Пятница, 26.04.2024, 20:43

Карачаевцы и балкарцы

Ачыўу душман, акъыл дос, акъылынга акъыл къош.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » История

В разделе материалов: 92
Показано материалов: 41-60
Страницы: « 1 2 3 4 5 »

Жерештиевы (по карачаево-балкарски «Джараштылары», по кабардински «Жэрэшты»). Данная фамилия занимает определенное место в этнокультурных связях карачаево-балкарцев с адыгами. История данной фамилии неразрывно связана с историей аула Кармово (нынешнее с.п. Каменномосткое Зольского района КБР), поселка Хабаз...

Жерештиевы (по карачаево-балкарски «Джараштылары», по кабардински «Жэрэшты»). Данная фамилия занимает определенное место в этнокультурных связях карачаево-балкарцев с адыгами. История данной фамилии неразрывно связана с историей аула Кармово (нынешнее с.п. Каменномосткое Зольского района КБР), поселка Хабаз (нынешнее с.п. Хабаз Зольского района КБР) и аула Хасаут/Ысхауат/ (после возвращения карачаевцев из депортации, аул частично был восстановлен, но вскоре был заброшен, в настоящее время отделение с.п. Кичибалык Малокарачаевского района КЧР, на 2008 год проживало около десятка семей).


Прочее | Просмотров: 796 | Автор: Башиев А.М. | Добавил: moonbloke | Дата: 23.05.2015 | Комментарии (0)

В исторической науке до сегодняшнего дня не сложилось единого мнения по вопросу о том, какую территорию занимали карачаевцы в XVII-XVIII вв. Споры ведутся, главным образом, по поводу времени и причин переселения карачаевского населения с верховьев р. Баксана в ущелье р. Кубани...

В исторической науке до сегодняшнего дня не сложилось единого мнения по вопросу о том, какую территорию занимали карачаевцы в XVII-XVIII вв. Споры ведутся, главным образом, по поводу времени и причин переселения карачаевского населения с верховьев р. Баксана в ущелье р. Кубани. О проживании карачаевцев в XVII в. в Баксанском ущелье свидетельствуют письменные материалы и археологические источники, а также народные предания. Однако время заселения ими кубанских верховий вызывает до сих пор разногласия. Причем практически все авторы, касавшиеся этого вопроса, опирались на отписки русских послов Ф. Елчина и П. Захарьева, посетивших в 1639-1640 гг. по поручению царя Михаила Федоровича "Дадиановскую землю" (Мегрелию) (Белокуров 1888: 270-374). Путь послов пролегал через Карачай. Но, анализируя один и тот же документ, одни исследователи приходили к выводу о том, что карачаевцы в то время еще жили в Баксанском ущелье (Кокиев 1941; Лайпанов 1957; Лавров 1969; Анчабадзе, Волкова 1993), а другие, напротив, утверждали, что карачаевцы к этому времени уже жили в верховьях р. Кубани (Кушева 1963: 170-171).


Прочее | Просмотров: 2798 | Автор: Бегеулов Рустам Маратович | Добавил: moonbloke | Дата: 22.05.2015 | Комментарии (0)

Так называемое артачное право в Карачае до революции имело широкое применение. Частично применяется оно и теперь. Артак – правовое отображение хозяйственных отношений карачаевских скотоводов.

Так называемое артачное право в Карачае до революции имело широкое применение. Частично применяется оно и теперь. Артак – правовое отображение хозяйственных отношений карачаевских скотоводов. Как и всякое право, оно отражает общественные отношения неравенства. «Всякое правое есть право неравенства».

Артачное право сложилось практике хозяйственных отношений скотоводов. Оно не фиксировано никакими кодексами и, по видимому, не подвергалось рассмотрению в печати. Артачное право есть право обычное.

Артачное право выросло на чрезвычайно низкой производственно-технической (полукочевой, скотоводческой) базе . Вместе с тем оно применялось у народа, где существовали до революции, остались в значительной мере и поныне отношения родового строя. Эти два условия наложили чрезвычайно резко свой отпечаток на артачное право. Отсюда его не разработанность, нечеткость, его «домашний» характер, в частности, применение натуральной оплаты и взысканий в случае нарушения артака, различное применение его отношений к разным лицам, в зависимости от степени родства и т.д.


Прочее | Просмотров: 632 | Автор: Терентьев А. | Добавил: moonbloke | Дата: 22.05.2015 | Комментарии (0)

Ислам Карачайлы.
Газета «Терек», суббота, 14-го Октября 1922 г., №218, стр. 2
Переписано с оригинала Айбазовым А.И. (г. Санкт-Петербург). Пометки переписчика, указаны в квадратных скобках.

4 октября в гор. Кисловодск состоялась грандиозная манифестация по случаю побед Мустафы Кемаль-паши.

Манифестанты, конные и пешие, безусая молодежь и седовласые старики, карачаевцы, кабардинцы, черкесы абазинцы и др. стали собираться на Пятницком базаре.

Из толпы вышел пожилой горец, невысокого роста, плотный, с седой бородой, с резкими энергичными движениями и обратился с речью к собравшимся...


Прочее | Просмотров: 650 | Автор: Ислам Къарачайлы (И.А.-К. Хубиев) | Добавил: moonbloke | Дата: 22.05.2015 | Комментарии (0)

Аланы - одно из сарматских племен, зафиксированное впервые письменными источниками середины I в. н. э. По словам историка IV в. н. э. Аммиана Марцеллина, "...они мало-помалу постоянными победами изнурили соседние народы и распространили на них название своей народности"...

Аланы - одно из сарматских племен, зафиксированное впервые письменными источниками середины I в. н. э. По словам историка IV в. н. э. Аммиана Марцеллина, "...они мало-помалу постоянными победами изнурили соседние народы и распространили на них название своей народности". К III в. н. э. аланами именуют многие ираноязычные племена, жившие на юге Восточной Европы и на Северном Кавказе. Готы, продвинувшись в Северное Причерноморье, как бы рассекли аланский массив на две части. Аланы, оказавшиеся в то время на Дунае и западнее, многократно упоминаются письменными источниками как сила, действовавшая в Западной Европе и даже в Северной Африке вплоть до V в. н. э. Еще более мощная аланская группировка осталась на востоке - Нижнем Дону, Приазовье и Северном Кавказе. В Подонье аланы-танаиты были разгромлены гуннами около 375 г. н. э. На Северном Кавказе они жили до монголо-татарского нашествия XIII в. н.э...


Прочее | Просмотров: 1434 | Автор: И. Н. Храпунов | Добавил: moonbloke | Дата: 22.05.2015 | Комментарии (0)

Минувший 1913 г. для карачаевцев в отношении материального благополучия и материального развития является, за малым исключением, таким же продуктивным, как и 1813 г. Причина одна: карачаевец не может, или не хочет проснуться от векового наследственного сна...

Минувший 1913 г. для карачаевцев в отношении материального благополучия и материального развития является, за малым исключением, таким же продуктивным, как и 1813 г. Причина одна: карачаевец не может, или не хочет проснуться от векового наследственного сна. Он по природе оптимист, все свои надежды возлагает на волю Аллаха (Бога), но что у него самого есть энергия, трудолюбие, мыслительные и рассудительные способности, что он сам может завоевать себе благополучие и право на хорошее существование, что всё зависит от него самого, - этого карачаевец не понимает; у него всё есть – кроме жизненной практичности. Он знает и понимает, что тот, кто не имеет скота – должен умереть с голоду, - других путей к существования он не знает...


Прочее | Просмотров: 1031 | Автор: А.З. Батчаев | Добавил: moonbloke | Дата: 22.05.2015 | Комментарии (0)

Наны Хасанович Токов родился в ауле Учкулан, в семье крестьянина. В детстве обучался в Учкуланском нор мальном училище. Одним из его учителей был выдающийся педагог, просветитель Карачая Якуб Акбаев. Училище это представляло собой среднее учебное заведение с препо даванием светских наук, а также основ ислама.

НАНЫ ТОКОВ (18??—1926)

Наны Хасанович Токов родился в ауле Учкулан, в семье крестьянина. В детстве обучался в Учкуланском нор мальном училище. Одним из его учителей был выдающийся педагог, просветитель Карачая Якуб Акбаев. Училище это представляло собой среднее учебное заведение с препо даванием светских наук, а также основ ислама.

Наны Токов знал арабскую грамоту, был знаком с во сточной литературой. До революции обучал детей в медресе и в школе, служил мелким чиновником в различных адми нистративных учреждениях Баталпашинска (ныне — г. Черкесск). Известно, что он писал стихи; к сожалению, до нас они не дошли. В газете «Кубанские областные ведомости» (Екатеринодар) Н. Токов опубликовал несколько статей, посвященных различным злободневным вопросам жизни горцев.


Прочее | Просмотров: 1237 | Автор: Т. Ш. Биттирова | Добавил: moonbloke | Дата: 22.05.2015 | Комментарии (0)

В данной статье автор исследует мобилизацию молодежи Карачая и Черкесии на фронт в годы Великой Отечественной войны, уход добровольцев, подготовку их к военной службе, физическую и профессиональную подготовку будущих защитников Родины.

К началу Великой Отечественной войны комсомольцев в Карачае насчитывалось 8 077 человек, в Черкесии - 5 237 человек1Из истории комсомольской организации Карачаево-черкесии. черкесск, 1972. С. 99.. Эти отряды являлись верными помощниками областных партийных организаций в мобилизации масс на борьбу с немецкими захватчиками. Партийные организации возлагали большие надежды на комсомол. С первых же дней войны комсомольские организации выделили лучших комсомольцев на призывные пункты. Они помогали в работе призывных пунктов, проводили читки, беседы, выпускали стенные газеты, несли охрану наиболее важных объектов.


Прочее | Просмотров: 2018 | Автор: З. Р. Семенова | Добавил: drxblack | Дата: 04.03.2015 | Комментарии (0)

В статье показана роль просветителей в развитии образования и культуры в Карачае в конце XIX - начале ХХ века. Автор прослеживает связь с современным состоянием образования и его влиянием на развитие культуры, социально-экономическое развитие страны, а также высказывает свое мнение относительно дальнейшего развития образования.

Реформа социально-экономической и политической жизни российского общества в постсоветский период не может идти в изоляции от развития культуры. Ведь недаром в начале XX века, когда советская власть шла по пути строительства социализма, великий писатель-гуманист А. М. Горький говорил: «Отечество чувствовало бы себя в меньшей опасности, если бы в отечестве было бы больше культуры»1Горький А. М. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре. Рассказы. М.: Современник, 1991. С. 34.. Это было сказано в связи с тем, что в годы Гражданской войны и после общество было разделено на две противостоящие силы, на этой волне гибли сотни тысяч людей, разрушались многие памятники культуры, из года в год росла преступность, захлестнула страну детская беспризорность, голод, обнищание основной массы населения.


Прочее | Просмотров: 2682 | Автор: А.Д. Койчуев | Добавил: drxblack | Дата: 04.03.2015 | Комментарии (0)

В статье рассмотрены отдельные аспекты процесса социальной адаптации депортированных народов Северного Кавказа в местах ссылки (Казахстан, Киргизия) во второй половине 1940 – первой половине 1950-х гг. Автором затронуты такие проблемы, как условия пребывания в режиме спецпоселения, динамика изменения уровня занятости спецпоселенцев, их отношение к своему положению, проблемы сохранения родственных связей.

Представители народов, депортированных в годы Великой Отечественной войны, были ограничены в правовом отношении и возможностях передвижения. На начальном этапе ссылки жизненно важной задачей была их скорейшая социальная адаптация в местах спецпоселения.

В районах размещения спецпоселенцев было создано 429 комендатур НКВД. Каждую из них возглавлял комендант, носивший военную форму установленного образца и табельное оружие. Как правило, это были местные жители из числа бывших военнослужащих. Спецпоселенец был обязан один раз в месяц отмечаться в комендатуре и не выезжать без разрешения коменданта за границы определенного района. Запрещался переезд из одного населенного пункта в другой. Без разрешения нельзя было навещать своих родственников и т. п.

Комендант был в каждом населенном пункте. В некоторых случаях, если села были совсем маленькими, мог быть один комендант на несколько таких поселений. Если же, напротив, населенный пункт был очень большой, то коменданты имели помощников. На группу домов из числа спецпоселенцев назначался так называемый «десятидворник», или десятник, в обязанности которого входило наблюдение за другими спецпоселенцами. Он докладывал коменданту о всех их перемещениях1Темукуев Б. Б. Спецпереселенцы: В 4 ч. – Нальчик, 1997. – С. 169..


Прочее | Просмотров: 954 | Автор: В. Г. Шнайдер | Добавил: drxblack | Дата: 03.03.2015 | Комментарии (0)

В предлагаемой статье автор пытается рассмотреть мусульманскую политику в различных частях Российской империи, результатом которой стало включение представителей мусульманского духовенства некоторых регионов страны в систему государственного управления и признание ведущей роли шариата в их правовой жизни. Кроме того, на основе анализа обширной архивной базы автору удалось провести сравнительный анализ деятельности мусульманских духовных управлений в Оренбургском и Таврическом округах, Закавказье, на Северном Кавказе в XIX – начале XX века и выявить неоднозначность отношения государственных структур к служителям магометанского культа в различных областях империи.

Цель статьи – детально рассмотреть специфику и основные направления религиозной политики российского правительства в XIX – начале XX века.

Во второй половине XVIII века в Российском государстве был объявлен принцип веротерпимости. Крупным шагом в этой связи явилось провозглашение в 1773 году Святейшим синодом терпимости официальной церкви ко всем другим верованиям, традиционным для России. Воцарение на престол Екатерины II значительно изменило положение мусульман в империи, религиозные преследования и притеснения прекратились, ислам стал признаваться религией в законе. «Присоединяя к государству земли, населенные мусульманами, русское правительство считало необходимым со времени XVIII столетия прилагать заботы о правильном устройстве мусульманского духовенства, установлении в законе его положения, обязанностей и преимуществ, создании мусульманской иерархии с высшими и низшими духовными лицами и мусульманских духовных управлений», – говорится в проекте С. Г. Рыбакова об устройстве духовной жизни мусульман России1Рыбаков С. Г. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман в России. Петроград, 1917.. Важную роль в реализации религиозной политики сыграл именной Указ Екатерины II от 1773 года «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных вероисповеданий и до построения по их законам молитвенных домов». Далее в Манифесте 1783 года, касаясь вопроса о присоединении Крыма к России, императрица обещала охранять «природную веру» и «законные обряды» мусульман Тавриды2Манифест 8 апреля 1783 г. «О принятии полуострова Крымского, острова Тамани и всей Кубанской стороны под Российскую державу» // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1: 1781–1783. Т. 21. СПб.: Тип. II отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1830. № 15708.. Екатерина II, как просвещенная правительница, предпочитала добиваться повиновения татар и других мусульманских народов не властными методами, а с учетом их национально-религиозных интересов. Она более была сторонницей «доброго обхождения», нежели грубой силы. Несомненно, что, предоставляя исламу некоторую независимость, Екатерина II защищала, прежде всего, реальные интересы самодержавия. Мусульманская пропаганда распространялась исключительно на те народы, которые еще не перешли в российское подданство или вообще могли отказаться от такого шага.


Прочее | Просмотров: 827 | Автор: П. И. Абайханова | Добавил: drxblack | Дата: 02.03.2015 | Комментарии (0)

В статье автор показывает Исмаила Акбаева как создателя новой письменности Карачая и Балкарии, переводчика с русского на карачаево-балкарский язык ряда школьных учебников; рассматривает его жизненный путь, становление как просветителя, одного из самых образованных людей того времени; анализирует роль И. Акбаева в развитии женского образования в Карачае и Балкарии, изменении хозяйственного уклада жизни карачаевцев.

Исмаил Ахьяевич Акбаев (1874–1937) родился в ауле Верхняя Теберда в зажиточной семье. Первоначальное образование он получил в начальной школе родного аула, затем продолжил свое образование в Балкарии в Верхнем Баксане у родственников матери – Эфендиевых. Здесь Исмаил Акбаев постигал азы мусульманской грамоты, учился в известной Урусбиевской школе. Видя большие способности сына, отец Ахъя, известный религиозный и общественный деятель Карачая, отправил его на учебу в г. Казань – центр мусульманского богословия тогдашней России. После окончания медресе в Казани Исмаил учился в знаменитой школе известного тюркофила Измаила Гаспринского в Крыму, затем в Тифлисской учительской семинарии. Несколько лет он совершенствовал свое духовное образование в Баку, а затем в Стамбуле.

Исмаил Акбаев вернулся на родину, близко познакомившись с жизнью, бытом и культурой многих народов, получив основательное образование в мусульманских и научных центрах России и Турции. В те годы в Карачае и Балкарии не было равных ему в знании мусульманской теологии. он владел, наряду с карачаевским и арабским языками, еще турецким, русским, черкесским. Исмаил Акбаев по природе своей был человеком одаренным, открытым и хорошим собеседником, обладал прекрасным голосом, превосходно пел, танцевал, декламировал свои стихи и произведения других авторов. он сам сочинял слова и музыку, сам же исполнял многие песни.


Прочее | Просмотров: 3782 | Автор: А. Д. Койчуев | Добавил: drxblack | Дата: 02.03.2015 | Комментарии (0)

В статье в рамках анализа искусствоведческого материала по истории зарождения, развития и становления изобразительного и декоративно-прикладного искусства Карачаево-Черкесии рассматривается творчество знаменитого скульптора и выдающегося художника региона, чья творческая и педагогическая деятельность известны далеко за пределами республики.

В практике художественно-эстетического воспитания и образования общепризнанно, что изобразительное, декоративно-прикладное искусство и дизайн несут в себе большие возможности формирования личности, развивают чувство патриотизма, бережного отношения к наследию прошлого и современного искусства. Наряду с этим одной из актуальных задач современного художественно-эстетического воспитания является изучение различных видов изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, являющихся копилкой национального опыта, обладающих своим восприятием мира и всего, что сохраняет и развивает жизнь на Земле.

Ярко выраженная особенность искусства этнических групп карачаевцев и балкарцев прослеживается с глубокой древности. Самый факт наличия искусства является если не главным, то лучшим определителем присутствия устойчивых этнических общностей уже в археологических культурах. Сегодня достаточно успешно определены этногенетические корни карачаевцев и балкарцев, сюжетно-тематическое своеобразие их версии нартского эпоса, особенности народного декоративно-прикладного искусства и т. д.1Тараненко Л. Н. Этногенез карачаевцев и балкарцев // Материалы «Круглого стола», сентябрь 1994 г. Карачаевск, 1997..


Прочее | Просмотров: 2260 | Автор: З. К. Койчуева | Добавил: drxblack | Дата: 02.03.2015 | Комментарии (0)

В статье рассматривается система этнокультурных контактов карачаевцев и абхазов, включающая хозяйственные, родственные и квазиродственные связи, совместные военные выступления, миграции населения и т. д.

Карачаевцев с давних времен связывали разнообразные отношения с народами Закавказья, и в частности абхазами. Между представителями этих соседних народов существовали налаженные этнокультурные контакты, затрагивавшие многие стороны их общественного быта. Следует отметить, что карачаево-абхазские отношения в историческом прошлом отличались ярко выраженной комплиментарностью. Как подчеркивал карачаевский этнограф К. М. текеев, абхазов «из закавказских соседей карачаевцы исстари выделяли, выказывая к ним самое уважительное отношение, до того даже, что своих детей нарекали абхазскими именами. Кстати, и абхазы питали к карачаевцам те же возвышенные, добрые чувства»1Текеев К. М. Карачаевцы и балкарцы: традиционная система жизнеобеспечения. М., 1989. С. 111..

Различные аспекты карачаево-абхазского этнокультурного, хозяйственного и этнополитического взаимодействия нуждаются в серьезном и всестороннем научном изучении.


Баразбиев М.И. | Просмотров: 3835 | Автор: М. И. Баразбиев, Р. М. Бегеулов | Добавил: drxblack | Дата: 02.03.2015 | Комментарии (0)

В статье анализируются политические и судебные мероприятия, осуществлявшиеся белогвардейской (деникинской) администрацией в период Гражданской войны в России в горских округах Кубанского края на примере Карачая и Черкесии.

Гражданская война 1917–1922 гг. – явление сложное и многоплановое. Помимо сугубо военных действий, важное значение в развитии ситуации в ходе войны имели экономический, социальный, идеологический, культурный, религиозный и другие факторы. В этой связи весьма актуальным представляется изучение основных направлений государственного строительства в занятых белыми армиями регионах. Особенно интересен этот процесс в таком полиэтничном регионе, как Северный Кавказ.

«Общепринятым в советской историографии, – отмечает В. Ж. Цветков, – был тезис о великодержавности, реакционности национальной политики белого движения на Юге России. В соответствии с этим и политика в отношении горских народов считалась основанной исключительно на силовом варианте подавления любых стремлений к автономии. Однако неправомерно было бы считать, что белая власть в своей политике на Кавказе не стремилась к миру, к максимально возможным в рамках единой России уступкам горской самостоятельности. В сравнении с порядком государственного управления, сложившегося на Кавказе во второй половине ХIХ в., это было заметным шагом вперед. Горцам предоставлялось право избрания своих правителей на съездах, гарантировалось сохранение шариатского права и суда, создание местного самоуправления, разрабатывались земельные законопроекты, призванные обеспечить право горцев на землю даже за счет частичной передачи им казачьих земель»1Цветков В. Ж. Забытые страницы второй кавказской войны [Электронный ресурс].URL: http://www. vif2.ru..


Прочее | Просмотров: 1117 | Автор: А. Ю. Гайнулин | Добавил: drxblack | Дата: 04.02.2015 | Комментарии (0)

В статье представлен источниковедческий обзор русских делопроизводственных материалов XVII века, осуществлен систематический анализ всех сведений, содержащихся в данных источниках, о связях балкарцев с соседними народами и Российским государством в это время. По мнению автора, результаты исследования являются необходимым элементом для формирования эмпирической базы научной реконструкции истории Балкарии и политической истории Северного Кавказа в XVII веке.

В течение последних десятилетий специалисты указывают на недостаточный уровень источниковедческих исследований как на один из значимых факторов, влияющих на резкие колебания историографических оценок и на разработку наиболее сложных проблем северокавказской истории. В этой связи источниковедческий обзор русских делопроизводственных материалов XVII века, содержащих сведения о Балкарии и балкарцах, представляется актуальной исследовательской задачей.


Прочее | Просмотров: 1990 | Автор: Е. Г. Муратова | Добавил: drxblack | Дата: 04.02.2015 | Комментарии (0)

Ислам Абдул-Керимович Хубиев

Одним из представителей карачаевской интеллигенции, который не избежал сталинских репрессий, был Ислам Абдул-Керимович Хубиев (Карачайлы) – видный государственный, общественно-политический деятель, прозаик, мыслитель и журналист.

Рассмотрены материалы архивно-следственного дела на Ислама Абдул-Керимовича Хубиева. Раскрываются причины его ареста, вынесения смертного приговора, который был приведен в исполнение, и его посмертная реабилитация.

Репрессии 30-х годов XX в. как составная часть политической истории Советского государства являются характерной чертой политической жизни всего Советского Союза. Карачаево-Черкесская Автономная область не явилась исключением.

Сталинские репрессии осуществлялись не только в центре, но и на местах, где старое руководство на уровне республик, краев и областей опиралось на поддержку народа. Эти люди были слишком самостоятельны. Они мешали И.В. Сталину утверждать единоличную власть, создавать сильное унитарное государство.

Иосиф Виссарионович Сталин начал разворачивать невиданную дотоле борьбу против всего, что классифицировалось им как «местный национализм». На XVII съезде партии, в 1934 году, поставив риторический вопрос, какой уклон – к великорусскому национализму или к местному национализму – представляет главную опасность, он ответил так: «Главную опасность представляет тот уклон, против которого перестали бороться и которому дали, таким образом, разрастись до государственной опасности»1Сталин И.В. Соч. Т. 13.- С. 362....


Прочее | Просмотров: 1740 | Автор: И.Т. Бадахова | Добавил: drxblack | Дата: 03.02.2015 | Комментарии (0)

Чомаев Хаджи-Мекер Хамидович - Портрет старика
В статье рассматривается творчество старейшего художника-педагога, аксакала изобразительного искусства Карачая Х.-М. Чомаева. По мнению автора, его глубоко национальное творчество отражает в себе сочетание факторов приспособления к окружающей среде с факторами этнической традиции автохтонных и пришлых заимствованных компонентов в общем развитии изобразительного искусства Карачаево-Черкесии; демонстрирует взаимодействие и взаимопроникновение этих систем как внутри региона, так и с соседними родственными этническими культурами и другими республиками Северного Кавказа в целом.

Желание художников опираться на всю полноту своей национальной художественной культуры, народное декоративно-прикладное искусство естественно и закономерно. В декоративно-прикладном и станковом искусстве Карачаево-Черкесской Республики ощущается единый художественный мир, общий национальный характер. Научная проблема, на решение которой направлен наш проект, заключается в недостаточной разработанности в рамках искусствоведческого материала истории зарождения, развития и становления изобразительного искусства Карачаево-Черкесии и потребности ее практического освещения в процессе обучения и активизации познавательной деятельности студентов на занятиях художественно-проектного цикла. В связи со сложившимся национальным своеобразием и идейным единством российского искусства все более обнаруживается несостоятельность теорий, тянущих искусство развивающейся республики назад, к национальной архаике. Происходит это тогда, когда традиции национального искусства понимаются узко и односторонне, когда они сводятся к перенесению в станковые формы искусства особенностей и черт древнего народного декоративного творчества без учета его современных тенденций и трансформаций. Глубоко национальное творчество старейшего художника Карачая, аксакала изобразительного искусства Х.-М. Чомаева отражает в себе сочетание факторов приспособления к окружающей среде с факторами этнической традиции автохтонных и пришлых заимствованных компонентов развитии изобразительного искусства России в общем и Карачаево-Черкесии в частности; демонстрирует взаимодействие и взаимопроникновение этих систем как внутри региона, так и с соседними родственными этническими культурами и другими республиками Северного Кавказа в целом.


Прочее | Просмотров: 2607 | Автор: З. К. Койчуева | Добавил: drxblack | Дата: 03.02.2015 | Комментарии (0)

В статье освещается тема деятельности партийных структур Карачаевской автономной области по созданию истребительных батальонов, переводу органов госбезопасности и внутренних дел на военный уклад, организации партизанского движения в нагорной части Верхней Кубани.

В первые же дни после начала Великой Отечественной войны партийным руководством Карачая было заслушано сообщение начальника областной милиции облуправления НКВД Ивана Редькина о формировании Микоян-Шахарского истребительного батальона (ИБ)1ЦДОДП КЧР (Центр документации обществ. движений и партий Карачаево-Черкесской Республики). Ф. П-45. Оп. 1. Д. 86. Л. 42.. Такие подразделения создавались по стране согласно решению Совнаркома СССР от 24 июня 1941 г., которым был одобрен комплекс мер по обеспечению безопасности тыла страны, в том числе принято постановление «О мероприятиях по борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе». В рамках реализации данного акта на следующий день был издан приказ НКВД СССР за № 00804, который создал в структуре центрального аппарата этого наркомата Штаб истребительных батальонов; аналогичные оперативные группы – в региональных УНКВД2Ржевцев Ю. В ознаменование 65-летия Истребительных батальонов НКВД СССР [Электронный ресурс] // Солдат.Ru: [сайт]. URL: http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=3944. и в республиканских НКВД – одноимённые.


Прочее | Просмотров: 2470 | Автор: С. Б. Узденова | Добавил: drxblack | Дата: 03.02.2015 | Комментарии (0)

Баразбиев Муслим Исмаилович, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой культурологии и этнологии Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (г. Нальчик)

К моменту официального вхождения Балкарии (1827 г.) и Карачая (1828 г.) в состав Российского государства общественный строй карачаево-балкарцев характеризуется как феодальный. Высшим сословием балкарцев и карачаевцев являлись князья (бии, таубии)1Хатуев Р.Т. Карачай и Балкария до второй половины XIX века: власть и общество // Карачаевцы и балкарцы (Этнография, история, археология). М., 1999. С.151.. Одной из важнейших обязанностей представителей высшего сословия являлась охрана территории страны от посягательств извне. Каждый мужчина из княжеского сословия должен был иметь оружие и коня и в военное время по первому призыву старшего князя (олий) явиться под его команду готовым к походу2Абаев М. К. Балкария. Исторический очерк. Нальчик, 1992. С. 8..

В 1828 г. для большего вовлечения в военно-политические структуры Российской Империи представителей кавказских этносов и усиления влияния на присоединенные кавказские территории Царские власти сформировали Лейб-Гвардии Кавказско-Горский полуэскадрон Собственного Его Императорского Величества Конвоя. Конвой нёс службу в Санкт-Петербурге. В него принимались исключительно представители знатнейших фамилий народов Кавказа3Казаков А.В. Адыги (черкесы) на российской военной службе. Воеводы и офицеры. Середина XVI – начало XX в. Биографический справочник. Нальчик, 2006. С. 5..


Баразбиев М.И. | Просмотров: 5149 | Автор: Баразбиев М.И. | Добавил: drxblack | Дата: 03.02.2015 | Комментарии (0)