Вторник, 19.03.2024, 05:24

Карачаевцы и балкарцы

Биреўге дуппукъ балта, кесинге джити балта.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » История » Прочее

В категории материалов: 63
Показано материалов: 1-20
Страницы: 1 2 3 4 »

Сортировать по: Дате · Названию · Комментариям · Просмотрам

В данной статье рассматриваются этикетные нормы, которые бытовали в традиционной этнокультуре карачаевцев и балкарцев по отношению к гостям в XIX в. Главное внимание уделяется начальной стадии общения хозяина и гостя - правилам встречи и приветствия. Автор отмечает, что традиции и нормы, сложившиеся в этой сфере, играли исключительную роль в отношениях как между представителями одного социума, так и в межэтническом взаимодействии, заняв почетное место в общечеловеческой культуре. В работе изучены различные этикетные вариации при приеме гостя, зависевшие от степени родства, знакомства, гендерного фактора; отмечены факторы выбора места пребывания и обстоятельства, исключавшие возможность гостевого размещения.


Прочее | Просмотров: 1591 | Автор: Болурова Аминат Ниязбиевна, к.и.н. | Добавил: moonbloke | Дата: 18.02.2018 | Комментарии (0)

Жизнь и деятельность И.М. Байрамукова, родившегося 25 августа 1869 года в ауле Хурзуке, протекала в важный переломный период в истории горцев Северного Кавказа: вторая полови­на XIX века была для северокавказских народов временем углубленных экономиче­ских и политических связей с русским народом. Это неизбежно вело к постепенным изменениям в материальной и духовной культуре горских народов, в том числе у карачаевцев, черкесов, абазин, ногайцев. Под влиянием более передовой русской культуры в значительной степени меняется система образования. До 70-х годов в Карачае и Черкесии не было ни одной светской школы. Единственным типом учебных заведений были мусульманские школы — медресе. Обучение в медресе сводилось к бессмысленному заучиванию текстов из Корана, так как не только ученики, но и учителя — муллы в большинстве случаев не знали арабского языка. Никаким другим наукам, кроме закона Божьего, детей в медресе не учили. «Су­ществующие в большинстве аулов туземные школы при мечетях, — писала газета «Терские ведомости», — не играют ровно никакой просветительской роли <…> ученик, пробыв в ученье 3-4 года, оставлял школу с таким же запасом знаний, с каким он входил в нее, т.е. вполне неграмотным». Развитие же и углубление торгово-экономических связей горцев с русским населением, близость от их селений не только казачьих станиц, но и курортов Кавказских Минеральных Вод создавали практическую необходимость в получении определенной грамотности, в знании русского языка, умении читать, писать и считать. Объективно на повестку дня встал вопрос об открытии русских светских школ в горских аулах.


Прочее | Просмотров: 1232 | Автор: И.Х. Байрамуков, А.И. Байрамукова | Добавил: moonbloke | Дата: 18.02.2018 | Комментарии (0)

В различные периоды истории из Балкарии и Карачая в места проживания соседних кавказских народов переселилось значительное количество людей, ставших родоначальниками новых фамилий в среде этих народов. В ходе изучения данной проблемы выявилось, что некоторые фамилии кавказских этносов имеют балкарское либо карачаевское происхождение.


Баразбиев М.И. | Просмотров: 9775 | Автор: Баразбиев М. И. | Добавил: moonbloke | Дата: 09.05.2017 | Комментарии (0)

В этой статье рассматривается традиционная религиозная система абхазов и карачаевцев. Автором рассматриваются основные элементы религии, выявляются их общие и отличительные черты.


Прочее | Просмотров: 1686 | Автор: Салпагарова Альбина Шахимбиевна | Добавил: moonbloke | Дата: 31.12.2016 | Комментарии (0)

Настоящая работа представляет опыт исторического анализа чрезвычайно популярного до недавнего прошлого цикла преданий, который с полным основанием можно назвать маджарским циклом. Предания дифференцируются на два основных варианта, рассматриваемых здесь под условными наименованиями этногенетического (о пришествии какой-то части предков народа из местности Маджар) и генеалогического (о маджарцах Басиате и Бадиляте как основателях феодальных династий). Первый вариант был известен в четырех национальных версиях:дигорской, балкарской,карачаевской и кабардинской; второй же зафиксирован только в Дигории и Бал- карии. В основу данной публикации легли главным образом балкаро-карачаевские материалы, что, конечно, не означает анализ их в полном отрыве от иных национальных версий1.


Прочее | Просмотров: 5334 | Автор: Батчаев В. М. | Добавил: moonbloke | Дата: 12.11.2016 | Комментарии (1)

В 1404 г. архиепископ персидского города Султанийи Иоанн де Галонифонтибус написал Сочинение «Книга познания мира». В основу книги легли впечатления автора от поездки; по разным странам, в том числе и по Кавказу, а также сведения более ран­них источников. Де Галонифонтибус писал на латинском языке. С латинского на венгерский и английский это сочинение было переведено профессором Лайошем Тарди. В 11978 г. была опуб­ликована в газете статья Тарди, где приводились сведения из книги Галонифонтибуса1.


Прочее | Просмотров: 4281 | Автор: Е. П. АЛЕКСЕЕВА | Добавил: moonbloke | Дата: 10.11.2016 | Комментарии (1)

Выдающийся тюрколог, русист, фольклорист, литературовед, доктор филологических наук, Заслуженный деятель науки РСФСР, талантливый певец, прекрасный человек – таким был профессор М.А.Хабичев. переоценить его роль в развитии культуры карачаево-балкарского народа и тюркологической науки в целом.


Прочее | Просмотров: 2150 | Автор: А.Д. Койчуев | Добавил: moonbloke | Дата: 08.06.2016 | Комментарии (0)

Февральская революция 1917 г. привела к созданию на Кубани целого ряда общественно-политических организаций. В их числе были и национальные гражданские комитеты, созданные в Карачае и Черкесии. Они принимали активное участие в политической жизни Кубанской области, представляя интересы горцев на различных уровнях и, во многом, исполняя роль исполнительных органов власти.


Прочее | Просмотров: 2120 | Автор: А.Ю. Гайнулин | Добавил: moonbloke | Дата: 14.04.2016 | Комментарии (0)

В данной статье мы попытаемся на основе норм обычного права горцев проанализировать: что же сохранили карачаевцы (особенно подрастающее поколение) из адатов своих предков.


Прочее | Просмотров: 3395 | Автор: Текеева З.Х. | Добавил: moonbloke | Дата: 14.04.2016 | Комментарии (0)

В статье идет речь о балкарцах, представителях различных фамилий, которые уходили на фронт в первые годы Великой Отечественной войны и совершали героические подвиги на многих театрах военных действий. Они награждены боевыми орденами и медалями, немногие из них вернулись живыми, подавляющее большинство братьев-балкарцев навсегда остались на полях сражений во имя Отечества.


Прочее | Просмотров: 3869 | Автор: О.О. Айшаев | Добавил: moonbloke | Дата: 26.03.2016 | Комментарии (0)

Статья посвящена анализу практики лишения избирательных прав служителей мусульманского религиозного культа в Карачае в 1921-1936 гг., рассматриваемой в качестве одной из форм репрессивной политики советской власти. Отмечается, что лишение мусульманского духовенства избирательных прав началось буквально с первых выборов, проведенных после окончательного установления Советской власти в 1921 г., и продолжалось вплоть до принятия Конституции 1936 г., снявшей данные ограничения по социальному признаку.

Лишение избирательных прав как форма социальной дискриминации Мусульманского Духовенства Северного Кавказа в 1921-1936 гг. (на материалах Карачая)

Приход к власти в России большевиков в 1917 г. коренным образом изменил практически все стороны общественной жизни. Прекрасно осознавая, что победу в гражданской войне можно было одержать лишь благодаря поддержке большинства населения, они обратили особое внимание на идеологическую борьбу со своими противниками. Важное место в этой борьбе отводилось разрушению традиционной религиозной идентичности российского общества. Применительно к теме данной статьи это, например, выразилось во введении практики лишения избирательных прав священнослужителей. Уже в первой Конституции РСФСР, принятой V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г., в пункте «г» ст. 65 в качестве категорий населения, подлежащих данной репрессивной мере, были отмечены «монахи и духовные служители церквей и религиозных культов»12http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-pravila/q0o.htm (дата обращения: 04.03.2015). . Именно этим пунктом руководствовались избирательные комиссии на местах при составлении списков «лишенцев».


Прочее | Просмотров: 1130 | Автор: Атаев Т.И. Бегеулов Р.М. | Добавил: moonbloke | Дата: 30.08.2015 | Комментарии (0)

Футбольная команда из пересленцев балкарцев. Киргизия 1955 год
Ветераны республиканского футбола
Была такая команда
Данная статья была опубликована в газете «Кабардино-Балкарская правда» Нальчик от 6.03.2008 года, а также в газете «Трудовая слава» Черекский район КБР от 12.03.2008 года

Были и такие бригадиры и председатели колхозов, начальники шахт и директора предприятий, которые в меру своих сил старались облегчить участь спецпереселенцев, всячески помогали им. И было очень много людей, сочувствовавших беде невинно наказанных спецпереселенцев, делившихся с ними последним куском хлеба. Среди таких людей, как это ни странно, попадались даже коменданты, но обычно это были простые казахи или киргизы.


Прочее | Просмотров: 1736 | Автор: Магомет Кучинаев | Добавил: moonbloke | Дата: 16.08.2015 | Комментарии (2)

Шаханов Тимур Борисович (Басиятович)
Шаханов Тимур Борисович (Басиятович) (1917 - 2000)

27 февраля 1917 г., в день отречения от престола императора Николая II, у присяжного поверенного Басията Шаханова родился сын. В то время Басият жил во Владикавказе, в собственном особняке, который располагался в Театральном переулке в самом центре города. К сожалению, особняк этот не сохранился. Во время боев восемнадцатого года в него попал снаряд, и дома не стало.

Прислушавшись к предложениям друзей и родственников, Басият нарек новорожденного Тамерланом. Примерно в это же время им была получена телеграмма от известного Бакинского нефтепромышленника Муртаза Мухтарова, в которой тот предлагал дать сыну имя Теймурленг. Жена Мухтарова Лиза была дружна с супругой Басията. Она происходила из аристократической семьи и являлась дочерью генерала Хамбия Асланбековича Туганова. Наверное, совпадение предложенных друзьями, родственниками и Мухтаровым имен (Тамерлан и Теймурленг - два прочтения одного и того же имени) окончательно убедило Басията в выборе имени.


Прочее | Просмотров: 2006 | Автор: ШАХАНОВ ТИМУР БОРИСОВИЧ (БАСИЯТОВИЧ | Добавил: moonbloke | Дата: 15.08.2015 | Комментарии (0)

Къазийланы Сарамырза Ташкёпюр элинде айтылыб тургъан кишиледен эди.

Терен билимли афенди, Къарачайгъа акъ аскерле кирген заманда, аскер комиссияны члени, баш тутхан, джитилиги, ётгюрлюгю бла да белгили адам болгъанды. Джашау тюрленмей турса, аны кесини, балаларыны джазыулары да андан эсе насыблы боллукъ болур эди. Ай медет, ол заманла уллу кърал оюла-чачыла тургъан, «ит иесин» танымагъан заманла эдиле. Большевикле дунияны къатышдыргъан, урлаб алгъан властларын бегитир ючюн тынч миллетни арасына от салыб, адамланы бир-бирине этген огъурсуз заманла. Айхай да, бюгюннгю кёз бла къарасанг, хар не да ачыкъ кёрюннгенликге, ол кёзюуледе джукъ ангылагъан къыйын эди: бир акъла, бир къызылла, бир джангы экономика политика деб эркинлик берилиб, ызы бла барысы сыйырылыб, ахыры коллективизация, индустриализация, репрессияла д.а.к.


Хапарла | Просмотров: 914 | Автор: КАКУШЛАНЫ Хусей | Добавил: moonbloke | Дата: 30.07.2015 | Комментарии (0)

В статье показана роль представителей интеллигенции в становлении и развитии письменности карачаево-балкарского народа во второй половине XIX – начале XX вв. Автор, опираясь на ряд исторических источников и фактов, постарался глубже проанализировать подходы к данной проблеме, которые имели место в обозначенный в работе период.

руны, руническая письменность, греческая письменность, арабская письменность, аджам, латиница

Карачаевцы и балкарцы, как потомки древнейших кавказских и тюркских племен, переняли от них величайшие достижения, одним из которых была письменность. Так, известно, что на разных этапах своего исторического развития предки карачаево-балкарцев, а затем и они сами, пользовались такими видами письма, как руническое, греческое, арабское, латинское. При этом следует учитывать, что лучшие представители Карачая и Балкарии неустанно трудились над совершенствованием письменности, вносили некоторые изменения в существующие и создавали новые алфавиты и буквари.


Прочее | Просмотров: 2287 | Автор: Д.Д. ЧОТЧАЕВ | Добавил: moonbloke | Дата: 18.07.2015 | Комментарии (0)

Созайланы Шауайны жашы Аубекир
СОЗАЙЛАНЫ ШАУАЙНЫ ЖАШЫ АУБЕКИР

1941 джылда фашист Германия Совет Союзгъа чапханда Малкъарны къолунда сауут туталлыкъ жашлары бары да бир кибик къанлы душманнга къажау сюелген эдиле. Ол бизни барыбызгъа да белгили ишди. Алай таулу жашла Россейни Манчьжурияны сыртларында эм биринчи дуния урушда да къоруулагъанларыны юсюнден а хапарыбыз азды.

Аладан бирини – Созайланы Шауайны жашы Аубекирни жашау жолу бла окъуучуланы шагъырей этерге тийишли кёребиз. Туугъан Холам элинден чыгъып, австро-герман фронтха атланнганында анга жаланда къыркъ эки жыл бола эди. Аны къазауатха кирирге, топла-окъла атыла тургъан, юйге сау къайтырына толу ышаныулукъ болмагъан жерге барыргъа не зат кёллендиргени сейирди. Не ючюн дегенде, ол заманда аскерге жашланы жаланда кеси ыразылыкълары бла алгъандыла. Аланы да барын да угъай - къарыулуларын сайлап, ёсюмлерине, тап санларыны субайлыгъына да къарагъандыла. Кавказ аскер округну командованиясыны буйругъу бла къуралгъан комиссия Созайланы Аубекирни да аскерде къуллукъ этерге жараулугъа санагъанды.


Хапарла | Просмотров: 837 | Автор: Къулбайланы Алий | Добавил: moonbloke | Дата: 07.07.2015 | Комментарии (0)

В статье исследуются трансформации институтов родства у балкарцев в процессе исторического развития и модификации в условиях глобализации. Показано, что в настоящее время господствующее положение у балкарцев занимает нуклеарная демократическая семья, сохраняющая некоторые традиционные семейные обычаи.

глобализация, институты родства, нуклеарная семья

Современные этносы независимо от их этнокультурного пространства, численности и языковой принадлежности подвержены глобализации, которая несёт кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности. Анализом процесса глобализации занимаются историки, социологи, философы, экономисты, этнологи и т. д. Исследователи различных научных направлений, которые интересуются этой проблемой, сходятся во мнении, что глобализация – результат целого комплекса инновационных факторов, вызывающих фундаментальный «цивилизационный» поворот в истории человечества.


Прочее | Просмотров: 1246 | Автор: М.Ч. КУЧМЕЗОВА | Добавил: moonbloke | Дата: 21.06.2015 | Комментарии (0)

(Алиева С.К. – канд. ист. наук)

Одним из тягчайших испытаний, выпавших на долю советского государства, явилась Великая Отечественная война 1941-1945 годов, навязанная Советскому Союзу германским фашизмом. Ведение войны требовало огромных средств. Всего за годы войны прямые военные расходы составили 551 млрд. рублей...

...Для оказания помощи действующей армии с первых же дней войны по всей стране развернулось движение за создание фонда обороны. В документах это стремление удачно получило название патриотического движения. Вначале данное движение носило стихийный характер. Характерной особенностью подавляющего большинства всенародных кампаний по оказанию помощи фронту явилось сочетание принципа добровольности с принципом обязательности. Партия использовала при реализации мероприятий методы убеждения и принуждения масс.

В фонд обороны вносились деньги, облигации государственных займов, золотые и серебряные изделия, различные драгоценности, ценные вещи. На эти же цели передавались крупные суммы средств, заработанные во время воскресников. Тысячи колхозников засевали сверх плана «гектары обороны», весь урожай с которых шел на фронт.


Прочее | Просмотров: 1434 | Автор: Алиева С.К | Добавил: moonbloke | Дата: 18.06.2015 | Комментарии (0)

Магометни юсюнден биринчи кере мен токъсанынчы жыллада эшитген эдим. Къарачайны бушуу кюню бла байламлы «Жамагъат» организация митинг къурап, бизни да чакъыргъан эдиле...

...Стадионнга кёп адам жыйылгъанды. Айхай да, чыгъып сёлешгенле жарсыуланы, кемчиликлени юсюнден да айтадыла. Къатыбызда сюелгенледен бири: «Ай, Магомет болса эди, ол жарсыула бизге жетмез эдиле», - деди.

«Айып этме, тамата, кимди Магомет дегенинг?»,- деп сорама.

«Чотчаланы Магометни юсюнден айтама. Халкъ ючюн къайгъыргъан, керти, чынтты адам эди», - деп жууаплады.

Тукъумун эшитгенлей, мен да сагъаяма. Чотчалары бизни тукъум къарындашларыбыз болгъанларыны юсюнден атам, жаннетли болсун, кёп хапар айтыучу эди. 2008 жылда Чотчалары тукъум чекге бизни да чакъырадыла. Учкулан ёзенинде адам кёп, бизге тойоюн бла тюбейдиле.

Аттолары, Ботталары да жыйын болуп баргъанек. Чотчаланы тукъум таматасы Абук- Алийни къонакълагъа эс бёлгенден тышында жумушу кёп эди, болсада мен, тёзалмай, Магометни юсюнден сорама.

Халкъ чачылгъандан сора Абук-Алий билгенин айтды, Къарачай-Черкес республикада белгили журналист Джазаланы Балуа да къолунда болгъан материалланы бергенди.


Хапарла | Просмотров: 1184 | Автор: БОТТА УЛУ Мухтар | Добавил: moonbloke | Дата: 07.06.2015 | Комментарии (0)

Хаджи-Мурат Чомаев
Герой этого повествования - всадник Кавказской конной дивизии Хаджи-Мурат Чомаев, уроженец аула Тебердинский (ныне Верхняя Теберда), попал в 3-ю сотню в числе семерых добровольцев-односельчан.

Для Российской империи Первая мировая война началась 19 июля (1 августа) 1914 года. На Кавказ известие о вовлечении России в войну дошло на следующий день. Буквально через несколько дней во всех областях прошли съезды, на которых кавказские народы выразили полную поддержку правительству и изъявили желание сформировать за свой счет добровольческие воинские подразделения для борьбы с врагом. Инициатива горцев была поддержана, и с 9 августа по приказу командующего Кавказским военным округом М. И. Воронцова-Дашкова началось формирование иррегулярных полков.

Отбирались добровольцы в возрасте от 21 до 40 лет, имевшие "хорошее и трезвое поведение", "здоровое телосложение" и "склонность к военной службе". На приемные пункты волонтеры являлись на собственных лошадях, с собственным снаряжением, обмундированием и холодным оружием. Из карачаевцев была сформирована 3-я сотня Черкесского конного полка (1-я и 2-я из адыгов Екатеринодарского и Майкопского отделов, в 4-ю вошли абхазы Сухумского округа).


Прочее | Просмотров: 1082 | Добавил: moonbloke | Дата: 27.05.2015 | Комментарии (0)