Понедельник, 29.04.2024, 04:56

Карачаевцы и балкарцы

Чаба билмеген атны чарсха салмайдыла.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » История » Прочее

Два имени в одном кинжале

Недавно в коллекции любителя старинного оружия обнаружен кинжал уникального исполнения и великолепной сохранности, на котором нанесены чернью имена владельца и оружейного мастера. Кто они, Башиев, клеймо которого мы видим на эфесе, и Урусбиев А. М., которому принадлежал редкой красоты кинжал?

Урусбиев Асланбек Мирзакулович (в крещении Александр Алексеевич) – полковник царской армии родился в семье Мирзакула Исмаиловича, известного общественного деятеля, неоднократно упоминаемого в российских и европейских архивных и литературных источниках, исторических исследованиях. Впоследствии сыновья Мирзакула (Исмаил, Асланбек, Хамзат) и внуки (Сафарали, Науруз, Ибрагим и др.) внесли большой вклад в развитие горского общества. В один из решающих периодов в истории балкарского народа они ярко выразили свою пророссийскую ориентацию и служили России верой и правдой. В этом ряду имя Асланбека Урусбиева стоит особняком, хотя бы потому, что он одним из первых в молодом возрасте был произведен в полковники, проявив в боях личную храбрость. Он многие годы служил в Конвое Его Имераторского Величества. И тем не менее, о нем документов сохранилось немного, по крайней мере, в известных архивных коллекциях его послужной список до сих пор не обнаружен. Его родственники объясняют такое положение тем, что он был женат на близкой родственнице царя Александра II.

Имя Александра Урусбиева и фамильная тамга Урусбиевых украшают устья ножен кинжала, обнаруженного недавно.

Чернью на поверхности наконечника кинжала написано – «Баталпашинск, 1869, Башиев». Кто он, загадочный «Башиев», фамилия которого значится там, где обычно располагается имя мастера?

Кинжал Урасбиев А.М., Башиев
Кинжал Урасбиев А.М., Башиев
Кинжал Урасбиев А.М., Башиев
Кинжал Урасбиев А.М., Башиев

Так сложилось, что в историко-этнографической литературе, посвященной балкарцам, практически ничего не сказано (впрочем, как и о многом другом) об оружейных делах мастерах. Между тем, даже в конце 19 века, когда национальная историография только зарождалась, Мисост Абаев писал, что постоянная необходимость защищать свою независимость от соседей выработали «в Балкарии, с одной стороны, военный дух, и часть населения занималась походами на сторону за наживой, причем сами умели делать порох, сви¬нец добывали в своих горах, железные и вообще металлические изделия и оружие, даже заграничные, получали из Закавказья, а с другой – создали ремесленников – камен¬щиков, кузнецов, слесарей и даже оружейных мастеров, которые отправлялись на заработки в другие горские об¬щества и в Кабарду». Возможно, и Али-хаджи Башиев – автор уникальной работы - тоже вдали от дома выполнял заказы офицеров российской армии, поскольку на кинжале рядом с годом изготовления (1869) значится станица Баталпашинская, в тот период - становище атамана Кубанской области. Имя и дела Али-хажи Башиева пришлось восстанавливать по воспоминаниям его потомков – правнуков и праправнуков. Согласно их свидетельств, у Али-хажи было пять дочерей. После совершения хаджа, где он просил Всевышнего послать ему наследников-сыновей, у него родилось родилось пятеро сыновей – Эльмырза, Бекмырза, Локман, Ахий, Хасим, многочисленные потомки которых проживают по всей республике.

Али-хажи был известен своим мастерством далеко за пределами Балкарии, но и здесь сохранились его работы, в основном женские украшения. Они дошли до наших дней, пережив 30-годы, когда в ходе репрессий имушество зажиточных горцев беспощадно реквизировалось, и геноцид 40-х годов. В период депортации балкарского народа женские украшения часто спасали их владельцев от голодной смерти – женщины расставались со своими любимыми украшениями из золота и серебра ради сохранения жизни своих близких. Тем не менее, у некоторых потомков Али-хажи сохранились украшения, созданные руками их предка.

А теперь о самом кинжале. Это классический горский кинжал, на первый взгляд, но отличается строгим следованием карачаево-балкарской орнаментальной технике. Фамильная тамга четко и выразительно нанесена на на устье ножен, на лицевую сторону кинжала нанесены тюркский орнамент, который часто встречается на карачаево-балкарских кийизах.

В 19 веке с широким распространением стрелкового оружия значение колющего оружия ушло на второй план и подобные кинжалы стали частью парадного костюма горского князя. Их богато инкрустировали, украшали орнаментом и, в какой-то степени, к ним вернулось первоначальное сакральное звучание, ибо подобное оружие не имело уже практического значения.

Данный кинжал интересен тем, что здесь сошлись два знаменитых балкарца – князь Асланбек Урусбиев и представитель свободного крестьянства къара киши Али-хажи Башиев, каждый из них оставил за собой добрый след в памяти потомков.

Категория: Прочее | Добавил: drxblack (29.01.2015) | Автор: Тамара Биттирова | Источник: https://m.facebook.com/groups/1446198812328110?view=permalink&id=1516208855327105&p=0&refid=18
Просмотров: 1039 | Теги: Али-хажи Башиев, кинжал, Урусбиев

Всего комментариев: 0
avatar