Четверг, 21.09.2017, 22:35

Карачаевцы и балкарцы

Бай туўар сойса, джарлы улакъ сояр.
Меню сайта
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.05.2017 | 22:28 | Русско-карачаево-балкарский словарь (мини версия)
Къур-къур оюнлу- перевод
17.11.2016 | 20:02 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
жаль,что нет подобного материала, я уверен можно побольше инфы на эту тему сау бол ишигден къууан.
17.11.2016 | 19:59 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Оригинал договора 1827 года или копию где найти?
15.10.2016 | 18:05 | Русско-карачаево-балкарский словарь (мини версия)
Олово- къоргъашын,
отдых- солуулукъ
трусы- ич кёнчек ))
улыбка- ышаргъан
15.10.2016 | 17:51 | Русско-карачаево-балкарский словарь (мини версия)
Можжевельник- джабышмакъ терек
02.09.2016 | 23:43 | Из истории грузино-балкарских отношений
Содержательная и умная статья. Очень перспективное для исследователей направление
22.05.2015 | 15:20 | Восстание горцев Верхней Кубани осенью 1920г.
Это обязаны знать все.
24.02.2015 | 09:57 | Татаркъан
Вам нужна в бумажном варианте? В электронном варианте могу скинуть Вам))

Статьи

Главная » Статьи » История » Прочее

МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СВЕДЕНИЯ АВТОРА XV ВЕКА О КАРАЧАЕВЦАХ И ЧЕРКЕСАХ

МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СВЕДЕНИЯ АВТОРА XV ВЕКА О КАРАЧАЕВЦАХ И ЧЕРКЕСАХ

Е. П. АЛЕКСЕЕВА

В 1404 г. архиепископ персидского города Султанийи Иоанн де Галонифонтибус написал Сочинение «Книга познания мира». В основу книги легли впечатления автора от поездки; по разным странам, в том числе и по Кавказу, а также сведения более ран­них источников. Де Галонифонтибус писал на латинском языке. С латинского на венгерский и английский это сочинение было переведено профессором Лайошем Тарди. В 11978 г. была опуб­ликована в газете статья Тарди, где приводились сведения из книги Галонифонтибуса1.

В 1980 г. в Баку на русском языке изданы извлечения из со­чинения Галонифонтибуса под названием «Сведения о народах Кавказа» с очень ценными и интересными комментариями. С английского на русский эти извлечения были переведены 3. М. Буниятовым.

 Для истории адыгов сведения Галонифонтибуса изредка ис­пользовались исследователями2, для истории же карачаевцев эти данные не приводились, если не считать комментария к ука­занному бакинскому изданию3.

Галофонтибус пишет, что в Черкесии жили две группы наро­дов — белые и черные черкесы. Слово «черный» означало толь­ко название народа, но не говорило о цвете их кожи — поясня­ет автор.

Белые черкесы — это адыги. На генуэзских картах XV— XVI вв. в районе Сочи отмечен населенный пункт — Альба Зихия4, что в переводе с итальянского означает «Белая  Черкесия». Черные черкесы — это карачаевцы.

Черными черкесами или карачеркесами называли карачаевцев (карачиолей) и авторы XVII в — итальянец Арканджело Ламберти и француз Жан Шарден5. В русском документе 1643 г. карачаевцы названы «ка­рачаевскими черкесами»6. О черных черкесах Галонифонтибус пишет, что их никто никогда не посещал и сами они никогда не покидали гор, кроме тех случаев, когда им нужна была соль. Они имели свой собственный язык и свою письменность, — про­должает автор. Это последнее заявление представляет для нас большой интерес. Известно, что предки карачаевцев и балкар­цев болгары — имели руническую письменность7. Может быть эта раннесредневековая руническая письменность сохранилась у карачаевцев и в позднем средневековье в XV в. Возможно до­ пустить и другое: карачаевцы могли пользоваться арабской письменностью. На территории Карачая (Нижне-Архызское го­родище) найдены камни с арабскими надписями X I—X II вв.8. Знание арабской письменности могло дожить и до XV в. Наконец, третья гипотеза. Карачаевцы и черкесы знали греческую письменность, так как они в то время были христианами, вос­принявшими христианство от византийских греков. Раннесредневековые греческие надписи на территории Карачаево-Черкесии известны9.

О христианских верованиях карачаевцев и черкесов сообща­ет тот же Галонифонтибус, а также упоминавшийся нами Лам­берти10.

Правда, последовательными Христианами карачаевцы и чер­кесы никогда не были. Галонифонтибус пишет, что в великие посты и в воскресенье они приносили в жертву животных, мясо которых раздавалось и поедалось, а головы отдавались бедным и старым. Рядом с церковью высаживались священные деревья, Деревья почитались черкесами и карачаевцами вплоть до нача­ла XX века. Так, например, в Хурзуке росла сосна, которая у карачаевцев считалась священной.

Из сочинения Галонифонтибуса видно, что у карачаевцев и черкесов не было единых государственных образований. В стра­не не было городов. Они не имеют царя, у них есть,, только не­ сколько феодалов, — пишет Галонифонтибус. Многие села име­ли собственных глав. Из слов Галонифонтибуса можно заклю­чить, что знатные люди хорошо одевались, тогда, как простые люди имели очень бедную одежду. Таким образом, уже в нача­ле XV в. у карачаевцев и черкесов были и знатные — феодалы и бедняки.

Итак, из сочинения Галонифонтибуса мы узнаем, что в нача­ле XV века у карачаевцев, во-первых, была письменность, во-вто­рых, что карачаевцы и черкесы были христианами, хотя и непоследовательными, и, в-третьих, что у этих народов уже в тот пе­риод были классовые, феодальные отношения.

Сочинение Иоанна де Галонифонтибуса представляет боль­шой интерес для изучения истории карачаевцев и черкесов. Но если о черкесах XV века пишут и другие авторы (например, ве­нецианец Иосафат Барбаро), то о карачаевцах XV века книга Галонифонтибуса пока единственный известный нам источник. В этом большая ценность сведений, сообщаемых названным ав­тором.

 

Примечания

1. Tapди Лайош. Адыги 575 лет назад. — Газ. «Кабардино-Балкарская правда», 1978, 31 мая.

2. См., например, Нагоев А. X. Материальная культура кабардинцев в эпоху позднего средневековья. X IV —-XVII вв. Нальчик, с. 74.

3. Иоанн де Галонифонтибус. Сведения о народах Кавказа. 1404 г. Баку, 1980, с. 35., примечание 81.

4. Брун Ф. Черноморье. Сборник исследований по исторической геогра­фии Южной России (1851— 1877). Одесса, т. II, 1880, с. 260.

5. Ламберти Арканджело. Описание Колхиды, называемой теперь Мингрелией. С картою. 1654 г. Пер. с итальянского К. Ф. Гана — СМ ОМ П К 43, Тифлис, 1913, отд. 1, с. 192; Шарден Жан. Путешествие Шардена по Закавказью в 1672— 1673 гг. Пер. Е. В. Бахутовой и Д. П. Носовича. — Из журнала «Кавказский вестник» № № 9 и 10, за 1900' И 1901 гг. Тифлис, 1902, с. 21. Несколько далее, на с. 22 Шарден пишет, что название «карачеркесы» дали карачиолам турки «по причине беспрестанных туманов и облаков в их стране, хотя они самый красивый народ в мире».

6. К РО 1, М., 1957, с. 222.

7. Кузнецов В. А. Надписи Хумаринского городища. — СА, 1963, № 1, с. 298— 305.

8. Лавров Л. И . Новые материалы по арабской эпиграфике на Север­ ном Кавказе. — СМАЭ, т. XX I, 1963, с- 261.

 9. См., например: Кузнецов В. А. Алания в X — X III вв. Орджоникидзе, 1971, с. 185— 188.

10. Ламберти Арканджело, ук. соч, с. 2.

 

Источник:

Проблемы археологии и этнографии Карачаево-Черкесии (материальная и духовная культура). Черкесск, 1983. С. 101-103

Категория: Прочее | Добавил: moonbloke (10.11.2016) | Автор: Е. П. АЛЕКСЕЕВА | Источник: http://www.elbrusoid.org/upload/iblock/d0d/d0dccc147608baeafa1947add9f834ca.pdf
Просмотров: 1083

Всего комментариев: 0
avatar