Статьи
Главная » Статьи » История » Прочее |
Недавно в коллекции любителя старинного оружия обнаружен кинжал уникального исполнения и великолепной сохранности, на котором нанесены чернью имена владельца и оружейного мастера. Кто они, Башиев, клеймо которого мы видим на эфесе, и Урусбиев А. М., которому принадлежал редкой красоты кинжал? Урусбиев Асланбек Мирзакулович (в крещении Александр Алексеевич) – полковник царской армии родился в семье Мирзакула Исмаиловича, известного общественного деятеля, неоднократно упоминаемого в российских и европейских архивных и литературных источниках, исторических исследованиях. Впоследствии сыновья Мирзакула (Исмаил, Асланбек, Хамзат) и внуки (Сафарали, Науруз, Ибрагим и др.) внесли большой вклад в развитие горского общества. В один из решающих периодов в истории балкарского народа они ярко выразили свою пророссийскую ориентацию и служили России верой и правдой. В этом ряду имя Асланбека Урусбиева стоит особняком, хотя бы потому, что он одним из первых в молодом возрасте был произведен в полковники, проявив в боях личную храбрость. Он многие годы служил в Конвое Его Имераторского Величества. И тем не менее, о нем документов сохранилось немного, по крайней мере, в известных архивных коллекциях его послужной список до сих пор не обнаружен. Его родственники объясняют такое положение тем, что он был женат на близкой родственнице царя Александра II. Имя Александра Урусбиева и фамильная тамга Урусбиевых украшают устья ножен кинжала, обнаруженного недавно. Чернью на поверхности наконечника кинжала написано – «Баталпашинск, 1869, Башиев». Кто он, загадочный «Башиев», фамилия которого значится там, где обычно располагается имя мастера? Так сложилось, что в историко-этнографической литературе, посвященной балкарцам, практически ничего не сказано (впрочем, как и о многом другом) об оружейных делах мастерах. Между тем, даже в конце 19 века, когда национальная историография только зарождалась, Мисост Абаев писал, что постоянная необходимость защищать свою независимость от соседей выработали «в Балкарии, с одной стороны, военный дух, и часть населения занималась походами на сторону за наживой, причем сами умели делать порох, сви¬нец добывали в своих горах, железные и вообще металлические изделия и оружие, даже заграничные, получали из Закавказья, а с другой – создали ремесленников – камен¬щиков, кузнецов, слесарей и даже оружейных мастеров, которые отправлялись на заработки в другие горские об¬щества и в Кабарду». Возможно, и Али-хаджи Башиев – автор уникальной работы - тоже вдали от дома выполнял заказы офицеров российской армии, поскольку на кинжале рядом с годом изготовления (1869) значится станица Баталпашинская, в тот период - становище атамана Кубанской области. Имя и дела Али-хажи Башиева пришлось восстанавливать по воспоминаниям его потомков – правнуков и праправнуков. Согласно их свидетельств, у Али-хажи было пять дочерей. После совершения хаджа, где он просил Всевышнего послать ему наследников-сыновей, у него родилось родилось пятеро сыновей – Эльмырза, Бекмырза, Локман, Ахий, Хасим, многочисленные потомки которых проживают по всей республике. Али-хажи был известен своим мастерством далеко за пределами Балкарии, но и здесь сохранились его работы, в основном женские украшения. Они дошли до наших дней, пережив 30-годы, когда в ходе репрессий имушество зажиточных горцев беспощадно реквизировалось, и геноцид 40-х годов. В период депортации балкарского народа женские украшения часто спасали их владельцев от голодной смерти – женщины расставались со своими любимыми украшениями из золота и серебра ради сохранения жизни своих близких. Тем не менее, у некоторых потомков Али-хажи сохранились украшения, созданные руками их предка. А теперь о самом кинжале. Это классический горский кинжал, на первый взгляд, но отличается строгим следованием карачаево-балкарской орнаментальной технике. Фамильная тамга четко и выразительно нанесена на на устье ножен, на лицевую сторону кинжала нанесены тюркский орнамент, который часто встречается на карачаево-балкарских кийизах. В 19 веке с широким распространением стрелкового оружия значение колющего оружия ушло на второй план и подобные кинжалы стали частью парадного костюма горского князя. Их богато инкрустировали, украшали орнаментом и, в какой-то степени, к ним вернулось первоначальное сакральное звучание, ибо подобное оружие не имело уже практического значения. Данный кинжал интересен тем, что здесь сошлись два знаменитых балкарца – князь Асланбек Урусбиев и представитель свободного крестьянства къара киши Али-хажи Башиев, каждый из них оставил за собой добрый след в памяти потомков. Категория: Прочее | Добавил: drxblack (29.01.2015)
|
| Источник: https://m.facebook.com/groups/1446198812328110?view=permalink&id=1516208855327105&p=0&refid=18
Просмотров: 1109
|
|
Всего комментариев: 0 | |