Статьи
Главная » Статьи » История » Прочее |
Обитатели ущелий северного склона Кавказского хребта, между горами Эльбрус и Дыхтау, состоят из нескольких отдельных обществ, известных под наименованиями: Балкар, Хулам, Везенги, Чегем, Урусбий и Карачай. Небольшие эти племена, вследствие общности языка и происхождения, несмотря на сильных соседей племени Адыге, умели сохранить общую между собой историческую связь и политическое единство, возникшее в древнейшие времена и создавшие народную историю с ее песнями и преданиями, В этих народных преданиях особенно заметно выделяется предание о знаменитой винтовке, именуемой горцами Насыплы или Огурли-Ушкок, т. е. «Счастливая». Невозможно доискаться происхождения этого оружия, составлявшего не собственность какого-либо лица из народа, а достояние целого народа, хранившееся попеременно в каждом горском обществе; честь ношения его принадлежала только самому высокопоставленному лицу. Остается неоспоримым в наше время то, что горцы во всех случаях столкновения с врагами носили знаменитое оружие, как священное знамя и битва открывалась первым выстрелом «счастливой винтовки». В народной песне говорится о сверхъестественных свойствах знаменитого ружья такими словами: «От ее выстрела враги бросают в страхе поле битвы; рана, ею нанесенная, смертельна, хотя бы состояла из маленькой царапины; одно прицеливание из нее останавливает всех в оцепенении, будь то зверь или человек». Предание говорит также, что при всех предприятиях и делах, обладатель этого необыкновенного ружья может рассчитывать на непременный успех. Переходи из рук в руки среди горского народа, счастливая винтовка сопутствует ему, как гласят предания, во всех главнейших эпохах народной жизни. Так, будто бы во время посещения Петром Великим Дербента, кавказские горцы послали к Великому Государю своих депутатов для приветствования и просьбы - принять их под свое покровительство, чего они и были удостоены. В 1827 же году представители Горских обществ, прибыв в Ставрополь, заявили о своем желании принять присягу на верноподданство Государю Императору, в чем и получили милостивое соизволение Его Величества. В обоих этих случаях достоверно известно, что дорогое ружье находилось при народных депутатах. При своем долголетнем существовании, «счастливая винтовка» много раз видоизменялась согласно требованиям времени, а нынешняя наружная ее обделка приноровлена к сану последнего ее хранителя. Арабская надпись, насеченная в этом году на продольной верхней грани, изображает: «Своему обожаемому Великому Белому Царю, верноподданные и готовые служить по первому призыву народы: Урусбий, Чегем, Хулам, Безенги, Балкар». Ныне народное свое сокровище «Огурли-Ушкок», хранимое многие века с величайшей тщательностью, кавказские горцы Балкара, Хулама, Безенги, Чегема и Урусбия повергают к стопам Всемилостивейшего Своего Государя, Александра Александровича, как высокий залог своей безграничной преданности, прося Творца вселенной предоставить новому обладателю «Счастливой винтовки» таковое во всех делах Его преуспеяние, какое доставляла она своим прежним хранителям в течение многих столетий.
Примечание.
Терские ведомости, Владикавказ, 1884, 1 янв., № 1, с. 2-3
Винтовка «Огурли-Ушкок» вместе с вышеизложенным описанием ее народного значения, вручена депутатом от горских обществ г. Главноначальствующему на Кавказе, князю Дондукову-Корсакову (в последний проезд его через Владикавказ 18 декабря 1883 г.) для поднесения Государю Императору. Просмотров: 1176
|
|
Всего комментариев: 0 | |