Статьи
Главная » Статьи » История » Прочее |
НРАВСТВЕННОЕ И ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАРАЧАЕВЦЕВ ПО НОРМАМ ОБЫЧНОГО ПРАВА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
З.Х. Текеева (Карачаево-Черке
Общество, как известно, не может существовать без определенных норм и правил. Карачаевское общество не являлось исключением в прошлом, не является им и в настоящее время.
Считается, что традиционные нормы жизнеустройства сохранялись в горских обществах как в годы Советской власти, так и после развала советской системы.
Но так ли это на самом деле?
В данной статье мы попытаемся на основе норм обычного права горцев проанализировать
Дети в карачаевских семьях пользовались большой любовью и заботой. В крестьянском быту от наличия детей, и, прежде всего, сыновей, зависели и количество рабочих рук в семье, и уход за родителями в старости. Старшее поколение не только требовало от младшего послушания и покорности, но и располагало к себе вниманием и участием, всей жизнью, не столько для себя, сколько для детей и внуков. В них видели продолжателей рода, опору старости, помощников в хозяйстве. В связи с этим большое значение придавали процессу воспитания детей и мальчиков, и девочек в равной степени.
В воспитании детей имелись два возрастных рубежа, соответствовавши
Как и все народы мира, карачаевцы придавали огромное значение воспитанию в подрастающем поколении нравственных качеств и соответствующих им правил поведения. И на одном из первых, если не на первом, мест здесь стояло внушение уважения к родителям и вообще ко всем старшим по возрасту.
Почтение к старшим прививалось всеми возможными способами. В повседневной жизни члены семьи, родственники, соседи объясняли детям, как следует вести себя со старшими, указывали на допущенные ими промахи, осуждали поступки, идущие в разрез с правилами приличия. Еще большее значение, чем назидания, имел личный пример окружающих, прежде всего братьев и сестер, показывающих, как нужно вести себя со старшими. Проступки по отношению к старшим наказывались, хотя, как правило, не рукоприкладством
Но из чего бы ни складывалось влияние старших на младших и власть одних над другими, отношения между ними подчинялись строгому этикету общения. Нравственное содержание этикета требовало от младших подчеркнутой скромности и сдержанности. Считалось недопустимым пренебречь мнением или советом старшего, отказать ему в просьбе, услуге и т.п. По этому поводу Н.А. Караулов писал: «Старшинство соблюдается особенно внимательно. Старшему первый привет, лучше кусок и мягче постель»2. Здесь нет необходимости перечислять все нормы поведенческого этикета. Следует только отметить, что при значительной разнице в возрасте правила поведения требовали неукоснительного соблюдения, при сравнительно небольшой – более либерального.
Большим почетом в обществе пользовались женщины. И здесь существовал этикет отношений между полами, с одной стороны, включавший в себя нравственные нормы, а с другой – соответствующие им правила поведения. Этикет предписывал мужчинам, прежде всего, защищать женщину от опасности или угрозы ее чести, оберегать ее, не допускать выполнения ею тяжелой физической работы. В то же время женщины, со своей стороны, должны были демонстрировать почтительное отношение к мужчинам. Таким образом, мы видим здесь этикет взаимного уважения полов. В то же время следует отметить, в отличие от быта семейного, в общественном быту все же больше знаков внимания не мужчине, а женщине.
Общественное мнение карачаевского общества охватывало также важнейшие сферы жизнедеятельност
В основе претворения в жизнь данного тезиса лежал дух соперничества «эришмеклик». Одним из них было достижение профессиональног
Воспитание интереса и любви к труду, потребности трудиться начиналось с раннего детства, когда под руководством родителей трудовая деятельность детей носит целенаправленный и систематический характер.
Основной проблемой, стоящей перед родителями, являлась организация такой трудовой деятельности, которая радовала бы детей, зарождала в них желание трудиться. Результатом трудового воспитания должно было стать не только приобретение трудовых приемов и навыков, но и воспитание целеустремленнос
Трудовому воспитанию способствовал и общественный быт карачаевцев, одним из проявлений которого являлась взаимопомощь. Карачаевец «должен настолько заботиться о нуждающихся, чтобы ставить их нужду выше интересов своей семьи»4, - писал Г. Чурсин. Из этого высказывания видно, на каком высоком уровне находили проявление самые разнообразные формы взаимопомощи, которая по сложившейся традиции была обязательной, и отказ в помощи расценивался как безнравственный поступок. Помощь оказывалась как в личном хозяйстве, так и при общественных работах. Дети, находившиеся рядом с родителями, наблюдали за работой и помогали по мере сил. В подростковом возрасте они уже обязаны были принимать участие в подобных работах. Это позволяло воспитывать в них чувство коллективизма, взаимовыручки и товарищества5.
Как ни устойчивы традиции, они не вечны. С изменяющимися условиями жизни рядом с ними появляются новации, нововведения. И как ни сопротивляются их появлению традиции, они либо под влиянием новаций обновляются сами, либо, в конце концов, уступают место новациям. Но есть еще и третий путь: не естественная эволюция, не взвешенная реформа, а крутая ломка традиций. Революция стремилась отсечь все старое и поменять местами все то, что можно было поменять. Традиционно-быто
К сожалению, здесь следует остановиться и на том, что в период долгих лет депортации и искусственного отторжения народных традиций, карачаевский народ потерял не только большое количество своих представителей, но и многие нравственноэтиче
В последующие десятилетия дальнейшему ослаблению этих традиций способствовали интенсивные процессы урбанизации – распространение городского образа жизни. В среде городского и испытавшего его влияние сельского населения переоценивались прежние ценности и утверждались новые стандарты поведения, к числу которых относилось и самоутверждение молодежи. Изменившиеся условия экономической и общественно-поли
В последнее время органы власти предпринимают шаги по возрождению народных традиций, различных этикетных норм. Но цель подобной деятельности – чисто практическая: использовать авторитет стариков при проведении различных государственных и общественных мероприятий. Делаются попытки создать Советы старейшин – Тере, созданы советы ветеранов войны, воиновинтернацио
Мы должны помнить о том, что без воспитания чувства уважения и гордости за достижения своего народа трудно вырастить цельных членов общества. В связи с этим сохранение и приумножение народных традиций в настоящее время является наиболее актуальной задачей в воспитании подрастающего поколения.
Примечания
1. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983. С. 73. 2. Караулов Н.А. Болкары на Кавказе //СМОМПК. - 1908. – Вып. 38. – С. 148. 3. Биджиева Ф.И., Текеева З.Х. К вопросу о связи фамильной чести и производственног 4. Чурсин Г.Ф. Поездка в Карачай. – Тифлис, 1915. – С. 15. 5. Текеева З.Х. О традиционном трудовом воспитании в карачаевских семьях // Исторические этюды – 3,. – Карачаевск, 2005. – С. 177. 6. Мусукаев А.И., Першиц А.И. народные традиции кабардинцев и балкарцев. – Нальчик, 1992. – С. 171.
Обычное право и правовой плюрализм на Кавказе в XIX – начале XX века / Материалы Всероссийской научной конференции. – Карачаевск: КЧГУ, 2009. С, 259-264 Просмотров: 3501
|
Всего комментариев: 0 | |