Статьи
Главная » Статьи » История » Прочее |
В категории материалов: 63 Показано материалов: 41-60 |
Страницы: « 1 2 3 4 » |
Сортировать по: Дате · Названию · Комментариям · Просмотрам
В статье рассмотрены отдельные аспекты процесса социальной адаптации депортированных народов Северного Кавказа в местах ссылки (Казахстан, Киргизия) во второй половине 1940 – первой половине 1950-х гг. Автором затронуты такие проблемы, как условия пребывания в режиме спецпоселения, динамика изменения уровня занятости спецпоселенцев, их отношение к своему положению, проблемы сохранения родственных связей.
Представители народов, депортированных в годы Великой Отечественной войны, были ограничены в правовом отношении и возможностях передвижения. На начальном этапе ссылки жизненно важной задачей была их скорейшая социальная адаптация в местах спецпоселения. В районах размещения спецпоселенцев было создано 429 комендатур НКВД. Каждую из них возглавлял комендант, носивший военную форму установленного образца и табельное оружие. Как правило, это были местные жители из числа бывших военнослужащих. Спецпоселенец был обязан один раз в месяц отмечаться в комендатуре и не выезжать без разрешения коменданта за границы определенного района. Запрещался переезд из одного населенного пункта в другой. Без разрешения нельзя было навещать своих родственников и т. п. Комендант был в каждом населенном пункте. В некоторых случаях, если села были совсем маленькими, мог быть один комендант на несколько таких поселений. Если же, напротив, населенный пункт был очень большой, то коменданты имели помощников. На группу домов из числа спецпоселенцев назначался так называемый «десятидворник», или десятник, в обязанности которого входило наблюдение за другими спецпоселенцами. Он докладывал коменданту о всех их перемещениях1Темукуев Б. Б. Спецпереселенцы: В 4 ч. – Нальчик, 1997. – С. 169.. |
В предлагаемой статье автор пытается рассмотреть мусульманскую политику в различных частях Российской империи, результатом которой стало включение представителей мусульманского духовенства некоторых регионов страны в систему государственного управления и признание ведущей роли шариата в их правовой жизни. Кроме того, на основе анализа обширной архивной базы автору удалось провести сравнительный анализ деятельности мусульманских духовных управлений в Оренбургском и Таврическом округах, Закавказье, на Северном Кавказе в XIX – начале XX века и выявить неоднозначность отношения государственных структур к служителям магометанского культа в различных областях империи.
Цель статьи – детально рассмотреть специфику и основные направления религиозной политики российского правительства в XIX – начале XX века. Во второй половине XVIII века в Российском государстве был объявлен принцип веротерпимости. Крупным шагом в этой связи явилось провозглашение в 1773 году Святейшим синодом терпимости официальной церкви ко всем другим верованиям, традиционным для России. Воцарение на престол Екатерины II значительно изменило положение мусульман в империи, религиозные преследования и притеснения прекратились, ислам стал признаваться религией в законе. «Присоединяя к государству земли, населенные мусульманами, русское правительство считало необходимым со времени XVIII столетия прилагать заботы о правильном устройстве мусульманского духовенства, установлении в законе его положения, обязанностей и преимуществ, создании мусульманской иерархии с высшими и низшими духовными лицами и мусульманских духовных управлений», – говорится в проекте С. Г. Рыбакова об устройстве духовной жизни мусульман России1Рыбаков С. Г. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман в России. Петроград, 1917.. Важную роль в реализации религиозной политики сыграл именной Указ Екатерины II от 1773 года «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных вероисповеданий и до построения по их законам молитвенных домов». Далее в Манифесте 1783 года, касаясь вопроса о присоединении Крыма к России, императрица обещала охранять «природную веру» и «законные обряды» мусульман Тавриды2Манифест 8 апреля 1783 г. «О принятии полуострова Крымского, острова Тамани и всей Кубанской стороны под Российскую державу» // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1: 1781–1783. Т. 21. СПб.: Тип. II отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1830. № 15708.. Екатерина II, как просвещенная правительница, предпочитала добиваться повиновения татар и других мусульманских народов не властными методами, а с учетом их национально-религиозных интересов. Она более была сторонницей «доброго обхождения», нежели грубой силы. Несомненно, что, предоставляя исламу некоторую независимость, Екатерина II защищала, прежде всего, реальные интересы самодержавия. Мусульманская пропаганда распространялась исключительно на те народы, которые еще не перешли в российское подданство или вообще могли отказаться от такого шага. |
В статье в рамках анализа искусствоведческого материала по истории зарождения, развития и становления изобразительного и декоративно-прикладного искусства Карачаево-Черкесии рассматривается творчество знаменитого скульптора и выдающегося художника региона, чья творческая и педагогическая деятельность известны далеко за пределами республики.
В практике художественно-эстетического воспитания и образования общепризнанно, что изобразительное, декоративно-прикладное искусство и дизайн несут в себе большие возможности формирования личности, развивают чувство патриотизма, бережного отношения к наследию прошлого и современного искусства. Наряду с этим одной из актуальных задач современного художественно-эстетического воспитания является изучение различных видов изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, являющихся копилкой национального опыта, обладающих своим восприятием мира и всего, что сохраняет и развивает жизнь на Земле. Ярко выраженная особенность искусства этнических групп карачаевцев и балкарцев прослеживается с глубокой древности. Самый факт наличия искусства является если не главным, то лучшим определителем присутствия устойчивых этнических общностей уже в археологических культурах. Сегодня достаточно успешно определены этногенетические корни карачаевцев и балкарцев, сюжетно-тематическое своеобразие их версии нартского эпоса, особенности народного декоративно-прикладного искусства и т. д.1Тараненко Л. Н. Этногенез карачаевцев и балкарцев // Материалы «Круглого стола», сентябрь 1994 г. Карачаевск, 1997.. |
В статье анализируются политические и судебные мероприятия, осуществлявшиеся белогвардейской (деникинской) администрацией в период Гражданской войны в России в горских округах Кубанского края на примере Карачая и Черкесии.
Гражданская война 1917–1922 гг. – явление сложное и многоплановое. Помимо сугубо военных действий, важное значение в развитии ситуации в ходе войны имели экономический, социальный, идеологический, культурный, религиозный и другие факторы. В этой связи весьма актуальным представляется изучение основных направлений государственного строительства в занятых белыми армиями регионах. Особенно интересен этот процесс в таком полиэтничном регионе, как Северный Кавказ. «Общепринятым в советской историографии, – отмечает В. Ж. Цветков, – был тезис о великодержавности, реакционности национальной политики белого движения на Юге России. В соответствии с этим и политика в отношении горских народов считалась основанной исключительно на силовом варианте подавления любых стремлений к автономии. Однако неправомерно было бы считать, что белая власть в своей политике на Кавказе не стремилась к миру, к максимально возможным в рамках единой России уступкам горской самостоятельности. В сравнении с порядком государственного управления, сложившегося на Кавказе во второй половине ХIХ в., это было заметным шагом вперед. Горцам предоставлялось право избрания своих правителей на съездах, гарантировалось сохранение шариатского права и суда, создание местного самоуправления, разрабатывались земельные законопроекты, призванные обеспечить право горцев на землю даже за счет частичной передачи им казачьих земель»1Цветков В. Ж. Забытые страницы второй кавказской войны [Электронный ресурс].URL: http://www. vif2.ru.. |
Одним из представителей карачаевской интеллигенции, который не избежал сталинских репрессий, был Ислам Абдул-Керимович Хубиев (Карачайлы) – видный государственный, общественно-политический деятель, прозаик, мыслитель и журналист. Рассмотрены материалы архивно-следственного дела на Ислама Абдул-Керимовича Хубиева. Раскрываются причины его ареста, вынесения смертного приговора, который был приведен в исполнение, и его посмертная реабилитация. Репрессии 30-х годов XX в. как составная часть политической истории Советского государства являются характерной чертой политической жизни всего Советского Союза. Карачаево-Черкесская Автономная область не явилась исключением. Сталинские репрессии осуществлялись не только в центре, но и на местах, где старое руководство на уровне республик, краев и областей опиралось на поддержку народа. Эти люди были слишком самостоятельны. Они мешали И.В. Сталину утверждать единоличную власть, создавать сильное унитарное государство. Иосиф Виссарионович Сталин начал разворачивать невиданную дотоле борьбу против всего, что классифицировалось им как «местный национализм». На XVII съезде партии, в 1934 году, поставив риторический вопрос, какой уклон – к великорусскому национализму или к местному национализму – представляет главную опасность, он ответил так: «Главную опасность представляет тот уклон, против которого перестали бороться и которому дали, таким образом, разрастись до государственной опасности»1Сталин И.В. Соч. Т. 13.- С. 362.... |
В статье освещается тема деятельности партийных структур Карачаевской автономной области по созданию истребительных батальонов, переводу органов госбезопасности и внутренних дел на военный уклад, организации партизанского движения в нагорной части Верхней Кубани.
В первые же дни после начала Великой Отечественной войны партийным руководством Карачая было заслушано сообщение начальника областной милиции облуправления НКВД Ивана Редькина о формировании Микоян-Шахарского истребительного батальона (ИБ)1ЦДОДП КЧР (Центр документации обществ. движений и партий Карачаево-Черкесской Республики). Ф. П-45. Оп. 1. Д. 86. Л. 42.. Такие подразделения создавались по стране согласно решению Совнаркома СССР от 24 июня 1941 г., которым был одобрен комплекс мер по обеспечению безопасности тыла страны, в том числе принято постановление «О мероприятиях по борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе». В рамках реализации данного акта на следующий день был издан приказ НКВД СССР за № 00804, который создал в структуре центрального аппарата этого наркомата Штаб истребительных батальонов; аналогичные оперативные группы – в региональных УНКВД2Ржевцев Ю. В ознаменование 65-летия Истребительных батальонов НКВД СССР [Электронный ресурс] // Солдат.Ru: [сайт]. URL: http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=3944. и в республиканских НКВД – одноимённые. |
В статье исследуется история взаимоотношений России и горских народов с позиции интеграционных процессов. Автор выявляет состояние традиционных устоев жизни горских народов и роль адата в организации управления национальными окраинами во второй половине XIX века, показывает порядок укрепления административных институтов и политической позиции российских властей в Карачае.
Процесс интеграции горского населения Кавказа в административноправовое поле Российской империи во второй половине XIX века отмечен заметными изменениями в формах и методах управления, в частности введением новой управленческой структуры в виде приставств и принятием целого ряда нормативных положений в этом направлении, утверждением системы военно-народного управления на основе «Положений», выработанных Александром II, от 2 декабря 1857 года и 1 апреля 1858 года, предоставлением командующим войскам более широких прав в управлении краем, помимо военных прерогатив, созданием Отделения по управлению горскими народами20ЦГА КБР. Ф. 16. Д. 1612. Л. 11, 2-3, 5, 10, 8-8-об., 12-12-об., распространением на Кавказе судебных уставов от 1864 года, которые так и не коснулись горского населения, введением в 1871 г. гражданского управления, включением горских народов в 1880-е годы в состав казачьих отделов и т. д... |
Статья посвящена антисоветскому восстанию, охватившему осенью 1920 г. горские округа Верхней Кубани и ставшему завершающим этапом Гражданской войны в регионе. Автором проведен анализ причин, приведших к восстанию, прослежен его ход, подведены итоги и обозначены последствия.
Вторая половина 1920 - начало 1921 года ознаменовалась в России целым рядом антибольшевистских восстаний. Они прошли практически во всех регионах Советского государства, поставив под вопрос само его существование. Прошли такие восстания и в регионе Верхней Кубани. В них участвовали как казаки, так и горцы Баталпашинского отдела. Процесс образования органов советской власти начался сразу же после занятия красными войсками станицы Баталпашинской - 24 марта 1920 года, где был создан отдельский ревком под председательством А. Марчихина1Очерки истории Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1972. Т. 2. С. 69.... |
Недавно в коллекции любителя старинного оружия обнаружен кинжал уникального исполнения и великолепной сохранности, на котором нанесены чернью имена владельца и оружейного мастера. Кто они, Башиев, клеймо которого мы видим на эфесе, и Урусбиев А. М., которому принадлежал редкой красоты кинжал? Урусбиев Асланбек Мирзакулович (в крещении Александр Алексеевич) – полковник царской армии родился в семье Мирзакула Исмаиловича, известного общественного деятеля, неоднократно упоминаемого в российских и европейских архивных и литературных источниках, исторических исследованиях. Впоследствии сыновья Мирзакула (Исмаил, Асланбек, Хамзат) и внуки (Сафарали, Науруз, Ибрагим и др.) внесли большой вклад в развитие горского общества. В один из решающих периодов в истории балкарского народа они ярко выразили свою пророссийскую ориентацию и служили России верой и правдой... |
Чотчаева Марина Юрьевна кандидат филологических наук г. Карачаевск
В статье рассматривается поэтическое преломление темы депортации карачаево-балкарского народа, проблемы свободы личности в оценке национального литературоведения, делаются выводы о том, что в отечественной культуре сложился эпос выселения со своими достаточно устойчивыми жанровыми признаками. Исследование Берберова Б.А.-Ю. «Тема народной трагедии и возрождения в карачаево-балкарской поэзии»1Берберов, Б.А.-Ю. Тема народной трагедии и возрождения в карачаево-балкарской поэзии [Текст] / Б.А.-Ю.Берберов.- автореферат дис. канд. филол. наук.- Нальчик, 2002. - 23с. представляет собой квалифицированное и обстоятельное изучение такого пласта словесности, как "литература выселения", являющегося хранилищем социокультурной памяти. Это позволило «восполнить пробелы в культурной истории балкарцев и карачаевцев и по-новому взглянуть на многие явления и закономерности литературного процесса»1Берберов, Б.А.-Ю. Тема народной трагедии и возрождения в карачаево-балкарской поэзии [Текст] / Б.А.-Ю.Берберов.- автореферат дис. канд. филол. наук.- Нальчик, 2002. - 23с.. |