Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Общие 1 |
Отрадно, что исследование генеалогических преданий на Кавказе в последнее время все больше и больше находит своих последователей и это позволяет надеется на появление нового направления в кавказоведении. Генеалогия народов Кавказа, Владикавказ, 2010, с. 141-154. М.Д. Каракетов, Адильхан Адильоглу (Турция), А.К. Аликберов, Фасих Бадерхан. Отрадно, что исследование генеалогических преданий на Кавказе в последнее время все больше и больше находит своих последователей и это позволяет надеется на появление нового направления в кавказоведении. В то же время работа над генеалогиями - это «палка о двух концах». С одной стороны, многие из них составлялись заинтересованными людьми, не редко приукрашивавшими свою родословную и несколько принижавшими значение других родословий. С другой стороны, не всякая генеалогия может быть отнесена к историческому источнику, если данные в ней не подтверждаются в других материалах и источниках. Так обстоит дело с генеалогиями ряда древнейших родов Карачая, которые были наскоро записаны начальником Баталпашинского уезда Н.Г. Петрусевичем и пятью депутатами от карачаевцев, избранных в Комиссию для разбора прав сословий горцев Терской и Кубанской областей, что привело к искажению ряда родословий, несмотря на причисление их носителей к высшим сословиям1ЦГАРСО-А. Ф. 262. Оп. 1. Д. 23. Л. 55-86.. Это относится к происхождению таких древнейших карачаевских фамилий как Семеновы, Коркмазовы и Джанибековы, входивших в знатное подразделение Трамовичей. Н.Г. Петрусевич в 1868 г., так же как пять депутатов ротмистр Хаджи-Мурза Крымшамхалов, Пшемахо Дудов, Мусса Байрамуков, Хаджи Байрамкулов, Джамболат Байчоров2ЦГА РСО-А. Ф. 262. Оп. 1. Д. 23. Л. 179 - 179 об., 180 - 180 об., ориентируясь не на доводы самих Трамовичей (Коркмазовых, Джанибековых и Семеновых) на данные депутатов из абазин, считали, что родоначальником Коркмазовых был Коркмаз Коркмазов. Он, будучи аталыком (воспитателем) жившего в первой половине XIX в. владетельного абазинского узденя первой степени (по-абазински агмиста-ду кыт змаз3ЦГА РСО-А. Ф. 262.0п.1. Д. 57. Л. 25-30 об. Арчиллю Трамова, смог выкупиться и стать родоначальником узденьской фамилии Кормазовых. При этом отмечается, что сам Коркмаз находился как бы в подчиненном положении у Хустоса, верное Хустоса Бостанова. На самом деле, согласно генеалогическому преданию карачаевцев, между Бостановым Хустосом и Коркмазовым Коркмазом произошла стычка из земель по р. Дууту. Спор был урегулирован при посредничестве племянника Хасана Коркмазова Азиз-апенди или Орчалы Трамова и князя Бадры Крымшамхалова4Полевой материал 1986 г. инф.: Коркмазова Хаулат Сеитбиевна, 1916 г. р., аул Эки-суу-арасы.. Что же касается абазинских узденей Трамовых, то они, в одном из версий преданий, выводили свою родословную от хана Трама, который прибыл из Крыма, а его потомки проживали вместе с Боташем, родоначальником фамилии Боташевых в Боргустане5Полевые материалы 1999 г., записано у бесленеевцев М.Д. Каракетовым.. Киричиенко Н.И. в 1897 г. отмечал, что карачаевцы родоначальнику Семеновых - Семену приписывают победу над некоторым змеем, которого не смог убить Адурхай - родоначальник знатных родов Карачая - Адурхаевичей. В других версиях змея убивает Карча, предводитель народа. Если попытаться реконструировать исторические события по преданиям, то получается, что Трамовичи проживали в Карачае до того, как им стал править Карча, т.е., согласно народному датированию, примерно 600, 587, 700 и более лет назад. Получается, что Трамовичи, так же как Хустосовичи и Шатибековичи появились в Карачае примерно на рубеже раннего и позднего средневековья, а возможно и в более ранний период. Также в карачаевских преданиях говорится о том, что до Трама были еще несколько колен (Карахан, Тогъай и др.), а абазинские Трамовы в данных преданиях определяются как отрасль, идущая не от самого Трама, а трамовичей Коркмазовых. Приведенное Н.Г. Петрусевичем предание о происхождении Коркмазовых нуждается в серьёзной корректировке. Во-первых, Коркмаз Коркмазов, от которого якобы пошли Коркмазовы, жил в конце XVIII – первой половине XIX в. Во-вторых, ещё в 1807-1808 ГГ. академику Г.-Ю. Клапроту армянин Захар Иванович Чергилов (Шергилян), проживший несколько лет в верхнекубанском Карачае в конце XVIII в., приводил следующие сведения о Коркмазе Коркмазове и фамилии Кормазовых: «Можно назвать следующие княжеские семьи в Карачае, с ныне живущими здесь членами этих семей: …11. Семья Корхмас (Корхмасларин (верное - Коркмазлары. - авторы): Корхмас, Хасан, Хаджибек, Хагим (верное – Хаким. - авторы)»6Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. (Под. ред. В.К. Гарданова). Нальчик. 1974. С. 253-254. Иначе говоря, Коркмазовы по своему статусу и положению были достаточно влиятельны, что их приравнивали к княжескому сословию, хотя они относились к высшему узденьскому сословию – уллуузденям. С ними устанавливали родственные связи кабардинские уздени первой степени, а в архивных материалах они владели 970 десятинами из лучших земель Карачая на правах родовых имуществ -«а) По р. Джанай и Джалан-Кол; б) По р. Аман-Кол; с) По притоку р. Даут - Коджак-Тёбе и д) По р. Дауту и Учкулану в разных местах». В данном случае мы опускаем те земли, которые относились к благоприобретённым. В XIX в. из данной фамилии, так же как из других привилегированных родов Карачая, выдавали аманатов сперва Османским, затем Российским властям как, например, Алису Коркмазова7ЦГАКБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 1333. Л. 2-4об.. М.Д. Каракетову в ходе полевых этнографических исследований удалось получить генеалогию Коркмазовых (до 23 поколений по мужской линии), записанную в начале XX в., а это более 600 лет или первая половина XIII в. При этом, заметим, что в генеалогии Коркмазовых встречаются двое Коркмазов - ранний и поздний. Сохранившиеся в памяти старожилов Карачая данные о женах глав 12 поколений Коркмазовых, говорят о том, что они являлись представительницами высших сословий Карачая и соседних обществ (узденей, чанков, а иногда и княжеских родов). Они же, как, например, Хасан, Даулет, Эльмурза, Мисост, Дагир, Азамост, Омар, Хуштай, Хаджи-Гирей, Саралык, Конали, Саралып Салман, Туган имели немало крепостных крестьян и дворовых8ЦГА КБР. Ф. Р-1209. Оп.7. Д. 60. Л. 1-133. Авторы выражают благодарность Б.-Дж. X. Кучмезову за выявление в грузинском архиве материалов по крепостным и дворовым Карачая, а также Т.М. Хаджиевой за предоставление в пользование копий данного документа.. Им несли повинности азаты (вольноотпущенники) и у них же имелись свои вассалы из сословия каракишей (свободных общинников) и даже из караузденей. Всё это мы привели для того, чтобы при исследовании генеалогий по одним документам не забывали привлекать другие, дабы не совершить ошибки уже исследовательского характера. * * * Приводимый ниже текст был передан потомком мухаджиров-карачаевцев исследователю Адильхану Адиль-оглу (Турция), который предоставил его М.Д. Каракетову для включения в сборник «Народы Центрального и Северо-Западного Кавказа в XVIII - начале XX в. Документы и материалы», подготовленный к изданию в Институте этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. Сложную работу по переводу текста и пояснению некоторых арабских терминов осуществили заведующий отделом Кавказско-Азиатских исследований Института востоковедения РАН, арабист, к.и.н. А. К. Аликберов и сотрудник этого же отдела Фасих Бадерхан. Вступительное слово, комментарий и пояснения тюркских слов осуществил сотрудник Института этнологии и антропологии РАН д.и.н. М.Д. Каракетов. Достаточно сложным для авторов оказался перевод тюркских и арабских имен и словосочетаний. Надеемся, что после публикации текста, часть имен будет идентифицирована и правильно воспроизведена. Автором содержательной части документа оказалась женщина по имени Джамила дочь Сухела или Каджи, которая не раз подчеркивает о неарабском характере некоторых предложений и слов. Она, скорее всего, была самоучкой, изучавшей арабскую и аджами грамоту. В то же время перед нами предание, которое приведено в полном соответствии с существовавшей в мусульманском мире формой изложения генеалогий - в начале идет историческое повествование с отражением социальной структуры общества, а затем собственно генеалогия, роспись которой принадлежала упомянутому Коркмазу Коркмазову. Теперь о соде–жании предания. В приводимом ниже тексте говорится о Карче родоначальнике карачаевских княжеских, чанкийских, тумовских, а по некоторым преданиям части узденьских тухумов Карачая, предводителе карачаевского народа, а также о Траме - родоначальнике древних карачаевских узденьских тухумов Коркмазовых, Джанибековых и Семеновых. Карча в данном предании выступает законодателем, установившим, по прибытии в Карачай, «Правила Карчи» (или «Кодекс Карчи»), известных в карачаево-балкарской социально-политической лексике как Законы Карчи (Карча-тёреле). Существовал также Кодекс этических норм - Карча-намыс. В свою очередь «Правила Карчи» или («Кодекс Карчи») являлись частью свода правовых норм «Карачай джол-джорукъ» - «Карачаевской дороги закон», нечто вроде «Русской правды». Некоторые нормы данных Правил, типа установление налога в пользу верховного правителя, различных отработок, «право первой ночи», право на повышение и понижение сословного статуса свойственны были как для развитых в социально-политическом отношении обществ, так и отражали доисламскую правовую культуру и морально-нравственные установления, осуждавшие такие виды отношений в обществе, как право первой ночи. Если опираться на источники, эпиграфические памятники и предания Карачая, то ислам, начав распространяться здесь в раннем средневековье, окончательно утвердился где-то в XVI - начале XVII в. В одном интересном предании, зафиксированном учеными-геологами Н.А. Штоффом и М.М. Беггровым в 1912 г. отмечается следующее: «Влево, на небольшой горной террасе расположен… отселок из нескольких дворов…, это - Марджа-Сын, место знаменитой в истории Карачая битвы начала XVII стол. До того времени карачаевцы, заселяя глухую горную местность, пребывали в язычестве; крымский хан, ревнуя о распространении ислама на Кавказе, отправил для священной войны два отряда, составленные из храбрейших хаджи (пилигримов в Мекку). Они, во славу Магомета, в долинах Зеленчуков успели обратить в ислам рассеянные и не сплоченные адыгейские племена. У верховьев Кубани отряды встретили сплоченное и независимое дотоле карачаевское племя, кото–ое выступило на защиту своей родины с национальной святыней идолом, по имени Марджа. Несмотря на все усилия, воинственные проповедники ислама были разбиты на голову и должны были отступить, но и карачаевцам эта победа обошлась так дорого, что они не были уже в состоянии противодействовать дальнейшему натиску врагов, вскоре были покорены и обращены в ислам, завися от турецкого военачальника, проживавшего в местности, где теперь расположен Баталпашинск»9Штофф Н.А. и Беггров М.М. Из Петербурга в Карачай. Путевые заметки. СПб. 1912. С. 17-18 (На правах рукописи. Труд выявил А. И. Айбазов в библиотеке Санкт-Петербурга).. На исторической карте 1630 г., которая готовится к изданию, указан лагерь и поселение на Кубани ниже верховий Кубани, т.е. на территории современного г. Баталпашинска под именем Kararioni, т.е. Карачиони. Скорее всего, речь идет о месте, которое, в силу того, что там сидел турецкий военачальник, контролировавший карачаевцев, было названо именем народа. Можно также допустить, что в этом месте ранее стояла какая-то резиденция карачаевских князей или значимое поселение карачаевского народа. В ходе сбора фольклора карачаевцев и балкарцев, собранного сотрудниками Кабардино-Балкарского Научно-исследовательского института гуманитарных исследований в 1970-е годы в Карачае в подтверждение данного предания зафиксирована паремия «времен возвращения карачаевцев и балкарцев в истинную религию - ислам»: «Къарачай Марджа Къырым ханны Алласын хорлады» -«Карачаевский Марджа победил Аллу Крымского хана». Существуют также другие выражения, где упоминается Марджа: «Эй, Марджа, эй», «Кет, Марджа, кет» - «Уйди, Марджа, уйди», «Ий, Марджа ары бир атла» - «Ий, Марджа перейди туда-то»; «Марджа, бери бир олтур» - «Марджа, садись, пожалуйста, здесь»; «Тейри, марджа ол алай тюйюлдю» - «Ей богу, марджа, это не так». С этого же периода в Карачае, скорее всего, начинается более интенсивное, чем ранее распространение произведений на арабской графической основе. Об этом свидетельствуют эпиграфический памятник на смешанном османско-карачаевском языке (ср. Карт-Джуртская надпись 1695 г.) и на карачаевском джекающе-чокающем языке Холамская надпись (1709 г.). В анализируемом арабографичном предании, что свойственно для данного жанра устного народного творчества, соединились несколько событий, объединенных в одно. Согласно содержанию, вначале Карча передал власть Шаухалу или Шамхалу с условием выполнения установленных им правил, затем, он сделал тоже самое, когда пришел Крым-Шаухал, т.е. здесь мы имеем дело с разными историческими периодами. В зафиксированных в XIX в. преданиях о Карче приводятся также разные периоды его жизни и деятельности -от 900 и более лет, 700, 616 и 587 до 400 лет, что, вероятно, отражает время управления Карачаем Карчой и его потомками – Карчаевичами. Текст немного скомкан. Упоминаемый в тексте Каншаубий выступает сыном Крымшаухала, что верно, если под последним именем разуметь фамилию или род, к которому он принадлежал. В реальности же Каншаубий являлся сыном Бекмурзы, внуком Сайлар-шамхала, правнуком Каракючюк-шамхала и т.д., говорится в одном из преданий. Почему дети Бекмурзы стали именоваться Крымшамхалами и не сохранили титул Шамхал вряд ли можно будет узнать по источникам. В одном из преданий говорится о том, что отец Бекмурзы Крымшамхалова Къырымбек или Къырым-Хан сын Шамхала и его нукер уллууздень Темурка Хубиев были изгнаны из Карачая ханом Карчой Темир-Болатовым из рода Тогъай-Хана потомка Бёкюрлю Карачая. По возвращению Кырымбека, он хотя и был прощен, но именоваться более ханом не мог. Он стал именоваться бий (князем). Хотя 92-летний Даут-хаджи Батчаев, у которого было записано предание в 1990 г., не привел титулы Шаухал и Крымшаухал, в то же время данное предание позволяет видеть в титуле хан шаухала, а в бие – бека и крымшаухала. Упоминание в анализируемом тексте Шаухала и Крым-Шаухала скорее всего вызвано тем, что в Карачае существовало два института шамхальства и крымшамхальства. Этимология слова Крым-Шаухал авторами часто выводится из тюркско-кумыкского слова Йарым -Половинчатый, т.е. Пол-Шамхала. Представляется, что такое объяснение противоречит развитию тюркских языков, а именно отсутствием в них перехода фонемы К в фонему Йот. Здесь, скорее всего, мы имеем дело с понятием Къырым - Остаток, Следующий после основной, отсюда Крым-Шамхал – Последующий Шамхал, т.е. наследный принц. До установления власти шамхалов, а затем и крымшамхалов в Карачае, согласно преданиям, существовал социальный и идеологический институт карачайлыкъ, къарачайчылыкъ (карачайство). При этом, данный институт сопоставим с ханлыкъ (ханство) или беклик (бекство). Последний термин, современными карачаево-балкарцами переводится как крепость, от бек - «крепкий». Заметим, что хранителями данного института являлись знатные роды, которых именовали Хан-къарачайла - Ханы карачаи или Карачаевичи, Керти-къарачайла - Истинные карачаи, т.е. реальные владетели, феодалы. Вес Карачаевичей был настолько велик в обществе, что при нарушении князьями правил или законов, они могли не только в судебном порядке наказать их, но и вынести на своём собрании «смертный» приговор нерадивым князьям. То же самое было среди кумыков. По всем важным вопросам судебного характера кумыкские шамхалы и крымшамхалы обращались к карачайлар или карачибекам. Следует заметить, что древние узденьские роды Карачая Алиевы, Борлаковы, Шамановы происходят из тех территорий Кумыкстана, в которых правителями являлись карачайлар или къарачи-беклер. Носители данных соционимов в Карачае и Кумыкстане считаются самыми древними насельниками данных регионов. Дагестано(кумыкско)-карачаевские социальные связи подкрепляется и другими данными. Постоянным местом проживания Шамхалов Дагестана являлся Кази-Кумух, тогда как их зимней резиденцией было укрепление и поселение Тарки. В Карачае постоянным местом проживания Крым-Шамхалов были два поселения Камык и Тар-ауз, а зимняя их резиденция находилась в укреплении Торкачи, или Таркачы (букв. Таркское) или Эль-Таркач. Вполне вероятно, что понятие тар в названиях Таркачи и Тарки уходит своими корнями в древнетюркский период истории Северного Кавказа. Так, у гунно-савиров или хазар упоминается святилище переведённое с армянского как Дарку-нанд. Представляется, что здесь отражено тюркское заимствование древнеиранского дар, тар -город, укрепленное место. Возможно и другое объяснение на основе тюркского языка. В Хазарии, как известно, некоторые города также имели наименования с дар, дер - Семендер, Баланджа– . В Карачае сохранилось название такого рода - Джукку-джары верхняя часть современного аула Каменомост. Можно привести одинаковое карачаево-кумыкское обозначение поселений (кент и джурт/юрт): Кара-кент, Огъары Тургъул-кент (совр. Кяфар), Тёбен Тургъул-кент (поселение, которое существовало близ совр. станицы Кардоникской), Бабу-гент, Урду-кент (Карачай) и Карабудах-кент, Кая-кент и др. (Кумыкстан); Эски-джурт, Эль-джурт, Карт-джурт (Карачай) и Хасав-юрт (Кумыкстан) и т.д. Спецификой карачаевских названий можно считать название поселений, типа Ам-гата, Инджур-гата, Гендже-гата, Джегута, Тун-гата (совр. Донгат). Возможно, что кумыкское название Дженгута также связано с гата. Такие названия поселений упоминаются у печенегов и как заимствование известны у украинцев (хата - дом), русских (кита, ср. Китай-город в г. Москве), а через посредство карачаевцев у абазин кыт - поселение. Кроме того, основная часть названий сословий и сословных подразделений в Карачае и Кумыкстане полностью совпадают: Бий -Бий, Чанка - Чанка, Уллу-Уздень - Уллу-Уздень, Тюз-Уздень - Дюз-Уздень (к–мыкск.), Тёге–ек-Уздень - Дёгерек-Уздень (кумыкск.), Чагар-Кул Чагар, Кул Кул. Данные названия вошли также в русский язык и были приняты в административных делах при определении сословных групп других народов Северного Кавказа. Мы здесь не затрагиваем проблему языка - и карачаевский и кумыкский языки включаются в одну подгруппу тюркских языков. Такое совпадение названий не только населенного пункта, но и социальных стратов скорее всего вызвано существованием в прошлом общей государственности карачаево-балкарцев и кумыков. Была этой государственностью Гуннская держава или государство Хазарский каганат - предмет дальнейших изысканий. * * * Вернёмся, однако ж, к анализируемому тексту. В нём особое место отведено как отмечалось выше Карче. Согласно различным фольклорным источникам, фиксируемым в течение всего XIX в. и начале XX в., он был родственником султана и первым браком был женат на дочери султана. От этого брака у Карчи родился сын Дуда и дочь Кунсюлю, которую он выдал замуж за Крым-Шамхала10ЦГАРСО-А. Ф. 262. Оп. 1. Д. 71. Л. 109-119 об., а возможно за Шамхала. А было это 616, 700 лет или 1271 год назад, говорится в преданиях, записанных в 1897, 1899 и 1915 годах11Кириченко Н.Н. Русско-карачаевский словарь. Селение Мансуровское. 1897 (Рукопись хранится у д.и.н. М.Д. Каракетова). С. 17; История происхождения карачаевских фамилий. Учкулан. 1915 (Рукопись хранится у д.и.н. М.Д. Каракетова); Бекир. Предание о Карче, родоначальнике Карачая// «Кубанские (войсковые) областные ведомости». Екатеринодар. 1899. № 266, 12 декабря; Василиса Бурксер. В стране карачаевцев (путевые заметки)//3аписки Крымско-Кавказского горного клуба. Одесса. 1915, № 3-4; Каракетов М.Д. Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев. М. 1995. С. 90-93, 112., а по данным 1849 года более 900 лет12Скитский Б.В. К вопросу о феодализме в Дигории//Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Орджоникидзе. 1939. Т. 5. С. 9., а по записям 1860-х и 1896 годах - 600 или 587 лет назад13ЦГАРСО-А. Ф. 262. Оп. 1. Д. 71. Л. 109-119 об.; Дъячков-TapacoeА. Н. Заметки о Карачае и карачаевцах// СМОМПК. Тифлис. Вып. 25. С. 54, 62.. Территория, на которой мы встречаем топонимы (название пещер, перевалов, крепостей, башен, поселений, творений природы -причудливых камней или холмов) с именем Карчи охватывает земли от Балкарии (р.Черек) до р. Уруп. Две Крепости Карчи встречаются на территории Черекской Балкарии – это Карча-Кала или современное название Болат-Кала и Карча-Кала в Сауту. Карча-Тешик - пещера Карчи в той же Черекской Балкарии и хребет Карча, соединяющий Черекское и Чегемское ущелья. Карчаны обасы (Могила Карчи), Карчаны къадау ташы и Карча-джурт - поселение в Картджуртском обществе (в Большом Карачае). Карча-Тёбе (Холм Карчи) и Карча-Кала в Архызском ущелье (Зеленчукский район) и Карчала хадаусу (Памятник Карчаевичей) в Загеданской долине (Урупский район) и т.д. Не углубляясь в прошлое Карачая, отметим, что в нашем распо–яжении имеется немало документов, подтверждающих ТОЛЬКО одно история данной страны сулит нам немало сюрпризов и открытий. Как бы то ни было перед нами оригинальный текст, указывающий историкам один из путей к поискам документов о прошлом Карачая. Перевод. Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Воистину, Карча (Къарча или Карача) прибыл в область (вилайат) Карачай. Он был очень могущественным правителем (Букв. «мог,щественным господином» (ас-саййид ал-кадир).). Он приказал своему военачальнику (нукеру) Шаухалу в течение месяца (бир ай) обеспечить в пользу своего господина исполнение семи правил. Первое правило: Шаухал (нукер) взимает с каждого дома то, что он (Карча) назвал налоговым сбором (расм). Второе правило: Шаухал берет то, что на ‘аджамском языке называется къатын суюм, т.е. «любовь женщины» (Вероятно, имеется в виду установление такой обязательной повинности, как право первой брачной ночи.). Третье правило: Дместные жители] сеют урожай (йазра‘ун)(В тексте: йан‘ун «совершать траурные действия».) один день Днедели] Дили поминают один день в неделе]. Четвертое правило: они собирают урожай один день Днедели]. Пятое правило: они косят траву (хашиш) один день Днедели]. Шестое правило: если девушка переходит от матери к мужу (т.е. выходит замуж), то [с нее] причитается бык. Седьмое правило: если мужчина женится, то Дот него] берется конь, и этот обычай называется имджик.(Верное - эмчек - за воспитательство и кормильство.-ред.) Так карачаевцы поступали каждый год. От этих повинностей были освобождены лишь потомки князя, которые считались саййидами из числа «знатных» (ахрар, букв.: «свободные»)(Ахрары - социальная катего.ия - аристократия, в данном случае имеется в виду уздени и князья - ред.). После этого Дв Карачай] прибыл Крым-Шаухал. Вместе с ним прибыл и князь Ибн Трам. Он убил человека и по этой причине обеднел. Он доверил свои дела Баштай, одной из дочерей Килича. Килич был женат на княгине (киназама) по имени Кийа, у которой воспитывался Каншаубий сын Крым-Шаухала сын Крым-Хана, который покровительствовал Кийе. Крым-Шаухал согласился. А все потому , что Крым-Шаухал покинул Крым, так как Крым у него отобрали [или в Крыму ему не дали жить]. По поводу Крым-Шаухала договорились, что он во всех делах [так же как Шаухал] выполняет семь Правил Карчи. Крым-Шаухал с повиновением принял эти условия. ДПосле этого потомки] Карча остались в Карачае без своих владений (вилайата). Князь [Ибн Трам] отдал Крым-Шаухалу жеребенка, который на языке ногай и на языке карачай называется кенже-тай. Каншаубий женился на женщине по имени Кушиях Биче, и от нее у него родились две дочери - Къантин и Къаз. Случилось так, что Каншаубий съел что-то отравленное и заболел неизлечимой болезнью. Поэтому он настоял на поездке в Шам. И он отправился в Шам. Там какая-то женщина заинтересовалась им, и она подумала, как бы мне женить его на себе, потому что он был очень красив. И она спросила его: - «Кто ты такой?» Он ответил: - «Я Каншаубий сын Крым-Шаухала. Я покинул свой вилайат» На это женщина сказала ему: - «Думаю, что я смогу тебя излечить, но для этого ты должен на мне жениться». Он принял предложение, соединился с ней узами брака и Дполностью] излечился с помощью Аллаха Всевышнего. Каншаубий заключил мировую с Шемахи-ханом, пожал ему руку, поприветствовал…, в знак примирения похлопал его по плечу семь Даз, восхваляя добродетель Шемахи-ляна. [До] отъезда Каншаубия в Шам в вилайате Карачай была междоусобица. ДВ то время] КаншаДбий искал место, где мог бы укрыться, и он обратился к князю [Ибн Траму], который был его другом, с просьбой погостить у него, поскольку он был из числа И он остановился в его доме. Князь зарезал корову, поставил мед и в мед положил соль. Каншаубий отказался от мяса и сказал: - Ах! Мясо, соль и мед - это позор! И он ушел со словами: - Где это видано, чтобы так поступали ахрары? Отрежьте ему крылья! Пусть с этого дня он более не считается ахраром! У князя [Ибн Трама] был только один сын и много дочерей. ДПосле этого случая] он не мог [не смел] женить сына на дочери ахрара и выдать своих дочерей за сыновей ахрара. А дочери его уже подросли. Затем через несколько лет Каншаубий вернулся из Шама. Он пришел в дом князя Ибн Трама. Все очень обрадовались, кроме князя [Ибн Трама], который был в отъезде. Вернувшись домой, князь обнаружил во дворе коня. Увидев коня, он обнял его. Каншаубий сильно этому удивился и, отвернув сердце от князя, сказал ему: - Коня ты любишь больше, чем меня. На это князь ответил: - Я буду тебе подчиняться во всем и не буду тебе возражать ни в чем. Затем Каншаубий сказал князю: - Выдавай дочерей за знатных, а то это грех и позор перед людьми. Но ни один из «знатных» (саййидов) Дна это предложение в то время] не откликнулся. Он выдавал их замуж тогда, когда дочери уже постарели. Князь [Ибн Трам] женил своего сына Коркмаза на девушке из среды ахраров. То же самое он сделал и по отношению к своим дочерям, выдав их за ахраров, как будто они были им ровней. Конец. Джамила дочь Сухел (?) дочь Дараша дочь Шамсы дочь Салим Гирея. [Приложение] Адрасбий дочь (?) ал Мырза ал Ногай ал Шагъабан, дочь его [Шагъабана] Кул и сын ее Таулухан, и его ДТаулухана] два сына Ахлау и Акчик. Амир [Владетель] Трам-шязъ и его потомки Тохтар - Коркмаз - Джанай – Ахмармаз – Яказ(н)а - сын его Корфур и сын его Якзабир, сын Мустафа, сын (Б)Янукар - Джарашты. Коркмаза потомки: Даут, Даулет, Кул, Набар, Калтур, Йабакку. На языке аджама: Отделилось от рода (джине) Трама четыре ветви, называемые йандаврам [или йаздаврам, баздур] и их потомки Карджудбий - Ханмирза – Шаули [или Саули] - Джайлагъан. И потомки Джайлагъана: Ибрай, Хусейн, Сулейман и Абугар, Юлсн. Акъбий и сыновья его: Маджир, Къады. Акай, Джаммолат, Каджар, Урус, Селим-Герий. Селим-Герия сын Асланбек. Джанмолата потомки: Кучук, Исмаил, Еашлар, Куштас. Сыновья Селим-Гирея: Шамсу, Чарсак, Хаджи, Маткум, Сарл(б)ир, Али сын Джанмака, Шауалты сын Али. Маткума потомки: Али-Султан, Аджикурай (или Хаджи-Гирей), Шогьайыб. Шогъайыба сын Мустафа. Аджикурая (или Хаджи-Гирея) сын Умар, Али-Султана сын… Калтур брат Идриса и их потомки: Таймаз…, Ислам. Кады Хаджи Хадж-Бекир. Хаджи-Али сын Артамар, [а он] сын Джанкёза Яхья сын Джанкёза Да будет благословенен род Трама… Владелец (сахиб) Коркмаз сын Коркмаза. Примечания. 1 [↑ назад]ЦГАРСО-А. Ф. 262. Оп. 1. Д. 23. Л. 55-86. 2 [↑ назад]ЦГА РСО-А. Ф. 262. Оп. 1. Д. 23. Л. 179 - 179 об., 180 - 180 об. 3 [↑ назад]ЦГА РСО-А. Ф. 262.0п.1. Д. 57. Л. 25-30 об. 4 [↑ назад]Полевой материал 1986 г. инф.: Коркмазова Хаулат Сеитбиевна, 1916 г. р., аул Эки-суу-арасы. 5 [↑ назад]Полевые материалы 1999 г., записано у бесленеевцев М.Д. Каракетовым. 6 [↑ назад]Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. (Под. ред. В.К. Гарданова). Нальчик. 1974. С. 253-254. 7 [↑ назад]ЦГАКБР. Ф. И-16. Оп. 1. Д. 1333. Л. 2-4об. 8 [↑ назад]ЦГА КБР. Ф. Р-1209. Оп.7. Д. 60. Л. 1-133. Авторы выражают благодарность Б.-Дж. X. Кучмезову за выявление в грузинском архиве материалов по крепостным и дворовым Карачая, а также Т.М. Хаджиевой за предоставление в пользование копий данного документа. 9 [↑ назад]Штофф Н.А. и Беггров М.М. Из Петербурга в Карачай. Путевые заметки. СПб. 1912. С. 17-18 (На правах рукописи. Труд выявил А. И. Айбазов в библиотеке Санкт-Петербурга). 10 [↑ назад]ЦГАРСО-А. Ф. 262. Оп. 1. Д. 71. Л. 109-119 об. 11 [↑ назад]Кириченко Н.Н. Русско-карачаевский словарь. Селение Мансуровское. 1897 (Рукопись хранится у д.и.н. М.Д. Каракетова). С. 17; История происхождения карачаевских фамилий. Учкулан. 1915 (Рукопись хранится у д.и.н. М.Д. Каракетова); Бекир. Предание о Карче, родоначальнике Карачая// «Кубанские (войсковые) областные ведомости». Екатеринодар. 1899. № 266, 12 декабря; Василиса Бурксер. В стране карачаевцев (путевые заметки)//3аписки Крымско-Кавказского горного клуба. Одесса. 1915, № 3-4; Каракетов М.Д. Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев. М. 1995. С. 90-93, 112. 12 [↑ назад]Скитский Б.В. К вопросу о феодализме в Дигории//Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Орджоникидзе. 1939. Т. 5. С. 9. 13 [↑ назад]ЦГАРСО-А. Ф. 262. Оп. 1. Д. 71. Л. 109-119 об.; Дъячков-TapacoeА. Н. Заметки о Карачае и карачаевцах// СМОМПК. Тифлис. Вып. 25. С. 54, 62. Просмотров: 7264
|
|
Всего комментариев: 0 | |