Четверг, 26.12.2024, 17:47

Карачаевцы и балкарцы

Къайгъыны юйден чыгъарма.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
07.07.2024 | 05:19 | Бара-бара баз табдым (Экинчи вариант)
Чёмюч деген неди
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.

Статьи

Главная » Статьи » История » Прочее

В категории материалов: 63
Показано материалов: 41-60
Страницы: « 1 2 3 4 »

Сортировать по: Дате · Названию · Комментариям · Просмотрам
В статье рассмотрены отдельные аспекты процесса социальной адаптации депортированных народов Северного Кавказа в местах ссылки (Казахстан, Киргизия) во второй половине 1940 – первой половине 1950-х гг. Автором затронуты такие проблемы, как условия пребывания в режиме спецпоселения, динамика изменения уровня занятости спецпоселенцев, их отношение к своему положению, проблемы сохранения родственных связей.

Представители народов, депортированных в годы Великой Отечественной войны, были ограничены в правовом отношении и возможностях передвижения. На начальном этапе ссылки жизненно важной задачей была их скорейшая социальная адаптация в местах спецпоселения.

В районах размещения спецпоселенцев было создано 429 комендатур НКВД. Каждую из них возглавлял комендант, носивший военную форму установленного образца и табельное оружие. Как правило, это были местные жители из числа бывших военнослужащих. Спецпоселенец был обязан один раз в месяц отмечаться в комендатуре и не выезжать без разрешения коменданта за границы определенного района. Запрещался переезд из одного населенного пункта в другой. Без разрешения нельзя было навещать своих родственников и т. п.

Комендант был в каждом населенном пункте. В некоторых случаях, если села были совсем маленькими, мог быть один комендант на несколько таких поселений. Если же, напротив, населенный пункт был очень большой, то коменданты имели помощников. На группу домов из числа спецпоселенцев назначался так называемый «десятидворник», или десятник, в обязанности которого входило наблюдение за другими спецпоселенцами. Он докладывал коменданту о всех их перемещениях1Темукуев Б. Б. Спецпереселенцы: В 4 ч. – Нальчик, 1997. – С. 169..


Прочее | Просмотров: 1015 | Автор: В. Г. Шнайдер | Добавил: drxblack | Дата: 03.03.2015 | Комментарии (0)

В предлагаемой статье автор пытается рассмотреть мусульманскую политику в различных частях Российской империи, результатом которой стало включение представителей мусульманского духовенства некоторых регионов страны в систему государственного управления и признание ведущей роли шариата в их правовой жизни. Кроме того, на основе анализа обширной архивной базы автору удалось провести сравнительный анализ деятельности мусульманских духовных управлений в Оренбургском и Таврическом округах, Закавказье, на Северном Кавказе в XIX – начале XX века и выявить неоднозначность отношения государственных структур к служителям магометанского культа в различных областях империи.

Цель статьи – детально рассмотреть специфику и основные направления религиозной политики российского правительства в XIX – начале XX века.

Во второй половине XVIII века в Российском государстве был объявлен принцип веротерпимости. Крупным шагом в этой связи явилось провозглашение в 1773 году Святейшим синодом терпимости официальной церкви ко всем другим верованиям, традиционным для России. Воцарение на престол Екатерины II значительно изменило положение мусульман в империи, религиозные преследования и притеснения прекратились, ислам стал признаваться религией в законе. «Присоединяя к государству земли, населенные мусульманами, русское правительство считало необходимым со времени XVIII столетия прилагать заботы о правильном устройстве мусульманского духовенства, установлении в законе его положения, обязанностей и преимуществ, создании мусульманской иерархии с высшими и низшими духовными лицами и мусульманских духовных управлений», – говорится в проекте С. Г. Рыбакова об устройстве духовной жизни мусульман России1Рыбаков С. Г. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман в России. Петроград, 1917.. Важную роль в реализации религиозной политики сыграл именной Указ Екатерины II от 1773 года «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных вероисповеданий и до построения по их законам молитвенных домов». Далее в Манифесте 1783 года, касаясь вопроса о присоединении Крыма к России, императрица обещала охранять «природную веру» и «законные обряды» мусульман Тавриды2Манифест 8 апреля 1783 г. «О принятии полуострова Крымского, острова Тамани и всей Кубанской стороны под Российскую державу» // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1: 1781–1783. Т. 21. СПб.: Тип. II отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1830. № 15708.. Екатерина II, как просвещенная правительница, предпочитала добиваться повиновения татар и других мусульманских народов не властными методами, а с учетом их национально-религиозных интересов. Она более была сторонницей «доброго обхождения», нежели грубой силы. Несомненно, что, предоставляя исламу некоторую независимость, Екатерина II защищала, прежде всего, реальные интересы самодержавия. Мусульманская пропаганда распространялась исключительно на те народы, которые еще не перешли в российское подданство или вообще могли отказаться от такого шага.


Прочее | Просмотров: 885 | Автор: П. И. Абайханова | Добавил: drxblack | Дата: 02.03.2015 | Комментарии (0)

В статье автор показывает Исмаила Акбаева как создателя новой письменности Карачая и Балкарии, переводчика с русского на карачаево-балкарский язык ряда школьных учебников; рассматривает его жизненный путь, становление как просветителя, одного из самых образованных людей того времени; анализирует роль И. Акбаева в развитии женского образования в Карачае и Балкарии, изменении хозяйственного уклада жизни карачаевцев.

Исмаил Ахьяевич Акбаев (1874–1937) родился в ауле Верхняя Теберда в зажиточной семье. Первоначальное образование он получил в начальной школе родного аула, затем продолжил свое образование в Балкарии в Верхнем Баксане у родственников матери – Эфендиевых. Здесь Исмаил Акбаев постигал азы мусульманской грамоты, учился в известной Урусбиевской школе. Видя большие способности сына, отец Ахъя, известный религиозный и общественный деятель Карачая, отправил его на учебу в г. Казань – центр мусульманского богословия тогдашней России. После окончания медресе в Казани Исмаил учился в знаменитой школе известного тюркофила Измаила Гаспринского в Крыму, затем в Тифлисской учительской семинарии. Несколько лет он совершенствовал свое духовное образование в Баку, а затем в Стамбуле.

Исмаил Акбаев вернулся на родину, близко познакомившись с жизнью, бытом и культурой многих народов, получив основательное образование в мусульманских и научных центрах России и Турции. В те годы в Карачае и Балкарии не было равных ему в знании мусульманской теологии. он владел, наряду с карачаевским и арабским языками, еще турецким, русским, черкесским. Исмаил Акбаев по природе своей был человеком одаренным, открытым и хорошим собеседником, обладал прекрасным голосом, превосходно пел, танцевал, декламировал свои стихи и произведения других авторов. он сам сочинял слова и музыку, сам же исполнял многие песни.


Прочее | Просмотров: 4180 | Автор: А. Д. Койчуев | Добавил: drxblack | Дата: 02.03.2015 | Комментарии (0)

В статье в рамках анализа искусствоведческого материала по истории зарождения, развития и становления изобразительного и декоративно-прикладного искусства Карачаево-Черкесии рассматривается творчество знаменитого скульптора и выдающегося художника региона, чья творческая и педагогическая деятельность известны далеко за пределами республики.

В практике художественно-эстетического воспитания и образования общепризнанно, что изобразительное, декоративно-прикладное искусство и дизайн несут в себе большие возможности формирования личности, развивают чувство патриотизма, бережного отношения к наследию прошлого и современного искусства. Наряду с этим одной из актуальных задач современного художественно-эстетического воспитания является изучение различных видов изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, являющихся копилкой национального опыта, обладающих своим восприятием мира и всего, что сохраняет и развивает жизнь на Земле.

Ярко выраженная особенность искусства этнических групп карачаевцев и балкарцев прослеживается с глубокой древности. Самый факт наличия искусства является если не главным, то лучшим определителем присутствия устойчивых этнических общностей уже в археологических культурах. Сегодня достаточно успешно определены этногенетические корни карачаевцев и балкарцев, сюжетно-тематическое своеобразие их версии нартского эпоса, особенности народного декоративно-прикладного искусства и т. д.1Тараненко Л. Н. Этногенез карачаевцев и балкарцев // Материалы «Круглого стола», сентябрь 1994 г. Карачаевск, 1997..


Прочее | Просмотров: 2360 | Автор: З. К. Койчуева | Добавил: drxblack | Дата: 02.03.2015 | Комментарии (0)

В статье анализируются политические и судебные мероприятия, осуществлявшиеся белогвардейской (деникинской) администрацией в период Гражданской войны в России в горских округах Кубанского края на примере Карачая и Черкесии.

Гражданская война 1917–1922 гг. – явление сложное и многоплановое. Помимо сугубо военных действий, важное значение в развитии ситуации в ходе войны имели экономический, социальный, идеологический, культурный, религиозный и другие факторы. В этой связи весьма актуальным представляется изучение основных направлений государственного строительства в занятых белыми армиями регионах. Особенно интересен этот процесс в таком полиэтничном регионе, как Северный Кавказ.

«Общепринятым в советской историографии, – отмечает В. Ж. Цветков, – был тезис о великодержавности, реакционности национальной политики белого движения на Юге России. В соответствии с этим и политика в отношении горских народов считалась основанной исключительно на силовом варианте подавления любых стремлений к автономии. Однако неправомерно было бы считать, что белая власть в своей политике на Кавказе не стремилась к миру, к максимально возможным в рамках единой России уступкам горской самостоятельности. В сравнении с порядком государственного управления, сложившегося на Кавказе во второй половине ХIХ в., это было заметным шагом вперед. Горцам предоставлялось право избрания своих правителей на съездах, гарантировалось сохранение шариатского права и суда, создание местного самоуправления, разрабатывались земельные законопроекты, призванные обеспечить право горцев на землю даже за счет частичной передачи им казачьих земель»1Цветков В. Ж. Забытые страницы второй кавказской войны [Электронный ресурс].URL: http://www. vif2.ru..


Прочее | Просмотров: 1210 | Автор: А. Ю. Гайнулин | Добавил: drxblack | Дата: 04.02.2015 | Комментарии (0)

В статье представлен источниковедческий обзор русских делопроизводственных материалов XVII века, осуществлен систематический анализ всех сведений, содержащихся в данных источниках, о связях балкарцев с соседними народами и Российским государством в это время. По мнению автора, результаты исследования являются необходимым элементом для формирования эмпирической базы научной реконструкции истории Балкарии и политической истории Северного Кавказа в XVII веке.

В течение последних десятилетий специалисты указывают на недостаточный уровень источниковедческих исследований как на один из значимых факторов, влияющих на резкие колебания историографических оценок и на разработку наиболее сложных проблем северокавказской истории. В этой связи источниковедческий обзор русских делопроизводственных материалов XVII века, содержащих сведения о Балкарии и балкарцах, представляется актуальной исследовательской задачей.


Прочее | Просмотров: 2101 | Автор: Е. Г. Муратова | Добавил: drxblack | Дата: 04.02.2015 | Комментарии (0)

Ислам Абдул-Керимович Хубиев

Одним из представителей карачаевской интеллигенции, который не избежал сталинских репрессий, был Ислам Абдул-Керимович Хубиев (Карачайлы) – видный государственный, общественно-политический деятель, прозаик, мыслитель и журналист.

Рассмотрены материалы архивно-следственного дела на Ислама Абдул-Керимовича Хубиева. Раскрываются причины его ареста, вынесения смертного приговора, который был приведен в исполнение, и его посмертная реабилитация.

Репрессии 30-х годов XX в. как составная часть политической истории Советского государства являются характерной чертой политической жизни всего Советского Союза. Карачаево-Черкесская Автономная область не явилась исключением.

Сталинские репрессии осуществлялись не только в центре, но и на местах, где старое руководство на уровне республик, краев и областей опиралось на поддержку народа. Эти люди были слишком самостоятельны. Они мешали И.В. Сталину утверждать единоличную власть, создавать сильное унитарное государство.

Иосиф Виссарионович Сталин начал разворачивать невиданную дотоле борьбу против всего, что классифицировалось им как «местный национализм». На XVII съезде партии, в 1934 году, поставив риторический вопрос, какой уклон – к великорусскому национализму или к местному национализму – представляет главную опасность, он ответил так: «Главную опасность представляет тот уклон, против которого перестали бороться и которому дали, таким образом, разрастись до государственной опасности»1Сталин И.В. Соч. Т. 13.- С. 362....


Прочее | Просмотров: 1856 | Автор: И.Т. Бадахова | Добавил: drxblack | Дата: 03.02.2015 | Комментарии (0)

Чомаев Хаджи-Мекер Хамидович - Портрет старика
В статье рассматривается творчество старейшего художника-педагога, аксакала изобразительного искусства Карачая Х.-М. Чомаева. По мнению автора, его глубоко национальное творчество отражает в себе сочетание факторов приспособления к окружающей среде с факторами этнической традиции автохтонных и пришлых заимствованных компонентов в общем развитии изобразительного искусства Карачаево-Черкесии; демонстрирует взаимодействие и взаимопроникновение этих систем как внутри региона, так и с соседними родственными этническими культурами и другими республиками Северного Кавказа в целом.

Желание художников опираться на всю полноту своей национальной художественной культуры, народное декоративно-прикладное искусство естественно и закономерно. В декоративно-прикладном и станковом искусстве Карачаево-Черкесской Республики ощущается единый художественный мир, общий национальный характер. Научная проблема, на решение которой направлен наш проект, заключается в недостаточной разработанности в рамках искусствоведческого материала истории зарождения, развития и становления изобразительного искусства Карачаево-Черкесии и потребности ее практического освещения в процессе обучения и активизации познавательной деятельности студентов на занятиях художественно-проектного цикла. В связи со сложившимся национальным своеобразием и идейным единством российского искусства все более обнаруживается несостоятельность теорий, тянущих искусство развивающейся республики назад, к национальной архаике. Происходит это тогда, когда традиции национального искусства понимаются узко и односторонне, когда они сводятся к перенесению в станковые формы искусства особенностей и черт древнего народного декоративного творчества без учета его современных тенденций и трансформаций. Глубоко национальное творчество старейшего художника Карачая, аксакала изобразительного искусства Х.-М. Чомаева отражает в себе сочетание факторов приспособления к окружающей среде с факторами этнической традиции автохтонных и пришлых заимствованных компонентов развитии изобразительного искусства России в общем и Карачаево-Черкесии в частности; демонстрирует взаимодействие и взаимопроникновение этих систем как внутри региона, так и с соседними родственными этническими культурами и другими республиками Северного Кавказа в целом.


Прочее | Просмотров: 2742 | Автор: З. К. Койчуева | Добавил: drxblack | Дата: 03.02.2015 | Комментарии (0)

В статье освещается тема деятельности партийных структур Карачаевской автономной области по созданию истребительных батальонов, переводу органов госбезопасности и внутренних дел на военный уклад, организации партизанского движения в нагорной части Верхней Кубани.

В первые же дни после начала Великой Отечественной войны партийным руководством Карачая было заслушано сообщение начальника областной милиции облуправления НКВД Ивана Редькина о формировании Микоян-Шахарского истребительного батальона (ИБ)1ЦДОДП КЧР (Центр документации обществ. движений и партий Карачаево-Черкесской Республики). Ф. П-45. Оп. 1. Д. 86. Л. 42.. Такие подразделения создавались по стране согласно решению Совнаркома СССР от 24 июня 1941 г., которым был одобрен комплекс мер по обеспечению безопасности тыла страны, в том числе принято постановление «О мероприятиях по борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе». В рамках реализации данного акта на следующий день был издан приказ НКВД СССР за № 00804, который создал в структуре центрального аппарата этого наркомата Штаб истребительных батальонов; аналогичные оперативные группы – в региональных УНКВД2Ржевцев Ю. В ознаменование 65-летия Истребительных батальонов НКВД СССР [Электронный ресурс] // Солдат.Ru: [сайт]. URL: http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=3944. и в республиканских НКВД – одноимённые.


Прочее | Просмотров: 2549 | Автор: С. Б. Узденова | Добавил: drxblack | Дата: 03.02.2015 | Комментарии (0)

В статье, базирующейся главным образом на архивных материалах, рассматривается религиозный (исламский) фактор в кадровой и пропагандистской политике партийных и советских органов власти в Карачаевской национальной автономии в 1920-30-х гг.

С первых же дней своего существования большевистский режим проводил внутриполитический курс, враждебный всем религиям. Но, как правило, это пока еще каса-лось в основном духовенства Русской православной церкви, не только господствовавшей в конфессиональном пространстве дореволюционной России, но и являвшейся опорой свергнутой монархии...


Прочее | Просмотров: 601 | Автор: 3. И. Аджиева | Добавил: drxblack | Дата: 30.01.2015 | Комментарии (0)

В статье исследуется история взаимоотношений России и горских народов с позиции интеграционных процессов. Автор выявляет состояние традиционных устоев жизни горских народов и роль адата в организации управления национальными окраинами во второй половине XIX века, показывает порядок укрепления административных институтов и политической позиции российских властей в Карачае.

Процесс интеграции горского населения Кавказа в административноправовое поле Российской империи во второй половине XIX века отмечен заметными изменениями в формах и методах управления, в частности введением новой управленческой структуры в виде приставств и принятием целого ряда нормативных положений в этом направлении, утверждением системы военно-народного управления на основе «Положений», выработанных Александром II, от 2 декабря 1857 года и 1 апреля 1858 года, предоставлением командующим войскам более широких прав в управлении краем, помимо военных прерогатив, созданием Отделения по управлению горскими народами20ЦГА КБР. Ф. 16. Д. 1612. Л. 11, 2-3, 5, 10, 8-8-об., 12-12-об., распространением на Кавказе судебных уставов от 1864 года, которые так и не коснулись горского населения, введением в 1871 г. гражданского управления, включением горских народов в 1880-е годы в состав казачьих отделов и т. д...


Прочее | Просмотров: 1274 | Автор: П. И. Абайханова (Магаяева) | Добавил: drxblack | Дата: 29.01.2015 | Комментарии (0)

Статья посвящена антисоветскому восстанию, охватившему осенью 1920 г. горские округа Верхней Кубани и ставшему завершающим этапом Гражданской войны в регионе. Автором проведен анализ причин, приведших к восстанию, прослежен его ход, подведены итоги и обозначены последствия.

Вторая половина 1920 - начало 1921 года ознаменовалась в России целым рядом антибольшевистских восстаний. Они прошли практически во всех регионах Советского государства, поставив под вопрос само его существование. Прошли такие восстания и в регионе Верхней Кубани. В них участвовали как казаки, так и горцы Баталпашинского отдела.

Процесс образования органов советской власти начался сразу же после занятия красными войсками станицы Баталпашинской - 24 марта 1920 года, где был создан отдельский ревком под председательством А. Марчихина1Очерки истории Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1972. Т. 2. С. 69....


Прочее | Просмотров: 8641 | Автор: А. Ю. Гайнулин | Добавил: drxblack | Дата: 29.01.2015 | Комментарии (1)

Недавно в коллекции любителя старинного оружия обнаружен кинжал уникального исполнения и великолепной сохранности, на котором нанесены чернью имена владельца и оружейного мастера. Кто они, Башиев, клеймо которого мы видим на эфесе, и Урусбиев А. М., которому принадлежал редкой красоты кинжал?

Урусбиев Асланбек Мирзакулович (в крещении Александр Алексеевич) – полковник царской армии родился в семье Мирзакула Исмаиловича, известного общественного деятеля, неоднократно упоминаемого в российских и европейских архивных и литературных источниках, исторических исследованиях. Впоследствии сыновья Мирзакула (Исмаил, Асланбек, Хамзат) и внуки (Сафарали, Науруз, Ибрагим и др.) внесли большой вклад в развитие горского общества. В один из решающих периодов в истории балкарского народа они ярко выразили свою пророссийскую ориентацию и служили России верой и правдой...


Прочее | Просмотров: 1127 | Автор: Тамара Биттирова | Добавил: drxblack | Дата: 29.01.2015 | Комментарии (0)

Из дневников кубанского казачьего генерала М.А. Фостикова, отрывок рассказывающий о его нахождении весной 1920 г. в Карачае, где он, после отступления частей Белой армии с территории Кубанской области в Крым и Грузию, скрывался у своих друзей из среды карачаевского офицерства...

Интересно описание и взаимоотношения с данными офицерами:

«Позже тронулся в Карачай (горный район в верховьях реки Кубани), главным образом потому, что этот район был труднодоступен для большевиков — ркасные скалы и дремучие леса, а кроме того, меня здесь знали пять-шесть карачаевцев; они были моими хорошими знакомыми с молодых лет. Отступали в горы и небольшие партии казаков. У меня была мысль приступить немедленно к организации борьбы, но, вспомнив пьяные гульбища в станицах и встречая целые партии пьяных, уходящих в леса, отогнал от себя эту мысль и решил выжидать...


Прочее | Просмотров: 825 | Добавил: drxblack | Дата: 29.01.2015 | Комментарии (0)

Чотчаева Марина Юрьевна кандидат филологических наук г. Карачаевск
В статье рассматривается поэтическое преломление темы депортации карачаево-балкарского народа, проблемы свободы личности в оценке национального литературоведения, делаются выводы о том, что в отечественной культуре сложился эпос выселения со своими достаточно устойчивыми жанровыми признаками.

Исследование Берберова Б.А.-Ю. «Тема народной трагедии и возрождения в карачаево-балкарской поэзии»1Берберов, Б.А.-Ю. Тема народной трагедии и возрождения в карачаево-балкарской поэзии [Текст] / Б.А.-Ю.Берберов.- автореферат дис. канд. филол. наук.- Нальчик, 2002. - 23с. представляет собой квалифицированное и обстоятельное изучение такого пласта словесности, как "литература выселения", являющегося хранилищем социокультурной памяти. Это позволило «восполнить пробелы в культурной истории балкарцев и карачаевцев и по-новому взглянуть на многие явления и закономерности литературного процесса»1Берберов, Б.А.-Ю. Тема народной трагедии и возрождения в карачаево-балкарской поэзии [Текст] / Б.А.-Ю.Берберов.- автореферат дис. канд. филол. наук.- Нальчик, 2002. - 23с..


Прочее | Просмотров: 2128 | Автор: Чотчаева Марина Юрьевна | Добавил: drxblack | Дата: 10.12.2014 | Комментарии (0)

Упорный характер носило и восстание крестьян Балкарского общества в июле 1913 г. Оно было вызвано захватом таубиями Жанхотовыми общественных земель и лесных участков: Карасуйского, Бабугентского, Ташлы-Талин- ского и др.

Причины восстания Эти пастбищные и лесные участки общей площадью в 42 тыс. дес. были переданы в 1865 г. балкарским обществам. Балкарские таубии постепенно прибирали их к своим рукам, а затем поспешно начали закреплять за собой ранее захваченные общественные леса и продавать их разным дельцам, которые организовывали промышленную их разработку.

С 1912 г., в связи со строительством железнодорожной ветки Котляревская — Нальчик и строительством лесопильных заводов в слободе Нальчик, в селениях Кашкатау, Жемтале и Аргудане, еще более возросло значение этих лесов. Таубии Жанхотовы и Женоковы решили окончательно захватить и продать их лесопромышленникам. Для этого Жанхотовы начали возводить заборы, рыть канавы, огораживающие поляну и лесные участки. Крестьяне увидели в этом прямое стремление Жанхотовых захватить Карасуйский лес с полянами. Действия Жанхотовых и других таубиев вызвали сильное возмущение балкарских крестьян.


Прочее | Просмотров: 6269 | Автор: мики | Добавил: drxblack | Дата: 18.11.2014 | Комментарии (0)