Понедельник, 29.04.2024, 01:08

Карачаевцы и балкарцы

Джангыз бала джылаўукъ болур.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » История » Прочее

Борьба с леопардом

Берусь описать довольно редкий, может быть даже единственный случай убийства леопарда полкою в конюшне, бывший в Карачае, в марте месяце настоящего года.

Леопарды, как известно, водятся по обоим склонам Кавказского хребта, на всем почти его протяжении; известно также, что леопарды настолько смелы, что забираются иногда в конюшни, для похищения коз и овец; но, все-таки, убить леопарда палкою едва-ли удавалось, а между тем настоящею весной был именно такой случай.

На картах Кавказа за прежние годы, Карачай обозначался; теперь же названия этого не встречается на картах, и потому предварительно необходимо сказать, что Карачаем называется часть главного снегового хребта, с его отрогами, откуда берет начало р. Кубань. При слиянии ее истоков сгруппировалось шестнадцати-тысячное население, носящее название Карачаевского общества. Река Кубань составляется из двух рек, Учкулана и Хурзука, который резделяется еще на собственно Хурзук и Улу-Кам. При слиянии Хурзука с Улу-Камом и потом с Учкуланом, сгруппирована наибольшая масса населения, а дальше вверх по течению этих рек, население уменьшается, так что верстах в 6-ти, в 7-ми попадаются уже только отдельные домики.

Верстах в четырех от устья р. Улу-Кама есть место, называемое Чилмас, где живет, у самого почти входа в глубокое и узкое ущелье, карачаевец Исмаил Бегеюл Улу. Сакля Исмаила построена, как и все вообще карачаевские сакли, из цельных брусьев, составляющих сруб, под земляною крышею. Карачаевцы - преимущественно скотоводы, а потому сакли их отделяются от конюшен, построенных под одну крышу, только одною стеною, в которой всегда находится дверь. Точно также и у Исмаила Бегеюл Улу, рядом с саклей, стена об стену, была конюшня, примыкающая к сакле одною из продольных своих сторон. В конюшню было двое ворот. Одни, в поперечной стене, выходил прямо на р. Улу-Кам, а другие были близ заднего конца конюшни, в продольной ей стене. Около первых, передних ворот был и ход из сакли. Вся конюшня была еще обложена каменною стеною, которая, расходясь перед задними воротами, образовывала дворик, имевший особые наружные ворота. Для того же, чтобы понять каким образом леопард забрался в конюшню, необходимо описать устройство ворот. Кто бывал в каких бы то ни было горских саклях, тот знает, что двери в них состоят из двух половинок, заходящих одна на другую. В саклях двери запираются деревянным клином, вставляемым извнутри в дверной порог, после того как двери бывают затворены. Но для ворот употребляется не клин, а деревянный засов, для которого по обеим сторонам двери ставят столбы. Между этими столбами и стеною и ходит засов, который обыкновенно делают из крепкого гибкого дерева.

В ночь с 24-го на 25-е марта, когда уже легли спать, жена Исмаила Бегеюл Улу услышала крик козленка и сказала своему мужу, что верно забрался какой-нибудь зверь. Исмаил зная, что конюшня его нечто вроде крепости, посмеялся над женой, но она все таки зажгла лучину и пошла посмотреть. Она увидела, что все козы, которых было более ста штук, лежат подле задних ворот. Подойдя ближе, она заметила, что засов был задвинут не вполне, а только на-половину. Ворота показались ей немного подавшимися внутрь, и когда она подошла совсем к ним, то увидела, что какая-то пестрая лапа, высунувшись из под ворот, держит козленка. Толкнув ворота наружу, она прижала пеструю лапу, которая с силой была выдернута из-под ворот. Жена Исмаила сейчас же отворила ворота и увидела, что какой-то пестрый зверь идет тихо по дворику и потом, прыгнув на стену, ушел. Воротившись обратно в конюшню и заперши ворота, она засов почти не задвинула, так что он едва нажимал верхнюю половину. Пройдя к мужу, она рассказала ему все что видела, но Исмаил все-таки ей не поверил, считая виденного ею зверя за игру воображения. Часа через два после того, в конюшне опять раздался крик; жена вскочив, сказала, что это, вероятно, пришел опять тот же зверь. При этом втором крике и Исмаил встревожился. Взяв винтовку, он вошел в конюшню, а вслед за ним вошла и жена, держа зажженную лучину. В этот раз все козы были у передних ворот и со страхом посматривали в задний конец конюшни. Приближаясь осторожно туда, Исмаил заметил, что какой-то пестрый зверь лежит как раз перед задними воротами над полузадавленным уже козленком. Свет от лучины, блеснув в глаза леопарду, заставил его бросить козленка и удалиться в самый задний угол конюшни. Тут он стал цепляться на стену, очевидно ища выхода, но его не оказалось. А между тем Исмаил подступал к нему все ближе и ближе, с винтовкой наготове, и только хотел сделать выстрел, как леопард кинулся на него, прямо на грудь. Завязалась безмолвная борьба; ни человек, ни зверь не уступал; а в это время винтовка, которую Исмаил не выпускал из рук, выстрелила в воздух. У Исмаила не осталось другого оружия, так как вскочив с постели, он ен успел захватить кинжал. После нескольких минут борьбы он наконец сбросил с себя леопарда, который готов был опять на него кинуться. Не имея в руках ничего, кроме незаряженной винтовки Исмаил подступил к леопарду держа винтовку дулом к нему. Леопард схватил конец в рот. Тогда Исмаил два или три раза ткнул его из всей силы, прямо в горло, после чего леопард выпустил ее и сделался заметно смирнее. Исмаил повторил тот же маневр и леопард опять схватил прямо за лодень винтовки; тогда Исмаил опять ткнул его винтовкой в рот, стараясь посильнее загнать ее в рот зверю. Леопард выпустил винтовку вторично, и потом уже не хватал ее за конец, а страрлся поймать зубами и когтями за бок; на Исмаила же он и восе перестал бросаться. Жалея винтовку, Исмаил оставил ее и найдя в углу конюшни простые деревянные вилы, начал бить ими зверя, но после двух или трех ударов вилы разлетелись в куски. Тогда Исмаил приказал своей жене бывшей безмолвной наблюдательницей этой борьбы, принести дубину. Жена положив лучину на землю, принесла такую палку, какую только могла найти под рукой. После двух или трех ударов и эта палка сломалась. Тогда Исмаил, осмотревшись кругом, увидел переложенный поперек конюшни дрюк, которым и начал бить леопарда. После довольно значительного числа ударов, леопард был удит, а на утро с него сняли шкуру, которую возили потом на показ по всему Карачаю.

Может показаться странным, как леопард попал в конюшню и почему он не вышел из нее так-же как попал в нее. Это случилось так. Я уже сказал, что жена Исмаила, осмотрев конюшню, оставила засов почти не задвинутым: леопард, подойдя в воротам, которые отпирались внутрь и стараясь вытащить из под них козленка, все сильнее и сильнее нажимал их, вследствие чего засов выгибался, а между двумя половинами ворот образовалось наконец пространство, через которое леопард и протиснулся понемногу в конюшню. Как только это случилось, то засов упругостью своей заставил ворота захлопнуться, так что зверь очутился как бы в западне. - Шкура этого леопарда - прекрасного светло-желтого цвета, с черными кольцеобразными пятнами; от головы до конца хвоста есть роговой нарост, доказывающий, что убитый зверь именно леопард, так как нароста этого у других семейств из рода кошек нет. - Встречи леопарда, которого называют здесь обыкновенно барсом, оканчиваются редко в пользу человека. Горцы очень боятся этого зверя, считая его самым сильным и опасным из всех зверей, водящихся в горах, и не решаются затрагивать его даже тогда, когда уверены в своем выстреле. Поэтому, убийство леопарда в конюшне палко надобно приписать особенной смелости и силе карачаевца Исмаила Бегеюл Улу. Впрочем, леопард помял и искусал ему довольно сильно левую руку, но без особенно дурных последствий, так что уже через месяц после борьбы с этим зверем Исмаил начал ею вполне владеть.

Н. Петрусевич
22 августа 1870 года.
Хумаре.

Категория: Прочее | Добавил: drxblack (15.10.2014) | Автор: Н. Петрусевич | Источник: http://vk.com/im?sel=175685156&w=wall-43417591_524
Просмотров: 1140 | Теги: Борьба с леопардом

Всего комментариев: 0
avatar