Воскресенье, 05.05.2024, 06:24

Карачаевцы и балкарцы

Кесинг башынгы туталмасанг, Аллахдан да хайыр джокъ.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » История » Прочее

Художники-педагоги Карачаево-Черкесии: Чомаев Хаджи-Мекер Хамидович
Чомаев Хаджи-Мекер Хамидович - Портрет старика
В статье рассматривается творчество старейшего художника-педагога, аксакала изобразительного искусства Карачая Х.-М. Чомаева. По мнению автора, его глубоко национальное творчество отражает в себе сочетание факторов приспособления к окружающей среде с факторами этнической традиции автохтонных и пришлых заимствованных компонентов в общем развитии изобразительного искусства Карачаево-Черкесии; демонстрирует взаимодействие и взаимопроникновение этих систем как внутри региона, так и с соседними родственными этническими культурами и другими республиками Северного Кавказа в целом.

Желание художников опираться на всю полноту своей национальной художественной культуры, народное декоративно-прикладное искусство естественно и закономерно. В декоративно-прикладном и станковом искусстве Карачаево-Черкесской Республики ощущается единый художественный мир, общий национальный характер. Научная проблема, на решение которой направлен наш проект, заключается в недостаточной разработанности в рамках искусствоведческого материала истории зарождения, развития и становления изобразительного искусства Карачаево-Черкесии и потребности ее практического освещения в процессе обучения и активизации познавательной деятельности студентов на занятиях художественно-проектного цикла. В связи со сложившимся национальным своеобразием и идейным единством российского искусства все более обнаруживается несостоятельность теорий, тянущих искусство развивающейся республики назад, к национальной архаике. Происходит это тогда, когда традиции национального искусства понимаются узко и односторонне, когда они сводятся к перенесению в станковые формы искусства особенностей и черт древнего народного декоративного творчества без учета его современных тенденций и трансформаций. Глубоко национальное творчество старейшего художника Карачая, аксакала изобразительного искусства Х.-М. Чомаева отражает в себе сочетание факторов приспособления к окружающей среде с факторами этнической традиции автохтонных и пришлых заимствованных компонентов развитии изобразительного искусства России в общем и Карачаево-Черкесии в частности; демонстрирует взаимодействие и взаимопроникновение этих систем как внутри региона, так и с соседними родственными этническими культурами и другими республиками Северного Кавказа в целом.

Творчество Хаджи-Мекера Хамидовича Чомаева проникнуто духом неотвратимого самоутверждения человека. Чувство уверенности в силе и свободе людей возникает из стройной гармонии его полотен, утверждающих власть работника, человека-художника, гармонизирующего мир. Известный в регионе искусствовед А. М. Микрюков так описывает творчество Х.-М. Чомаева: «…Язык мастера лаконичен, правдив, убедителен, его широкий обобщающий мазок создает прочную пастозную фактуру. Художник стремится к простоте и лаконизму сюжета, сосредоточен на вечных мотивах бытия: преданности матери, родному очагу, кавказскому величию и красоте, товариществу и памяти народа»1Микрюков А. И. Некоторые аспекты традиционализма и новизны в живописи Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1987..

Первым проявлением изобразительных способностей Мекера Хамидовича Чомаева была лепка глиняных фигурок, в возрасте 5–6 лет. Первыми объектами его изображений стали животные. Со слезами на глазах просил мальчик старших товарищей приносить ему глину и лепил. Поворот в творчестве М.-Х. Чомаева начался в тот день, когда, заглянув на заводской ипподром, он увидел сидящего и рисующего подростка. «Меня это потрясло. Я раньше не задумывался о том, что можно рисовать и все время лепил, да и карандашей не было». Придя домой, Мекер за неимением карандашей и альбома взял древесный уголь у печи, и по белым стенам жилища Чомаевых вкруговую пустились вскачь огромных размеров жеребцы. В 14 лет он основательно увлекся рисунком, в 16 лет – твердо решил, что станет портретистом, а к 17 годам – усилено занимался рисунком. Первой серьезной работой, которой Х.-М. Чомаев занимался целый месяц, были эскизы на больших листах картона – бытовые национальные карачаевские сюжеты. В 1956 году, в возрасте 21 года, Мекер стал студентом Фрунзенского художественного училища. Известный в то время в стране график Михаэлев, сразу обратив внимание на способного студента, помогал ему. Мекер стал лучшим на курсе рисовальщиком и живописцем. На втором курсе он перевелся в Ростовское художественное училище имени М. Б. Грекова. На четвертом курсе работал в группе нового талантливого преподавателя Кленова. На «отлично» была оценена дипломная работа под названием «Борьба» – это многофигурная композиция, на которой изображена азиатская игра «Перетягивание каната верхом на лошадях». Всадники, перетягивающие канат, зрители и болельщики, азарт борьбы – вот что можно было увидеть на этой картине.

С 1964 года, несколько схематичные и декоративные, родились первые серьезные, проникнутые лирической образностью полотна «Мать», «Учитель», «Учительница». Проявились особенности творческого почерка: герои показаны крупным планом, сильно приближены к зрителю, в повседневном окружении, в подчеркнуто естественной композиции. Художник скуп на детали, основное внимание направляет на сохранение национальной формы, поиск и выявление доброго и светлого в человеке, наполнение произведения особым философским смыслом. Замыслы свои воплощает обычно в полотна крупных размеров. Дебют состоялся на краевой выставке, ознаменовался первыми выкупленными работами. В 1966 году после краевой выставки «Наш современник» М.-Х. Чомаев стал кандидатом в члены Союза художников СССР. Написал известные в нашей стране и за рубежом работы «Тамада», «Старик», «Товарищи» и в 1969 году стал членом Союза художников СССР.

Образ тамады решен не в традиционном плане. Перед нами не весельчак и острослов, а человек, воспринимающий жизнь во всей ее сложности и противоречии, отвечающий за все, что происходит в мире. Живопись сдержанна и преисполнена глубокого смысла. Фигура статного пожилого мужчины с чашей в вытянутых руках четким силуэтом выделяется на золотом фоне, где среди мерцающих мазков проступает орнамент карачаевского ковра.

Автор способен поднять портрет на уровень самостоятельной картины. Таким преображением является тяготеющая к групповому портрету жанровая картина «Два товарища». Полотно изображает двух сидящих стариков. На коленях одного из них – девочка. Персонажи погружены в состояние задумчивой сосредоточенности. Они выключены из контакта со зрителями. Внутренняя жизнь передается через все фигуры, позы, положения рук. Во всем чувствуется значительная портретная традиция. Приглушенная цветовая гамма, с преобладанием коричневого тона, фиксирует внутреннее напряжение, казалось бы, внешне разобщенных персонажей. Ярким светоносным пятном – единственным в картине – являются светло-красное платье и белый платок ребенка. Эмоционально-образная емкость этого группового психологического портрета, по определению А. М. Микрюкова, возвышается в своей смысловой обобщенности и концентрированной выразительности до масштаба и яркости пластической формулы, родственной чеканному мастерству эпической поэзии2Там же..

Художник – поклонник реалистического психологического портрета, глубоко раскрывающего целую гамму человеческих чувств и переживаний. Одинокая фигура в центре картины «Портрет Исмаила Семенова» – стилистический прием автора. В центре композиции на фоне гор Кавказа в традиционной одежде горцев изображен белобородый старец с пронзительными и проницательными глазами, держащий в правой руке книгу, интеллигентный, мудрый, спокойный. Несмотря на монументальность образа, поэт прост, понятен и близок зрителю. Перед нами предстает великий поэт, человек, очень популярный у карачаевцев и проживший непростую жизнь.

Головокружительный успех 1960-х годов, признание специалистов и коллег, восторг и обожание любителей сменились временем нелегких испытаний 70-х. На персональной выставке, проводившейся в городе Черкесске в 1972 году, среди всех других экспонировалась работа «Старик», выполненная в 1968 году в ауле Хурзук. Работу посчитали имеющей прямое отношение к представителям мусульманского духовенства, так как старик, изображенный на картине художника, – сын женщины, представляющей духовенство и участвовавшей в восстании 1930 года, и, по существующим сведениям, по ряду обстоятельств уклонившийся от участия в Великой Отечественной войне. Книга отзывов была конфискована, художника два дня допрашивали в органах госбезопасности, и начались шесть долгих лет негласного присутствия за спиной.

Но творческую натуру Хаджи-Мекера Хамидовича это не останавливало, моделями художника становились не только близкие («Мать», «Мои товарищи», «Дети»), но и просто люди, чем-то привлекшие его внимание: «Портрет врача Лидии Батчаевой», «Портрет горянки» или «Карачаевка в прошлом». Работа «Мои товарищи», написанная в 1982 году, совершенно не похожа на все предыдущие: другие подбор цветов и оттенков, колоритность, накал. Работа выполнена крупными рельефными мазками, подчеркивающими и акцентирующими внимание на лицах. В это же время появилось полотно, выполненное в более свойственной художнику манере, – это «Портрет врача С. Ю. Батчаевой». Горделивая осанка героини, ее спокойное, романтическое лицо, светлые пастельные тона, несущие зрителю присущий самому художнику оптимизм. Образ человека в этом портрете раскрывается в сложном взаимодействии с пейзажем и интерьером, живопись светла и трепетна. В одних своих работах М.-Х. Чомаев нежен и мягок, в других – экспрессивен и динамичен. Это своего рода творческий прием автора, в котором угадывается стремление передать гармонически развитую личность, отразить лучшие черты народного характера – скромную сдержанность, чувство собственного достоинства.

Творческая жизнь художника в 70–80-е годы прошлого века была насыщена различными выездами на пленэр в район Приэльбрусья, Бийчесын, Азгир и др. М.-Х. Чомаев с большой любовью писал пейзажи, создающие обобщенно-поэтический образ родной природы во всей ее изменчивости: тихие грустные сумерки, написанные пастозно, холодный вековой покой и буйство красок, большие объемные мазки, контрастные цветовые отношения, полные эмоциональной выразительности. Сила художественных полотен Мекера Чомаева не в том, что он с фотографической точностью воспроизводит знакомые с детства ландшафты, а в их глубине и содержательности. Это не просто работы с натуры, а философское переосмысление действительности, прошлого, настоящего и будущего родной земли, народа, а значит, и своего собственного. В числе жанровых работ картины-портреты «Утро в моем доме», «Передовая доярка Хадижат», «Портрет Т. Калубовской», «Пастухи», «Автопортрет». В начале 1980-х годов М. Х. Чомаев писал преимущественно пейзажи. Это работы «Весна», «В Терезинском ущелье», «Осень в горах», «Вид на Рим-гору», «Гуммбаши», «Поселок Джага»; серия многофигурных композиций «Мадина из Красного Востока», «Бригадир Лайпанов Добай с дочерьми», «В мастерской», «Магомед», «Чабаны»; работы «Горный пейзаж», «Ярошенко у Крымшамхалова». Его натюрморты «Маки», «Пионы», «Цветущие кактусы» можно не только лицезреть, но и почувствовать идущее от них тепло и аромат.

В картине «Ночь 2 ноября 1943 года» (1985 год) автором отражено одно из самых тяжелых событий в жизни карачаевцев – начало несправедливой депортации карачаевского народа, спровоцированной Д. Ф. Устиновым, Л. П. Берия и И. В. Джугашвили-Сталиным. На картине мы видим, что в опустевшем ауле воют на затянутую кровавыми облаками луну собаки, собравшиеся на перекрестке дорог. Крики людей еще недавно такого спокойного аула витают в воздухе. Войска без разбора согнали за два часа всех жителей городов и деревень, затолкали в вагоны, закрыли и безостановочным маршем поезда увезли карачаевцев, балкарцев и многих других в Среднюю Азию и Казахстанские степи. Дети, старики, женщины, мужчины умирали тысячами! Поезда останавливались только затем, чтобы выгрузить трупы. Оставшихся в живых высаживали в азиатских пустынях без права покидать места депортации далее трехкилометровой зоны. Мало кто выжил. Нет у карачаевского, балкарского, ингушского, чеченского, калмыцкого и других народов ни одной семьи не пострадавшей от зверства и деспотизма сталинских репрессий, направленных на уничтожение целых народов ради захвата их земель, соседствующих с Грузией. Проклятие пало на головы тех, кто отдавал и выполнял этот приказ.

В 1986 году работы художника экспонировались за пределами нашей страны, в Иордании. Выставка имела колоссальный успех, большой популярностью пользовались уже упомянутые выше картины «Тамада» и написанная чуть раньше «Старик». На территории края проходили персональные выставки, художник участвовал в республиканских, зональных, городских выставках. В 1991 году Мекер Хамидович Чомаев был представлен к присвоению знания «Заслуженный художник РСФСР». С 1992 года – продолжил работу в Кисловодском художественном фонде.

Мекер Хамидович Чомаев – разноплановый художник, диапазон творческих возможностей которого очень широк как в плане выбора тематики, так и в области подбора цвета. Композиционное и колористическое решение в его работах гармонично и уравновешено. Художник работает крупными мазками, выдержанными в теплой коричневой гамме. «М. Х. Чомаев реалист, главная отличительная черта – это национальность его искусства, любовь к родному народу. Он изображает историю, жизнь и быт карачаевского народа, его тружеников и героев, матерей, стариков и детей, интеллигентов и колхозников. Любовь к родной земле живет с ним в его произведениях»3Каталог краевой выставки произведений художников Кубани, посвященной 60-летию образования СССР: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство / авт. вступ. ст. В. Ф. Беломыцева. Краснодар, 1983..

В работах М. Х. Чомаева «светится» что-то такое, что знакомо и дорого каждому зрителю, побуждает его творить по намеченным художником «силовым линиям» какую-то действительность, не данную в картине, а только выводимую из нее и создающую большую смысловую перспективу. Подобное явление называется символическим началом в искусстве и является примером, подтверждающим старый проверенный тезис, согласно которому новаторство есть традиция в развитии. Оно проявляется как обновление с учетом прошлого опыта. Нередко новизна раскрывается на основе традиционных стилей и жанров. М. Х. Чомаев в своих произведениях воплотил гордую красоту и нравственную чистоту народных характеров, создав образы, возвышающиеся до глубоких раздумий о судьбе поколений, развитии жизни, прошлом и современном в истории народа. Картины художника продолжают выставляться на международных выставках, выставка художников Северного Кавказа и т. д.

Опираясь на глубинные основы народной культуры и художественный опыт профессионального искусства республики, необходимо всемерно обогащать этот опыт достижениями всего мирового искусства. Это еще шире раздвинет горизонты нацио нальных искусств, обогатит мастерство, позволит полнее и глубже отобразить современность в ее непрестанном развитии, повысит художественный уровень и качество преподавания на факультетах, связанных как с изобразительным искусством, так и с национальными изобразительными традициями. В молодой художественной культуре воплощены реальные, зримые черты общественных отношений региона, и они определяют пути движения вперед – к искусству еще более высокому, богатому и разнообразному, искусству, которым по праву будет гордиться вся республика Карачаево-Черкесия.

Таким образом, практическое значение проведенного исследования состоит в разработке искусствоведческого материала с учетом его применения в практике преподавания теоретических и семинарских занятий, учебных курсов по истории изобразительного искусства Северного Кавказа вообще и Карачаево-Черкесии в частности. Материалы и выводы могут быть использованы в дальнейшей исследовательской работе по развитию способностей студентов к изобразительной и декоративно-прикладной деятельности путем создания обоснованной модели и целостной методической системы развития художественно-творческих способностей учащихся в сфере декоративно-прикладного и изобразительного искусства, опирающейся на этнические нравственные изобразительные традиции региона.


Примечания.
1 [↑ назад]Микрюков А. И. Некоторые аспекты традиционализма и новизны в живописи Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1987.
2 [↑ назад]Там же.
3 [↑ назад]Каталог краевой выставки произведений художников Кубани, посвященной 60-летию образования СССР: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство / авт. вступ. ст. В. Ф. Беломыцева. Краснодар, 1983.
Категория: Прочее | Добавил: drxblack (03.02.2015) | Автор: З. К. Койчуева | Источник: http://cyberleninka.ru/article/n/hudozhniki-pedagogi-karachaevo-cherkesii-chomaev-hadzhi-meker-hamidovich

Всего комментариев: 0
avatar