских. Так, Асланбек Каспулатович (он же Ефим Александрович) был женат на княжне Таймазовой Белохине Актоловне2Казаков А.В. Адыги (черкесы) на российской военной службе. Воеводы и офицеры. Середина XVI–начало XX в. –Нальчик, 2006. – С.79. . Женой их сына Эльмурзы (он же Федор Ефимович) являлась дочь князя Мулдара Эльдарова3Там же. – С. 86, 87. , а белогвардейский правитель Кабарды с правами военного губернатора Тембот Жанхотович был женат на княжне Каплановой Наджибат Забитовне4Там же. – С. 83, 84; Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX–начале XX в. – М., 1985. – С. 178. .

Брачными узами с кумыкскими князьями Каплановыми были связаны в этот период также и другие кабардинские аристократы. К примеру, С.Ш. Гаджиева отмечала, что дочь князя Капланова Будайхана была супругой князя Атажукина5Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX–начале XX в. – М., 1985. – С. 178. . К сожалению, С.Ш. Гаджиева не указала имени князя Атажукина, с которым породнился Будайхан Капланов. Можно предположить, что это был Адиль-Гирей Асланбекович. В 1998 г. мы, со слов краеведа Т.Б. Шаханова, являвшегося родственником князей Атажукиных, зафиксировали, что Адиль-Гирей Атажукин был женат на кумычке Фатю (Фатиме) Каплановой6Информант Шаханов Т.Б. (1917–2000). – Нальчик .

После гражданской войны дети Адиль-Гирея Атажукина и его вдова вынуждены были покинуть Кабарду и скрываться от репрессий со стороны большевистской власти за ее пределами, причем они пользовались двойной фамилией Атажукины-Каплановы. В частности, в «Книге памяти жертв политических репрессий. Кабардино-Балкария. 1920–1941» отмечено, что князь Атажукин-Капланов Джамбулат Адиль-Гиреевич расстрелян органами НКВД 24 января 1938 г.7Книга памяти жертв политических репрессий. Кабардино-Балкария. 1920–1941. / сост. Н.И. Лафишева. – Нальчик, 2009. – С. 48. .

Следует добавить, что Адиль-Гирей Атажукин родственными узами был связан и с ногайской аристократией. Интересно, что ногайские родственники князя Атажукина являлись однофамильцами его супруги. Так, в документе от 1869 г. имеются сведения о том, что его отец Асланбек в июне этого года женился на дочери генерал-майора Капланова8Центральный государственный архив КБР (ЦГА КБР), ф.- 2, оп.-1, д.-1049, л.-8. .

Брачные контакты с ногайцами в этот период осуществляли и другие представители рода Атажукиных. К примеру, мать ногайского князя Тугана Ахлова – Алийкопф – была дочерью князя Атажуко Атажукина9Там же, ф.-23, оп.-1, д.-83, л.-7об. , а в 1855 г. князь Туган Атажукин собирался переселиться в ногайский аул Найманов, в котором у своих родственников проживала его вдовая мать10Государственный архив Ставропольского края, ф.-70, оп.-1, д.-1125, л.-2. .

Родственными узами с ногайской аристократией был связан и последний старший князь Кабарды – Кучук Джанхотов. Известно, что его дочь Хамсад была женой князя Беслана (Бирислана) Туганова, а внучка Кудас, дочь его знаменитого сына Джамбулата, вышла замуж за ногайского султана, сына генерал-майора Менгли-Гирея11Бейтуганов С.Н. Кабарда в фамилиях. – Нальчик, 1998. – С. 195–197. .

Представители ногайского сословия султанов роднились и с другими кабардинскими князьями. Наиболее интересным примером подобного рода, на наш взгляд, могут быть события, описанные генерал-лейтенантом Вельяминовым в 1839 г. В мае этого года генерал Вельяминов предписывал командующему Кабардинской линией полковнику Пирятинскому арестовать сестру султана Девлет-Гирея Шахимова при следовании ее по территории Кабарды. Основанием для подобного распоряжения явилось следующее: «По просьбе ногайского султана Девлет-Гирея Шахимова дозволил я ему вывести из Чечни сестру, бывшую за убитым кабардинским князем Хамурзиным; и снабдил его для свободного проезда в Чечню билетом. Ныне дошло до сведения моего, что сестра означенного султана, узнавши о смерти своего мужа Хамурзина сама собственноручно заколола кинжалом вверенного Вам полка штабскапитана Балаша и прапорщика Максимова, находившихся в плену»12ЦГА КБР, ф.-16, оп.-1, д.-45, л.-83. (Документ выявлен и любезно предоставлен нам для использования к.и.н. Яхтаниговым Х.Х.) .

Впрочем, генерал Вельяминов отмечал, что если дошедшие до него слухи об убийстве русских офицеров вдовой князя Хамурзина несправедливы, то подвергать ее аресту нет необходимости, и она может свободно следовать к месту жительства своего брата13Там же. .

Среди примеров брачных контактов представителей карачаево-балкарского высшего сословия с кабардинцами в XIX–начале XX вв. можно указать, что балкарский князь Кази Балкаруков был женат на княжне Атажукиной, а кабардинский князь Магомет Карамурзин на карачаевской княжне Дудовой14Баразбиев М.И Этнокультурные связи балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в XVIII – начале XX века. – Нальчик, 2000. – С. 51, 52. . Женитьба на княжне Дудовой способствовала тому, что Магомет Карамурзин перешел на жительство в Карачай, который стали считать своей родиной его сыновья15Там же. – С. 51. . Женой князя Кучука Наурузова была балкарская княжна Бату Урусбиевна Урусбиева, а женой князя Тархана Мисостова – балкарская же княжна Аминат Айдаболова16Там же. – С. 52. .

Карачаевский князь Абдурзак Хамзатович Крым-Шамхалов был женат на княжне Цуце Жанхотовне Кайтукиной, а его родная сестра Мухаджир Хамзатовна вышла замуж за родного брата Цуцы Кайтукиной – Аслана Жанхотовича18Каракетов М.Д. От вооруженных столкновений до брачных связей: из жизни северокавказских элит в XVII–XIX вв. // Диаспоры. № 4. – М., 2004. – С. 120. .

Следует отметить, что представители высшего сословия карачаево-балкарцев заключали браки как с представителями княжеского сословия Кабарды, так и с представителями наиболее знатных кабардинских дворянских родов17Там же. – С. 54, 55. .

Наиболее интересным примером подобных контактов может служить брак балкарской княжны Люцы Хаджи-Мурзаевны Мисаковой и наиболее видного представителя «Белого движения» в Кабарде и Балкарии – генерал-майора Заурбека Асланбековича Даутокова-Серебрякова. В воспоминаниях адьютанта и друга Заурбека Даутокова-Серебрякова князя К.А. Чхеидзе приводятся сведения, предшествовавшие заключению этого брака.

К.А. Чхеидзе писал: «Во второй половине октября один из рода Коновых ранил одного из рода Мисаковых. Между Мисаковыми и Коновыми была кровная месть. Коновы (кабардинские дворяне хорошей фамилии) сватали Мисаковскую девушку (Мисаковы балкарские таубии, князья), им отказали. Они тогда украли Люцу. Мисаковы ее отбили, и отбивая убили одного из рода Коновых. И вот теперь Коновы ранили одного из Мисаковых. Удар был за Мисаковыми. Чтобы предотвратить резню, Заурбек арестовал Мисаковых (Конов скрылся) почетным арестом: держа в номере рядом со своим под караулом. Откуда пошла близость между Мисаковыми и Заурбеком: в 1919 он женился на Люце»19Жанситов О. При жизни о нем слагали легенды // Газета Юга. 12 июля 2007 г., № 28 (697). Нальчик. – С. 3. 55.

Завершая данное исследование, можно прийти к выводу, что представители высших сословий тюркских народов Северного Кавказа (кумыков, ногайцев и карачаево-балкарцев) в XIX–начале XX вв. поддерживали активные брачные контакты с кабардинской аристократией.


Библиография.
1 [↑ назад]Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX–начале XX в. – М., 1985. – С. 178.
2 [↑ назад]Казаков А.В. Адыги (черкесы) на российской военной службе. Воеводы и офицеры. Середина XVI–начало XX в. –Нальчик, 2006. – С.79.
3 [↑ назад]Там же. – С. 86, 87.
4 [↑ назад]Там же. – С. 83, 84; Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX–начале XX в. – М., 1985. – С. 178.
5 [↑ назад]Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX–начале XX в. – М., 1985. – С. 178.
6 [↑ назад]Информант Шаханов Т.Б. (1917–2000). – Нальчик
7 [↑ назад]Книга памяти жертв политических репрессий. Кабардино-Балкария. 1920–1941. / сост. Н.И. Лафишева. – Нальчик, 2009. – С. 48.
8 [↑ назад]Центральный государственный архив КБР (ЦГА КБР), ф.- 2, оп.-1, д.-1049, л.-8.
9 [↑ назад]Там же, ф.-23, оп.-1, д.-83, л.-7об.
10 [↑ назад]Государственный архив Ставропольского края, ф.-70, оп.-1, д.-1125, л.-2.
11 [↑ назад]Бейтуганов С.Н. Кабарда в фамилиях. – Нальчик, 1998. – С. 195–197.
12 [↑ назад]ЦГА КБР, ф.-16, оп.-1, д.-45, л.-83. (Документ выявлен и любезно предоставлен нам для использования к.и.н. Яхтаниговым Х.Х.)
13 [↑ назад]Там же.
14 [↑ назад]Баразбиев М.И Этнокультурные связи балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в XVIII – начале XX века. – Нальчик, 2000. – С. 51, 52.
15 [↑ назад]Там же. – С. 51.
16 [↑ назад]Там же. – С. 52.
17 [↑ назад]Там же. – С. 54, 55.
18 [↑ назад]Каракетов М.Д. От вооруженных столкновений до брачных связей: из жизни северокавказских элит в XVII–XIX вв. // Диаспоры. № 4. – М., 2004. – С. 120.
19 [↑ назад]Жанситов О. При жизни о нем слагали легенды // Газета Юга. 12 июля 2007 г., № 28 (697). Нальчик. – С. 3. 55
Категория: Баразбиев М.И. | Добавил: moonbloke (27.05.2015) | Автор: Баразбиев М.И. | Источник: http://izvestia.kbsu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=8&Itemid=6

Всего комментариев: 0
avatar