Воскресенье, 05.05.2024, 05:45

Карачаевцы и балкарцы

Джерге кирген джарлыды ансы, саўгъа бир насыб туўады.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » История » Прочее

Художники-педагоги Карачаево-Черкесии: Бостанов Магомед Сосранович и Крымшамхалов Хамзат Басханукович
В статье в рамках анализа искусствоведческого материала по истории зарождения, развития и становления изобразительного и декоративно-прикладного искусства Карачаево-Черкесии рассматривается творчество знаменитого скульптора и выдающегося художника региона, чья творческая и педагогическая деятельность известны далеко за пределами республики.

В практике художественно-эстетического воспитания и образования общепризнанно, что изобразительное, декоративно-прикладное искусство и дизайн несут в себе большие возможности формирования личности, развивают чувство патриотизма, бережного отношения к наследию прошлого и современного искусства. Наряду с этим одной из актуальных задач современного художественно-эстетического воспитания является изучение различных видов изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, являющихся копилкой национального опыта, обладающих своим восприятием мира и всего, что сохраняет и развивает жизнь на Земле.

Ярко выраженная особенность искусства этнических групп карачаевцев и балкарцев прослеживается с глубокой древности. Самый факт наличия искусства является если не главным, то лучшим определителем присутствия устойчивых этнических общностей уже в археологических культурах. Сегодня достаточно успешно определены этногенетические корни карачаевцев и балкарцев, сюжетно-тематическое своеобразие их версии нартского эпоса, особенности народного декоративно-прикладного искусства и т. д.1Тараненко Л. Н. Этногенез карачаевцев и балкарцев // Материалы «Круглого стола», сентябрь 1994 г. Карачаевск, 1997..

Широко известен за пределами республики один из самых талантливых лирических живописцев Карачаево-Черкесии художник-педагог Бостанов Магомед Сосранович. Широко открытыми, влюбленными глазами вглядывается этот художник в природу, пытаясь проникнуть в ее глубину, постичь секреты неповторимой красоты. В картинах М. С. Бостанова нас привлекают красиво взятый цвет, мелодичное, прозрачное звучание чистых тонов и полутонов; тонкие, нежные цветовые отношения. Незаурядное дарование колориста сочетается у М. С. Бостанова с большой работоспособностью, а неустанные поиски характеризуют его творческую деятельность.

Бостанов Магомед Сосранович родился 20 декабря 1941 года в ауле Кумыш Карачаевского района. В младших классах его учителем был хороший художник и талантливый педагог из Москвы Иван Петрович Гофман, и Магомед учился у него рисованию. В 1967 году поступил на художественно-графический факультет КЧГПУ, после окончания получил приглашение работать там же преподавателем академического рисунка. Активно участвовал во всевозможных городских, областных, республиканских, зональных, всероссийских художественных выставках. Стажировался: в Московском государственном педагогическом институте (с 1983 по 1990 год); в институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в (1995 год); в мастерских Академии художеств РФ. В 1994 году М. С. Бостанов за активную творческую деятельность получил должность доцента кафедры рисунка, а в 1995 году стал членом Союза художников России. Отличник просвещения, М. С. Бостанов в настоящее время работает заведующим кафедрой академического рисунка художественно-графического факультета Карачаево-Черкесского государственного университета и является одним из популярнейших преподавателей вуза.

Задумчивым наблюдателем, умеющим видеть и воплощать увиденное в образах изобразительного искусства, выступает художник в своих произведениях «Домбай. Вид на Пик Инэ», «Ущелье Аман Ауз». Рельефно и этюдно передает он стремительный поток горной речки, влажные ветки сосен в ущелье, в светлой розово-голубой дымке, так характерной для творческого почерка М. С. Бостанова. В декабре 2004 года картина «Ущелье Аман Ауз» была подарена автором фонду «Эльбрусоид», занимающемуся благотворительной деятельностью по поддержке карачаево-балкарского искусства и культуры. Нельзя обвинить М. С. Бостанова в увлечении этюдами. Его этюды – в основном пейзажные – радуют своей непосредственностью. История написания картины-пейзажа «Озеро Кара-Кель» весьма характерна для творчества художника, пишущего непосредственно с натуры. Во время выезда с группой студентов в начале осени на пленэр М. С. Бостанов давал открытый урок. Задача начинающих художников заключалась в передаче состояния осеннего дня, с учетом характерных особенностей местности, горного ландшафта, лесного массива, водной поверхности, усыпанной отражениями. Для примера маэстро сам занял место у мольберта, увлекся: «После организации композиции холста и выполнения предварительного этюда был выбран мотив. Самая главная задача состояла в том, чтобы сохранить впечатление которое охватило меня с первой минуты. Поскольку небо светло-серое с движущимися быстро меняющимися облаками, периодически отбрасывающими тени на склоны гор, пришлось вести работу сверху, то есть именно с неба. Далее через яркую листву деревьев переднего плана на просвет были написаны горы и лесистые склоны. Композиционным центром являлось светлое кафе на берегу озера с его водным отражением. Здесь при написании воды возникли трудности: дул ветер, появлялась рябь. Пришлось подождать, пока стихнет, и быстро определить цветотоновые отношения. Работа была завершена в течение двух часов». Так М. С. Бостанова и можно назвать художником-натуралистом.

Картина «Утро в горах», как и многие другие произведения художника, написана также с натуры. «Здесь задача состояла в том, чтобы передать состояние горных вершин в лучах восходящего солнца». Необходимо было заранее подготовиться и ждать, когда с появлением солнца оживет природа. Сколько цветовых переливов, сколько ярких красок на склонах гор! Снизу поднимался утренний молочный речной туман, надо было успеть запечатлеть вершины, пока он их не закрыл. На переднем плане ещё не проснувшийся темный лес замер в ожидании солнечных лучей, горный ручей струился, напоенный ароматом осенней природы. Все это великолепие оставляло неизгладимое впечатление. Работа бала выполнена очень быстро, буквально в течение одного часа.

Творческие искания М. С. Бостанова отличаются постоянным поиском замечательного и романтического момента в окружающем мире. В любом состоянии природы может разглядеть он что-то прекрасное и интересное. Все его творчество отличается прочувствованностью и душевным сопереживанием. Часто совершает художник пешие прогулки в труднодоступные районы высокогорного края. Перекинув через плечо этюдник, взяв с собой группу товарищей, уходит Магомед Сосранович в даль от забот и каждодневных проблем в целебный для него край родной природы. Мне посчастливилось не раз, будучи студенткой, выходить с курсом на пленэр под его руководством. Часто говорил он, останавливаясь где-нибудь высоко и далеко впереди устало плетущихся за ним студентов, о красоте и «интересном моменте» в освещении пока только одному ему видимых хребтов или лесных массивов. М. С. Бостанов и сейчас постоянно выводит своих студентов на пленэр, натурные зарисовки в парки, на улицы, на Зеленый остров города Карачаевска. Безусловное счастье для студентов и товарищей по работе составляет присутствие в преподавательском коллективе художественно-графического факультета такого хорошего педагога, замечательного романтического художника, беззаветно преданного искусству мастера своего дела.

На сегодняшний день глубокий пейзажист Бостанов Магомед Сосранович является самым выставляющимся художником-педагогом Карачаево-Черкесской республики. С М. С. Бостановым появились лирика в живописи пейзажа Северного Кавказа и безграничная любовь к своей родной земле. Он создает карачаевский пейзаж, и это несомненная заслуга никогда не будет забыта в области национального творчества.

Крымшамхалов Хамзат Басханукович. По въезду в город Карачаевск, у развилки трех дорог, стоит скульптура «Приглашение», которую жители с любовью называют «Горянкой» – стройная девушка с протянутой чашей в руках. «Горянка» встречает и провожает горожан и гостей. Она отражает один из таких прекрасных обычаев карачаевского народа, как гостеприимство. Гостя всегда встречают чашей, наполненной до краев национальным кисломолочным напитком – айраном, обладающим лечебными свойствами. Большинство жителей города не знает автора произведения. Почти никто не связывает облик горянки с принадлежностью к определенной национальности или к конкретному периоду истории, но все считают скульптуру символом Карачаевска, символом гостеприимства его жителей2Работы художника X. Крымшамхалова // Ленинское знамя. Черкесск, 1957. 23 июня.. Скульптура горянки «Приглашение» была установлена в 60-е годы и стала любимым образом горожан. Автором этой прекрасной скульптуры является кабардино-балкарский скульптор, художник Хамзат Басханукович Крымшамхалов, племянник просветителя и художника XIX в. И. П. Крымшамхалова. Выполненная им скульптура девушки – горянки, гостеприимно угощающей гостей чашей национального напитка – стала символом и гербом города Карачаевска. Хочу привести слова народного поэта КЧР, члена Союза писателей РФ Азамата Суюнчева: «Нам, знакомым и друзьям художника, навсегда запомнился его обаятельный образ: высокий статный горец с широким умным лбом, спокойным взглядом и светлой улыбкой. Он был скуп на слова, но щедрым на дела. Я был счастлив знать его и дружить с ним. С художником-земляком меня познакомил в Нальчике поэт Кайсын Кулиев. У Кайсына Кулиева была замечательная черта знакомить творческих работников нашего края с Кабардино-Балкарией и ее людьми, нацеливать на добрые дела. Он был нашим общим другом. С тех пор в лице Х. Б. Крымшамхалова я нашел человека интереснейшей судьбы, талантливого художника, педагога и прекрасного собеседника. А позже, приезжая в Нальчик непринужденно посещал его дом и художественную мастерскую».

По поручению Карачаевского городского совета Хамзат Крымшамхалов работал над скульптурным портретом Героя Советского Союза Харуна Умаровича Богатырева. Народный поэт КЧР, член Союза писателей РФ Азамат Суюнчев писал: «Мне приходилось наблюдать за движением рук мастера. Когда он ударом молотка откалывал куски кремнистого гранита, часто летели сияющие искры, будто из-под рук его вылетают не каменные крошки, а – искры из его пламенного сердца. Он мог работать часами усердно, вдохновенно. Постепенно из камня рождался образ человека. Мне он казался сказочным камнетесом из древних сказаний. Идея рождения богатырей из гранита давно заложена в горских сказаниях».

Хамзат родился 23 февраля 1917 года в городе Теберде в семье штабс-капитана российской армии карачаевского князя Басханука Крымшамхалова. Отец и все дяди Хамзата были офицерами. Одним из братьев отца являлся известный в Карачаево-Черкесии художник и поэт Ислам-Бий Пашаевич Крымшамхалов. Отец Хамзата – Басханук Пашаевич, – по некоторым версиям, командовал пехотным батальоном в период Первой мировой войны. После Октябрьской революции вернулся в родовое имение в Теберду и занимался хозяйственными делами. После установления советской власти в Карачае Крымшамхаловы подверглись репрессиям и преследованию по классовому признаку и претерпели немало трудностей. В феврале 1922 года, как представителя княжеского рода и офицерского корпуса, отца арестовали и без суда и следствия расстреляли красные. Хамзату было тогда 5 лет. Мать Хамзата, Ляля Абаева, происходившая из знатного горского рода (дочь известного балкарского просветителя Мисоста Абаева), вынужденно покинула родной край и выехала в Дагестан, где жил ее отец с семьей. На развитие способностей мальчика Хамзата оказало большое влияние творчество художника – дяди Ислам-Бия. Графикой увлекался и отец Басханук. Талантливый юноша Хамзат после окончания школы поступил в Тбилисскую художественную академию, где он учился 1938–1940 годах, после окончания которой работал в редакции газеты «Дагестанская правда» художником.

В период с 1941 по 1943 год Хамзат Басханукович воевал на фронтах Великой Отечественной войны. В одном из боев он был тяжело ранен и лечился в военном госпитале в г. Тбилиси. Лечившиеся в том же госпитале его земляки Джагафар Ногайлиев и Ибрагим Койчуев рассказывают о нем как об отважном воине и прекрасном человеке. По их воспоминаниям, художник свои фронтовые зарисовки и картины подарил художественной академии, где ранее учился сам. После демобилизации X. Б. Крымшамхалов вернулся на прежнее место работы, в редакцию газеты «Дагестанская правда» в городе Махачкале.

Период депортации скульптора в Казахстан (1944–1957 годы) является интересной страницей его художественной деятельности. Он много работ посвятил патриотическим и трудовым будням этой республики, принимал активное участие в архитектурно-монументальном оформлении города Алма-Аты. Скульптурная композиция «Панфиловцы», картины «Хлеб», «На джайлау», «Железная дорога» и другие принесли Х. Б. Крымшамхалову известность. Его уникальные скульптурные произведения руководством республики вручались государственным делегациям. В 1957 году им была красочно иллюстрирована книга карачаевских поэтов «Искры», изданная в Алма-Ате. В Казахстане скульптор участвовал во всех художественных выставках региона. В 1956 году было создано Кабардино-Балкарское отделение Союза художников РСФСР, членом которого после успешного окончания Тбилисской академии художеств в 1957 году стал Х. Б. Крымшамхалов.

В возрасте 40 лет, набрав опыта и став известным художником, Хамзат Крымшамхалов в 1957 году вернулся в Карачаево-Черкесию. Он был полон творческих замыслов, желая посвятить ряд произведений крупного плана теме исторической судьбы народа и недавнего прошлого. «Много новых творческих замыслов вынашивает художник. Он закончил эскиз в пластилине камерной скульптуры ,,Воспоминание”, которая в дальнейшем будет высечена из камня»3Тараненко Л. Н. Указ. соч.. Сам Хамзат Басханукович говорил: «Меня давно интересует историческое событие, которое должно стать темой большого полотна. Это разгром русскими войсками турецкого военачальника Батал-Паши. Кроме того, хочется написать серию портретов участников Великой Отечественной войны. Предстоит и другая важная работа – сплотить силы молодых художников области, помочь им в творческом росте, чаще организовывать выставки их произведений, сделать так, чтобы наши художники и педагоги внесли свой вклад в дело дальнейшего расцвета культуры Карачаево-Черкесии». Х. Б. Крымшамхалов создал портретный бюст героини Гражданской войны Ксении Ге, который был положен в основу установленного в Кисловодске памятника. В 1959 году Хамзат Крымшамхалов вынужден был покинуть родину, город Кисловодск, где он работал, и выехать в Кабардино-Балкарию, в Нальчик, где был принят тепло и руководителями республики, и коллегами-художниками. Талант мастера кисти и резца был оценен по достоинству, ему предоставили жилье, мастерскую и с 1957 по 1985 год ваятель жил в Нальчике. Работал в жанре графики, живописи и скульптуры. Мустафа Мамчуев, заведующий отделом культуры городского совета г. Карачаевска, и Азамат Суюнчев, народный поэт КЧР, посетили выставку работ художника-земляка, посвященную его 50-летию, и так описали это событие. «Мы были очень рады, что за 10 лет своего пребывания в Нальчике он сделал многое: иллюстрировал сборник ,,Балкарские народные сказки”, книги писателей, создал ряд интересных картин в живописи, особенно были значительны успехи Хамзата Басхануковича в произведениях из камня, бронзы и керамики. Выставку посещали сотни и тысячи людей. Нам было приятно читать отзывы посетителей: ,,Остро ощущается поистине титанический труд патриота своей Отчизны” или ,,Спасибо скульптору и его народу, воспитавшему достойный талант”.

Во многих районах Кабардино-Балкарии можно увидеть объемные и выразительные скульптуры, мастерски выполненные рукою талантливого художника. Например, монумент «Скорбящий горец» у села Кенделен, посвященный землякам-воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Двадцатиметровый скульптурный портрет печального горца, стоящего в бурке, олицетворяет героизм прославленных сыновей гор. Величественно стремительна скульптура героя Гражданской войны Солтан-Хамида Калабекова, заслонившего своей грудью С. М. Кирова. В селе Безенги – скульптура поэта и просветителя Кязима Мечиева. В городе Прохладном стоит памятник из гранита Герою Советского Союза адмиралу А. Головко. Х. Б. Крымшамхаловым выполнены также бюсты, посвященные образам Героев Советского Союза А. Байсултанова и Н. Ханукаева. Целую памятную каменную летопись составляют скульптурные произведения о деятелях культуры Кабардино-Балкарии; бюсты известных писателей: С. Шахмурзаева, X. Теунова, К. Кулиева, А. Шогенцукова, И. Боташева, филолога А. Аппаева, композитора Танеева, просветителя Урусбиева и скрипача С. Абаева. В камне нашли отражение и портреты славных тружеников земли: М. Байсултанова, Д. Гергокова, И. Элекуева и других. Художник изваял великого артиста Махмуда Эсембаева. Им выполнены памятники: первому председателю Кисловодского совдепа Д. Тюленеву, революционерке Ксении Ге, мраморный бюст «Юный Ярошенко» (г. Кисловодск). Ряд прекрасных скульптурных работ подарил художник родной Карачаево-Черкесии, в их числе: памятник Герою Советского Союза Xаруну Умаровичу Богатыреву, установленный на городской площади, скульптура «Приглашение», ставшая символом и гербом города (г. Карачаевск), монументальная композиция, посвященная воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (с. Учкекен).

Одной из последних работ художника был скульптурный портрет генерал-полковника С. К. Магометова, выполненный с натуры во время пребывания последнего в Нальчике в 80-е годы. Бюст, понравившийся и самому герою произведения, установлен на площади г. Карачаевска. Магометов всегда восхищался талантом художника, был в курсе его творческой деятельности. Их связывала не только большая любовь к искусству, но и кровное родство. В одном из писем, адресованных С. Магометову в Москву, Хамзат Крымшамхалов писал: «Мы – ветви, вышедшие из одних корней»4Суюнчев А. Незабываемый Хамзат Крымшамхалов // День республики. Черкесск, 2002. 25 апр..

Еще при жизни произведения художника получили большое распространение по всему Советскому Союзу. Их можно встретить в Прибалтике, в Казахстане, в разных регионах России, в том числе в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и других республиках Северного Кавказа. В произведениях художника красной нитью проходят его гуманистические и интернациональные идеи, его национальная самобытность. Он также хорошо знал историю, легенды и литературу родного народа.

«Я считаю, что сам художник состоял из особого материала, который был тверже, чем гранит и железо. – отмечал А. Суюнчев. – Во время одной из встреч я спросил у художника:

– Как Вы уцелели от этих бесчисленных ударов судьбы, выпавших на Вашу долю на дорогах жизни?

– Меня спасло искусство. Когда мне было невмоготу, я брал в руки карандаш или кисть и рисовал не ту драматическую ситуацию, а какие-то светотени, лучи надежды, подавляющие мрак. Эти мгновения дарили мне глоток свежего воздуха, силы для второго дыхания. Все же я счастлив, сделал кое-что; жил в поэтическом мире своих образов и на чувствах оптимизма»5Там же.. Это были слова исповеди человека, прошедшего нелегкий путь, но утвердившего свое призвание. Этот скромнейший и талантливейший человек оставил потомкам ценные произведения. Хамзат во время работы любил повторять, как молитву, стихи своего дяди Ислам-Бия, художника и поэта:

Оживляя холодные камни,
Все под солнцем приемлет мой глаз.
Окружающий мир я руками
Заношу на холсты без прикрас.
Лучезарные краски поют –
Они радуют душу мою.

Хамзат Крымшамхалов состоял членом Союза художников СССР, ему были присвоены почетные звания: «Заслуженный художник России» и «Заслуженный художник Кабардино-Балкарии». Х. Б. Крымшамхалов являлся лауреатом государственной премии Кабардино-Балкарской республики. Некоторое время исполнял обязанности председателя республиканского Союза художников, воспитал целую плеяду молодых живописцев и скульпторов в Нальчике. После смерти Х. Б. Крымшамхалова в 1985 году благодарные земляки в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии многое делают для увековечения памяти скульптора, бережно охраняют памятники, созданные им. В музее изобразительных искусств КБР экспонируются работы живописца. С большим почтением относятся к памяти художника и в соседних северокавказских республиках. Произведения художника, педагога и скульптора служат образцами в практике преподавания дисциплин художественно-графического цикла, являются нравственными ориентирами в воспитании подрастающего поколения. В этом весь смысл и чудесная сила изобразительного искусства.

Профессиональное изобразительное искусство карачаевцев и балкарцев достигло сегодня той степени своего развития, когда требуется не только дальнейшая его историческая систематизация, но и теоретическое осмысление его особенностей, одной из которых является осознанное целеполагание в опредмечивании этнического начала в произведении искусства. Этническое начало в произведении вовсе не лежит на поверхности, но обязательно присутствует и требует для своего «измерения» культурных единиц. Для выявления этнического начала в произведении М. С. Бостанова следует искать не однородность, но целостность; при рассмотрении доминантной версии его трактовки лирического пейзажа случается, что в контексте восприятия произведения на его этническое свойство накладывается этническое значение, являющееся социокультурно детерминированной величиной. Хорошо это или плохо, но подобные превращения переживают многие произведения искусства. Например, скульптура X. Б. Крымшамхалова «Горянка» почти полностью утратила свой первоначальный мемориальный и этнический смысл, но все считают скульптуру символом Карачаевска, демонстрирующим гостеприимство его жителей. Этническая специфика изобразительного искусства карачаевцев и балкарцев представляет собой явление достаточно сложное и требующее специального обстоятельного рассмотрения с учетом динамики этого свойства и системного его изучения.


Примечания.
1 [↑ назад]Тараненко Л. Н. Этногенез карачаевцев и балкарцев // Материалы «Круглого стола», сентябрь 1994 г. Карачаевск, 1997.
2 [↑ назад]Работы художника X. Крымшамхалова // Ленинское знамя. Черкесск, 1957. 23 июня.
3 [↑ назад]Тараненко Л. Н. Указ. соч.
4 [↑ назад]Суюнчев А. Незабываемый Хамзат Крымшамхалов // День республики. Черкесск, 2002. 25 апр.
5 [↑ назад]Там же.
Категория: Прочее | Добавил: drxblack (02.03.2015) | Автор: З. К. Койчуева | Источник: http://cyberleninka.ru/article/n/hudozhniki-pedagogi-karachaevo-cherkesii-bostanov-magomed-sosranovich-i-krymshamhalov-h

Всего комментариев: 0
avatar