Среда, 22.11.2017, 00:32

Карачаевцы и балкарцы

Адамдан уялгъынчы кесингден уял.
Меню сайта
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
26.10.2017 | 19:19 | «Мы пришли из Маджар»: факт или вымысел?
Кесинг англадынгмы не дегенинги къатышдырдынг болгъанны
13.10.2017 | 02:32 | Кабардинские и балкарские фамилии грузинского происхождения
Автор, вы хотя бы понимаете что пишете?
04.05.2017 | 22:28 | Русско-карачаево-балкарский словарь (мини версия)
Къур-къур оюнлу- перевод
17.11.2016 | 20:02 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
жаль,что нет подобного материала, я уверен можно побольше инфы на эту тему сау бол ишигден къууан.
17.11.2016 | 19:59 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Оригинал договора 1827 года или копию где найти?
15.10.2016 | 18:05 | Русско-карачаево-балкарский словарь (мини версия)
Олово- къоргъашын,
отдых- солуулукъ
трусы- ич кёнчек ))
улыбка- ышаргъан
15.10.2016 | 17:51 | Русско-карачаево-балкарский словарь (мини версия)
Можжевельник- джабышмакъ терек
02.09.2016 | 23:43 | Из истории грузино-балкарских отношений
Содержательная и умная статья. Очень перспективное для исследователей направление

Статьи

Главная » Статьи » История » Прочее

Единая символика алан
Джанша халкъым!
Постарайтесь донести эту информацию до тех кто этого не знает

На автомашинах, в кабинетах Карачаево-Балкарцев можно увидеть всевозможные знаки и эмблемы, совершенно очевидно, что речь идет о нашем геральдическом невежестве! Осветить эту проблему помог кандидат исторических наук Рашид Тохтарович Хатуев, главный в регионе научный специалист по геральдике, первый и, кажется, единственный в Карачаево-Черкесии член-корреспондент всероссийского геральдического общества. Следует с грустью признаться: в том, что Карачаево-Балкарцы основательно запутались в национальной символике, виноваты мы, историки, а еще больше геральдисты. Напомним что геральдика – это наука о гербах, частью которой выступает ваксиллография – дисциплина о флагах. Действительно, в историческом сознании нашего народа очень слабо отражена тема общенационального символа. Во многом это проистекает из того, что у нас нет собственной государственности, и мы вынуждены следовать искусственным, на наших глазах сочиненным знакам в виде символики КЧР и КБР. Другие считают, что нашим символом выступал волк и украшают свои автомобили фигурой серого хищника, воющего на луну. Любой историк скажет, что к карачаево-балкарской символике этот образ не имеет ни какого отношения. Это из сугубо турецкого геральдического «арсенала». Лишь в одном тюркском государстве – каганате «голубых тюрков» - на флаге голубого цвета помещался образ этого животного, да и то не весь, а голова с оскаленной пастью. Точно также, вопреки расхожему мнению, изображение барса не было символом Алании. В реальности это был геральдический образ той части Осетии, которая в позднем средневековье выходила в состав Грузинского царства. Там барс помещался на флаге розового цвета. Да и вообще нет ни каких данных и о том, что карачаево-балкарцы использовали голубой или розовый цвет в своей символике. Оба этих цвета у карачаево-балкарцев считались «несерьезными», поскольку наши предки даже в одежде предпочитали ткани глубоко насыщенных тонов. А какой цвет был нам предпочтительнее - коснемся ниже. Откуда появился флаг изначально флаг (кар.-балк. Байракъ) был порожден обрядово-культовой жизнью людей архаики, их представлениями о мироздании.

В древней космологии бытовала идея о центре Вселенной, «пупе земли» в виде Древа жизни (Мирового Дерева). Живым воплощением его в Карачае выступал Джуртда Джангыз Терек, в Балкарии - дерево Раубазы. Эти «святые деревья» дошли до современности и упоминаются во многих источниках...

Символом, «заместителем» такого дерева в культовой практике часто выступал ритуальный шест (кар.-балк. кьурукь), к которому во время обрядов часто привязывали куски цветной ткани, откуда возникает и собственно флаг. По сей день такие цветные куски материи привязывают к «святым деревьям» (например, у «святой могилы» в Хурзуке).

В русском языке слово «стяг» (военное знамя, флаг) в прошлом обозначало длинный прямой шест, а позднее - и знамя в целом...

В русском языке слово «стяг» (военное знамя, флаг) в прошлом обозначало длинный прямой шест, а позднее - и знамя в целом, и его древко. Райское дерево, ветвь райского дерева, символ «древа жизни» обозначал у наших соседей-осетин похоронный, т.е. обрядовый флаг /В.С.Уарзиати/.

Использование флага в военной практике сохраняло традицию их этногенетических предков-алан, Так, карачаево-балкарцы использовали «флаг тревоги» (кьуугьун байракь) черного цвета с изображением двух перекрещенных кинжалов; он вывешивался для военных сборов как «сигнал к началу войны» (А.И.Мусукаев).

Отметим, что черный цвет знамени встречается и в истории других тюркских народов: например, у османских султанов было знамя черного цвета (этот цвет шел от огузов), украшенное изображениями трех фигур: дракона, льва и двуглавого орла.


Львиная голова с войлочного настенного полотнища (из Пазырыкского кургана №1. 5 в. до н. э.).

Скифский амулет с изображением орла, часто встречающиеся амулеты в виде двухглавого грифона или петуха (изображение на коже, Пазырыкский курган №1. 5 в. до н. э.).

Так же историками был описан флаг Къарачая с изображением двухглавого орла на красном фоне.

Добавим, что для военных сборов в случае нападения извне карачаевцы в Верхне-Кубанской котловине вывешивали на вершине Голалада-Аман-Ныхыт три шеста (кьурукь). Они были трех разных цветов (белый, черный, красный), каждый из которых обозначал один из трех аулов котловины (Хурзук, Учкулан, Картджурт), с которых просматривалась упомянутая вершина. Поднятие одного шеста означало, что народ должен устремиться в тот аул, шест которого поднят; если же поднимались все три шеста, то это означало всеобщую тревогу (П/ материал 1991 г., Кулчаев Мухаммад Кёккёзович, 1914 г.р., а.Хурзук).

В преданиях сохранились сведения о флаге «кипке» (кипке-байракь), который сшивался из четырех кусков козьей шкуры. Его использовали в обряде побратимства (присягали на этом флаге, держась за него), в ритуальных скачках на игрищах праздника Чоппа-Той (М.Д.Каракетов). По-видимому, с функцией знаменосца связано и имя эпонима фамилии Кипкеевых (добавим, что в средние века на Север¬ном Кавказе известно и племя кипке).

Флаги использовались и в свадебной обрядности, где участники ехали с флагами, на которых изображалась родовая тамга жениха под тамгой невесты (И.М.Шаманов).

Наличие на флагах родовых тамг в целом имеет аналогом европейскую традицию помещать на флагах, штандартах знати фамильные геральдические знаки.

У Карачаево-Балкарцев и их предков большим почитанием пользовался дракон (джелмаууз, сарыубек), образ которого сохранился в нашем нартском эпосе. Дракон, видимо, фигурировал в языческом пантеоне скифов, о чем говорят найденные археологами скифские бронзовые навершия рубежа IV-III вв. до н.э., где помещены изображения стилизованного дракона, «скифского бога Геракла-Таргитая, оседлавшего дракона и охотящегося на оленя» /А.Р. Канторович/.

О драконовидных военных значках (штандартах) «скифов» впервые сообщает автор второй половины II в. Валерий Флакк. Античный историк и писатель Флавий Арриан (в 131-137 гт. римский наместник Каппадокии), который был первым известным нам западным военачальником, встретившимся с аланами на поле боя, также упоминал о «скифских» драконовидных значках. Арриан пишет, что «скифские военные значки представляют собой драконов, развевающихся на шестах соразмерной длины. Они сшиваются из цветных лоскутьев, причем головы и все тело вплоть до хвостов делаются наподобие змеиных, как только можно представить страшнее. Выдумка состоит в следующем. Когда кони стоят смирно, только разноцветные лоскутья, свешивающиеся вниз, но при движении они от ветра надуваются так, что делаются очень похожими на названных животных и при быстром движении даже издают свист от сильного дуновения, проходящего сквозь них. Эти значки не только своим видом причиняют удовольствие или ужас, но полезны и для различия атаки и для того, чтобы разные отряды не нападали один на другой».

Отметим, что драконовидные значки изображены как знамена сарматов. Позднее у степняков их переняла римская армия; уже при Флавии Арриане такие значки использовались римскими кавалеристами в военных играх и состязаниях «ради зрелищности и удобства управления отдельными группами» (С.М.Перевалов).

Поскольку настоящие скифы к тому времени уже давно сошли с исторической сцены, полагают, что речь идет о сарматских военных значках (Я.Лебединский).

К кругу сарматских племен, как известно, относят и алан. Поэтому вполне понятно сообщение армянского автора V в. Мовсеса Хоренаци о том, что образ дракона чтился у аланской знати, а аланская царевна Сатиник испытывала «страсть к потомкам дракона - то есть к потомкам Аждахака». Напомним, что аждагьан у карачаево-балкарцев - одно из наименований дракона.

В этой связи любопытен и еще один факт. Известно, что в соседней нам Сванетии в качестве боевого знамени в позднем Средневековье бытовал драконовидный флаг «Леми» («Лев»)). П.С. Уварова (1904 г.) описывает это знамя так: «В спокойном положении оно висит вдоль древка, как простое знамя, но вынесенное на ветер и в особенности при¬поднятое седоком при скорой езде, оно вздувается и парит на воздухе, принимая эластичные формы и движения того чудовища, которое изображает».

Грузинская исследовательница В.В.Бардавелидзе (1957) сообщает предание самих сванов о том, что к ним это знамя попало от «татар» во время их поражения и бегства из Сванетии. Как пишет осетинский археолог Р.Дзаттиаты, эти «татары» - потомки алан карачаево-балкарцы. «Организаторами нашествия, или, скорее всего набега, - пишет он, - были, по-видимому, северные соседи сванов - аланы, подвергшиеся позднее тюркизации, а еще позднее ставшие мусульманами (балкарцы и карачаевцы), то есть, по народным представлениям, - татарами. Еще недавно их называли «горскими татарами».

Таким образом, драконовидный флаг алан сохранился у потомков алан (карачаево-балкарцев), от которых он и достался сванам.

Драконовидный стяг мы видим на стене аланского «царского мавзолея» их Кяфарского городища.

Это копия-репродукция золотой волчьей головы на тюркском штандарте (знамени). Оригинал, найденный в Северном Казахстане, ныне находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Во время скачки, когда наездник поднимал знамя, воздух проходя через отверстие издавал звук похожий на волчий вой. Данные штандарты доказывают аутентичность тюркских народов скифам

В течение более 2500 лет самым популярным символом у карачаево-балкарцев и их предков выступал древний знак мироздания - включенный в круг стилизованный квадрат, как правило, с точкой в центре(ТЕКМЕТ)

Что означает слово Текмет???


Дословный перевод "КРУГ+РОМБ", использовался как тамгъа, печать и знак отличия наших предков. Своего рода знак отличия в бою(на щите), метка территории,подпись и т.д. Этот древний способ отметки использовали и немцы, достаточно вспомнить пресловутую свастику.

«Мотивы спирали, ромба, ромба с волютами довольно популярны и в орнаментации карачаево-балкарских войлочных ковров – кийизов. В этой связи необходимо сопоставить карачаево-балкарское слово «метеке» - улитка, с названием войлочных ковров у казахов и киргизов – «текемет», которое представляет собой то же самое слово с переставленными фонемами «мет» - ромб, и «теке» - 1.козел со спиралевидными рогами; 2.круг. Как указано выше фонетико-семантический ряд в карачаево-балкарском слове « м е т е к е» – у л и т к а, спиральный круг, можно разложить на все возможные формы орнаментов и их комбинации: спираль; ромб; спиральный ромб; ромб с роговыми валютами, ромб в круге, круг в ромбе и т. д.

Золотые застежки, форма которых основана на сочленении ромба и рогообразных волют, известны среди находок из Бактрии, и опубликованы в книге В.Сарианиди «Золото Бактрии» («Bactrian Gold», Ленинград, 1988г, с.с. 67, 96, 190). Это графическая реализация тюркских слов «мет» - застежка, и «текемет» - название коврового узора (дословно круг(спираль)+ромб») Карачаево-балкарский фонетико-семантический ряд «ме-мет»- спираль-ромб, присутствует и в туркменском слове «метбугат» - печать. Это предполагает, что спиральная или спирально-ромбическая гравировка на печатях также может иметь лексическое туркмено-карачаево-балкарское происхождение. Такие печати со спиральной гравировкой действительно существовали в культуре кобанцев. Существовали печати и со спирально-ромбической гравировкой. Но в другое время и на другой территории (Трипольская культура эпохи ранней бронзы Приднепровья).»


Его(ТЕКМЕТ) мы видим на древностях Карачая и Балкарии самых разных эпох - от раннежелезного века до позднего Средневековья. Этот знак считается космологическим, т.е. связан с архаической моделью мира. Круг издревле олицетворял бесконечный мир, Вселенную, а квадрат -землю, отражал горизонтальное деление пространства, обозначая четыре стороны света.

Вообще число 4 часто встречается в культурной традиции карачаево-балкарского народа. В древней космологии карачаево-балкарцев оно было связано с 4-мя элементами-стихиями, из которых был создан мир: это стихии земли, воды, неба (т.е. воздуха) и солнца (т.е. огня) (См.: Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. - М., 1994, с. 302). С числом 4 связано также и количество соратников Карчи - Адурхай, Бу-диян, Науруз, Трам. С утверждением ислама число четыре получило особое содержание: 4 праведных халифа - преемника Пророка Мухаммада во главе уммы (мировой мусульманской общины) и 4 суннитских маз-хаба. Часто встречающаяся точка в центре знака обозначает: в космологии - Единичность, Первопричину мира, а в богословии - Единого Бога-Творца, Божественную Силу, создавшую мир и им управляющую.

Откуда в нашей культуре данный знак?

Предмет из набора упряжи квадриги киммерийца (!) Датируется он 4-3 тысячелетием до н.э. (!). Курган Уашхиту (Адыгея).

"Наибольший интерес у археологов вызвало большое захоронение киммерийского вождя с остатками деревянной колесницы-квадриги. За всю историю раскопок на Кавказе обнаружено всего две колесницы".

Таким образом эта находка в сравнении с портупейным блоком Келермесского кургана подтверждает преемственность текмета от киммерийцев к скифам, что говорит о том, что это один народ.

Золотая портупейная цепь и обкладка кинжала. Раскопки скифского кургана (военного вождя) на территории Украины


"Совсем недавно удалось установить назначение до сих пор непонятного крестовидного предмета, называемого «ключом». Этот «ключ» оказался «портупейным блоком», служащим для подвешивания ножен к поясу. Большинство же более поздних скифских изваяний VI-V века до н.э. демонстрирует нам ношение «акинака»(это обоюдоострый скифский меч) спереди, подобно тому, как кавказцы сейчас носят свои кинжалы". На следующих фото вы видите,что традиция украшать этим знаком эфес оружия этим знаком сохранилась на Кавказе(карачаево-балкарский кинжал и неидентифированная шашка)

На этих фотографиях мы видим скифские украшения выставленные в Эрмитаже(Санкт-Петербург)

А на этих фотографиях «Предметы хазарского круга ….Могильники Кабардино-Балкарии 5-6 вв.» Эти предметы так же выставлены в Эрмитаже, но почему то «ученные» опять не признали в карачаево-балкарцах наследников скифов. Может мы изменились за последние 15 веков?

А нет. Оказывается не изменились. Орнаменты изготавливаемые в Карачае на коврах абсолютно соответствуют орнаментам из скифских могильников 5-6 веков На правом фото изображен орнамент мастерицы из аула Джегута Карачаево- Черкессии

Показательны в этом отношении выводы Кузнецовой по результатам изучения нашего народного искусства. Например тщательно изучив природу изготовления войлочных ковров (узоры, тамги, рисунки и т.д.) она пишет, что магическое значение этих изображений угасло, но декоративное значение сохраняется и мастерицы продолжают в апликациях воспроизводить эти древние традиционные формы орнамента"

Археологические находки на территории проживания карачаево-балкарцев 1.Могильный камень (эскертме таш, сын таш) датированный 17 веком н.э. найденный в ауле Къарт-Джурт. 2. Нашейное украшение –амулет датированный 12 веком н.э.

Архитектурное отображение так называемого аланского знака (текмет) на куполе Шоанинского храма, построенного аланами (окрестности города Карачаевска)

Встает вопрос о цвете национального флага, который, надо сказать, особой сложности не представляет. Однозначно можно утверждать, что наиболее популярным цветом был зеленый цвет, который в нашей символике - как и у многих других народов мира - тесно связан с понятиями расцвета, процветания, молодости, возрождения. Не случайно в карачаево-балкарском языке один и тот же корень имеют слова «зеленый» (джашил), «жизнь» (джашау), «молодой» (джаш).

Особое значение придавалось этому цвету во флагах календарной обрядности весеннего цикла, связанной с возрождением природы пахотой. Так, при проведении весеннего земледельческого праздника «Гутан» использовался флаг именно зеленого цвета, которому сказители придавали такую семантику: «Значение зеленого цвета флага: пусть пашни зазеленеют, взрастут подобно лугам, лесам» (Байракьны джашил болмакьлыгьы баш магьанасы: кырдыкла, агъачла кибик, сабанларыбыз кёгерсинле, битсинле). Подробнее об этом говорится в сборнике «Къарачай-малкъар фольклор», который составила и издала в Нальчике в 1996 г. наш фольклорист Т.М.Хаджиева (с.86).

О флаге зеленого цвета сообща¬ют и другие источники; например, в молодости такой флаг видела жительница села Холоднородниковского Чагарова Хабибат Джандраевна (1886 г.рожд.), сообщившая об этом нашему информатору К.Н.Халкечеву, от которого мы получили и зарисовку.

Этот же цвет присутствовал и на зелено-белом стяге, который в канун Великой Отечественной войны краеведу Н.-М.Нурмагометову показал в Картджурте священнослужитель Шамсуддин-эфенди. Два цвета этого флага означали оба мира - посюсторонний /зеленый/ и потусторонний /зеленый/ («акь джартысы - ёлюмню, джашипи -дунияда джашауну кёргюзедиле»). Тогда же краеведу были показаны и шелковые военные перевязи (аскер белгиле) для шапок. Были они длиной примерно 30 см, а шириной - около 8 см, причем перевязи зеленого цвета предназначались для командиров тысячи воинов, белые - для сотников. Сведения об этом публиковались, как минимум дважды: в карачаевской газете «Ленинни байрагьы» (12.01.1991) и в балкарской - «Тёре» (№20,1992).

Как видим, зеленый цвет присутствовал в карачаево-балкарской геральдической традиции вплоть до начала 1940-х гг. Если изначально этот колер выражал идею природного процветания, то с течением времени он получил и дополнительную смысловую нагрузку, связанную с мусульманской религией, которая пришла в Аланию еще до монгольского на¬шествия. Кстати, в том, что наш национальный флаг связан и с исламом, верой наших предков, нет ничего предосудительного. Есть же в гербе современной России чисто христианские знаки (кресты, фигура св.Георгия) - исторически господствовавшей веры русского народа! Геральдика имеет традиции, которые нужно чтить.

Во время подъема национального движения во главе с генералом В.Семеновым в Карачае в 1999 г. использовался зеленый флаг с упомянутым карачаево-балкарским знаком мироздания (см. «Карачаево-балкарский мир» того времени). Этот же знак мы видим на эмблемах карачаево-балкарских организаций (МКА «Алан», «Ас-Алан - Беш Тау Эль», региональная национально-культурная автономия карачаевцев, молодежное общество «Игилик» и др.), различных газет нац движения («Гипанис-Кубань», «Голос Алана», «Джамагъат» и др.).

Таким образом древний символ нашего народа и, что немаловажно, его предков уверенно находит (вернее, восстанавливает) свое место в символике Карачая и Балкарии. Остается - как и десять лет на¬зад - поместить его на зеленом полотнище, которое также с древности бытовал у нашего народа. Собственно говоря, имеются и национальная эмблема, и национальный флаг. Самое главное - они имеют коренное происхождение, являют собой итог творчества карачаево-балкарского народа. Так в чем же дело, что нам мешает?

Автор статьи :Р. ХАТУЕВ, кандидат исторических наук, член-корреспондент Всероссийского Геральдического общества.
Иллюстративный материал с комментариями(выделенными серым цветом) Ш.Динаев

Но это история. А как же обстоят дела в настоящее время?

С 1991 года Карачаевское Национальное Движение "Джамагат" является вместе с Национальным Советом балкарского народа (НСБН) частью общего карачаево-балкарского общественного движения "Тёре", выступающего за создание на Северном Кавказе единой тюркоязычной республики в составе Российской Федерации. Флагом "Тёре" является тюркское голубое полотнище с двумя белыми горизонтальными полосками (символизирующими балкарский и карачаевский народы) и изображением силуэта Эльбруса(символ вечности)

19 июня 1993 года на 1-м съезде балкарского народа был утверждён национальный флаг балкарцев. Это светло-синее полотнище с двумя белыми горизонтальными полосками и стилизованным силуэтом горы Эльбрус. Светло-синий цвет символизирует тюркскую семью народов, белый цвет - чистоту, небесный и земной путь народа. Двуголовый Эльбрус символизирует единство карачаево-балкарской нации, а также вечность. Автор флага Ибрагим Джанкишиев. http://www.vexillographia.ru/russia/index.htm


Ссылаясь на материалы предоставленные "Кавказским форумом" (Турция) cо ссылкой на Уфука Тавкула (www.kafkas.gen.tr) ранее сообщалось, что Карачаевцы, проживающие в Турции, используют зелёный флаг с изображением волка и полумесяца.

Но это не правда! Как видно на второй фотографии карачаево-балкарцы в Турции используют совсем другой и уже знакомый нам флаг.

А флаг с волком это символ пантюркистской организации Бозгурт (серые волки).С данным флагом ходят националистические организации Татарстана, Башкирии, Азербайджана.

Итак, мы имеем два разных флага ОДНОГО народа. Как это не печально, но выгодно это кому угодно, но явно не нашему карачаево-балкарскому народу. И каким будет единный для нашего народа флаг зависить от грядущего поколения.

Категория: Прочее | Добавил: Gornaya_Zvezda (09.04.2014) | Автор: Р. Хатуев, Ш. Динаев
Просмотров: 4869 | Теги: Единая символика алан

Всего комментариев: 0
avatar