Пятница, 29.03.2024, 15:31

Карачаевцы и балкарцы

Джыланны башы эзилсе да, къуйругъу къымылдайды.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » История » Прочее

В категории материалов: 63
Показано материалов: 21-40
Страницы: « 1 2 3 4 »

Сортировать по: Дате · Названию · Комментариям · Просмотрам
Сеит-Бий Крымшамхалов
Гаев Мухтар Ахияевич (1921–2001), кадровый офицер, летчик. Все пять лет войны прослужил в составе ночной бомбардировочной авиации дальнего действия. В 1946 году написал письмо на имя Сталина в котором открыто сказал, что балкарский народ, по доносам депортированный в Среднюю Азию, целенаправленно уничтожается. В ответ был репрессирован с основанием: «За провокационные измышления в адрес Правительства».

Генеральному Секретарю ЦК ВКП(б) Товарищу И. В. Сталину

ОБРАЩЕНИЕ

Мы, спецвыселенцы-балкарцы, расселенные на строительстве Алма-Ата Гэсстрой, Казахской ССР, обращаемся к Вам от имени более тридцати тысячи балкарцев, высланных, как Вам известно, 8 марта 1944 г. из Кабардино-Балкарской АССР.

Из выселенного балкарского населения более 90% составляют дети, старики и женщины, чьи отцы, сыновья и мужья сражались с первых дней на фронтах Великой Отечественной войны с немецкими оккупантами. Подавляющее большинство мужского населения призывного возраста балкарцев находилось в рядах Красной Армии и в партизанских отрядах вне территории Балкарии, большинство которых погибло на полях сражений с фашизмом, а их семьи высланы на уничтожение голодом на чужбине без каких-либо на то оснований, кроме их национальной принадлежности. Такая же участь постигла и тех, кто остался жив...


Прочее | Просмотров: 1944 | Автор: Гаев М.М. | Добавил: moonbloke | Дата: 27.05.2015 | Комментарии (0)

Т.Ш.Биттирова г.Нальчик
К вопросу о генеалогии Кубадиевых из Черекского ущелья

В карачаево-балкарском фольклоре по своей значимости важное место занимают исторические песни. Большую ценность среди них представляют фамильные, величальные песни и баллады. Они привлекательны как по своей художественной форме, богатству выразительных средств, сохранению традиционной песенной культуры, непреходящими идеями добра и справедливости, так и неповторимым колоритом ушедших эпох и представляют большой интерес для историков, этнологов, культурологов, лингвистов, для всех исследователей-гуманитариев.

Упоминание о древней балкарской фамилии Кубадиевых встречается в нескольких исторических песнях и во множестве преданий. Кроме того, в современном карачаево-балкарском фольклоре существует песня, посвященная специально истории фамилии. Она сохранилась во множестве вариантов, которые имеют незначительные расхождения в деталях.


Прочее | Просмотров: 1415 | Автор: Т.Ш.Биттирова | Добавил: moonbloke | Дата: 25.05.2015 | Комментарии (0)

Эфендиев С.И. г.Нальчик
Родословная: жизнь и деятельность великого балкарского поэта К.Ш.Кулиева
«ГЕНЕАЛОГИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА», №5 2003г. Нальчик - Москва

В этом г. в ноябре общественность нашей республики широко отметила 85-летие со дня рождения великого поэта и выдающегося гуманиста XX века народного поэта Кабардино-Балкарии, лауреата Ленинской и Государственной премий СССР и РСФСР Кайсына Шуваевича Кулиева.

Великие люди появляются в истории, как правило, в окружении других, выступая в звездной плеяде светилом первой величины. История культуры не может быть дана в отрыве от концепции философской истории. Кайсын Кулиев художественный гений балкарского народа.


Прочее | Просмотров: 2527 | Автор: Эфендиев С.И. | Добавил: moonbloke | Дата: 25.05.2015 | Комментарии (0)

Мусукаев А.И., г.Нальчик
Осетинские корни кабардинских и балкарских фамилий

В позднее средневековье и новое время на Кавказе происходил заметный рост производительных сил, совершенствовалась техника и развивалась торговля. Естественно, что наиболее выделяющиеся мастера повышали свои профессиональные навыки, и это служило основанием их разрыва с сельским хозяйством и полным переключением своих сил и возможностей на любимое и прибыльное занятие. Эти ремесленники часто покидали свои села и даже этническую среду, поселяясь не только в городах, но и вообще в местах скопления поселений и крупных населенных пунктах северокавказского региона. Баловы и Таовы черкесских аулов Зеюко и Кошхабль обязаны своим происхождением осетинским Каргаевым, братьям Умару и Пыра, прославленным мастерам по обработке кожи. Высокого уровня профессионализма они достигли благодаря урокам их отца Карагы Каргаева. Услугами братьев пользовались кабардинские, карачаевские и ногайские князья и дворяне. Изменявшиеся социально-экономические условия явились причиной того, что Умар и Пыра Каргаевы оказались в черкесском Хабезе. Их гостеприимно приняла знатная семья Касаевых. О мастерах высокого класса и их изысканных изделиях прослышал владелец Зеюко Хатокшуко и пригласил специалистов к себе. Младший брат Пыра принял приглашение, старший же – Умар остался в Хабезе...


Прочее | Просмотров: 2987 | Автор: Мусукаев А.И. | Добавил: moonbloke | Дата: 24.05.2015 | Комментарии (0)

Мусукаев А.И., г.Нальчик
Кабардинские и балкарские фамилии грузинского происхождения

Переселение людей с одного места на другое при их природной склонности к оседлому образу жизни первоначально происходило в связи с поисками более удобных и благоприятных мест обитания: лесных и охотничьих угодий, водоемов, защищенных стоянок, затем к этим причинам добавились стихийные бедствия, расширение территорий для занятий хозяйством, военные захваты.

В средневековье и новое время значительное влияние на миграционные процессы оказывали кровная месть, ссоры внутри семей, фамилий, конфликты в сельских общинах и вне их пределов, семейно-брачные отношения, развитие производства и торговли и многие другие факторы: политические, социальные, демографические и бытовые...


Прочее | Просмотров: 13215 | Автор: Мусукаев А.И. | Добавил: moonbloke | Дата: 24.05.2015 | Комментарии (1)

Жангоразова Н.А., г. Нальчик
Родословная Басията Шаханова

Жизнь и творческая деятельность

Басият Абаевич Шаханов известный публицист и просветитель начала XX века родился 17 января 1879 г. во Владикавказе. Многие десятилетия общественная и творческая деятельность Б. Шаханова не была объектом специального расследования в литературе. Среди работ о нем можно отметить статью Х. И. Хутуева "Просветители Балкарии конца ХIX века" и главу о просветителях в "Очерках истории балкарской литературы", где впервые были опубликованы некоторые сведения о нем.. Особый вклад в исследование фактов биографии, творчества и общественной деятельности Б. Шаханова внесла доктор филологических наук Тамара Шамшудиновна Биттирова. Она раскрыла широкому кругу читателей неизвестные до сих пор факты из жизни просветителя Б. Шаханова, опубликовала основную часть его публицистики. В 1991 г. Т. Биттирова издала книгу "Басият Шаханов. Избранная публицистика", которая просветила многие проблемы развития просветительского движения на Северном Кавказе...


Прочее | Просмотров: 1539 | Автор: Жангоразова Н.А. | Добавил: moonbloke | Дата: 24.05.2015 | Комментарии (0)

Абайланы Солтан-Бек
В. Д. ДЗИДЗОЕВ, тарых илмуланы доктору.
МИНГИ ТАУ. Нальчик. № 6 (148) ноябрь-декабрь 2009 ж. б 174-179

Шимал Кавказны алчы закий адамларыны жашаулары, дуния къарамлары, жамауат эм да философия кесаматлары алыкъына да иги тинтилип, ачыкъланып, бюгюннгю кюннге дери толу белгили тюйюлдюле. Аллай адамладан бири, мени какъылыма кёре, Х1Х ёмюрню белгили музыканты, малкъар халкъны айтхылы жарыкъландырыучуларындан бири Абайланы Солтан-Бекди.

Абайланы Солтан-Бек Петербург консерваторияда окъугъанды, алай аны бошаялмагъанды – ахча къолайлыгъы жетишмегенден. Солтан-Бек консерваториягъа кире туруп, аны окъуу-макъам фахмусуна «поляклы Паганини», айтхылы скрипач, Санкт-Петербург консерваторияны профессору Генрик Венявский къарагъанды. Артда уа таулу музыкачы аны классында окъугъанды. Ара шахардан къайтып, иги кесек заманны ол Владикавказда (Терк башында) жашагъанды. Бу кезиуде аны жашауунда, ишинде аллай жетишимле, триумфла болгъандыла – музыка чыгъармачылыкъда аллай жетишимле бла не уллу халкъ да ёхтемленирге болур эди...


Хапарла | Просмотров: 1604 | Автор: В. Д. Дзидзоев | Добавил: moonbloke | Дата: 24.05.2015 | Комментарии (0)

История взаимоотношений балкарцев с этнографическими группами грузин, своими корнями уходят в далёкое прошлое. Эти отношения нашли отражение в устном народном творчестве - в легендах, преданиях и песнях. Например, в балкарской легенде о двух братьях Басияте и Баделяте содержатся сведения о сванах, которые жили среди "таулу". В то же время в легендах сванов отмечаются, что сваны пришли в места современного расселения со стороны Балкарии. Эти предания, на мой взгляд, отражают весьма тесные этногенетические и культурно-хозяйственные отношения балкарцев (также как и карачаевцев, составляющих с балкарцами единый этнос - "Э.") со сванами.

Взаимоотношения со Сванетией

О наличие сванского этнического компонента на северных склонах писали многие путешественники и исследователи. Балкарцы сванов называют "эбзе", а сваны балкарцев - "савиар". Языковеды отмечают, что в горах и в предгорьях Балкарии имеются ряд топонимов, которые переводятся со сванского языка. Исследователи Харадзе и Робакидзе на конференции по происхождению балкарцев и карачаевцев в своём докладе отмечали, что за этнокультурными параллелями, которые имеются между балкарцами и сванами, скрывается единая культурная область "органической частью, которой были балкарцы". Для выявления наиболее ранних свидетельств о контактах балкарцев с жителями южных склонов кавказского хребта, можно привести пример с надписи на золотом кресте из церкви в Цховати, где говорится о нападении балкарцев на грузинскую церковь в г. Цховати, что в Имеретии и пленении здесь грузинского религиозного деятеля, которая произошла примерно в XV веке. Это первое упоминание о балкарцах в документах. Впрочем, история взаимоотношений обоих народов имеет больше позитивных, мирных страниц, чем военных негативных.


Прочее | Просмотров: 5400 | Автор: Кучмезов Б.Х. | Добавил: moonbloke | Дата: 24.05.2015 | Комментарии (3)

Балкарцы - тюркоязычный народ, коренные жители Республики Кабардино-Бал карии, расселены преимущественно в горных и предгорных ее районах в верховьях и по среднему течению рек Черек, Чегем, Баксан, Нальчик, Малка. Исторические се ления балкарцев - Большая Балкария (Уллу, или Къара-Малкъар), Холам, Безенги, Чегем, Басхан - располагались на высоте 1400 - 2300 м над уровнем моря.

Балкарцы - тюркоязычный народ, коренные жители Республики Кабардино-Бал карии, расселены преимущественно в горных и предгорных ее районах в верховьях и по среднему течению рек Черек, Чегем, Баксан, Нальчик, Малка. Исторические се ления балкарцев - Большая Балкария (Уллу, или Къара-Малкъар), Холам, Безенги, Чегем, Басхан - располагались на высоте 1400 - 2300 м над уровнем моря1География Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1971. С. 46 . Селения в свою очередь подразделялись на несколько (даже несколько десятков) мелких посел ков, их жители называли себя малкъарлыла, холамлыла, безенгылыла, чегемлиле, басханчыла при общем самоназвании таулула, что означает «жители гор». Балкарцы говорят на одном языке с карачаевцами, который относится к кыпчакской ветви тюркской группы урало-алтайской языковой семьи, его словарный состав весьма не однороден: кроме кыпчакского пласта, составляющего его основу, в нем широко пред ставлены и огузские элементы. Есть в балкарском языке также термины иранского и кавказского происхождения. В карачаево-балкарском языке имеются три диалекта: малкарский (ц-диалект), чегемско-холамско-безенгиевский (ж-диалект, литературный балкарский язык), баксанско-карачаевский (дж-диалект, литературный карачаевский язык). По своему антропологическому типу балкарцы и карачаевцы относятся к кавкасионской подрасе европеоидной расы (согласно классификации В.П. Алексеева) и имеют в этом отношении наибольшее сходство с осетинами, горцами Грузии и вайнахами. Численность балкарцев на сегодняшний день составляет около 100 тыс. чел. Балкарцы соседствуют на юге с грузинами-рачинцами и сванами, на востоке - с осе тинами и на севере - с кабардинцами. Во многих селениях кабардинцы и балкарцы живут смешанно. Площадь этноареала балкарцев составляет примерно 8000 км2.


Прочее | Просмотров: 7045 | Автор: Б.Х. Кучмезов | Добавил: moonbloke | Дата: 23.05.2015 | Комментарии (0)

Совет Союзну заманында, бир белгили кюннге жоралап, уллу ишле тамамлап болгъандыла. Озгъан ёмюрню отуз бешинчи жылында СССР-ни колхозларыны биринчи битеусоюз съездлери бола эди. Анга атап, республиканы бек айырмалы, жигит къаячылары Элбрусну эки тёппесине, ызы бла уа Казбекге да чыкъгъандыла.

Совет Союзну заманында, бир белгили кюннге жоралап, уллу ишле тамамлап болгъандыла. Озгъан ёмюрню отуз бешинчи жылында СССР-ни колхозларыны биринчи битеусоюз съездлери бола эди. Анга атап, республиканы бек айырмалы, жигит къаячылары Элбрусну эки тёппесине, ызы бла уа Казбекге да чыкъгъандыла.

Ала онтогъуз адам бола эдиле. Аладан жангыз бири оруслу эди – доктор жаш Владимир Лещинский. Къалгъанлары уа – таулула. Кеслери да онжетиси элбрусчула, бирлери уа Бызынгыдан – Толгъурланы Ибрагим. Элбрусчула уа быладыла: Хажиланы Сейит, Тилланы Юсюп, Къочхарланы Тахир, Къочхарланы Магомет, Хаджиланы Таукай, Хажиланы Сюлемен, Хажиланы Хасан, Хажиланы Чотай, Хажиланы Омар, Жаппуланы Наны, Жаппуланы Исмайыл, Жаппуланы Нашы.

Быланы биргелерине эбизе жаш Давид Гавашели да болгъанды. Аты, тукъуму эбизе болгъанлыкъгъа, туугъандан бери да бизде жашагъанды. Тилибизни да бек уста биле эди. Танымагъан анга таулу дерик эди ансы, башха адамды деп айтырыкъ тюйюл эди.


Хапарла | Просмотров: 1064 | Автор: ОСМАНЛАНЫ Хыйса | Добавил: moonbloke | Дата: 23.05.2015 | Комментарии (0)

В данной статье, мы попытаемся проследить историю карачаевского рода Чипчиковых. В основном акцент будет сделан на ветви, которое проживало в карачаевском ауле Хасаут (Схауат). По мере освещение история рода, затронем и проблему проживания рода в ауле Хурзук, а также в географическом аспекте, коснемся общих вопросов, касающихся, как Баталпашинский отдел Кубанской области, так и Кабардинский (Нальчикский округ) Терской области.

В данной статье, мы попытаемся проследить историю карачаевского рода Чипчиковых. В основном акцент будет сделан на ветви, которое проживало в карачаевском ауле Хасаут (Схауат). По мере освещение история рода, затронем и проблему проживания рода в ауле Хурзук, а также в географическом аспекте, коснемся общих вопросов, касающихся, как Баталпашинский отдел Кубанской области, так и Кабардинский (Нальчикский округ) Терской области. Это, связано, прежде всего, с административным подчинением аула Хасаут Нальчикскому округу в 1865 году. Хронологические рамки исследования ограничены временем появления Чипчиковых в долине реки Хасаут в первой половине ХIХ века и основания собственного аула, и революцией 1917 года в России.


Прочее | Просмотров: 2010 | Автор: Башиев А.М. | Добавил: moonbloke | Дата: 23.05.2015 | Комментарии (0)

Жерештиевы (по карачаево-балкарски «Джараштылары», по кабардински «Жэрэшты»). Данная фамилия занимает определенное место в этнокультурных связях карачаево-балкарцев с адыгами. История данной фамилии неразрывно связана с историей аула Кармово (нынешнее с.п. Каменномосткое Зольского района КБР), поселка Хабаз...

Жерештиевы (по карачаево-балкарски «Джараштылары», по кабардински «Жэрэшты»). Данная фамилия занимает определенное место в этнокультурных связях карачаево-балкарцев с адыгами. История данной фамилии неразрывно связана с историей аула Кармово (нынешнее с.п. Каменномосткое Зольского района КБР), поселка Хабаз (нынешнее с.п. Хабаз Зольского района КБР) и аула Хасаут/Ысхауат/ (после возвращения карачаевцев из депортации, аул частично был восстановлен, но вскоре был заброшен, в настоящее время отделение с.п. Кичибалык Малокарачаевского района КЧР, на 2008 год проживало около десятка семей).


Прочее | Просмотров: 771 | Автор: Башиев А.М. | Добавил: moonbloke | Дата: 23.05.2015 | Комментарии (0)

В исторической науке до сегодняшнего дня не сложилось единого мнения по вопросу о том, какую территорию занимали карачаевцы в XVII-XVIII вв. Споры ведутся, главным образом, по поводу времени и причин переселения карачаевского населения с верховьев р. Баксана в ущелье р. Кубани...

В исторической науке до сегодняшнего дня не сложилось единого мнения по вопросу о том, какую территорию занимали карачаевцы в XVII-XVIII вв. Споры ведутся, главным образом, по поводу времени и причин переселения карачаевского населения с верховьев р. Баксана в ущелье р. Кубани. О проживании карачаевцев в XVII в. в Баксанском ущелье свидетельствуют письменные материалы и археологические источники, а также народные предания. Однако время заселения ими кубанских верховий вызывает до сих пор разногласия. Причем практически все авторы, касавшиеся этого вопроса, опирались на отписки русских послов Ф. Елчина и П. Захарьева, посетивших в 1639-1640 гг. по поручению царя Михаила Федоровича "Дадиановскую землю" (Мегрелию) (Белокуров 1888: 270-374). Путь послов пролегал через Карачай. Но, анализируя один и тот же документ, одни исследователи приходили к выводу о том, что карачаевцы в то время еще жили в Баксанском ущелье (Кокиев 1941; Лайпанов 1957; Лавров 1969; Анчабадзе, Волкова 1993), а другие, напротив, утверждали, что карачаевцы к этому времени уже жили в верховьях р. Кубани (Кушева 1963: 170-171).


Прочее | Просмотров: 2768 | Автор: Бегеулов Рустам Маратович | Добавил: moonbloke | Дата: 22.05.2015 | Комментарии (0)

Так называемое артачное право в Карачае до революции имело широкое применение. Частично применяется оно и теперь. Артак – правовое отображение хозяйственных отношений карачаевских скотоводов.

Так называемое артачное право в Карачае до революции имело широкое применение. Частично применяется оно и теперь. Артак – правовое отображение хозяйственных отношений карачаевских скотоводов. Как и всякое право, оно отражает общественные отношения неравенства. «Всякое правое есть право неравенства».

Артачное право сложилось практике хозяйственных отношений скотоводов. Оно не фиксировано никакими кодексами и, по видимому, не подвергалось рассмотрению в печати. Артачное право есть право обычное.

Артачное право выросло на чрезвычайно низкой производственно-технической (полукочевой, скотоводческой) базе . Вместе с тем оно применялось у народа, где существовали до революции, остались в значительной мере и поныне отношения родового строя. Эти два условия наложили чрезвычайно резко свой отпечаток на артачное право. Отсюда его не разработанность, нечеткость, его «домашний» характер, в частности, применение натуральной оплаты и взысканий в случае нарушения артака, различное применение его отношений к разным лицам, в зависимости от степени родства и т.д.


Прочее | Просмотров: 628 | Автор: Терентьев А. | Добавил: moonbloke | Дата: 22.05.2015 | Комментарии (0)

Ислам Карачайлы.
Газета «Терек», суббота, 14-го Октября 1922 г., №218, стр. 2
Переписано с оригинала Айбазовым А.И. (г. Санкт-Петербург). Пометки переписчика, указаны в квадратных скобках.

4 октября в гор. Кисловодск состоялась грандиозная манифестация по случаю побед Мустафы Кемаль-паши.

Манифестанты, конные и пешие, безусая молодежь и седовласые старики, карачаевцы, кабардинцы, черкесы абазинцы и др. стали собираться на Пятницком базаре.

Из толпы вышел пожилой горец, невысокого роста, плотный, с седой бородой, с резкими энергичными движениями и обратился с речью к собравшимся...


Прочее | Просмотров: 647 | Автор: Ислам Къарачайлы (И.А.-К. Хубиев) | Добавил: moonbloke | Дата: 22.05.2015 | Комментарии (0)

Аланы - одно из сарматских племен, зафиксированное впервые письменными источниками середины I в. н. э. По словам историка IV в. н. э. Аммиана Марцеллина, "...они мало-помалу постоянными победами изнурили соседние народы и распространили на них название своей народности"...

Аланы - одно из сарматских племен, зафиксированное впервые письменными источниками середины I в. н. э. По словам историка IV в. н. э. Аммиана Марцеллина, "...они мало-помалу постоянными победами изнурили соседние народы и распространили на них название своей народности". К III в. н. э. аланами именуют многие ираноязычные племена, жившие на юге Восточной Европы и на Северном Кавказе. Готы, продвинувшись в Северное Причерноморье, как бы рассекли аланский массив на две части. Аланы, оказавшиеся в то время на Дунае и западнее, многократно упоминаются письменными источниками как сила, действовавшая в Западной Европе и даже в Северной Африке вплоть до V в. н. э. Еще более мощная аланская группировка осталась на востоке - Нижнем Дону, Приазовье и Северном Кавказе. В Подонье аланы-танаиты были разгромлены гуннами около 375 г. н. э. На Северном Кавказе они жили до монголо-татарского нашествия XIII в. н.э...


Прочее | Просмотров: 1415 | Автор: И. Н. Храпунов | Добавил: moonbloke | Дата: 22.05.2015 | Комментарии (0)

Минувший 1913 г. для карачаевцев в отношении материального благополучия и материального развития является, за малым исключением, таким же продуктивным, как и 1813 г. Причина одна: карачаевец не может, или не хочет проснуться от векового наследственного сна...

Минувший 1913 г. для карачаевцев в отношении материального благополучия и материального развития является, за малым исключением, таким же продуктивным, как и 1813 г. Причина одна: карачаевец не может, или не хочет проснуться от векового наследственного сна. Он по природе оптимист, все свои надежды возлагает на волю Аллаха (Бога), но что у него самого есть энергия, трудолюбие, мыслительные и рассудительные способности, что он сам может завоевать себе благополучие и право на хорошее существование, что всё зависит от него самого, - этого карачаевец не понимает; у него всё есть – кроме жизненной практичности. Он знает и понимает, что тот, кто не имеет скота – должен умереть с голоду, - других путей к существования он не знает...


Прочее | Просмотров: 1011 | Автор: А.З. Батчаев | Добавил: moonbloke | Дата: 22.05.2015 | Комментарии (0)

Наны Хасанович Токов родился в ауле Учкулан, в семье крестьянина. В детстве обучался в Учкуланском нор мальном училище. Одним из его учителей был выдающийся педагог, просветитель Карачая Якуб Акбаев. Училище это представляло собой среднее учебное заведение с препо даванием светских наук, а также основ ислама.

НАНЫ ТОКОВ (18??—1926)

Наны Хасанович Токов родился в ауле Учкулан, в семье крестьянина. В детстве обучался в Учкуланском нор мальном училище. Одним из его учителей был выдающийся педагог, просветитель Карачая Якуб Акбаев. Училище это представляло собой среднее учебное заведение с препо даванием светских наук, а также основ ислама.

Наны Токов знал арабскую грамоту, был знаком с во сточной литературой. До революции обучал детей в медресе и в школе, служил мелким чиновником в различных адми нистративных учреждениях Баталпашинска (ныне — г. Черкесск). Известно, что он писал стихи; к сожалению, до нас они не дошли. В газете «Кубанские областные ведомости» (Екатеринодар) Н. Токов опубликовал несколько статей, посвященных различным злободневным вопросам жизни горцев.


Прочее | Просмотров: 1221 | Автор: Т. Ш. Биттирова | Добавил: moonbloke | Дата: 22.05.2015 | Комментарии (0)

В данной статье автор исследует мобилизацию молодежи Карачая и Черкесии на фронт в годы Великой Отечественной войны, уход добровольцев, подготовку их к военной службе, физическую и профессиональную подготовку будущих защитников Родины.

К началу Великой Отечественной войны комсомольцев в Карачае насчитывалось 8 077 человек, в Черкесии - 5 237 человек1Из истории комсомольской организации Карачаево-черкесии. черкесск, 1972. С. 99.. Эти отряды являлись верными помощниками областных партийных организаций в мобилизации масс на борьбу с немецкими захватчиками. Партийные организации возлагали большие надежды на комсомол. С первых же дней войны комсомольские организации выделили лучших комсомольцев на призывные пункты. Они помогали в работе призывных пунктов, проводили читки, беседы, выпускали стенные газеты, несли охрану наиболее важных объектов.


Прочее | Просмотров: 2015 | Автор: З. Р. Семенова | Добавил: drxblack | Дата: 04.03.2015 | Комментарии (0)

В статье показана роль просветителей в развитии образования и культуры в Карачае в конце XIX - начале ХХ века. Автор прослеживает связь с современным состоянием образования и его влиянием на развитие культуры, социально-экономическое развитие страны, а также высказывает свое мнение относительно дальнейшего развития образования.

Реформа социально-экономической и политической жизни российского общества в постсоветский период не может идти в изоляции от развития культуры. Ведь недаром в начале XX века, когда советская власть шла по пути строительства социализма, великий писатель-гуманист А. М. Горький говорил: «Отечество чувствовало бы себя в меньшей опасности, если бы в отечестве было бы больше культуры»1Горький А. М. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре. Рассказы. М.: Современник, 1991. С. 34.. Это было сказано в связи с тем, что в годы Гражданской войны и после общество было разделено на две противостоящие силы, на этой волне гибли сотни тысяч людей, разрушались многие памятники культуры, из года в год росла преступность, захлестнула страну детская беспризорность, голод, обнищание основной массы населения.


Прочее | Просмотров: 2672 | Автор: А.Д. Койчуев | Добавил: drxblack | Дата: 04.03.2015 | Комментарии (0)