Статьи
Главная » Статьи » История » Прочее |
Г. Рукавишников Самую высокую, самую дикую и в то же время живописнейшую часть главного хребта Кавказских гор образует Эльбрусский кряж. Его гребень уходит в область вечного снега (11000 фут.), а его отдельные пики (Эльбрус, Донгуз-орун, Тетнульд и др.) достигают пяти и более верст высоты. Пустынны и угрюмы эти белоснежные вершины. Унылая тишина окружающего нарушается лишь треском в ледниках да неожиданным грохотом обвалов. Кругом ни кустика, ни травинки: только сырые скалы громоздятся друг на друга и склоняют свои утесы над голубыми глетчерами. А внизу, у подножия гребня, природа дышит обилием роскоши своего убранства, своих красок. Шумные потоки, вырывающиеся из-под ледников западного склона Эльбруса, пробивают себе путь между гранитных глыб и каскадами сбегают в долины. Несколько отдельных долин соединяются в одну общую, убранную в густую зелень хвой и листвы. Эта обширная и плодородная котловина известна под названием Закубанского края. Здесь горные реки собираются вместе и дают начало Кубани. В своих верховьях она течет среди обрывистых берегов, окаймленных дремучим лесом и просторными тучными лугами. По берегам лепятся, как гнезда, сакли горцев, а на предгорьях, на живописных альпийских луговинах пасутся их многочисленные стада овец, лошадей прочего скота. Земли по истокам Кубани - Улу-каму, Учкулану и Хурзуку - заселены тюркскими племенами карачаевцев; вместе с другими соседними и по происхождению родственными обществами (чегемцы, хуламцы, безингиевцы) и называют общим именем тюркских татар. Территория карачаевских поселений почти всецело принадлежит Баталпашинскому уезду, Кубанской области и с запада ограничивается Тебердою (левый приток Кубани), с востока и с юга - Эльбрусом и его отрогами, с севера плоская предгорья и часть степей Кубанских и Терских заняты кабардинцами. Только коммерсанты-сванеты и горские евреи изредка перебираются в Карачай с юга по ледникам и горным проходам главного хребта, чтобы купить на деньги или выменять на свои товары (дешевые ситцы, веревки, табак и т.п.) карачаевский скот. Преобладающее мнение относит карачаевцев к ногайской ветви, к тюркским народом, хотя это не вполне оправдывается их типом: карачаевцы - одно из красивейших племен Кавказа. При невысоком росте они плечисты и с очень развитой мускулатурой; черты лица мелки, но правильны, цвет кожи белый и румяный; волосы разных оттенков; прекрасные зубы; худощавость; гибкий и стройный стан с присущею горцам грациозностью движений. Это более или менее характеристические признаки. Костюмом карачаевцы мало отличаются от своих соседей: общеизвестная черкеска, сапоги без каблуков или цуги (башмаки), широкие шаровары. Карачаевца можно отличить издали только по особой мохнатой, с плоским суконным верхом, овчинной шапке. Одежда женщин состоит из цветных канаусовых сорочек, архалука, чадры или других головных уборов с галунами и шальвар. Девушки заплетают косы разноцветными лентами, убирают шею ожерельем из монет и носят богатые металлические пояса. О своих предках карачаевцы не знают ничего достоверного. По преданиям один из карачаевских князей, Карча, разъезжая по долине Баксана (приток Терека), случайно нашел путь к истокам Кубани. Новая местность оказалось не занятою, и большая часть племени из долины Баксана переселилась в Закубанье. Князь Карча привел свой народ в порядок, посадил его на пашни и дал своим именем название племени "карачаевцы". Первые карачаевские князья были родственниками Карча. В народе и до сих пор благоговейно чтится память этого умного и деятельного воина-богатыря. В долине Баксана у подошвы Эльбруса сохранился памятник в виде часовни, поставленный, по преданиям, на могилы баксанского князя Камгута, родного дяди Карча. Подобно своему племяннику Камгут был образцом честности, строгой правды и добродушия. И не один горец не пройдет мимо памятника не совершив молитву за душу славного князя. Под влиянием таких героев, как Карча и Камгут, карачаевцы прослыли честнейшим из всех горских племен. Основной закон их горского кодекса -- уважение старших и подчинение им. Отец или вообще старший в семье является и его главою. Младшие в присутствии старших не имеют права сесть, вмешаться в разговор или участвовать в еде. Даже в случае разрешения этикет требует отказываться до трех раз. Старцы пользуются глубоким уважением со стороны всех, кто моложе их годами. Семейные отношения обязывают членов дома быть чрезвычайно скромными. Так что, например, супружеская нежность при посторонних лицах -- верх неприличия. Не принято также отцу ласкать своих детей. Несмотря на то, что карачаевцы горячие поклонники ислама*, многоженство у них почти отсутствует. Положение женщины лучше, чем у прочих горцев и, девушки пользуются свободою. Самую видную роль в браке имеет обычай купли невесты, причем калым, уплачиваемый иногда барантою (скот крупный и мелкий), поступает в собственность самой невесты, а не в пользу ее родителей. Соблюдение религиозных правил вменяется в обязанность каждому. Нарушители караются общественным презрением и иногда, по общему приговору, не допускается в мечеть. Также строго и отношение к труду. Трудолюбие всюду встречает себе почет и уважение в обществе, а лень порицание и презрение, которое выражается всенародно старцами. Это в своем роде наказание и клеймо позора для провинившегося. Ни одна девушка не выйдет за презираемого старцами. При господстве такого взгляда карачаевцы в высшей степени трезвый народ, чему много судействуют муллы, ведущие примерную жизнь. У этих горцев не проявляется в резких формах и тот воинственный пыл, те отчаянные разбойничьи порывы, которые свойственны многим кавказским народом. Когда-то в Карачае процветало земледелие и поля, засеваемые злаками и кукурузою, тщательно очищались от камней. Но недостаток земли и суслики (которых карачаевцы почему-то боятся уничтожать) заставили горцев охладеть к хлебопашеству и большая часть полей пришла в жалкое состояние. Посевы встречаются только вблизи домов и охраняются от сусликов канавами с проточною водой: когда суслики проникнут в посевы, воду пускают на ниву и выгоняют зверьков, затопляя их норы. Кроме того женщины и ребятишки с утра до ночи ходят по ниве и пугают сусликов ударами в медные тазы, косы, доски и т.п. Главным занятием горцев является теперь скотоводство. На горных пастбищах до самого подножия Мингитау (Эльбруса) пасутся табуны карачаевских лошадей и многочисленные стада овец. Женщины изготовляют из шерсти сукно, бурки, полсти; но вследствие патриархальности приемов изделия не высоки по качеству. Мужчины, между прочим, занимаются сбытом лесных материалов и, как пастухи, ведут полукочевой образ жизни, уходя летом со своими стадами в горы и оставляя в аулах только детей и женщин. При въезде в горский аул вам кажется, что все в нем дремлет, начиная от столетних старцев (а их не мало в Карачае) на бревнах и кончая огромными овчарками на крышах. Можно видеть праздное население только у мечети в часы намаза и у сборного места в сельском правлении. У карачаевцев есть свой кади-эфенди, т.е. судья по шариату (гражданский отдел Корана) и адату (неписанные законы, обычное право). В Учкулане имеется городской суд и училище для мальчиков, хотя некоторые муллы и в особенности старцы, оберегая свою религию, относятся недоброжелательно к русской школе. Но практические выгоды образования карачаевцы принимают и богатые семьи уже без смущения отправляют своих детей учиться в гимназии и в институты. Необходимость этого сознается тем более, что за последние годы начинает падать единственная опора карачаевской жизни - скотоводство. В безлесных зеленых холмах Садырлара, идущих несколькими грядами от северных склонов Эльбруса на запад к Кубани, были еще недавно тучные альпийские пастбища. А теперь почти все оголено сусликами. Бедность растет быстро. Нарождается новый тип людей, подобных нашим деревенским кулакам-мироедам. Эти, пока еще немногочисленные представители "культуры" забрасывают пастушество, капитализируют свое достояние и живут на проценты, сдавая собственные владения в аренду безземельным и закабаляя себе бедные семьи. "Новаками", помешанными на обогащении, во что бы то ни стало, являются, конечно, и аульные старшины со штатом прочих должностных лиц. После этого становится совершенно понятным благоразумное стремление карачаевцев к просвещению. *По мнению Клапрота, отрицающего тюркское происхождение карачаевцев, они были сперва язычниками и только в 1782 г. приняли магометанство. («ЖИВОПИСНАЯ РОССИЯ». Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении». Под общей редакцией П.П.Семенова, вице-председателя Императорского русского географического общества.1901 г. №35)Просмотров: 1519
|
|
Всего комментариев: 0 | |