Статьи
Главная » Статьи » История |
В разделе материалов: 92 Показано материалов: 41-60 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 » |
В данной статье автор исследует мобилизацию молодежи Карачая и Черкесии на фронт в годы Великой Отечественной войны, уход добровольцев, подготовку их к военной службе, физическую и профессиональную подготовку будущих защитников Родины.
К началу Великой Отечественной войны комсомольцев в Карачае насчитывалось 8 077 человек, в Черкесии - 5 237 человек1Из истории комсомольской организации Карачаево-черкесии. черкесск, 1972. С. 99.. Эти отряды являлись верными помощниками областных партийных организаций в мобилизации масс на борьбу с немецкими захватчиками. Партийные организации возлагали большие надежды на комсомол. С первых же дней войны комсомольские организации выделили лучших комсомольцев на призывные пункты. Они помогали в работе призывных пунктов, проводили читки, беседы, выпускали стенные газеты, несли охрану наиболее важных объектов. |
В статье показана роль просветителей в развитии образования и культуры в Карачае в конце XIX - начале ХХ века. Автор прослеживает связь с современным состоянием образования и его влиянием на развитие культуры, социально-экономическое развитие страны, а также высказывает свое мнение относительно дальнейшего развития образования.
Реформа социально-экономической и политической жизни российского общества в постсоветский период не может идти в изоляции от развития культуры. Ведь недаром в начале XX века, когда советская власть шла по пути строительства социализма, великий писатель-гуманист А. М. Горький говорил: «Отечество чувствовало бы себя в меньшей опасности, если бы в отечестве было бы больше культуры»1Горький А. М. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре. Рассказы. М.: Современник, 1991. С. 34.. Это было сказано в связи с тем, что в годы Гражданской войны и после общество было разделено на две противостоящие силы, на этой волне гибли сотни тысяч людей, разрушались многие памятники культуры, из года в год росла преступность, захлестнула страну детская беспризорность, голод, обнищание основной массы населения. |
В статье рассмотрены отдельные аспекты процесса социальной адаптации депортированных народов Северного Кавказа в местах ссылки (Казахстан, Киргизия) во второй половине 1940 – первой половине 1950-х гг. Автором затронуты такие проблемы, как условия пребывания в режиме спецпоселения, динамика изменения уровня занятости спецпоселенцев, их отношение к своему положению, проблемы сохранения родственных связей.
Представители народов, депортированных в годы Великой Отечественной войны, были ограничены в правовом отношении и возможностях передвижения. На начальном этапе ссылки жизненно важной задачей была их скорейшая социальная адаптация в местах спецпоселения. В районах размещения спецпоселенцев было создано 429 комендатур НКВД. Каждую из них возглавлял комендант, носивший военную форму установленного образца и табельное оружие. Как правило, это были местные жители из числа бывших военнослужащих. Спецпоселенец был обязан один раз в месяц отмечаться в комендатуре и не выезжать без разрешения коменданта за границы определенного района. Запрещался переезд из одного населенного пункта в другой. Без разрешения нельзя было навещать своих родственников и т. п. Комендант был в каждом населенном пункте. В некоторых случаях, если села были совсем маленькими, мог быть один комендант на несколько таких поселений. Если же, напротив, населенный пункт был очень большой, то коменданты имели помощников. На группу домов из числа спецпоселенцев назначался так называемый «десятидворник», или десятник, в обязанности которого входило наблюдение за другими спецпоселенцами. Он докладывал коменданту о всех их перемещениях1Темукуев Б. Б. Спецпереселенцы: В 4 ч. – Нальчик, 1997. – С. 169.. |
В предлагаемой статье автор пытается рассмотреть мусульманскую политику в различных частях Российской империи, результатом которой стало включение представителей мусульманского духовенства некоторых регионов страны в систему государственного управления и признание ведущей роли шариата в их правовой жизни. Кроме того, на основе анализа обширной архивной базы автору удалось провести сравнительный анализ деятельности мусульманских духовных управлений в Оренбургском и Таврическом округах, Закавказье, на Северном Кавказе в XIX – начале XX века и выявить неоднозначность отношения государственных структур к служителям магометанского культа в различных областях империи.
Цель статьи – детально рассмотреть специфику и основные направления религиозной политики российского правительства в XIX – начале XX века. Во второй половине XVIII века в Российском государстве был объявлен принцип веротерпимости. Крупным шагом в этой связи явилось провозглашение в 1773 году Святейшим синодом терпимости официальной церкви ко всем другим верованиям, традиционным для России. Воцарение на престол Екатерины II значительно изменило положение мусульман в империи, религиозные преследования и притеснения прекратились, ислам стал признаваться религией в законе. «Присоединяя к государству земли, населенные мусульманами, русское правительство считало необходимым со времени XVIII столетия прилагать заботы о правильном устройстве мусульманского духовенства, установлении в законе его положения, обязанностей и преимуществ, создании мусульманской иерархии с высшими и низшими духовными лицами и мусульманских духовных управлений», – говорится в проекте С. Г. Рыбакова об устройстве духовной жизни мусульман России1Рыбаков С. Г. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман в России. Петроград, 1917.. Важную роль в реализации религиозной политики сыграл именной Указ Екатерины II от 1773 года «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных вероисповеданий и до построения по их законам молитвенных домов». Далее в Манифесте 1783 года, касаясь вопроса о присоединении Крыма к России, императрица обещала охранять «природную веру» и «законные обряды» мусульман Тавриды2Манифест 8 апреля 1783 г. «О принятии полуострова Крымского, острова Тамани и всей Кубанской стороны под Российскую державу» // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1: 1781–1783. Т. 21. СПб.: Тип. II отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1830. № 15708.. Екатерина II, как просвещенная правительница, предпочитала добиваться повиновения татар и других мусульманских народов не властными методами, а с учетом их национально-религиозных интересов. Она более была сторонницей «доброго обхождения», нежели грубой силы. Несомненно, что, предоставляя исламу некоторую независимость, Екатерина II защищала, прежде всего, реальные интересы самодержавия. Мусульманская пропаганда распространялась исключительно на те народы, которые еще не перешли в российское подданство или вообще могли отказаться от такого шага. |
В статье в рамках анализа искусствоведческого материала по истории зарождения, развития и становления изобразительного и декоративно-прикладного искусства Карачаево-Черкесии рассматривается творчество знаменитого скульптора и выдающегося художника региона, чья творческая и педагогическая деятельность известны далеко за пределами республики.
В практике художественно-эстетического воспитания и образования общепризнанно, что изобразительное, декоративно-прикладное искусство и дизайн несут в себе большие возможности формирования личности, развивают чувство патриотизма, бережного отношения к наследию прошлого и современного искусства. Наряду с этим одной из актуальных задач современного художественно-эстетического воспитания является изучение различных видов изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, являющихся копилкой национального опыта, обладающих своим восприятием мира и всего, что сохраняет и развивает жизнь на Земле. Ярко выраженная особенность искусства этнических групп карачаевцев и балкарцев прослеживается с глубокой древности. Самый факт наличия искусства является если не главным, то лучшим определителем присутствия устойчивых этнических общностей уже в археологических культурах. Сегодня достаточно успешно определены этногенетические корни карачаевцев и балкарцев, сюжетно-тематическое своеобразие их версии нартского эпоса, особенности народного декоративно-прикладного искусства и т. д.1Тараненко Л. Н. Этногенез карачаевцев и балкарцев // Материалы «Круглого стола», сентябрь 1994 г. Карачаевск, 1997.. |
В статье рассматривается система этнокультурных контактов карачаевцев и абхазов, включающая хозяйственные, родственные и квазиродственные связи, совместные военные выступления, миграции населения и т. д.
Карачаевцев с давних времен связывали разнообразные отношения с народами Закавказья, и в частности абхазами. Между представителями этих соседних народов существовали налаженные этнокультурные контакты, затрагивавшие многие стороны их общественного быта. Следует отметить, что карачаево-абхазские отношения в историческом прошлом отличались ярко выраженной комплиментарностью. Как подчеркивал карачаевский этнограф К. М. текеев, абхазов «из закавказских соседей карачаевцы исстари выделяли, выказывая к ним самое уважительное отношение, до того даже, что своих детей нарекали абхазскими именами. Кстати, и абхазы питали к карачаевцам те же возвышенные, добрые чувства»1Текеев К. М. Карачаевцы и балкарцы: традиционная система жизнеобеспечения. М., 1989. С. 111.. Различные аспекты карачаево-абхазского этнокультурного, хозяйственного и этнополитического взаимодействия нуждаются в серьезном и всестороннем научном изучении. |
В статье анализируются политические и судебные мероприятия, осуществлявшиеся белогвардейской (деникинской) администрацией в период Гражданской войны в России в горских округах Кубанского края на примере Карачая и Черкесии.
Гражданская война 1917–1922 гг. – явление сложное и многоплановое. Помимо сугубо военных действий, важное значение в развитии ситуации в ходе войны имели экономический, социальный, идеологический, культурный, религиозный и другие факторы. В этой связи весьма актуальным представляется изучение основных направлений государственного строительства в занятых белыми армиями регионах. Особенно интересен этот процесс в таком полиэтничном регионе, как Северный Кавказ. «Общепринятым в советской историографии, – отмечает В. Ж. Цветков, – был тезис о великодержавности, реакционности национальной политики белого движения на Юге России. В соответствии с этим и политика в отношении горских народов считалась основанной исключительно на силовом варианте подавления любых стремлений к автономии. Однако неправомерно было бы считать, что белая власть в своей политике на Кавказе не стремилась к миру, к максимально возможным в рамках единой России уступкам горской самостоятельности. В сравнении с порядком государственного управления, сложившегося на Кавказе во второй половине ХIХ в., это было заметным шагом вперед. Горцам предоставлялось право избрания своих правителей на съездах, гарантировалось сохранение шариатского права и суда, создание местного самоуправления, разрабатывались земельные законопроекты, призванные обеспечить право горцев на землю даже за счет частичной передачи им казачьих земель»1Цветков В. Ж. Забытые страницы второй кавказской войны [Электронный ресурс].URL: http://www. vif2.ru.. |
Одним из представителей карачаевской интеллигенции, который не избежал сталинских репрессий, был Ислам Абдул-Керимович Хубиев (Карачайлы) – видный государственный, общественно-политический деятель, прозаик, мыслитель и журналист. Рассмотрены материалы архивно-следственного дела на Ислама Абдул-Керимовича Хубиева. Раскрываются причины его ареста, вынесения смертного приговора, который был приведен в исполнение, и его посмертная реабилитация. Репрессии 30-х годов XX в. как составная часть политической истории Советского государства являются характерной чертой политической жизни всего Советского Союза. Карачаево-Черкесская Автономная область не явилась исключением. Сталинские репрессии осуществлялись не только в центре, но и на местах, где старое руководство на уровне республик, краев и областей опиралось на поддержку народа. Эти люди были слишком самостоятельны. Они мешали И.В. Сталину утверждать единоличную власть, создавать сильное унитарное государство. Иосиф Виссарионович Сталин начал разворачивать невиданную дотоле борьбу против всего, что классифицировалось им как «местный национализм». На XVII съезде партии, в 1934 году, поставив риторический вопрос, какой уклон – к великорусскому национализму или к местному национализму – представляет главную опасность, он ответил так: «Главную опасность представляет тот уклон, против которого перестали бороться и которому дали, таким образом, разрастись до государственной опасности»1Сталин И.В. Соч. Т. 13.- С. 362.... |
В статье освещается тема деятельности партийных структур Карачаевской автономной области по созданию истребительных батальонов, переводу органов госбезопасности и внутренних дел на военный уклад, организации партизанского движения в нагорной части Верхней Кубани.
В первые же дни после начала Великой Отечественной войны партийным руководством Карачая было заслушано сообщение начальника областной милиции облуправления НКВД Ивана Редькина о формировании Микоян-Шахарского истребительного батальона (ИБ)1ЦДОДП КЧР (Центр документации обществ. движений и партий Карачаево-Черкесской Республики). Ф. П-45. Оп. 1. Д. 86. Л. 42.. Такие подразделения создавались по стране согласно решению Совнаркома СССР от 24 июня 1941 г., которым был одобрен комплекс мер по обеспечению безопасности тыла страны, в том числе принято постановление «О мероприятиях по борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе». В рамках реализации данного акта на следующий день был издан приказ НКВД СССР за № 00804, который создал в структуре центрального аппарата этого наркомата Штаб истребительных батальонов; аналогичные оперативные группы – в региональных УНКВД2Ржевцев Ю. В ознаменование 65-летия Истребительных батальонов НКВД СССР [Электронный ресурс] // Солдат.Ru: [сайт]. URL: http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=3944. и в республиканских НКВД – одноимённые. |
Баразбиев Муслим Исмаилович, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой культурологии и этнологии Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (г. Нальчик) К моменту официального вхождения Балкарии (1827 г.) и Карачая (1828 г.) в состав Российского государства общественный строй карачаево-балкарцев характеризуется как феодальный. Высшим сословием балкарцев и карачаевцев являлись князья (бии, таубии)1Хатуев Р.Т. Карачай и Балкария до второй половины XIX века: власть и общество // Карачаевцы и балкарцы (Этнография, история, археология). М., 1999. С.151.. Одной из важнейших обязанностей представителей высшего сословия являлась охрана территории страны от посягательств извне. Каждый мужчина из княжеского сословия должен был иметь оружие и коня и в военное время по первому призыву старшего князя (олий) явиться под его команду готовым к походу2Абаев М. К. Балкария. Исторический очерк. Нальчик, 1992. С. 8.. В 1828 г. для большего вовлечения в военно-политические структуры Российской Империи представителей кавказских этносов и усиления влияния на присоединенные кавказские территории Царские власти сформировали Лейб-Гвардии Кавказско-Горский полуэскадрон Собственного Его Императорского Величества Конвоя. Конвой нёс службу в Санкт-Петербурге. В него принимались исключительно представители знатнейших фамилий народов Кавказа3Казаков А.В. Адыги (черкесы) на российской военной службе. Воеводы и офицеры. Середина XVI – начало XX в. Биографический справочник. Нальчик, 2006. С. 5.. |