Вторник, 23.04.2024, 19:03

Карачаевцы и балкарцы

Джаш эркеси бёрю болур, къыз эркеси тели болур.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » История » Баразбиев М.И.

Генеалогические предания о происхождении балкаро-карачаевского сословия Чанка

Одним из привилегированных сословий балкаро-карачаевского общества периода средневековья являлось сословие чанка, за которым после присоединения Балкарии и Карачая к России царская администрация рассматривала вопрос о возможности признания, также как и за биями (князьями-М.Б.), прав потомственного российского дворянства.1Хатуев Р.Т. Карачай и Балкария до второй половины XIX века: власть и общество. // Карачаевцы и балкарцы. (Этнография, история, археология). М., 1999. С. 153; Сборник документов по истории сословному праву народов Северного Кавказа. Составители: Х.М Думанов, А.И. Мусукаев, А.А. Максидов. Нальчик, 2003. С. 252 В нашем распоряжении имеются сведения о происхождении части фамилий, принадлежавших к этому сословию, которые мы здесь приводим.

Айсандыровы, Минкоевы. Представители данных фамилий являются потомками легендарного предводителя карачаевцев — Карчи. Согласно преданиям, первым браком Карча был женат на девушке из сословия султанов (кавказские потомки крымских Гиреев — М.Б.), от которой у него имелся сын Дуда предок князей Дудовых. Внук этого Дуды — Чамак Казиевич и является родоначальником Айсандыровых и Минкоевых, которые принадлежали к сословию чанка.2Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-А), ф.-262, оп.-1, д.-71, л. — 116

Гудуевы. Происхождение фамилии Гудуевых усматривается из обвинительного заключения, репрессированного в 1929г. по политическим мотивам уроженца селения Актопрак Чегемского ущелья Балкарии Гудуева Махая Ачахматовича. В нем, в частности, сказано: «…Гудуев Махай происходит из балкарской дворянской (княжеской — М.Б.) фамилии Абаевых, являвшихся в прошлом крупными землевладельцами.».3Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской Республики (ЦГА КБР), ф — 123, оп — 3, д — 298, л — 33

Магометовы, Шахановы. Происхождение данных фамилий прослеживается из документа, составленного во второй половине XIX столетия приставом Эльбрусского округа Кубанской области Н.Петрусевичем «Записка о горцах Баталпашинского округа», в котором приведена генеалогическая схема карачаевских князей Крым-Шамхаловых4ЦГА РСО-А, ф — 262, оп — 1, д — 71, л — 116.. В этой схеме указывается, что у внука родоначальника Крым-Шамхаловых Ислама Эльбуздуковича имелись сыновья Магомет и Али, ставшие соответственно основателями родов Магометовых и Шахановых. Данные, приводимые Н.Петрусевичем, позволяют не согласиться с мнением современного исследователя из КЧР Р.Т. Хатуева, считающего карачаевцев Шахановых потомками балкарских князей Шахановых5Хатуев Р.Т. Карачай и Балкария до второй половины XIX века: власть и общество. // Карачаевцы и балкарцы. (Этнография, история, археология). М., 1999. С. 153 и сделать вывод о том, что они являются однофамильцами.

К сожалению, в «Записке», отсутствует информация по какой причине Магометовы и Шахановы не сохранили социальный статус своих более знатных предков. Современный карачаевский историк, К.Т Лайпанов, являющийся потомком Магометовых (правнуком) сообщил нам, что его предок князь Магомет Крым-Шамхалов был женат на дочери узденя (дворянина-М.Б.), в связи с чем его потомки и были причислены к сословию чанка.

Следует отметить, что происхождение Магометовых и Шахановых от наиболее влиятельной княжеской фамилии Карачая ставило их, в отношении социальной престижности, несколько выше остальных представителей данного сословия Карачая. Так, калым за девушек из их фамилий превышал по своей величине калым, выплачиваемый за девушек аналогичного им сословия, и равнялся сумме в 600 рублей серебром.6ЦГА РСО-А, ф — 262, оп — 1, д — 23, л — 50 об. — 51

Казиевы, Тогаевы, Джаубермезовы. По народным преданиям, записанным во второй половине XIX века, карачаевцы Казиевы и Тогаевы выводили свое происхождение от некоего Кази, приходившегося родственником или даже родным братом темиргоевскому князю Болотокову. Этот Кази во время княжения в Кабарде князя Кургоко Атажукина поселился в Чегемском обществе Балкарии, где его дети стали сильно притеснять местное население. Через некоторое время жители Чегема под предводительством таубия Келемета Балкарукова восстали против них и истребили всех детей Кази, кроме одного Актугана, находившегося в тот момент при Кургоко Атажукине. По просьбе князя Атажукина, Актугана приняли на жительство в Карачай, так как чегемцы собирались убить и его, если бы он к ним вернулся.

Впрочем, через определенное время после описываемых событий часть потомков Актугана все-таки сумела вернуться в Чегем, где от них произошла фамилия Джаубермезовых, а оставшиеся в Карачае носят фамилии Казиевых и Тогаевых.7Там же, ф — 262, оп, — 1, д — 71, л — 117

Калахановы. Основатель рода Ахмет Калаханов прибыл в Карачай из Кумыкии. Ахмет Калаханов был женат на представительнице сословия чанка из рода Казиевых. К этому же сословию стали причислять в Карачае и самих Калахановых. Фамилия Калахановых является не очень древней, так как ее основатель Ахмет был жив к 70 — м годам XIX века.8Там же, ф — 262, оп — 1, д — 23, л — 51 об.

Карамурзины. Фамилия Карамурзиных — кабардинского происхождения и появилась в Карачае в период Кавказской войны. Основатель этой фамилии Магомет, о бегстве которого за Кубань сообщал в 1825 году Якуб Шарданов9Материалы Я. М. Шарданова по обычному праву кабардинцев первой половины XIX века. (Составитель Думанов Х.М.). Нальчик, 1986. С. 108, принадлежал к знатному княжескому роду Мисостовых, ответвлением от которых и являлись князья Карамурзины10ЦГА РСО-А, ф — 262, оп — 1, д — 23, л — 50 об.. Находясь в Карачае, князь Магомет Карамурзин женился на представительнице рода местных аристократов Дудовых и остался в Карачае навсегда, положив начало новой карачаевской фамилии11ЦГА КБР, ф — 40, оп — 1, д — 20, л - 7..

Показательно, что дети князя Карамурзина и княжны Дудовой в сословном отношении в Карачае князьями не признавались, а считались относящимися к сословию чанка12ЦГА РСО-А, ф — 262, оп — 1, д — 71, л — 113.. Такое положение может быть нами объяснено тем, что Карамурзины не имели в Карачае крупных земельных владений и собственных узденей, составлявших основную вооруженную и экономическую силу балкаро-карачаевских феодалов.

Коджаковы, Чипчиковы. Коджаковы и Чипчиковы своим генезисом связаны с легендарным предводителем карачаевского народа — Карчой. Согласно народным преданиям, вторым браком Карча был женат на девушке из сословия узденей, от которой у него имелись сыновья Актуган и Джантуган. У старшего из его сыновей — Актугана был сын Коджак, ставший родоначальником Коджаковых и выделившихся впоследствии из этой фамилии Чипчиковых.13Там же, л — 114, 116.

Следует отметить, что сведения о Коджаке присутствуют не только в фольклорных, но и в документальных источниках. Нам представляется, что упоминавшийся русскими послами Федотом Елчиным и Павлом Захарьевым в Грузию карачаевский мурза «Ходьзяка», гостивший в 1640 году у мегрельского епископа Андрея и Коджак Актуганович — одно и то же лицо.14Посольство дьяка Федота Елчина и священника Павла Захарьева в Дадианскую землю (1639-1640 гг.) // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. Кн.2, М., 1887. С. 341.

Родоначальником Чипчиковых являлся потомок Коджака в четвертом поколении Магомет, носивший прозвище Чипчик.15ЦГА РСО-А, ф — 262, оп — 1, д — 71, л — 114. 15.

Тудуевы (Рачкауовы). Происхождение фамилии Тудуевых зафиксировано в 80-е годы XIX столетия известным русским кавказоведом академиком М.М.Ковалевским. Ковалевский писал, что Тудуевы происходили от правителя Чегемского общества князя Бердыбия, у которого имелся сын Рачкау, по которому Тудуевых называли и Рачкауовыми. Еще при жизни князя Бердыбия в Чегем прибыли два брата Бай-Мурза и Джан-Мурза Болотуковы, выходцы из адыгского племени абадзехов. Братья Болотуковы были радушно встречены Бердыбием и стали пользоваться его расположением.

После смерти Бердыбия, пришельцы, воспользовались малолетством Рачкау, и захватили власть в Чегемском обществе в свои руки. Это привело к тому, что впоследствии между потомками пришельцев и Бердыбия произошли серьезные столкновения, в результате которых все представители мужского пола из рода Рачкауовых были уничтожены их противниками Балкаруковыми — потомками Джан-Мурзы Болотукова. Род Рачкауовых был продолжен только благодаря тому, что Балкаруковы разрешили вернуться к себе на родину в Дигорию их невестке из знатного рода Карабугаевых. В Дигории у нее родился сын, назвалнный Тууду, от которого и произошли Тудуевы.16Калоев Б.А. М.М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. М., 1979. С. 172-174. По данным Ковалевского братья Болотуковы прибыли в Чегем приблизительно «десять поколений назад (более 350 лет)», т.е. в XVI веке.

Сведения М.М.Ковалевского дополняются данными балкаро-карачаевского фольклора, зафиксированными Х.Х.Малкондуевым, который отмечает, что в возрасте 7-8 лет мать привезла Тууду в Чегем и с разрешения Тере ему было разрешено вернуться в Чегемское общество. Однако, особо оговаривалось, что Тууду и его потомки не должны претендовать на княжеский титул и будут считаться принадлежащими к сословию чанка.17Малкондуев Х.Х. Этническая культура балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 2001, с. 54, 55.

Эсекуевы, Темирбулатовы. О происхождении фамилий Эсекуевых и Темирбулатовых в упоминавшейся выше «Записке о горцах Баталпашинского округа» отмечается, что они являлись потомками Карчи. В частности, у одного из сыновей Карчи, которого звали Джантуганом, имелся внук (сын дочери) Мусса, женатый на дочери Гелястана Крым-Шамхалова. Старший сын Муссы Эсеку стал родоначальником Эсекуевых, а младший — Темирбулатовых.18ЦГА РСО-А, ф -262, оп — 1, д — 71, л — 114, 116 об.

Эфендиевы. Родоначальником Эфендиевых является мусульманский священнослужитель эфенди Кагерманов, проповедовавший ислам в начале XIX столетия в Чегемском обществе. Эфенди Кагерманов был женат на дочери таубия Тогузака Келеметова. От этого брака родились сын — Хаджи-Умар и три дочери, которые вышли замуж за представителей княжеского сословия Балкарии. Так, Сарат стала женой таубия Абаева, Салимат женой Умара Балкарукова, а Фатимат вышла замуж за Ногая Барасбиева. Хаджи-Умар стал носить фамилию «Эфендиев» по роду деятельности своего отца.19Там же, ф. — 12, оп. — 3, д. — 22.

Приведенные генеалогические предания о происхождении фамилий балкаро-карачаевского сословия чанка позволяют прийти к выводу, что данное сословие пополнялось несколькими способами:

1) За счет потомков от неравных браков балкаро-карачаевских князей.

2) За счет балкаро-карачаевских князей, лишившихся своего сословного статуса.

За счет аристократов из соседних районов Кавказа, не добившихся в Балкарии и Карачае княжеского статуса.


Примечания.
1 [↑ назад]Хатуев Р.Т. Карачай и Балкария до второй половины XIX века: власть и общество. // Карачаевцы и балкарцы. (Этнография, история, археология). М., 1999. С. 153; Сборник документов по истории сословному праву народов Северного Кавказа. Составители: Х.М Думанов, А.И. Мусукаев, А.А. Максидов. Нальчик, 2003. С. 252
2 [↑ назад]Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-А), ф.-262, оп.-1, д.-71, л. — 116
3 [↑ назад]Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской Республики (ЦГА КБР), ф — 123, оп — 3, д — 298, л — 33
4 [↑ назад]ЦГА РСО-А, ф — 262, оп — 1, д — 71, л — 116.
5 [↑ назад]Хатуев Р.Т. Карачай и Балкария до второй половины XIX века: власть и общество. // Карачаевцы и балкарцы. (Этнография, история, археология). М., 1999. С. 153
6 [↑ назад]ЦГА РСО-А, ф — 262, оп — 1, д — 23, л — 50 об. — 51
7 [↑ назад]Там же, ф — 262, оп, — 1, д — 71, л — 117
8 [↑ назад]Там же, ф — 262, оп — 1, д — 23, л — 51 об.
9 [↑ назад]Материалы Я. М. Шарданова по обычному праву кабардинцев первой половины XIX века. (Составитель Думанов Х.М.). Нальчик, 1986. С. 108
10 [↑ назад]ЦГА РСО-А, ф — 262, оп — 1, д — 23, л — 50 об.
11 [↑ назад]ЦГА КБР, ф — 40, оп — 1, д — 20, л - 7.
12 [↑ назад]ЦГА РСО-А, ф — 262, оп — 1, д — 71, л — 113.
13 [↑ назад]Там же, л — 114, 116.
14 [↑ назад]Посольство дьяка Федота Елчина и священника Павла Захарьева в Дадианскую землю (1639-1640 гг.) // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. Кн.2, М., 1887. С. 341.
15 [↑ назад]ЦГА РСО-А, ф — 262, оп — 1, д — 71, л — 114. 15.
16 [↑ назад]Калоев Б.А. М.М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. М., 1979. С. 172-174.
17 [↑ назад]Малкондуев Х.Х. Этническая культура балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 2001, с. 54, 55.
18 [↑ назад]ЦГА РСО-А, ф -262, оп — 1, д — 71, л — 114, 116 об.
19 [↑ назад]Там же, ф. — 12, оп. — 3, д. — 22.
Категория: Баразбиев М.И. | Добавил: drxblack (30.01.2015) | Автор: Баразбиев М.И.

Всего комментариев: 0
avatar