Вторник, 19.03.2024, 14:02

Карачаевцы и балкарцы

Къар эрисе да, суў эримез.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 2120
Показано материалов: 1-20
Страницы: 1 2 3 ... 105 106 »

Лейб-гвардии Кавказско-Горский полуэскадрон (1828-1857) [Кав­казский эскадрон (1857-1882)], сформированный по указу Импера­тора Николая Павловича из представителей горской аристократии, как известно, предназначался для конвойной службы при Высочай­шем Дворе. Пройдя в течение нескольких лет службу в этом элитном подразделении, горцы, произведенные в большинстве своем в офице­ры, возвращались на Кавказ, где прикреплялись к казачьим и кава­лерийским полкам, либо поступали на административную службу. За время существования полуэскадрона в нем служили представите­ли практически всех народов Кавказа.



В данной статье рассматриваются этикетные нормы, которые бытовали в традиционной этнокультуре карачаевцев и балкарцев по отношению к гостям в XIX в. Главное внимание уделяется начальной стадии общения хозяина и гостя - правилам встречи и приветствия. Автор отмечает, что традиции и нормы, сложившиеся в этой сфере, играли исключительную роль в отношениях как между представителями одного социума, так и в межэтническом взаимодействии, заняв почетное место в общечеловеческой культуре. В работе изучены различные этикетные вариации при приеме гостя, зависевшие от степени родства, знакомства, гендерного фактора; отмечены факторы выбора места пребывания и обстоятельства, исключавшие возможность гостевого размещения.


Прочее | Просмотров: 1591 | Автор: Болурова Аминат Ниязбиевна, к.и.н. | Добавил: moonbloke | Дата: 18.02.2018 | Комментарии (0)

Жизнь и деятельность И.М. Байрамукова, родившегося 25 августа 1869 года в ауле Хурзуке, протекала в важный переломный период в истории горцев Северного Кавказа: вторая полови­на XIX века была для северокавказских народов временем углубленных экономиче­ских и политических связей с русским народом. Это неизбежно вело к постепенным изменениям в материальной и духовной культуре горских народов, в том числе у карачаевцев, черкесов, абазин, ногайцев. Под влиянием более передовой русской культуры в значительной степени меняется система образования. До 70-х годов в Карачае и Черкесии не было ни одной светской школы. Единственным типом учебных заведений были мусульманские школы — медресе. Обучение в медресе сводилось к бессмысленному заучиванию текстов из Корана, так как не только ученики, но и учителя — муллы в большинстве случаев не знали арабского языка. Никаким другим наукам, кроме закона Божьего, детей в медресе не учили. «Су­ществующие в большинстве аулов туземные школы при мечетях, — писала газета «Терские ведомости», — не играют ровно никакой просветительской роли <…> ученик, пробыв в ученье 3-4 года, оставлял школу с таким же запасом знаний, с каким он входил в нее, т.е. вполне неграмотным». Развитие же и углубление торгово-экономических связей горцев с русским населением, близость от их селений не только казачьих станиц, но и курортов Кавказских Минеральных Вод создавали практическую необходимость в получении определенной грамотности, в знании русского языка, умении читать, писать и считать. Объективно на повестку дня встал вопрос об открытии русских светских школ в горских аулах.


Прочее | Просмотров: 1232 | Автор: И.Х. Байрамуков, А.И. Байрамукова | Добавил: moonbloke | Дата: 18.02.2018 | Комментарии (0)

В различные периоды истории из Балкарии и Карачая в места проживания соседних кавказских народов переселилось значительное количество людей, ставших родоначальниками новых фамилий в среде этих народов. В ходе изучения данной проблемы выявилось, что некоторые фамилии кавказских этносов имеют балкарское либо карачаевское происхождение.


Баразбиев М.И. | Просмотров: 9775 | Автор: Баразбиев М. И. | Добавил: moonbloke | Дата: 09.05.2017 | Комментарии (0)

В этой статье рассматривается традиционная религиозная система абхазов и карачаевцев. Автором рассматриваются основные элементы религии, выявляются их общие и отличительные черты.


Прочее | Просмотров: 1687 | Автор: Салпагарова Альбина Шахимбиевна | Добавил: moonbloke | Дата: 31.12.2016 | Комментарии (0)

Настоящая работа представляет опыт исторического анализа чрезвычайно популярного до недавнего прошлого цикла преданий, который с полным основанием можно назвать маджарским циклом. Предания дифференцируются на два основных варианта, рассматриваемых здесь под условными наименованиями этногенетического (о пришествии какой-то части предков народа из местности Маджар) и генеалогического (о маджарцах Басиате и Бадиляте как основателях феодальных династий). Первый вариант был известен в четырех национальных версиях:дигорской, балкарской,карачаевской и кабардинской; второй же зафиксирован только в Дигории и Бал- карии. В основу данной публикации легли главным образом балкаро-карачаевские материалы, что, конечно, не означает анализ их в полном отрыве от иных национальных версий1.


Прочее | Просмотров: 5335 | Автор: Батчаев В. М. | Добавил: moonbloke | Дата: 12.11.2016 | Комментарии (1)

В 1404 г. архиепископ персидского города Султанийи Иоанн де Галонифонтибус написал Сочинение «Книга познания мира». В основу книги легли впечатления автора от поездки; по разным странам, в том числе и по Кавказу, а также сведения более ран­них источников. Де Галонифонтибус писал на латинском языке. С латинского на венгерский и английский это сочинение было переведено профессором Лайошем Тарди. В 11978 г. была опуб­ликована в газете статья Тарди, где приводились сведения из книги Галонифонтибуса1.


Прочее | Просмотров: 4281 | Автор: Е. П. АЛЕКСЕЕВА | Добавил: moonbloke | Дата: 10.11.2016 | Комментарии (1)

Выдающийся тюрколог, русист, фольклорист, литературовед, доктор филологических наук, Заслуженный деятель науки РСФСР, талантливый певец, прекрасный человек – таким был профессор М.А.Хабичев. переоценить его роль в развитии культуры карачаево-балкарского народа и тюркологической науки в целом.


Прочее | Просмотров: 2151 | Автор: А.Д. Койчуев | Добавил: moonbloke | Дата: 08.06.2016 | Комментарии (0)

 

Профессор Дуда улу Садыкъды, Америкада "Выдающийся педагог Америки" деген сыйлы атха ие болгъан, айтылгъан алим, орус классика литератураны уллу устасы, кёб тилледе - орус, тюрк, ингилиз, алман, дагъыда башхалада ана тилинде сёлешгенча сёлешген, джазгъан, уллу фахмусу болгъан закий къарнашыбыз...


Хапарла | Просмотров: 1456 | Автор: Назифа Кагиева | Добавил: moonbloke | Дата: 25.04.2016 | Комментарии (0)

Первый исследователь карачаево-балкарского нартского эпоса, старший сын балкарского просветителя Исмаила Мирзакуловича Урус- биева - Сафарали родился в 1858 году.


Литература | Просмотров: 1138 | Автор: Т.Ш. Биттирова | Добавил: moonbloke | Дата: 15.04.2016 | Комментарии (0)

Февральская революция 1917 г. привела к созданию на Кубани целого ряда общественно-политических организаций. В их числе были и национальные гражданские комитеты, созданные в Карачае и Черкесии. Они принимали активное участие в политической жизни Кубанской области, представляя интересы горцев на различных уровнях и, во многом, исполняя роль исполнительных органов власти.


Прочее | Просмотров: 2120 | Автор: А.Ю. Гайнулин | Добавил: moonbloke | Дата: 14.04.2016 | Комментарии (0)

В данной статье мы попытаемся на основе норм обычного права горцев проанализировать: что же сохранили карачаевцы (особенно подрастающее поколение) из адатов своих предков.


Прочее | Просмотров: 3395 | Автор: Текеева З.Х. | Добавил: moonbloke | Дата: 14.04.2016 | Комментарии (0)

Къайсы бирине ийилейим? Къайсы бирин ийнакълайым? Къайсы бири бла сёлешейим? Быланы барыны да джанлары барды. Хурзукда джерден чыкъгъан тюкден эсе, таш кёбдю.

Бир къауум адамны юсюнден сёлеше келселе, «аны джюреги ташчады» деучендиле. Огъай, бу айтыу ташха учузлукъду, андан хапары болмагъанла айтадыла алай. Таш азмы джарылады?! Къарачайда таш кёлтюрмеген не къалгьанды?! Бир-бир ташла юйню къабыргъаларын кёлтюрюб тургъандыла, бирсилери хуна болуб малдан биченликни, бачханы сакълагьандыла; меджисууланы заманында обагьа тизилгендиле; тыбыр ташла отджагъада къызыу отдан «тарс» деб атылгьандыла, неда оту кёмюлюб къап-къара къаралгъандыла; беджен этилиб, кёпюрлени кёлтюрюб тургьан да ташла болгъандыла.


Хапарла | Просмотров: 1604 | Автор: Байрамукъланы Халимат | Добавил: moonbloke | Дата: 29.03.2016 | Комментарии (0)

В статье идет речь о балкарцах, представителях различных фамилий, которые уходили на фронт в первые годы Великой Отечественной войны и совершали героические подвиги на многих театрах военных действий. Они награждены боевыми орденами и медалями, немногие из них вернулись живыми, подавляющее большинство братьев-балкарцев навсегда остались на полях сражений во имя Отечества.


Прочее | Просмотров: 3869 | Автор: О.О. Айшаев | Добавил: moonbloke | Дата: 26.03.2016 | Комментарии (0)

Адилхан Адилоглу
АТА ЖУРТНУ ИЙНАКЪЛАП ... (Тыш къыраллада къарачай-малкъарлыланы назмулары)
С ЛЮБОВЬЮ К РОДИНЕ ОТЦОВ... (Сборник стихотворений авторов карачаево-балкарской диаспоры)
Биттирова Тамара Шамсудиновна

Хайырланнган китапла

1. Адыгская и карачаево-балкарская зарубежная диаспора: история и культура. Нальчик, 2000.

2. Кипкеева З.Б. Карачаево-балкарская диаспора в Турции. Ставрополь, 2000.

3. Къонакъланы Хасан. «Тюрк дуния, Тыш къыраллы жуукъларыбыз» // Минги Тау, № 1, 2007 ж. «Кавказда жашагъанланы насыплыгъа санайма» // Минги тау, № 2, 2010.

4. Ялхароева М.А. Литературно-публицистическая деятельность ингушской диаспоры в Турции. Назрань, 2008...


Общие 1 | Просмотров: 786 | Автор: Биттирова Тамара Шамсудиновна | Добавил: drxblack | Дата: 22.03.2016 | Комментарии (0)

Адилхан Адилоглу
АТА ЖУРТНУ ИЙНАКЪЛАП ... (Тыш къыраллада къарачай-малкъарлыланы назмулары)
С ЛЮБОВЬЮ К РОДИНЕ ОТЦОВ... (Сборник стихотворений авторов карачаево-балкарской диаспоры)
Биттирова Тамара Шамсудиновна

Ачыкълама
абдал - дервиш, башха магъанасы - Тюркню башха халкълары
аджиз - къарыусуз айле - юйдеги айны - башха
айны турум - биягъы болум
акъджигер - ёпке
алжалла - ажашханла
амджазадам - ата къарнашымы жашы
апсууа - тепсеу
арз - Жер (Гъарш)
аршив малземе - архив материал
аякъланмасы - къозгъалыуу
базы - бир къауум
баканлыкъ - министерлик
...
Общие 1 | Просмотров: 811 | Автор: Биттирова Тамара Шамсудиновна | Добавил: drxblack | Дата: 22.03.2016 | Комментарии (0)

Адилхан Адилоглу
АТА ЖУРТНУ ИЙНАКЪЛАП ... (Тыш къыраллада къарачай-малкъарлыланы назмулары)
С ЛЮБОВЬЮ К РОДИНЕ ОТЦОВ... (Сборник стихотворений авторов карачаево-балкарской диаспоры)
Биттирова Тамара Шамсудиновна

Хамит Боташ (1921-1998)

Хамит 1921 жыл Къарт журтда таныулу юйюрде туугъанды. Аны къарт атасы Мустафахажи битеу Къарачайда белгили болгъанды, Мустафаны толу юйюрюн большевикле чач-тюк этип, ахырында, 1930 жылда кесин да ёлтюргендиле. Хамит атасын таныгъырча болгъунчу, жангы властны адамлары аны да илишаннга салгъандыла. Анасыны атасы Жашеланы Алий анга ёксюзлюк сынатмазгъа кюрешгенди, алай Алий кеси да большевиклени къолундан 1928 жылда жоюлгъанды. Аллай бир зорлукъну сынагъан жаш дагъыда къыралгъа къажау турмагъанды, уруш башланнганда, аскерге кетип, 1943 жылда жаралы болуп, Къарачайгъа къайтхынчы, уллу сермешлеге къатышханды. Шимал Кавказны немец ууучлаучула алып бир ненча ай тургъан кезиуде, ол аланы бир ишине да къатышмагъанды, алай ала кетип тебрегенде, Кавказдан мингле бла кетген мухажирлеге анасы бла бирге къошулуп, тыш къыраллагъа жол салгъанды. Ол ангылагъандан, уруш бошалып, хорлам келсе да, сталинчи зорлукъ хорланмазлыгъы баям эди. Аны ючюн, ол Ата журтун къоюп кетерге таукел болады. Алай бла Хамит 1945 жылда Тюркге тюшеди, Европа, Азия къыраллада жашауну сынап, 1960 жылда Америкагъа кёчеди эм жашаууну ахырына дери анда турады. Хамитни аты, аны назмулары Ата журтда жыйырманчы ёмюрню 80-чи жылларындан башлап, белгили болуп тебрейдиле. Бек алгъа Хамитни юсюнден хапарны Ёзденланы Альберт «Ленинни байрагъы» газетде жазгъанды. Альберт аны адамлыгъына, фахмусуна да бек уллу багъа бергенди: «Жылы келген адам болсада, Америкада къарачайлыланы «Бирлик» ассоциацияларыны жамагъат ишлерине тири къатышады. Ассоциацияны баш борчу - къарачай миллетни миллетлигин сакълау эмда башха миллетле бла шохлукъ жюрютуюдю. Сталинизмни, фашизмни ууларындан ненча фахмулу адамыбыз замансызлай кетгенди дуниядан, ненча фахмулу кетгендиле тыш къыраллагъа. Бу затха Боташ улуну назмулары да шагъатлыкъ эте болурла, - деп келеди кёлюме. Мен ангылагъаннга кёре, Хамит, миллетини ичинде жашап тургъан болса, бюгюнлюкде уллу жазыучуларыбызны бири боллукъ эди»...


Общие 1 | Просмотров: 1373 | Автор: Биттирова Тамара Шамсудиновна | Добавил: drxblack | Дата: 22.03.2016 | Комментарии (0)

Адилхан Адилоглу
АТА ЖУРТНУ ИЙНАКЪЛАП ... (Тыш къыраллада къарачай-малкъарлыланы назмулары)
С ЛЮБОВЬЮ К РОДИНЕ ОТЦОВ... (Сборник стихотворений авторов карачаево-балкарской диаспоры)
Биттирова Тамара Шамсудиновна

Фехми Берк (1947-2013)

Батчаланы Хайдарны жашы Берк 1905 жылда кёчген мухажирни юйюрюнде туууп ёсгенди. Тюркню Эскишехир шахарындан Америкагъа кёчюп, анда ауушханды. Ол назмуланы жаш заманындан башлап къурагъанды. Аны биринчи назмулары халкъ чыгъармачылыкъны жоругъунда жазылгъандыла. Ол биринчи назмусун ёлген тенгине жоралагъан эди. Андан бери Фехми кёп тюрлю затланы юсюнден жазгъанды, алай баш темасы уа - халкъыны юзюлген кесегини къадарыды. Бу затны юсюнден Фехми таймай сагъыш этип тургъаны аны хар тизгининде кёрюнеди...


Общие 1 | Просмотров: 977 | Автор: Биттирова Тамара Шамсудиновна | Добавил: drxblack | Дата: 22.03.2016 | Комментарии (0)

Адилхан Адилоглу
АТА ЖУРТНУ ИЙНАКЪЛАП ... (Тыш къыраллада къарачай-малкъарлыланы назмулары)
С ЛЮБОВЬЮ К РОДИНЕ ОТЦОВ... (Сборник стихотворений авторов карачаево-балкарской диаспоры)
Биттирова Тамара Шамсудиновна

Феридун Къоркъмаз

Феридун Къоркъмаз 1969 жылда туугъанды. Белпинар элде Къоркъмазланы Акъчыкъ Исмаилны юйюрюнде алты жашны эм гитчесиди. Эржиес университетде инженерге окъугъанды. Эскишехирде ишлеп тургъанды, ахыр 16 жылны ол шахаргъа жууукъ Бозюйюк деген жерде жашайды, керамика заводда бёлюмню таматасы болуп ишлейди.

Назмуланы эки тилде жазады. Тюрк тилинде жазгъан назмулары тюрлю-тюрлю назму жыйымдыкълагъа киргендиле...


Общие 1 | Просмотров: 920 | Автор: Биттирова Тамара Шамсудиновна | Добавил: drxblack | Дата: 22.03.2016 | Комментарии (0)

Адилхан Адилоглу
АТА ЖУРТНУ ИЙНАКЪЛАП ... (Тыш къыраллада къарачай-малкъарлыланы назмулары)
С ЛЮБОВЬЮ К РОДИНЕ ОТЦОВ... (Сборник стихотворений авторов карачаево-балкарской диаспоры)
Биттирова Тамара Шамсудиновна

Сафийе Ёналан

Аппайланы Жемалны къызы Сафийе Башюйюкде туууп ёсгенди, анда мектепни да бошагъанды.

1981-чи жылда Сафийе якапынарчы жаш Нуруллах Ёналан бла юйюр къурагъандан бери анда жашайды. Юч къыз ёсдюргенди, энди уа уллу юйюрню тамалы болуп, къартлагъа, туудукълагъа да къарайды. Назмуланы жаш заманындан бери къурайды. Жазгъанларын Интернетде къарачай-малкъар сайтлада басмалайды. Сафийени тюрк тилинде жарашдыргъан лирика назмулары да бардыла.

Сафийени акъ назмулары бизни адабиятха жангы поэтика болумну келтиредиле, ала нарт сёзлеге тартадыла, нарт сёзюча, кертидиле, къысха эм терен оюмлудула...


Общие 1 | Просмотров: 1033 | Автор: Биттирова Тамара Шамсудиновна | Добавил: drxblack | Дата: 22.03.2016 | Комментарии (0)