Статьи
Главная » Статьи » История » Баразбиев М.И. |
В категории материалов: 15 Показано материалов: 1-15 |
Сортировать по: Дате · Названию · Комментариям · Просмотрам
В различные периоды истории из Балкарии и Карачая в места проживания соседних кавказских народов переселилось значительное количество людей, ставших родоначальниками новых фамилий в среде этих народов. В ходе изучения данной проблемы выявилось, что некоторые фамилии кавказских этносов имеют балкарское либо карачаевское происхождение. |
М.И. Баразбиев (г. Нальчик)
Таубии Хуламского и Безенгиевского обществ Балкарии - офицеры Российской Императорской армии В дооктябрьский период в Хуламо-Безенгиевском ущелье Балкарии располагалось два общества, феодальными правителями в которых были, соответственно, таубии (горские князья - М.Б.) Шакмановы и Суюнчевы1Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система жизнеобеспечения. М., 1989, С. 139-141.. Цель настоящего исследования состоит в ознакомлении с краткими биографическими данными офицеров Российской Императорской армии из числа этих фамилий. |
Баразбиев М.И. Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
В статье рассматриваются брачные контакты представителей высших сословий тюркских народов Северного Кавказа (карачаево-балкарцев, кумыков и ногайцев) с кабардинской аристократией в XIX–начале XX вв. и отмечается их традиционный характер. Известия Кабардино-Балкарского Государственного Университета, том II, № 1, 2012. С 53-55 В период феодализма в этнокультурных контактах различных народов особое значение имели связи кровнородственного и брачного характера представителей аристократических родов этих народов друг с другом. Можно согласиться с утверждением С.Ш. Гаджиевой, что основной причиной национально-смешанных браков в феодальной среде являлись, прежде всего, политические соображения, стремление заключить союзы «на грядущие времена»1Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX–начале XX в. – М., 1985. – С. 178. . |
Баразбиев М.И. Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
Известия Кабардино-Балкарского Государственного Университета, Том III, № 3, 2013. стр. 60-67 В истории карачаево-балкарской аристократии особое место занимает депутация балкарских феодалов, направленная от всех обществ Балкарии в 1852 году к российскому императору в СанктПетербург. Депутация выехала из Нальчика 30 ноября 1852 года и 21 декабря прибыла в столицу Российской империи1Документы по истории Балкарии (40–90-е гг. XIX в) / сост. Е.О. Крикунова. Нальчик, 1959. С. 46–48, 51. . 5 января 1853 года депутаты подали прошение Николаю I, состоявшее из двух пунктов. В первом из них говорилось: «Высшее сословие наше, до поступления под высокое покровительство Российского престола, именовалось таубий (горский владелец)»; со времени же принесения верноподданической присяги называемся мы старшинами, не понимая настоящего названия старшин, мы осмеливаемся просить именовать нас прежним именем тау-бий, названием, понятным для подвластного нам народа»1Документы по истории Балкарии (40–90-е гг. XIX в) / сост. Е.О. Крикунова. Нальчик, 1959. С. 46–48, 51. . |
В статье рассматривается система этнокультурных контактов карачаевцев и абхазов, включающая хозяйственные, родственные и квазиродственные связи, совместные военные выступления, миграции населения и т. д.
Карачаевцев с давних времен связывали разнообразные отношения с народами Закавказья, и в частности абхазами. Между представителями этих соседних народов существовали налаженные этнокультурные контакты, затрагивавшие многие стороны их общественного быта. Следует отметить, что карачаево-абхазские отношения в историческом прошлом отличались ярко выраженной комплиментарностью. Как подчеркивал карачаевский этнограф К. М. текеев, абхазов «из закавказских соседей карачаевцы исстари выделяли, выказывая к ним самое уважительное отношение, до того даже, что своих детей нарекали абхазскими именами. Кстати, и абхазы питали к карачаевцам те же возвышенные, добрые чувства»1Текеев К. М. Карачаевцы и балкарцы: традиционная система жизнеобеспечения. М., 1989. С. 111.. Различные аспекты карачаево-абхазского этнокультурного, хозяйственного и этнополитического взаимодействия нуждаются в серьезном и всестороннем научном изучении. |
Баразбиев Муслим Исмаилович, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой культурологии и этнологии Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (г. Нальчик) К моменту официального вхождения Балкарии (1827 г.) и Карачая (1828 г.) в состав Российского государства общественный строй карачаево-балкарцев характеризуется как феодальный. Высшим сословием балкарцев и карачаевцев являлись князья (бии, таубии)1Хатуев Р.Т. Карачай и Балкария до второй половины XIX века: власть и общество // Карачаевцы и балкарцы (Этнография, история, археология). М., 1999. С.151.. Одной из важнейших обязанностей представителей высшего сословия являлась охрана территории страны от посягательств извне. Каждый мужчина из княжеского сословия должен был иметь оружие и коня и в военное время по первому призыву старшего князя (олий) явиться под его команду готовым к походу2Абаев М. К. Балкария. Исторический очерк. Нальчик, 1992. С. 8.. В 1828 г. для большего вовлечения в военно-политические структуры Российской Империи представителей кавказских этносов и усиления влияния на присоединенные кавказские территории Царские власти сформировали Лейб-Гвардии Кавказско-Горский полуэскадрон Собственного Его Императорского Величества Конвоя. Конвой нёс службу в Санкт-Петербурге. В него принимались исключительно представители знатнейших фамилий народов Кавказа3Казаков А.В. Адыги (черкесы) на российской военной службе. Воеводы и офицеры. Середина XVI – начало XX в. Биографический справочник. Нальчик, 2006. С. 5.. |
Балкарцы и связанные с ними общностью происхождения карачаевцы проживают в высокогорной части Центрального Кавказа. Балкарцы живут с восточной стороны Эльбруса, а карачаевцы в его западных отрогах. Балкарцы занимают четыре горных ущелья - Черекское, Хуламо-Безенгиевское, Чегемское, Баксанское, а также верховья р. Малки. Карачаевцы обжили верховья Кубани и ее притоков - Теберды, Зеленчука1Кузнецова А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. Нальчик, 1982, с.16.. К моменту официального вхождения Балкарии (1827г.) и Карачая (1828г.) в состав Российского государства общественный строй карачаево-балкарцев характеризуется как феодальный. Исследователи отмечают, что наличие некоторых форм феодальных отношений в Балкарии фиксируется не позднее, чем в XIV-XV веках2Батчаев В.М. Балкария в XV - начале XIX вв. М., 2006, с. 76.. Особенностью социальной структуры Карачая и Балкарии XIX столетия была ее крайняя выработанность и законченность. Так, известный российский кавказовед М.М. Ковалевский по этому поводу писал: «Взаимные отношения сословий определены с большой точностью, время отбывания отдельных повинностей и платежи установлены раз навсегда и неизменно»3Битова Е.Г. Социальная история Балкарии XIX века: (Сельская община). Нальчик, 1997, с.42.... |
Одним из привилегированных сословий балкаро-карачаевского общества периода средневековья являлось сословие чанка, за которым после присоединения Балкарии и Карачая к России царская администрация рассматривала вопрос о возможности признания, также как и за биями (князьями-М.Б.), прав потомственного российского дворянства.1Хатуев Р.Т. Карачай и Балкария до второй половины XIX века: власть и общество. // Карачаевцы и балкарцы. (Этнография, история, археология). М., 1999. С. 153; Сборник документов по истории сословному праву народов Северного Кавказа. Составители: Х.М Думанов, А.И. Мусукаев, А.А. Максидов. Нальчик, 2003. С. 252 В нашем распоряжении имеются сведения о происхождении части фамилий, принадлежавших к этому сословию, которые мы здесь приводим. Айсандыровы, Минкоевы. Представители данных фамилий являются потомками легендарного предводителя карачаевцев — Карчи. Согласно преданиям, первым браком Карча был женат на девушке из сословия султанов (кавказские потомки крымских Гиреев — М.Б.), от которой у него имелся сын Дуда предок князей Дудовых. Внук этого Дуды — Чамак Казиевич и является родоначальником Айсандыровых и Минкоевых, которые принадлежали к сословию чанка.2Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-А), ф.-262, оп.-1, д.-71, л. — 116... |
Одной из наиболее известных карачаево-балкарских аристократических фамилий являлись таубии (горские князья) Урусбиевы, проживавшие в Баксанском ущелье1Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаха-нов / Сост., cm. об авторах, прим, и коммент. Т.Ш. Биттировой. Нальчик, 2007. С. 9.. Цель данного исследования -обозначить вклад представителей этой фамилии в комплектовании офицерского корпуса Российской армии. Одной из наиболее известных карачаево-балкарских аристократических фамилий являлись таубии (горские князья) Урусбиевы, проживавшие в Баксанском ущелье1Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаха-нов / Сост., cm. об авторах, прим, и коммент. Т.Ш. Биттировой. Нальчик, 2007. С. 9.. Цель данного исследования -обозначить вклад представителей этой фамилии в комплектовании офицерского корпуса Российской армии... |
Таусултан Келеметович Шакманов (1891-после 1939) - известный общественно-политический деятель Северного Кавказа, изучение генеалогии которого представляет несомненный научный интерес. Предки Таусултана Шакманова являлись правителями Хуламского общества Балкарии1Абаев М.К. Балкария. (Исторический очерк). Нальчик, 1992, с. 15.. О происхождении Шакмановых и их проникновении в Балкарию имеется несколько версий. По одной из них Шакмановы являлись потомками легендарного родоначальника большинства княжеских династий Черекского ущелья Балкарии - Басиата2Баразбиев М.И. Генеалогические предания о происхождении высшего сословия Балкарии и Карачая // Генеалогия народов Кавказа. Традиции и современность: Материалы международной научно-практической конференции. Владикавказ, 2009, с. 36.. По другой версии их предок прибыл в Балкарию из Осетии3Там же, с. 36, 37.... |
г.Нальчик Князь Ислам Пашаевич Крым-Шамхалов (31 марта 1864г.-1910г.). - известный общественно-политический деятель Карачая изучение генеалогии, которого представляет несомненный научный интерес. Существует несколько версий происхождения Крым-Шамхаловых. Одна из них утверждает, что их предок Шамхал прибыл в Карачай из Крыма, в связи, с чем и возникла приставка к их фамилии "Крым"1Алейников М. Карачаевские сказания. // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1883, т. 3, с. 168.. Согласно другой версии основатель рода Крым-Шамхаловых прибыл в Карачай из Дагестана. В 1879г. Г. Петров писал про представителей рода Крым-Шамхаловых: "Теперешние члены этой фамилии считают себя отраслями фамилий владетельных Шамхалов Тарковских Дагестанской области…"2Петров Г. Верховья Кубани-Карачай. // Кубанские областные ведомости. Екатеринодар, 1879, № 3, с. 3.. В Дагестане термином "крым-шамхал" называли прижизненно назначаемого наследника шамхала. На наш взгляд, версия о дагестанском происхождении Крым-Шамхаловых представляется более убедительной... |
Автор статьи, к.и.н. Баразбиев М.И., г. Нальчик В 1911 году первый балкарский историк Мисост Абаев в труде «Балкария» писал о предке балкарских князей Суюнчевых и Урусбиевых: «знаменитый, воспетый в старинных парадных песнях Баксанук Суншев (Суюнчев-М.Б.)». Одна из песен, посвященных Баксануку под тем же наименованием «Баксанук» была опубликована в 1903г. Н.П. Тульчинским. В ней повествуется о правителе селения Безенги князе Баксануке и его жене, развратной, как ее называет песня, княгине Сарайде, бежавшей из Безенги с воспитанником Баксанука кабардинским князем Шаулохом Таусултановым. |
Автор статьи, к.и.н. Баразбиев М.И., г. Нальчик Балкарцев и карачаевцев с давних времен связывали разнообразные отношения с горцами Грузии, и, в частности, сванами. Между представителями этих соседних народов существовали налаженные этнокультурные контакты, затрагивавшие многие стороны их быта. Некоторые аспекты подобных контактов уже являлись предметом исследования отечественных ученых как дооктябрьского, так советского и постсоветского периода. Целью данного исследования является рассмотрение этнокультурных связей балкарцев и карачаевцев со сванами в общественном быту в XVIII-XX веках. |
Автор статьи, к.и.н. Баразбиев М.И., г. Нальчик Русско-Кавказская война, продолжавшаяся, почти сто лет затронула судьбы всех народов Кавказа, и вполне естественно, что балкарцы и карачаевцы также оказались втянутыми в водоворот трагических событий того времени. Одна из особенностей участия балкарцев и карачаевцев в Русско-Кавказской войне состоит в том, что из-за своей малочисленности и естественно-географических условий проживания они выступали против колониальной политики царской России во взаимодействии с соседними народами. |