Статьи
Главная » Статьи » История » Прочее |
МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СВЕДЕНИЯ АВТОРА XV ВЕКА О КАРАЧАЕВЦАХ И ЧЕРКЕСАХ Е. П. АЛЕКСЕЕВА В 1404 г. архиепископ персидского города Султанийи Иоанн де Галонифонтибус написал Сочинение «Книга познания мира». В основу книги легли впечатления автора от поездки; по разным странам, в том числе и по Кавказу, а также сведения более ранних источников. Де Галонифонтибус писал на латинском языке. С латинского на венгерский и английский это сочинение было переведено профессором Лайошем Тарди. В 11978 г. была опубликована в газете статья Тарди, где приводились сведения из книги Галонифонтибуса1. В 1980 г. в Баку на русском языке изданы извлечения из сочинения Галонифонтибуса под названием «Сведения о народах Кавказа» с очень ценными и интересными комментариями. С английского на русский эти извлечения были переведены 3. М. Буниятовым. Для истории адыгов сведения Галонифонтибуса изредка использовались исследователями2, для истории же карачаевцев эти данные не приводились, если не считать комментария к указанному бакинскому изданию3. Галофонтибус пишет, что в Черкесии жили две группы народов — белые и черные черкесы. Слово «черный» означало только название народа, но не говорило о цвете их кожи — поясняет автор. Белые черкесы — это адыги. На генуэзских картах XV— XVI вв. в районе Сочи отмечен населенный пункт — Альба Зихия4, что в переводе с итальянского означает «Белая Черкесия». Черные черкесы — это карачаевцы. Черными черкесами или карачеркесами называли карачаевцев (карачиолей) и авторы XVII в — итальянец Арканджело Ламберти и француз Жан Шарден5. В русском документе 1643 г. карачаевцы названы «карачаевскими черкесами»6. О черных черкесах Галонифонтибус пишет, что их никто никогда не посещал и сами они никогда не покидали гор, кроме тех случаев, когда им нужна была соль. Они имели свой собственный язык и свою письменность, — продолжает автор. Это последнее заявление представляет для нас большой интерес. Известно, что предки карачаевцев и балкарцев болгары — имели руническую письменность7. Может быть эта раннесредневековая руническая письменность сохранилась у карачаевцев и в позднем средневековье в XV в. Возможно до пустить и другое: карачаевцы могли пользоваться арабской письменностью. На территории Карачая (Нижне-Архызское городище) найдены камни с арабскими надписями X I—X II вв.8. Знание арабской письменности могло дожить и до XV в. Наконец, третья гипотеза. Карачаевцы и черкесы знали греческую письменность, так как они в то время были христианами, воспринявшими христианство от византийских греков. Раннесредневековые греческие надписи на территории Карачаево-Черкесии известны9. О христианских верованиях карачаевцев и черкесов сообщает тот же Галонифонтибус, а также упоминавшийся нами Ламберти10. Правда, последовательными Христианами карачаевцы и черкесы никогда не были. Галонифонтибус пишет, что в великие посты и в воскресенье они приносили в жертву животных, мясо которых раздавалось и поедалось, а головы отдавались бедным и старым. Рядом с церковью высаживались священные деревья, Деревья почитались черкесами и карачаевцами вплоть до начала XX века. Так, например, в Хурзуке росла сосна, которая у карачаевцев считалась священной. Из сочинения Галонифонтибуса видно, что у карачаевцев и черкесов не было единых государственных образований. В стране не было городов. Они не имеют царя, у них есть,, только не сколько феодалов, — пишет Галонифонтибус. Многие села имели собственных глав. Из слов Галонифонтибуса можно заключить, что знатные люди хорошо одевались, тогда, как простые люди имели очень бедную одежду. Таким образом, уже в начале XV в. у карачаевцев и черкесов были и знатные — феодалы и бедняки. Итак, из сочинения Галонифонтибуса мы узнаем, что в начале XV века у карачаевцев, во-первых, была письменность, во-вторых, что карачаевцы и черкесы были христианами, хотя и непоследовательными, и, в-третьих, что у этих народов уже в тот период были классовые, феодальные отношения. Сочинение Иоанна де Галонифонтибуса представляет большой интерес для изучения истории карачаевцев и черкесов. Но если о черкесах XV века пишут и другие авторы (например, венецианец Иосафат Барбаро), то о карачаевцах XV века книга Галонифонтибуса пока единственный известный нам источник. В этом большая ценность сведений, сообщаемых названным автором.
Примечания 1. Tapди Лайош. Адыги 575 лет назад. — Газ. «Кабардино-Балкарская правда», 1978, 31 мая. 2. См., например, Нагоев А. X. Материальная культура кабардинцев в эпоху позднего средневековья. X IV —-XVII вв. Нальчик, с. 74. 3. Иоанн де Галонифонтибус. Сведения о народах Кавказа. 1404 г. Баку, 1980, с. 35., примечание 81. 4. Брун Ф. Черноморье. Сборник исследований по исторической географии Южной России (1851— 1877). Одесса, т. II, 1880, с. 260. 5. Ламберти Арканджело. Описание Колхиды, называемой теперь Мингрелией. С картою. 1654 г. Пер. с итальянского К. Ф. Гана — СМ ОМ П К 43, Тифлис, 1913, отд. 1, с. 192; Шарден Жан. Путешествие Шардена по Закавказью в 1672— 1673 гг. Пер. Е. В. Бахутовой и Д. П. Носовича. — Из журнала «Кавказский вестник» № № 9 и 10, за 1900' И 1901 гг. Тифлис, 1902, с. 21. Несколько далее, на с. 22 Шарден пишет, что название «карачеркесы» дали карачиолам турки «по причине беспрестанных туманов и облаков в их стране, хотя они самый красивый народ в мире». 6. К РО 1, М., 1957, с. 222. 7. Кузнецов В. А. Надписи Хумаринского городища. — СА, 1963, № 1, с. 298— 305. 8. Лавров Л. И . Новые материалы по арабской эпиграфике на Север ном Кавказе. — СМАЭ, т. XX I, 1963, с- 261. 9. См., например: Кузнецов В. А. Алания в X — X III вв. Орджоникидзе, 1971, с. 185— 188. 10. Ламберти Арканджело, ук. соч, с. 2.
Источник: Проблемы археологии и этнографии Карачаево-Черкесии (материальная и духовная культура). Черкесск, 1983. С. 101-103 Категория: Прочее | Добавил: moonbloke (10.11.2016)
|
| Источник: http://www.elbrusoid.org/upload/iblock/d0d/d0dccc147608baeafa1947add9f834ca.pdf
Просмотров: 4622 | Комментарии: 1
|
Всего комментариев: 1 | |
| |