Статьи
Главная » Статьи » История » Прочее |
В статье показана роль просветителей в развитии образования и культуры в Карачае в конце XIX - начале ХХ века. Автор прослеживает связь с современным состоянием образования и его влиянием на развитие культуры, социально-экономическое развитие страны, а также высказывает свое мнение относительно дальнейшего развития образования.
Реформа социально-экономической и политической жизни российского общества в постсоветский период не может идти в изоляции от развития культуры. Ведь недаром в начале XX века, когда советская власть шла по пути строительства социализма, великий писатель-гуманист А. М. Горький говорил: «Отечество чувствовало бы себя в меньшей опасности, если бы в отечестве было бы больше культуры»1Горький А. М. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре. Рассказы. М.: Современник, 1991. С. 34.. Это было сказано в связи с тем, что в годы Гражданской войны и после общество было разделено на две противостоящие силы, на этой волне гибли сотни тысяч людей, разрушались многие памятники культуры, из года в год росла преступность, захлестнула страну детская беспризорность, голод, обнищание основной массы населения. В конце XX и начале XXI века российское общество вновь переживает нечто подобное. В отдельных регионах страны идет неприкрытая борьба, а иногда военные действия между разными силами, разрушаются памятники истории и культуры; в других регионах если не уничтожаются, то бездействуют, особенно в сельской местности, очаги культуры, имеет место значительная безработица, растет преступность, детская беспризорность, жизненный уровень значительной части населения опустился ниже прожиточного минимума. В сельской местности и в небольших городах все еще не создаются рабочие места, продолжается процесс обнищания большинства населения. При этом сегодня нельзя отрицать, что за последние 10 лет сделано немало для развития производства, стабилизации общественно-политической жизни. однако, на наш взгляд, российскому обществу двигаться вперед без выяснения места и роли культуры каждого народа многонациональной России, определения взаимосвязи социально-экономического прогресса и развития культуры, без поиска закономерностей этой связи невозможно. Поэтому очень важно изучить связь между развитием экономики и ростом образованности и культуры, закономерности их взаимодействия. Назрела настоятельная необходимость исследовать состояние культуры современного общества, принимать безотлагательные меры для улучшения качества образования как основы для развития культуры. Это необходимо для того, чтобы рост качества образования и культуры людей, общества в целом стал катализатором роста сознания народа, стабилизации нравственно-психологического климата, способствовал социально-экономическому развитию. В область не всегда обдуманных политических решений и эмоций надо стараться привнести эмоции доброты и добра; необходимо помнить, что истинная суть культуры в отвращении ко всему, что грязно, подло, лживо, грубо, что унижает человека и заставляет его страдать. В целях изучения опыта прошлого, того, как представители интеллигенции Карачая боролись за повышение культуры и образования своего народа, обратимся к жизни и творчеству просветителей карачаевского народа во второй половине XIX -начале XX века. Во второй половине XIX века, с одной стороны, под влиянием передовой русской философской и общественной мысли, идей великих русских революционных демократов, произведений классиков русской литературы и русского искусства, с другой - через ислам и культуру Востока стало формироваться демократическое мировоззрение передовой интеллигенции Карачая. Лучшие представители интеллигенции, получив основательное образование в учебных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга, Ставрополя, Краснодара, Ростова-на-Дону, Баку, Стамбула, Казани, непременно возвращались в Карачай и Балкарию, обращали свои взоры и помыслы на развитие образования и культуры родного народа. Многие из них посвятили свою жизнь и деятельность этому благородному делу. они считали своим долгом приобщить народ к передовой русской и мировой культуре, сохранить и развивать его этнокультуру, создать письменность на карачаево-балкарском языке. Их деятельность, безусловно, оказала благотворное влияние на развитие культуры и образования. Последовательная разработка и пропаганда педагогической мысли карачаево-балкарского народа во второй половине XIX - начале XX века была тесно связана с именами известных деятелей культуры и просветителей: Ислама Крымшамхалова, Ильяса Байрамукова, Наны Токова, Хызыра Халилова, Исмаила Акбаева, Иммолата Хубиева, Сайда Халилова, Умара Алиева и т. д. Значительный вклад в культуру Карачая и Балкарии внес Ислам Пашаевич Крымшамхалов (1864-1910), художник, просветитель, энтузиаст народного просвещения 2Мусульманин: журн. Париж, 1911. № 6-7. С. 231.. Он получил первоначальное образование в семье своего дяди Исмаила Мирзакуловича Урусбиева в Балкарии. Ислам изучил арабское письмо, основы Корана, русский язык. Затем он продолжил свое образование в 18771878 годах в Ставропольской гимназии, а в 1880 году поступил на службу в конвой Его Императорского Величества Александра III в Петербурге. три года службы в конвое были для Ислама годами углубления знаний русской и мировой культуры. Именно в петербургский период жизни у И. П. Крымшамхалова под влиянием передовой русской философской и общественной мысли стало формироваться демократическое мировоззрение. Годы службы в центре духовной и общественной жизни России, знакомство с идеями великих русских революционных демократов, изучение произведений классиков русской и мировой литературы, в особенности творчества великого русского писателя Л. Н. толстого, помогло ему посвятить свою судьбу служению интересам народа3Хабичева-Боташева З. Б. Озарение души: картины жизни Ислама Крымшамхалова. Черкесск, 1985. С. 575.. Ислам Крымшамхалов в тебердинский период жизни активно трудился на ниве просветительства. он возглавил это движение в Карачае, вложил много сил, времени и средств для открытия начальных училищ, школ в горных аулах Карачая. Вместе с инженером Кондратьевым Ислам добился открытия училища в теберде. он писал: «Нравственное совершенствование нации надо начинать с истоков культуры и искусства. Стремление к совершенствованию - основа существования народа. Я с друзьями нес факел просвещения. Мы высоко-высоко поднимаем этот огонь, чтобы он был виден издали: спешите за нами, юные, догоните нас, обгоните! Мы хотим видеть вас впереди себя! Мой солнцем коронованный край, мой Карачай!..»4Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX - начала ХХ в.: избр. Т. 1. Нальчик, 1993. С. 127.. В последние годы жизни Ислам Крымшамхалов работал над созданием азбуки карачаево-балкарского языка на латинской основе, «„находя, что арабский алфавит трудный и тормозит дело распространения грамотности”. Он умер, не успев издать своей азбуки»5Очерки истории Карачаево-Черкесии. Т. 2. Ставрополь, 1967. С. 5775.. Известный народный поэт Карачая второй половины XIX - первой половины XX века Джанибеков Зекерия Калагериевич (Калай улу Аппа) над могилой Ислама Крымшамхалова в 1910 году сказал: «Если мы научимся ценить свою культуру, ее носителей - значит, начнем путь восхождения к вершинам мировой культуры. В истории нашего народа нет другого имени, которое значило бы столько, сколько имя Ислама. Вся его жизнь была подвигом во имя процветания горской культуры»6Там же.. Просветитель Ислам Крымшамхалов находился в дружбе с передовыми деятелями российской культуры - художником Н. А. Ярошенко, поэтом К. Л. Хетагуровым и др. Известный просветитель Карачая Ильяс Магомедович Байрамуков (18691921) был человеком демократических взглядов, организатором открытия первой светской школы в Карачае в 1878 году. В ауле Учкулан при поддержке наместника царской администрации в Эльбрусском округе Федора Куравлёва и начальника Кубанской области Н. Кармалина Ильяс Байрамуков, Ислам Крымшамхалов, старший брат Ильяса Ахмат Байрамуков, работавший старшиной аула Хурзук, активно занимались вопросом открытия новых школ в Карачае. В 1895 году появились школы в аулах Карт-Джурт, Хурзук, в 1897 году - в ауле Мара. Под влиянием Ильяса Байрамукова многие русские учителя приобщались к самобытной культуре горцев, изучали карачаевский язык, устное народное творчество, историю, обычаи и обряды. В свою очередь, Ильяс Байрамуков на уроках рассказывал учащимся о А. С. Пушкине, М. Ю. Лермонтове, Л. Н. Толстом. В конце XIX - начале XX века в Учкуланском училище работали выдающиеся демократы, будущие деятели российского освободительного движения М. И. Бруснев, Г. А. Лопатин, Е. Н. Нечесов и другие прогрессивно настроенные учителя. При их содействии в училище был собран богатейший дидактический материал, оборудован техническими средствами физический кабинет, создана при школе метеорологическая станция и т. д.7Ортабаева Р. А.-К., Биджиев А. М. По следам Къалай улу Аппа. Черкесск, 1995. С. 25.. Ильяс Байрамуков умер рано, в 1921 году, на 52-м году жизни, в г. Кисловодске после тяжелой операции. В 1922 году в газете «терек» (г. Пятигорск) Ислам (Къарачайлы), известный публицист, литературный и кинокритик, историк, писал: «Судьба этого подвижника такая суровая и неприветливая, такая глубоко трагическая, полна лишений, невзгод и трудов, так символична и характерна для труженика учителя, сына маленькой народности, что он вполне заслуживает того, чтобы было увековечено его имя»8Русская жизнь: журн. М., 1904. № 5-7. С. 136.. Другой просветитель Карачая, Токов Наны Хасанович (1870-1926), тоже уделял большое внимание народному просвещению, работал в Екатеринодарском краеведческом музее над написанием истории Карачая, собирал материалы по культуре, изучал фольклор. В апреле 1918 года он был избран делегатом II учредительного съезда Советов, членом Баталпашинского отделения исполкома Совета рабочих, крестьянских, горских и казачьих депутатов. После установления советской власти в Карачае Наны Токов работал учителем школы а. Карт-Джурт. Несмотря на свою активную хозяйственную, политическую деятельность, он находил время и возможность заниматься просветительской работой. Наны Токов публиковал в журнале «Шаркъ» (Баку) на азербайджанском языке свои стихотворения, материалы по истории и культуре Карачая. Он на протяжении всей жизни собирал легенды, предания, народные песни9Узденова С. Б. Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкесии. Пятигорск, 1994. С. 102.. В газете «Кубанские областные ведомости» опубликовал серию статей, посвященных различным злободневным вопросам жизни горцев - простых тружеников. Во время раскулачивания одного из богачей Наны токов с гордостью сказал ему: «Ваше богатство не стоит моего. Я собрал множество произведений фольклора карачаевского народа, что дороже всего вашего имущества»10Там же.. О значении творчества, жизни и деятельности Наны Токова, необходимости сбора и систематизации накопленного им карачаевского народного фольклора Ислам (Къарачайлы) писал в некрологе в газете «Советский юг»: «Наны Токов - культработник гор. Убит один из немногих просветителей Карачая - Наны Токов. Характерно: карачаевцы слили его имя и фамилию, произносили ,,Нанытоков”. Еще бы! Этот человек, кажется, был популярнейшим человеком в Карачае. Он ведь был не только общественным работником. Он был еще поэт. Поэт и собиратель сведений по истории и материальной культуре карачаевского племени. Певцы Карачая - они почтеннейшие люди гор. Н. Токов нам помог собрать немало песен. Он сам с любовью записывал неторопливыми арабскими буквами сказания предгорных и горных батыров, песенки пастухов. Унылый и суровый звук ,,сыбызгъы” - так близки были его духу...»11Советский юг: газ. Ростов н/Д, 1926. 24 авг.. Видным деятелем образования и просветителем в конце XIX - начале XX века был Халилов Хызыр Магомедович (1870-1926). Первоначальное религиозное образование он получил в семье под руководством своего отца: изучал арабский язык, научился читать Коран. Затем Хызыр окончил Тебердинскую аульскую школу, после - Усть-Лабинскую учительскую семинарию; с 1891 по 1923 год работал учителем в карачаевских аулах Карт-Джурт, Мара, Учкулан, Нижняя Теберда, Джегута, а затем в Адыгее. он имел хорошую домашнюю библиотеку, много читал, хорошо знал произведения Некрасова, Белинского, Писарева, Добролюбова, чернышевского и других классиков русской литературы; читал революционные газеты того периода: «Искру», «Социал-демократ» и т. д.12Там же.. Хызыр Халилов из своей домашней библиотеки давал книги многочисленным читателям, соратникам и ученикам. Его ученики стали первым поколением карачаевской интеллигенции, которая оставила большой след в истории и культуре Карачая. В начале XX века Х. Халилов вел переписку с редактором издававшегося в Париже журнала «Мусульманин» Магомет-Беком Хаджетпашой, организовал подписку на журнал в среде карачаевской интеллигенции, интересовался тиражом журнала, количеством его подписчиков, просил прислать все выпуски татарской библиотеки, по мере их выхода13Карачаево-Балкарские деятели культуры... С. 238.. Х. М. Халилов умер в 1943 году в ауле Верхняя теберда. Выдающимся карачаевским просветителем был Акбаев Исмаил Ахьяевич (1874-1937). Первоначальное образование он получил в начальной школе родного аула, а затем продолжил свое обучение в Балкарии, в Верхнем Баксане, у родственников матери - Эфендиевых. Здесь он постигал азы мусульманской грамоты, учился в известной урусбиевской школе. Видя выдающиеся способности сына, отец Ахъя, известный религиозный и общественный деятель Карачая, отправил его на учебу в г. Казань - центр мусульманского богословия тогдашней России. После окончания медресе в Казани Исмаил учился в знаменитой школе известного тюркофила Измаила Г аспринского в Крыму, затем в тифлисской учительской семинарии. Несколько лет совершенствовал свое духовное образование в Баку, а затем в Ставрополе. Разработкой письменности на карачаевском языке занимались почти все просветители Карачая. Однако попытки предшественников Исмаила Акбаева по созданию алфавита были безуспешны из-за отсутствия типографской базы и финансовых средств, издание букварей завершалось неудачей. Исмаил Акбаев в 1910 году издал в Темир-Хан-Шуре (Дагестан) в типографии В.Мавраева «Учебное пособие для первоначального обучения детей письму и чтению» на карачаево-балкарском языке. через два года с помощью дагестанского арабиста Джамалутдина Султана в той же типографии он издал перевод «Имам Ислама» под названием «о вероучении ислама на карачаевском языке». Много сил, энергии и времени отдавал И. Акбаев издательской деятельности; не раз ездил в Кисловодск, тифлис, Петербург, Ростов-на-Дону, изучал типографское дело, издательство, знакомился с издателями. В итоге он создал карачаевский алфавит, используя арабскую графику. В 1916 году впервые в истории просвещения Карачая им был написан и издан в тифлисе учебник «Ана тил» («Родная речь») тиражом две тысячи экземпляров. К тому времени, кроме кумыков, подобного учебника не имел ни один народ Северного Кавказа14Баучиев А. Д. Сайд Халилов. Черкесск, 1995. С. 10.. При разработке письменности карачаевцев и балкарцев Исмаил Акбаев опирался па достижения передовой педагогической мысли начала XX века. «Родная речь» Исмаила Ахьяевича Акбаева, помимо дидактического, содержала большой литературный материал. он включил в книгу фольклорные произведения, переводы трудов русских писателей, стихи Ислама Крымшамхалова, свои стихи и небольшие рассказы. По учебнику И. Акбаева учащиеся в Карачае и Балкарии обучались грамоте на протяжении 8 лет - до выпуска в 1924 году У. Д. Алиевым нового букваря на основе латинской графики. Он считал, что знание является основным средством ликвидации невежества и бескультурья народа; был поборником женского образования, связанного с жизнью, с семьей, получения светского образования, обучения населения на родном языке. Иммолат Хаджи-Шогаевич Хубиев (1873-1937) тоже является одним из ярких представителей просветителей карачаевского народа конца XIX - начала XX века. Он родился в ауле Карт-Джурт. После окончания аульской школы Иммолат Хубиев поступил в учительскую семинарию г. Ставрополя. Став учителем, он в течение длительного времени работал в школах аулов Джазлыкъ, Учкулан, Джегута, Карт-Джурт. Иммолат Хубиев был инициатором и организатором открытия в школе а. Карт-Джурт отделения для обучения грамоте девушек. Он активно сотрудничал с газетой «Кубанские областные ведомости», журналом «Мусульманин», который издавался в Париже, и рядом других средств массовой информации. Иммолат Хубиев остро ставил вопрос о необходимости широкого и разностороннего просвещения карачаевского народа, ратовал за политическое образование и трудовое воспитание молодежи, сближение школы с жизнью крестьян в аулах, призывал готовить молодежь к практической жизни. Он писал, что «для народного учителя гораздо важнее быть в курсе крестьянских интересов, склонностей и привычек, чем обладать даже очень высоким отвлеченным образованием или особыми дидактическими приемами для неестественного внушения крестьянским детям совершенно ненужных и неинтересных для них отвлеченных знаний»15Биттирова Т. Ш. Духовно-культурные основы карачаево-балкарской литературы. Махачкала, 1990. С. 87.. Иммолат Хубиев, обращаясь к интеллигенции, отмечал: «В то время, когда простые темные люди, как могут, обслуживают для нас все наши практические нужды, мы, русские интеллигенты, растрачиваем клокочущие в нас силы только на страсть к отвлеченностям и утопиям. Благодаря таким интеллигентам, Россия представляет собой пока хаос, покрытый тьмой. Давайте же начнем догонять другие страны, опередившие нас! Сделаем, возможно, скорее школу доступной всем, обязательной для каждого, сделаем везде показательные поля в целях наглядного обучения крестьянства всем приемам земледелия. Введем в школах практическое обучение сельскохозяйственным занятиям и ремеслам; ведь школа должна приноравливаться к жизни народа, и учителя не должны быть жрецами в храме науки, они не должны удаляться в святых, запираться от нужд народных, а должны всегда прислушиваться к ним в практической жизни»16ГАКЧР (Гос. арх. Карачаево-Черкесской Республики). Ф. 2. Оп. 26. Д. 5. Л. 11.. Большую роль в развитии образования и культуры карачаевского народа в конце XIX - начале XX века сыграл Алиев Умар Джашуович (1895-1938), общественный и государственный деятель, просветитель Карачая и Балкарии, соратник В. И. Ленина, известный ученый-историк. Он был всесторонне развитым и широко образованным человеком: знал историю народов Востока, их словесность, изучал арабскую, турецкую и персидскую филологию, был знатоком этнографии народов Северного Кавказа; в совершенстве владел русским, арабским, турецким, персидским, испанским, немецким, английским, татарским, башкирским, монгольским, бурятским, казахским, калмыцким, черкесским, кабардинским, абхазским, грузинским, азербайджанским, аварским, кумыкским языками. Заместитель директора издательства (Востиздата) И. Г. Веритэ в своих воспоминаниях об Умаре Алиеве пишет: «Забегая вперед, скажу, что у Умара Алиева было много преданных друзей и искренних почитателей. Их притягивало личное обаяние, доброта, многогранность его талантливой натуры. На Северном Кавказе пришлось строить национальную культуру и письменность почти на пустом месте. требовалась исключительная энергия, большая настойчивость, чтобы собрать и сплотить вокруг секции немногочисленные грамотные кадры и научить их авторскому и редакторскому делу»17Карачаево-Балкарские деятели культуры... С. 228-229.. В заключение напрашивается вывод, что просветители Карачая в первую очередь сами были глубоко и разносторонне образованными людьми. они своим личным примером, влиянием и практической деятельностью побуждали народ к просвещению. Благодаря их организаторской и практической деятельности были открыты светские школы во всех карачаевских аулах. Подавляющее большинство просветителей Карачая были талантливыми педагогами, являлись первыми учителями, инициаторами политехнического образования в школах. они стали первыми переводчиками на карачаевский язык произведений замечательных русских писателей: А. С. Пушкина, М. ю. Лермонтова, И. А. Крылова, А. П. чехова, И. С. тургенева и других. Многие из просветителей занимались разработкой письменности и учебников на родном языке. они были первыми организаторами образования горянок. В тот период подобные процессы происходили по всей стране. образованный человек был самым уважаемым в обществе. В начале XX века профессия учителя стала престижной, повысилось качество образования. Из стен школы выходили в большинстве своем образованные и культурные люди, которые сеяли в обществе знания. Получив высшее образование, они приносили значительную пользу социуму, пользовались уважением, авторитетом. Перед учителем люди снимали шапку, кланялись ему. Наряду с этим, хочется остановиться на том, каково состояние образования сегодня. Слабая материальная база общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений, низкая заработная плата педагогов привели, особенно в 90-х годах XX - начале XXI века, к значительному падению престижа профессии учителя, преподавателя вуза, уменьшению авторитета образования и образованного человека. Вместе того чтобы развивать материальную базу образовательных учреждений, повысить заработную плату педагогов, тем самым поднять престиж образования и образованного человека, сегодня в центре и на местах раздаются голоса о том, что высшие и средние учебные заведения готовят много специалистов, которые не могут трудоустроиться на работу по специальности. В этой связи все чаще звучит вопрос: не пора ли сократить количество высших учебных заведений, прием в них? Если пойти на такой недальновидный шаг, то это через некоторое время аукнется катастрофическим отставанием от большинства развитых стран в науке, технике, экономике и культуре. На наш взгляд, получение высшего образования влияет на рост не только уровня образованности, но и культуры населения. Кроме того, немаловажно, что высшие учебные заведения, зачисляя выпускников школ студентами, отрывают значительную часть молодежи от влияния улицы, криминальной среды. Это с одной стороны. С другой стороны, анализ итогов переписи населения 2002 года (итоги переписи населения России 2010 года пока еще не обнародованы) выявляет следующую картину. По численности студентов на 10 тыс. человек населения среди 30 наиболее развитых стран мира Россия занимает 17 место (и то с учетом числа аспирантов и докторантов, тогда как у других стран эти показатели не учтены). Среди 7 федеральных округов по численности студентов на 10 тыс. человек населения юФо занимает 7-е место (последнее). Среди 13 субъектов юФо по численности студентов на 10 тыс. человек населения Карачаево-черкесская Республика занимает 11-е место, по абсолютному количеству аспирантов тоже 11-е место, по известным причинам оставив позади чеченскую Республику и Республику Ингушетия18Образование в России: официал. изд. Госкомстата России. М., 2003.. На сегодняшний день складывается довольно печальная картина как по РФ, так и по юФо, и особенно по КЧР. Это никак не отвечает требованиям ХХ! века, необходимости ускорения социально-экономического развития России, интенсификации экономики.19С.26-42, 310-333, Российский статистический ежегодник: Госкомстат России. М., 2003. С. 529-530. Примечания. 1 [↑ назад]Горький А. М. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре. Рассказы. М.: Современник, 1991. С. 34. 2 [↑ назад]Мусульманин: журн. Париж, 1911. № 6-7. С. 231. 3 [↑ назад]Хабичева-Боташева З. Б. Озарение души: картины жизни Ислама Крымшамхалова. Черкесск, 1985. С. 575. 4 [↑ назад]Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX - начала ХХ в.: избр. Т. 1. Нальчик, 1993. С. 127. 5 [↑ назад]Очерки истории Карачаево-Черкесии. Т. 2. Ставрополь, 1967. С. 5775. 6 [↑ назад]Там же. 7 [↑ назад]Ортабаева Р. А.-К., Биджиев А. М. По следам Къалай улу Аппа. Черкесск, 1995. С. 25. 8 [↑ назад]Русская жизнь: журн. М., 1904. № 5-7. С. 136. 9 [↑ назад]Узденова С. Б. Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкесии. Пятигорск, 1994. С. 102. 10 [↑ назад]Там же. 11 [↑ назад]Советский юг: газ. Ростов н/Д, 1926. 24 авг. 12 [↑ назад]Там же. 13 [↑ назад]Карачаево-Балкарские деятели культуры... С. 238. 14 [↑ назад]Баучиев А. Д. Сайд Халилов. Черкесск, 1995. С. 10. 15 [↑ назад]Биттирова Т. Ш. Духовно-культурные основы карачаево-балкарской литературы. Махачкала, 1990. С. 87. 16 [↑ назад]ГАКЧР (Гос. арх. Карачаево-Черкесской Республики). Ф. 2. Оп. 26. Д. 5. Л. 11. 17 [↑ назад]Карачаево-Балкарские деятели культуры... С. 228-229. 18 [↑ назад]Образование в России: официал. изд. Госкомстата России. М., 2003. 19 [↑ назад]С.26-42, 310-333, Российский статистический ежегодник: Госкомстат России. М., 2003. С. 529-530. Категория: Прочее | Добавил: drxblack (04.03.2015)
|
| Источник: http://cyberleninka.ru/article/n/kultura-i-obrazovanie-karachaya-v-kontse-xix-nachale-hh-veka
Просмотров: 2779
|
|
Всего комментариев: 0 | |