Четверг, 18.04.2024, 18:15

Карачаевцы и балкарцы

Ашхы болсанг атынг чыгъар, аман болсанг джанынг чыгъар.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » История » Баразбиев М.И.

Генеалогия Ислама Крым-Шамхалова

г.Нальчик

Князь Ислам Пашаевич Крым-Шамхалов (31 марта 1864г.-1910г.). - известный общественно-политический деятель Карачая изучение генеалогии, которого представляет несомненный научный интерес.

Существует несколько версий происхождения Крым-Шамхаловых. Одна из них утверждает, что их предок Шамхал прибыл в Карачай из Крыма, в связи, с чем и возникла приставка к их фамилии "Крым"1Алейников М. Карачаевские сказания. // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1883, т. 3, с. 168..

Согласно другой версии основатель рода Крым-Шамхаловых прибыл в Карачай из Дагестана. В 1879г. Г. Петров писал про представителей рода Крым-Шамхаловых: "Теперешние члены этой фамилии считают себя отраслями фамилий владетельных Шамхалов Тарковских Дагестанской области…"2Петров Г. Верховья Кубани-Карачай. // Кубанские областные ведомости. Екатеринодар, 1879, № 3, с. 3.. В Дагестане термином "крым-шамхал" называли прижизненно назначаемого наследника шамхала.

На наш взгляд, версия о дагестанском происхождении Крым-Шамхаловых представляется более убедительной.


I поколение

1. Крым-Шамхал (вторая половина XVI в. - после 1615г.). Карачаевские предания утверждают, что Крым-Шамхал появился в то время, когда карачаевцы еще проживали в Баксанском ущелье и управлялись своим легендарным предводителем Карчой. У карачаевцев в этот период были серьезные осложнения с известным кабардинским князем Кази (погиб в 1615г.). Крым-Шамхал вмешался в кабардино-карачаевскую распрю и способствовал примирению сторон.

После этих событий Карча выдал замуж за Крым-Шамхала свою дочь Кюнсулю, и тот остался жить в Карачае навсегда. Еще при своей жизни Карча, несмотря на то, что у него имелись собственные сыновья, завещал, чтобы власть над карачаевцами после его смерти перешла в руки Крым-Шамхала. Подобное завещание Карчи объясняется тем, что Крым-Шамхал не только происходил из знатного рода, но он и его потомки всегда отличались важнейшими качествами правителя периода феодализма - быть первыми как на войне, так и в мирное время3Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-А), ф. - 262, оп. - 1, д - 71, л - 114-114 об..

Настоящее имя Крым-Шамхала приводится в фольклорных произведениях балкаро-карачаевцев. Так, в известной песне "Каншаубий" отмечается, что родоначальника Крым-Шамхаловых звали Бекмурза и у него было четверо сыновей: Эльбуздук, Камгут, Каншаубий и Гилястан4Асанов Ю.Н. Песня-поэма "Каншаубий" или "Плач княгини Гошаях". Нальчик, с.41..


II поколение

2.Эльбуздук Бекмурзаевич (?-после 1639 г.). Эльбуздук Крым-Шамхалов упоминается в документах, посвященных посольству 1639 года от русского царя Алексея Михайловича Романова к мегрельскому правителю Левану-II Дадиани. Священник Павел Захарьев, принимавший участие в этой дипломатической миссии писал, что 1 октября 1639 года посольство прибыло в Карачай, где и находилось 15 дней. В Карачае русский посол Федот Елчин: "…ходил пировать к Карачайским мурзам к Ельбуздуку и к Галистану и к матери их и к зятю их, к Ногайскому мурзе Урыстямбеку…"5Там же, с. 62..

В песне "Каншаубий" приводятся сведения о том, что Эльбуздук Бекмурзаевич был женат на абазинской княжне Гошаях Бибердовой6Там же, с. 102..


III поколение

3. Бийнёгер Эльбуздукович (XVII в.).


IV поколение

4. Давлет-Гирей Бийнёгерович. В документе 1872г. "Список лицам свободных сословий Бий, Чанка и Уздень в Карачаевском обществе Баталпашинского общества" отмечается, что первый внук (правнук - М.Б.) Крым-Шамхала - Давлет-Гирей был женат на дочери владетеля Сванетии7ЦГА РСО-А, ф. - 262, оп. - 1, д. - 23, л. - 71.. К сожалению, в документе не приводится фамилия супруги Давлет-Гирея Крым-Шамхалова, но можно предположить, что она принадлежала к роду князей Геловани, которые являлись правителями этого района Грузии до XVIII столетия8Акты, собранные кавказской археографической комиссией. Тифлис, 1873, т.5, с. 1040.. В этом же документе указывается, что Давлет-Гирей был женат и на абазинской княжне из рода Лоовых9ЦГА РСО-А, ф. - 262, оп. - 1, д. - 23, л. - 77..


V поколение

5. Ачахмат Давлет-Гиреевич (?-после 1764г.). Ачахмат Крым-Шамхалов является родоначальником ветви Крым-Шамхаловых, получившей наименование по его имени - "Ачахматовы"10Там же, д. - 71, л. - 117..


VI поколение

6. Ислам Ачахматович (1764-после 1834г.). Ислам Крым-Шамхалов известный политический деятель Карачая второй половины XVIII - первой трети XIX столетия. Впервые его имя упоминается известным российским ученым академиком Г.-Ю. Клапротом, который в числе карачаевских князей в 1807г. называет Ислама, сына Ачахмата11Клапрот Г.-Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 г.г. // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX в.в. Нальчик, 1974, с. 253..

В 1826 году карачаевцы, часть ногайцев и черкесов отправили в турецкую крепость Анапа своих представителей, которые присягнули на подданство турецкому султану. Турки провозгласили Ислама Ачахматовича вали, т.е. правителем Карачая. В качестве старшего князя Исламу Крым-Шамхалову пришлось осенью 1828г. возглавить оборону Карачая от российских войск под командованием генерала Г.Эмануэля. Сопротивление российским войскам оказалось неудачным и 23 октября 1828 года Ислам Крым-Шамхалов вместе с другими представителями карачаевской знати принес присягу на верную службу российскому императору Николаю-I12Бегеулов Р.М. Карачай в Кавказской войне XIX века. Черкесск, 2002, с. 102-112..

В 1834г. князь капитан Шаховский писал про Ислама Ачахматовича следующее: "…хищническая партия переправилась через Кубань и угнала из Кабарды большое количество рогатого скота и баранов; старшина карачаевский Ислам Крымшокалов (Крым-Шамхалов - М.Б.), старик лет 70-и, желая доказать свое усердие, с 30 человеками бросился в погоню, нагнал хищников за Кубанью и несмотря на то, что они были в числе 140 человек, остановил и держал до тех пор, пока не получил подкрепление о народа, отбил 6 тысяч баранов, 60 штук рогатого скота, трех мальчиков и возвратил по принадлежности нашим кабардинцам"13Материалы к истории покорения Западного Кавказа и Черноморского побережья. Время Паскевича и Розена. // Кавказский сборник. Тифлис, 1912, № 32, с. 146..

Ислам Крым-Шамхалов был женат на балкарской княжне из рода Шакмановых14Личный архив Х.Б. Крым-Шамхалова (1917-1985)..


VII поколение

7. Магомед Исламович (?-после 1872г.). Последний вали Карачая. В 1854г. подпоручик Магомед Исламович был награжден серебряной медалью с надписью "За усердие" на Анненской ленте для ношения в петлице15ЦГА КБР, ф. - 16, оп. - 1, д. - 1314, л. - 19.. Упоминается в документе 1872 года в чине поручика. Магомед Крым-Шамхалов по обычаю аталычества воспитывался в семье карачаевцев Уртеновых16ЦГА РСО-А, ф. - 262, оп. - 1, д. - 23, л. - 77 об.. Был женат на абазинской княжне Бабуковой17Личный архив Х.Б. Крым-Шамхалова..


VIII поколение

8. Паша (Хасан) Магомедович (?-до 1896г.). В январе 1852г. Паша Крым-Шамхалов перечислен в списке карачаевских старшин, награжденных серебряной медалью с надписью "За усердие" для ношения в петлице на Анненской ленте18ЦГА КБР, ф. - 16, оп. - 1, д. - 1224, л. - 5 об.. В документе 1872 года Паша Крым-Шамхалов упоминается отдельно от своего отца Магомеда. В это время у него в семье имелось, кроме него, три представителя мужского пола19ЦГА РСО-А, ф. - 262, оп. - 1, д. - 23, л. - 50..

Паша Магомедович был женат два раза. Первой его женой была балкарская княжна Урусбиева Джюзек Мырзакуловна, после смерти, которой Паша женился на ее родной сестре Гошаях. От первой жены у Паши Крым-Шамхалова родился сын Ислам и дочери Клычхан и Забитхан, а от второй - сыновья Мырзакул и Баксанук20Личный архив Х.Б. Крым-Шамхалова..


IX поколение

9. Ислам Пашаевич (31 марта 1864г.-1910г.). Можно предположить, что Ислам Крым-Шамхалов назван, был этим именем в честь своего прадеда. После смерти матери Ислам воспитывался в семье своего родного дяди известного общественно-политического деятеля Балкарии Исмаила Урусбиева21Хабичева-Боташева З.Б. Озарение души. (Картины жизни Ислама Крым-Шамхалова). Черкесск, 1985, с. 17; Волкова Н.Г. Этнокультурные контакты народов горного Кавказа в общественном быту (XIX - начало XX вв.) // Кавказский этнографический сборник. Вып. 9. М.,1989, с. 190.. Вместе с двоюродными братьями Сафарали и Наурузом Урусбиевыми Ислам обучался арабскому письму, основам Корана, русскому языку.

В 1877г. Ислам Пашаевич направляется на учебу в Ставропольскую гимназию, в которой он проучился два года. В 1880г. Ислам шестнадцатилетним юношей поступает на службу в Конвой Его Императорского Величества Александра-III и уезжает в Петербург. Военная служба не прельщала Ислама, и после производства в офицеры он выходит в отставку и возвращается на родину в Карачай в возрасте двадцати лет.

В Карачае Ислам Пашаевич активно занимался общественной деятельностью, защищая интересы своего народа в самых различных общественных организациях и официальных структурах. Несколько лет он исполнял обязанности старшины своего родного аула Карт-Джурт, заведовал общественными лесами, был почетным попечителем Тебердинского училища, в 1892г. переезжает в Теберду и основывает там оздоровительный поселок для лечения больных туберкулезом.

Ислам возглавлял просветительское движение в Карачае, много внимания, сил и средств уделяя открытию начальных училищ и школ в горных аулах.

Ислам Крым-Шамхалов получил известность как талантливый живописец. По рекомендации Н.А. Ярошенко в 1905г. поступил в художественную школу в Москве, которую вынужден был покинуть по состоянию здоровья. Его работы использованы в качестве иллюстраций в книге И.Ф. Мушкетова "Геологический очерк ледниковой области Теберды и Чхалты" ("Вершина Бели ала кая", "Вершина Доммай ёльген издали", "Ледник Аманауз", "Клухорское озеро" и др.).

Из живописного наследия Ислама сохранились картины "Сосна", "Аманауз", "На опушке леса", "Шайтан кала", "Черное озеро" и др. Известны были также "Портрет молодой женщины", "Ярошенко на этюдах", "Мать и малыш", "Мальчик-карачаевец", "Старик-карачаевец". Персональная выставка картин Ислама Крым-Шамхалова впервые состоялась после его смерти в 1911 году.

В последние несколько лет жизни он трудился над составлением азбуки карачаево-балкарского языка на латинской графической основе, но завершить это начинание не успел. В 1910 году, в возрасте 46 лет, он скончался от туберкулеза в Ялте. Похоронен в Теберде22Биттирова Т.Ш. Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX - начала XX в. Нальчик, 1993, т.1, с.121-130..

Ислам Крым-Шамхалов был женат на карачаевской княжне Софиат Мырзакуловне Дудовой23Личный архив Х.Б. Крым-Шамхалова.. Брак был бездетным.

10. Клычхан Пашаевна. Клычхан Крым-Шамхалова была замужем за абазинским князем Лоовым24Личный архив Х.Б. Крым-Шамхалова..

11. Забитхан Пашаевна. Забитхан Крым-Шамхалова была замужем за балкарским князем Амирхановым25Личный архив Х.Б. Крым-Шамхалова..

12. Мырзакул Пашаевич (?-1940г). Мырзакул Крым-Шамхалов назван был в честь своего деда по материнской линии, правителя Баксанского ущелья Балкарии. Получил военное образование, участник I-й мировой войны, полковник царской армии. После октябрьской революции 1917г. активно боролся с советской властью. В армии генерала А.И. Деникина командовал Карачаевким полком. Во время антисоветского восстания 1920 года в Карачае командовал "Карачаевской армией". В этом же году эмигрировал из страны. Умер в 1940 году в Турции26Личный архив Х.Б. Крым-Шамхалова..

13. Баксанук Пашаевич (?-февраль 1922г.). Так же, как и брат Мырзакул, Баксанук Крым-Шамхалов был назван в честь предка по материнской линии, про которого Мисост Абаев писал: "знаменитый, воспетый в старинных парадных песнях Баксанук"27Абаев М.К. Балкария. (Исторический очерк). Нальчик, 1992, с. 10..

Баксанук Крым-Шамхалов получил военное образование. Служил поручиком 24-го Симбирского полка. Участвовал в I-й мировой войне, командовал пехотным батальоном. После февральской революции 1917г. избирался председателем дивизионного солдатского комитета. По возвращении на родину капитан Баксанук Крым-Шамхалов был назначен помощником атамана Баталпашинского отдела Кубанской области по Карачаю. После установления советской власти в Карачае эмигрировал в Грузию, где вместе с известным осетинским политическим деятелем Ахмедом Цаликовым возглавлял редакцию газеты "Вольный горец".

После объявления амнистии бывшим офицерам белой армии вернулся на родину. Арестован и расстрелян большевиками в марте 1922 года. Похоронен в Теберде28Личный архив Х.Б. Крым-Шамхалова..

Баксанук был женат на княжне Ляле (Гошаях) Абаевой, дочери первого балкарского историка Мисоста Кучуковича Абаева. Их дети: Бекмурза, Хамзат, Мисост и Фаризат Крым-Шамхаловы29Азаматов К.Г., Хутуев Х.И. Мисост Абаев. Нальчик, 1980, с. 17..


Примечания.
1 [↑ назад]Алейников М. Карачаевские сказания. // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1883, т. 3, с. 168.
2 [↑ назад]Петров Г. Верховья Кубани-Карачай. // Кубанские областные ведомости. Екатеринодар, 1879, № 3, с. 3.
3 [↑ назад]Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-А), ф. - 262, оп. - 1, д - 71, л - 114-114 об.
4 [↑ назад]Асанов Ю.Н. Песня-поэма "Каншаубий" или "Плач княгини Гошаях". Нальчик, с.41.
5 [↑ назад]Там же, с. 62.
6 [↑ назад]Там же, с. 102.
7 [↑ назад]ЦГА РСО-А, ф. - 262, оп. - 1, д. - 23, л. - 71.
8 [↑ назад]Акты, собранные кавказской археографической комиссией. Тифлис, 1873, т.5, с. 1040.
9 [↑ назад]ЦГА РСО-А, ф. - 262, оп. - 1, д. - 23, л. - 77.
10 [↑ назад]Там же, д. - 71, л. - 117.
11 [↑ назад]Клапрот Г.-Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 г.г. // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX в.в. Нальчик, 1974, с. 253.
12 [↑ назад]Бегеулов Р.М. Карачай в Кавказской войне XIX века. Черкесск, 2002, с. 102-112.
13 [↑ назад]Материалы к истории покорения Западного Кавказа и Черноморского побережья. Время Паскевича и Розена. // Кавказский сборник. Тифлис, 1912, № 32, с. 146.
14 [↑ назад]Личный архив Х.Б. Крым-Шамхалова (1917-1985).
15 [↑ назад]ЦГА КБР, ф. - 16, оп. - 1, д. - 1314, л. - 19.
16 [↑ назад]ЦГА РСО-А, ф. - 262, оп. - 1, д. - 23, л. - 77 об.
17 [↑ назад]Личный архив Х.Б. Крым-Шамхалова.
18 [↑ назад]ЦГА КБР, ф. - 16, оп. - 1, д. - 1224, л. - 5 об.
19 [↑ назад]ЦГА РСО-А, ф. - 262, оп. - 1, д. - 23, л. - 50.
20 [↑ назад]Личный архив Х.Б. Крым-Шамхалова.
21 [↑ назад]Хабичева-Боташева З.Б. Озарение души. (Картины жизни Ислама Крым-Шамхалова). Черкесск, 1985, с. 17; Волкова Н.Г. Этнокультурные контакты народов горного Кавказа в общественном быту (XIX - начало XX вв.) // Кавказский этнографический сборник. Вып. 9. М.,1989, с. 190.
22 [↑ назад]Биттирова Т.Ш. Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX - начала XX в. Нальчик, 1993, т.1, с.121-130.
23 [↑ назад]Личный архив Х.Б. Крым-Шамхалова.
24 [↑ назад]Личный архив Х.Б. Крым-Шамхалова.
25 [↑ назад]Личный архив Х.Б. Крым-Шамхалова.
26 [↑ назад]Личный архив Х.Б. Крым-Шамхалова.
27 [↑ назад]Абаев М.К. Балкария. (Исторический очерк). Нальчик, 1992, с. 10.
28 [↑ назад]Личный архив Х.Б. Крым-Шамхалова.
29 [↑ назад]Азаматов К.Г., Хутуев Х.И. Мисост Абаев. Нальчик, 1980, с. 17.
Категория: Баразбиев М.И. | Добавил: drxblack (29.01.2015) | Автор: Баразбиев М.И. | Источник: http://reftrend.ru/296897.html
Просмотров: 3879 | Теги: Генеалогия Крамшамхалова

Всего комментариев: 0
avatar