Вторник, 16.04.2024, 23:35

Карачаевцы и балкарцы

Аз сёлеш, кёб ишле.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » История » Баразбиев М.И.

Иноэтничные кавказские фамилии балкаро-карачаевского происхождения

Иноэтничные кавказские фамилии балкаро-карачаевского происхождения

Баразбиев М. И.

В различные периоды истории из Балкарии и Карачая в места проживания соседних кавказских народов переселилось значительное количество людей, ставших родоначальниками новых фамилий в среде этих народов. В ходе изучения данной проблемы выявилось, что некоторые фамилии кавказских этносов имеют балкарское либо карачаевское происхождение. Так, балкаро-карачаевское происхождение присутствует в следующих кабардинских фамилиях.

Балкаровы. В Малой Кабарде живут два рода однофамильцев Балкаровых, получивших свое фамильное наименование по той причине, что их предки прибыли некогда в Кабарду из Балкарии:

1. По генеалогическим преданиям, записанным профессором А. И. Мусукаевым, основатель фамилии Балкаровых Елбаздуко Айдеболов с двумя братьями восемь поколений назад покинул с. В. Балкария Черекского ущелья. Один из братьев выбрал для жительства с. Кайсын-Анзорово (Анзорей), второй — Тамбиево II (Алтуд), а Елбаздуко сначала выбрал Боташево (Плановское), но потом перебрался из этого села в Муртазово (Дейское), где и решил остаться навсегда. Всех братьев и их потомков, несмотря на то, что они расселились в разных населенных пунктах Кабарды, называли из-за их этнического происхождения Балъкъэр, что и закрепилось за ними в качестве фамильного наименования.

К сведениям, приводимым А. И. Мусукаевым, можно добавить, что в Балкарии род Айдеболовых, от которых выводили свое происхождение Балкаровы, являлся одним из самых знатных и относился к числу таубиевских фамилий, считавшихся потомками легендарного князя Басиата.

Современные представители балкарского рода Айдеболовых помнят, что когда-то из их рода переселились в Малую Кабарду несколько братьев, потомки которых носят фамилию Балкаровых и проживают в данный момент в г. Терек и с. Дейское. Балкарские Айдеболовы, объясняя причину переселения их родственников в Малую Кабарду, утверждали, что это произошло из-за опасения возможной кровной мести.

2. Причиной появления в с. Анзорово (Лескен II) шесть поколений тому назад Хажмусы Бетуева из В. Балкарии предания считают вражду с представителями рода Настуевых. Вынужденный покинуть родные места, Хажмуса обосновался в селении Анзоровых, но там он предпочел скрыть причину своего переселения и свою настоящую фамилию, сообщив жителям села лишь, что он является по происхождению балкарцем. Таким образом, за потомками Хажмусы Бетуева, расселившимися впоследствии и в других населенных пунктах Кабарды, закрепилась фамилия Балкаровы.

Бегиевы. Фамилия кабардинских Бегиевых выделилась Из балкарцев Бегиевых — жителей с. Ишканты Черекского ущелья. Основной причиной переселения Болата Бегиева в Кабардинское селение Жанхотово явился земельный недостаток у себя на родине. Внук Болата Дзадзу Махтыгериевич переехал впоследствии в селение Зарагиж, став основателем зарагижской ветви рода Бегиевых. У кабардинских Бегиевых по сей день сохраняется память о единстве происхождения с балкарцами, что проявляется во взаимном участии во всех важнейших фамильных мероприятиях.

Безировы. Генеалогические предания утверждают, что род Безировых имеет общие корни с балкарцами Биязировыми. Во время очередной эпидемии чумы вымерли почти все представители фамилии Биязировых, проживавших в Чегемском ущелье, в поселке Кала. В живых осталась лишь одна беременная невестка Биязировых, происходящая из рода кабардинцев Жанхотовых, и ее малолетний сын Ислам. Эта невестка пешком добралась до родового селения своего отца, где у нее вскоре родился второй сын, которого она назвала в честь своего умершего мужа Бекмырзой. Став взрослым, старший из братьев Ислам вернулся на родину отца в Чегемское ущелье, а младший, Бекмырза, остался в Жанхотово (Псыгавсу), став основателем кабардинского рода Безировых. Как свидетельствуют предания, описываемые в них события происходили семь поколений тому назад.

Жамбековы. В 1872 г. начальнику Георгиевского округа Терской области поступило прошение от жителя с. Кучмазукина (Ст. Крепость) Кази Жамбекова, в котором излагалась версия этнического происхождения данной фамилии. В частности, Кази Жамбеков писал: «...я происхожу из Карачаевских узденей фамилии Хасанова, хотя в Кабарде назван Жамбековым, так как прадед мой был Жамбек» [14]. В этом же документе Кази Жамбеков отмечал, что у него имеются в Кабарде однофамильцы, не связанные с ним единством происхождения.

Жаноковы. Генезис фамилии кабардинцев Жаноковых усматривается из прошения начальнику Георгиевского округа Терской области жителей с. Жанхотова (Псыгансу) Муссы и Шеретлуко Жаноковых, поданного 24 февраля 1872 г. В своем прошении они сообщали следующее: «Происходя из Горских Таубиев и в давнее время переселились из Балкарии в Кабарду и хотя по переселении нашем мы считались наравне узденей Тамбиевых, Кудинетовых и Анзоровых брат же наш Алибек Женоков и родственники Мисаковы проживают в Балкарии и считаются Таубиями...» [15]. Можно добавить, что представители рода Жаноковых проживали не только с селении Жанхотово, но также и в селении Аргудан, где в 1872 г. проживало семейство родного брата Муссы — Исмаила Жанокова.

Культербаевы. Фамилия Культербаевых происходит от переселившегося четыре поколения тому назад в с. Бабуково (Сармаково) выходца из Карачая Къултыра Жаналиева. Прибыв в Бабуково Къултыр Жаналиев женился на местной девушке-кабардинке из рода Хаупшевых, положив начало новой фамилии Культербаевых.

Кучменовы. По преданиям, кабардинская фамилия Кучменовых происходит от балкарца Жьгжу Кучменова, переселившегося в Кабарду из Хуламо-Везенгиевского ущелья. Причиной переселения явился конфликт, произошедший у Жыжу с одним из местных таубиев, в результате чего он вынужден был несколько лет скрываться в горах, а затем уйти в Кабарду под покровительство уорков (дворян. — М. Б.) Шалушки. С момента переезда Жыжу Кучменова в Кабарду до нашего времени прошло шесть поколений.

Кушховы. Фамилия Кушховых является в Кабарде одной из самых распространенных. Представители большинства этой фамилии выводят свое происхождение из Осетии, Балкарии или Карачая. Нам же хотелось бы более внимательно рассмотреть вопрос происхождения Кушховых, фигурирующих в качестве героев кабардинской народной песни под названием «Песня о Жамботе и Екубе». В преданиях, сопровождающих песню, отмечается, что братья Жамбот и Екуб (Якуб) по своему сословному происхождению были дворянами и являлись выходцами из балкарского аула, расположенного в Чегемском ущелье. Из Чегемского ущелья братья Кушховы переселились в кабардинское селение князей Тохтамышевых, с которыми у них и разгорелась впоследствии кровопролитная вражда, послужившая исходным материалом для создания песни.

Имеющиеся в нашем распоряжении документы позволяют несколько уточнить сведения, приводимые в этом фольклорном произведении. Так, в прошении узденей Магомет-Мурзы, Эльмурзы и Жамбота Тохтамышевых, поданном в марте 1859 г., сообщается следующее: «...отец убитого Якуба, Хаджи Усман Кушхов, переселился из Карачая к нам в аул на жительство (выделено нами. — М. Б.) не имея никакого имущества кроме одного ишака и одной палки и получил от нас разные подарки с условием жить у нас наравне других наших узденей и оказывать нам услуги...» [16].

Из документа выясняется, что родиной героев песни братьев Кушховых является не Чегемское ущелье, а Карачай и что инициатором переселения в Кабарду выступали не сами братья, а их отец Усман (Осман), о котором песня умалчивает.

Мальсургеновы. Род этот уходит своими корнями в Карачай, откуда, по преданиям, кабардинские дворяне Хажкасимовы привезли в селение Бабуково (Сармаково) молодого работника по имени Мисир. Именно от этого Мисира и произошла впоследствии фамилия кабардинцев Мальсургеновых, насчитывающая на данный момент шесть, поколений предков, проживавших в Кабарде.

Соховы. Фамилия Соховых появилась в Кабарде шесть поколений назад, когда сюда перебрался на постоянное жительство Абрег Мысачев (Мисаков. — М. Б.), являвшийся выходцем из Верхней Балкарии. Первоначально Абрег Мисаков попытался устроиться на жительство в с. Жанхотово, но впоследствии он остановил свой выбор на с. Докшоково (Старый Черек). В этом селении он долгое время не жил постоянно и часто его покидал, за что местные жители и дали ему прозвище Сэхъу (с кабардинского «удалец».— М. Б.). С течением времени Абрег Мисаков остепенился и женился на местной девушке-кабардинке, от которой у него и родился сын Тахир. За Тахиром Мисаковым и его потомками в качестве фамилии закрепилось прозвище их отца — Сэхъу, и они в настоящий момент носят фимилини Соховых.

Суншевы. Происхождение фамилии кабардинцев Суншевых, проживающих в с. Аргудан усматривается из материалов следственного дела репрессированного в 1932 г. по политическим мотивам М. Э. Суншева. В документе сообщается, что Суншев Мухадин Эржибович, состоял «...в родстве с известной балкарской фамилией Суншевых (Суюнчевых. — М. Б.)...» [17].

Таким образом, получается, что кабардинцы Суншевы переселились в Кабарду из Балкарии, выделившись из рода безенгиевских таубиев Суюнчевых. Время появления Суюнчевых в селении Аргудан можно примерно обозначить первой половиной XIX столетия, так как, согласно записанным А. И. Мусукаевым фамильным преданиям, Мухадин Эржибович Суншев являлся правнуком родоначальника кабардинской ветви данного рода — Якуба.

Темиржановы. Генезис фамилии Темиржановых прослеживается из составленного в 1921 г. документа под названием «Списки погибших в боях с белой армией». В «Списках» о проживавших в с. Псыгансу представителях этого рода указывается следующее: «Темиржановы Каральби и Адальби происходят из простых крестьян-рабов. Фамилия Темиржановых ведет свой род от балкарцев. Переселение балкарцев Темиржановых в Кабарду произошло около 80-ти лет тому назад, то есть 1840-х годов. В бытность еще в Балкарии Темиржановы были неспокойные люди, которые выступали против вековых обычаев, простив князей. Недовольство последних, в конце концов, и заставило стариков Темиржановых бежать с родных мест и поселиться в Кабарде» [18]. Далее в процитированном нами документе сообщалось, что представители рода Темиржановых принимали активное участие во время гражданской войны на стороне революции и некоторые из них погибли, сражаясь за свои идеалы.

Таким образом, фамилия кабардинцев Темиржановых образовалась от балкарских переселенцев, покинувших свою родину в результате противоречий со своими феодалами.

Чочаевы. Историк Ч. Э. Карданов в своей книге «Групповой портрет в Аушигере. Годы и судьбы», посвященной истории селения Аушигер и семей, его населяющих, отмечает, что родоначальником кабардинцев Чочаевых являлся некий Домбай, поселившийся в Догужоково (Аушигер) в начале нынешнего века.

К сожалению, автор не сообщает причин переселения Домбая Чочаева в Догужоково и место его предыдущего жительства. Однако такую информацию можно почерпнуть из прошения, составленного самим Домбаем в 1887 г. В этом прошении, в частности, сообщалось:  «Около двадцати лет тому назад отец мой переселился по обстоятельствам крайней бедности из Безенгиевского общества в селение Догужокова для заработков и пропитания...» [19]. Таким образом, можно заметить, что Чочаевы происходили из балкарского селения Безенги, а причиной их переселения в Кабарду явилось стремление улучшить свое неблагоприятное экономическое положение.

Эльмесовы. Корни происхождения представителей кабардинского рода Эльмесовых уходят в балкарское селение В. Хулам, откуда и переселился в с. Урвань Накко Жумакуевич Ольмезов. Основной причиной для подобного переезда послужила крайняя ограниченность в Хуламе с земельными угодьями.

Осетинские фамилии, выводящие свое происхождение из Балкарии и Карачая.

Алиевы, Кобегкаевы, Найфоновы, Хорановы, Кабановы. Согласно осетинским преданиям, в давнее время в Донифарс из Балкарии, будучи на охоте, попали два брата, преследовавшие добычу. Старшего из братьев звали Сата, а младшего — Гагуа. Там они убили дикую козу, освежевали и остались переночевать. Утром они более внимательно осмотрели окружающую местность. Она им понравилась, и братья решили окончательно перебраться туда. Причем старший брат выбрал в качестве своего поселения место их первоначального ночлега, которому он дал наименование Лезгор, а Гагуа поселился на расстоянии 2,5 км от него, где впоследствии образовалось селение Донифарс.

Гагуа постепенно начал приглашать в свое селение жителей из других местностей, за что последние стали выплачивать ему и его потомкам дань. С течением времени род Гагуа богател, становился могущественным и даже стал считаться принадлежащим к высшему сословию этой части Дигории. К роду Гагуа принадлежат фамилии, произошедшие от его сыновей: Али, Кобека, Найфона, Хорана и Кабана, которые назывались сословным термином — гагуата, обязанным своим возникновением их балкарскому предку — Гагуа.

В определенной степени подтверждением балкарского происхождения братьев Сата и Гагуа может служить тот факт, что топоним Лезгор, которым Сата назвал свое поселение, присутствует в Балкарии. Так, на территории Баксанского ущелья подобное наименование в несколько измеменной форме — «Лезгур» — является названием реки и земельного участка.

Байкуловы. Родоначальник этой фамилии Абисал попал ребенком из Карачая в дигорское селение Махческ. Там он находился на воспитании в семье своего родного дяди Абисалова. Подросший Абисал решил не возвращаться к себе на родину в Карачай и остался в Осетии. Однако и в наши дни представители старшего поколения карачаевских и осетинских Байкуловых помнят о единстве своего происхождения и поддерживают друг с другом связи.

Боллоевы. Родоначальником осетинских Боллоевых считается балкарец Есе Боллоев, поселившийся на том месте, где позднее образовалось селение Кумбулта. Там Есе вместе со своими сыновьями построил большой и крепкий дом, обзавелся хозяйством. Вскоре жившие неподалеку братья Гегки, Хачир, Тохъаз, Саге и Цъеу решили обосноваться еще ближе к Боллоевым и построили свои дома рядом с ними. Таким образом, возникло селение Кумбулта, первыми жителями которого были выходцы из Балкарии Боллоевы.

Габачиевы. В книге краеведа М. С. Хацаева «Озрек и его жители» отмечается, что в числе первых поселенцев в это осетинское селение, расположенное на территории Кабарды и называвшееся в то время Кабанове, были спустившиеся по Хазнидонскому ущелью вместе с Шито Темиркановым представители рода Габачиевых, которых звали Касай, Айдарук, Хашесби, Хашби и Генардук. В данный момент фамилия Габачиевых в Озреке считается одной из самых многочисленных и состоит из 24 семейств.

Национальная принадлежность первых Габачиевых, поселившихся в Озреке, усматривается из жалобы от 1859 г. корнета Иналука Казбекова и его двоюродного брата таубия Камбота Темирканова. В ней указывалось, что три семейства Габачиевых, проживавших в Кабаново являются их подвластными, принадлежащими им «из незапамятных времен» и обязанными нести им повинности» согласно черных народов Балкарского общества». Далее в жалобе сообщалось, что Темиркановы и Казбековы вынуждены были переселиться в аул Кабановых в результате происшедшей у них в Балкарии с кем-то ссоры. Вместе с ними в это осетинское селение переселились и их подвластные. Впоследствии Казбековы и Темиркановы вернулись на свою наследственную землю в Балкарию, но часть их подвластных, в том числе и Габачиевы, предпочла не возвращаться с ними, а осталась на новых местах жительства.

Как видно, осетинская фамилия Габачиевых происходит от выходцев из Балкарии, которые в прошлом столетии прибыли в селение Кабаново (Озрек) вместе со своими феодальными владельцами.

Газановы. Родоначальник фамилии Газановых прибыл в Северную Осетию из Балкарии и первоначальным местом поселения решил избрать с. Донифарс. Представители старшего поколения этой фамилии уже точно не знают, почему именно за ними в качестве фамильного наименования закрепилось Газановы. Часть из них считает, что их далекий предок-балкарец носил у себя на родине такую фамилию, а другая часть, что его самого звали Газан, что и послужило причиной появления их фамильного наименования. Однако старшие рода Газановых солидарны в том, что у их предка в Донифарсе родилось трое сыновей, которые впоследствии разделились и переселились в различные осетинские населенные пункты: Лескен, Хазнидон, Уакац. Именно эти братья и стали основателями трех ветвей осетинского рода Газановых.

Галеовы, Кожиевы. О происхождении этих фамилий существует старинное предание, которое повествует о том, что в Донифарсе жили два брата — Галеу и Хъози. Родители этих братьев прибыли в Осетию из Балкарии, где они принадлежали к роду Уналдиевых. Дом братьев Уналдиевых располагался в Донифарсе рядом с домом местных феодалов Кобегкаевых, к которым часто приезжали знатные гости из Кабарды и Балкарии. Зачастую гости останавливались на ночлег не у Кобегкаевых, а у их соседей — братьев Уналдиевых. Такое положение вещей не устраивало Кобегкаевых, нанося удар по их самолюбию. С этим Кобегкаевы не захотели смириться и, выбрав удобный момент, убили обоих братьев. К этому времени их жены были в положении и каждая из них родила впоследствии по сыну, за которыми закрепились фамилии Галеов и Кожиев.

Гериевы, Зуймоновы, Калуховы, Езеевы. Генеалогические предания утверждают, что данные фамилии происходят от переселившейся из Балкарии в дигорское селение Уакац семейной пары. Считается, что глава семьи являлся выходцем из фамилии Болачаевых, а девичья фамилия | его супруги была Апчагарова. В Уакаце у семьи Болачаевых родились четверо сыновей: Герий, Зуймон, Калух и Езе, которые впоследствии разделили наследственное имущество и стали жить самостоятельными семьями. Их потомки в качестве фамильного наименования взяли их имена.

Дигоевы, Цалкосовы. Согласно генеалогическим преданиям, эти фамилии произошли от переселившихся из Балкарии в Дигорию братьев Диго и Цалкоса Сулцалдиевых, которые решили избрать местом своего нового жительства селение Къамат. В этом селении они женились, у них появились дети и внуки, носящие фамилии Дигоевых и Цалкосовых в зависимости от того, кто из двух братьев является их предком.

Койбаевы. Фамилия Койбаевых происходит от переселенца из Балкарии по имени Койбай, который местом своего нового проживания решил избрать селение Мастинок. Эта фамилия не может считаться в Осетии древней, так как от ее родоначальника до нынешних старших представителей рода насчитывается всего три поколения.

Темираевы, Саоевы, Савкуевы, Дзанкисовы и Казаховы. Согласно преданиям, когда-то давно из Балкарии в Дигорское ущелье бежали четверо братьев из рода Гануаевых: Темир, Саууай, Саукуй, Дзанкис и их сестра Гурмехан. Местом своего нового жительства братья избрали с. Махческ, располагавшееся на левом берегу р. Ираф. Там они построили дом и стали обзаводиться хозяйством. Вскоре к братьям присоединился молодой парень по имени Хъазах, также являвшийся выходцем из Балкарии.

В один из дней старший из братьев, Темир, во время охоты случайно застрелил человека, который оказался их соседом из фамилии Абисаловых. Когда представители рода Абисаловых узнали, что их брат погиб от руки Темира не по злому умыслу, а случайно, то приняли решение не начинать кровомщение, но постановили, что братья Гануаевы должны поменять место своего жительства.

Братья Гануаевы переселились в другое осетинское селение — Фараскадта, где они, а также их друг Хъазах стали родоначальниками новых осетинских фамилий.

Грузинские фамилии балкаро-карачаевского происхождения.

Бахсолиани. По преданиям, фамилия Бахсолиани происходит от переселившихся в Сванетию выходцев из Баксанского ущелья Балкарии.

Вездени. Грузинский историк Т. Ш. Мибчуани отмечает, что сванская фамилия Вездени имеет балкаро-карачаевское происхождение, а ее наименование связано с известным балкаро-карачаевским сословным термином «уздень». Можно отметить, что и у самих балкаро-карачаевцев имеется фамилия Узденовых, что позволяет предположить, что сваны Вездени могут быть потомками представителей рода балкаро-карачаевских Узденовых, фамильное наименование которых в Сванетии практически не изменилось.

Гоштелиани. Известные российские исследователи Кавказа прошлого столетия И. Иванюков и М. Ковалевский отмечали, что корни представителей данной фамилии, проживающих в Местийском обществе Сванетии, происходят из Балкарии. В частности, они писали: «...Куштелиани. (Гоштелиани. — М. Б.) выходцы из Чегема» [20].

Гуджеджиани. Грузинские исследователи Робакидзе А. И. и Харадзе Р. А., занимавшиеся изучением генеалогий сванских фамилий начиная с 1935 г., пришли к выводу, что род жителей Мулахской сельской общины Верхней Сванетии Гуджеджиани имеет балкаро-карачаевское происхождение.

Им удалось восстановить генеалогию Гуджеджиани, восходящую до восьми поколений, причем у представителей первых трех поколений мужчин данного рода «ономастикой» представлен именами, характерными в прошлом для балкаро-карачаевской этнической среды. В качестве наглядного примера их можно перечислить: Мырза, Алмырза (Алимырза. — М. Б.), Атмырза, Шахмырза, Бекмырза, Бимырза (Биймырза. — М. Б.), Кемза (Хамза. — М. Б.), Джамбулат, Джауба (Джаубай. — М. Б.), Кучук и д р. Начиная с четвертого поколения Гуджеджиани картина резко меняется, балкаро-карачевские имена почти совсем исчезают, уступая место традиционным грузинским.

Кахиани. Согласно генеалогическим преданиям, представители сванского рода Кахиани происходят от некоего переселенца с Северного Кавказа из рода карачаевцев Боташевых. Достоверность данных преданий подтверждается тем, что и сами Боташевы свидетельствуют о том, что их с родом Кахиани связывает общность происхождения. Наряду с этим Боташевы поддерживают родственные взаимоотношения и с представителями грузинского рода Боташвили, которых они считают ответвлением своего рода.

Курдиани. На балкаро-карачаевское происхождение данной фамилии впервые обратила внимание известная исследовательница Кавказа Н. Г. Волкова. Она на основе документальных материалов середины XIX в. писала, что в Мулахском обществе Сванетии жила фамилия азнауров (дворян. — М. Б.) Курдиани, предки которой переселились туда из Баксанского ущелья.

Маргвелиани, Хергиани, Чхумиани. Предания, зафиксированные в Сванетии, утверждают, что родоначальником этих фамилий был некий Гошуан, прибывший в Сванетии из карачаевского селения Хурзук. Представители этих фамилий доныне проживают в Сванетии и считаются родственниками по крови, в связи с чем браки между ними до сих пор запрещены.

Мсавиани. Род сванов Мсавиани принадлежит к числу фамилий, наименование которых напрямую связано с этнической принадлежностью их основателей. В переводе со сванского языка данная фамилия означает «балкарец».

Рехвиашвили. В начале нынешнего столетия российский путешественник В. В. Маркович записал от жителя рачинского селения Чиора Нестора Рехвиашвили рассказ о возникновении селения Чиора и происхождении фамилии Рехвиашвили. Нестор Рехвиашвили сообщил ему, что некогда один известный балкарский охотник, по имени Рехвия, являвшийся основателем их фамилии, зашел в местность, где расположилось впоследствии селение Чиора. Поскольку ему очень понравилась окружающая местность и находящийся там родник, он решил перебраться туда на постоянное жительство и основать там поселение.

Грузинский царь, на землях которого основал свое поселение Рехвия, узнав о таком его своеволии, очень рассердился. Рехвия убил несколько редких зверей и приподнес их шкуры царю в качестве подарка. После этого царь простил знаменитого охотника и разрешил основать селение в выбранном им месте. Так возникло селение Чиора, населенное почти одной лишь фамилией Рехвиашвили, считающих себя выходцами из Балкарии.

Современные представители рода Рехвиашвили, которые сейчас проживают в Чиоре в количестве трехсот семейств, также помнят о своем балкарском происхождении и утверждают, что их предок прибыл в Рачу из местности Штулу. Это позволяет объяснить, почему балкарцы называли жителей селений Геби и Чиора «малкъар эбзе» («балкарские грузины»). Ведь для балкарцев они как раз и являлись огрузинившимися, ассимилированными балкарцами.

Дагестанские фамилии балкаро-карачаевского происхождения.

Бамат-Аджиевы, Умар-Аджиевы. Происхождение этих фамилий усматривается в «Очерке сословного строя в горских обществах Терской и Кубанской областей», составленного в 70-х годах XIX в., в котором отмечалось, что к числу привилегированного кумыкского сословия саля-узденей относились древние фамилии, произошедшие от сподвижников Султан-Мута. Далее в очерке сообщалось, что к таким фамилиям причислялись «Умар-Аджиевы и Бамат-Аджиевы — выходцы из Балкарского общества...» [21).

Известно, что Султан-Магмут (Султан-Мут), являвшийся основателем Эндиреевского владения и родоначальником князей Кумыкской плоскости, был сыном шамхала Чопана и кабардинки из семьи знатных дворян Анзоровых. Братья Султан-Мута, рожденные от княгинь, не признавали его равным себе, вследствие чего он вынужден был собрать вооруженные силы в Салатавии и Кабарде и заставил выделить удел, положенный ему по праву наследования. Очевидно, что предки Бамат-Аджиевых и Умар-Аджиевых могли присоединиться к Султан-Муту в тот период, когда он прибыл для сбора вооруженных сил в соседнюю Кабарду. Причем можно предположить, что количество балкарцев,оказавшихся таким образом в Кумыкии, совместно с кабардинцами, могло быть довольно значительным. Так, дагестанская исследовательница С. Ш. Гаджиева отмечает, что в селении Башли имеется квартал, до сих пор называющийся Малъкъаул населенный переселенцами из Балкарии. Она же отмечает, что древним наименованием столицы владения Султан-Мута с. Эндери было Балкъ, что также связывается Гаджиевой с балкарцами.

Время переселения балкарских родоначальников фамилий Бамат-Аджиевых и Умар-Аджиевых выясняется из даты правления Султан-Мута, который правил примерно с 1574 по 1635 гг. Таким образом, можно сделать вывод о том, что они прибыли в Кумыкию примерно в 70-е годы XVI столетия.

Завершая данный раздел, можно отметить, что зачастую балкарцы и карачаевцы, вынужденные по каким-либо причинам покидать свою родину, переселялись в места проживания соседних народов Кавказа, где они ассимилировались в местной этнической среде. Наиболее часто подобные переселения балкарцы и карачаевцы совершали в Кабарду, Северную Осетию (Дигорию) и Грузию (Сванетию), то есть именно к тем народам, с которыми балкаро-карачаевцы поддерживали тесные этнокультурные связи. Причем следует подчеркнуть, что переселенцы на протяжении нескольких поколений помнили о своем происхождении и старались не прерывать взаимоотношений со своими родственниками, оставшимися в родном краю. Это, в свою очередь, стимулировало развитие новых этнокультурных контактов между балкаро-карачаевцами и другими народами Кавказа.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. ЦГА КБР, ф. 1, on. 1, л. 46, л. 9 об.

2. Иваненков Н. Карачаевцы // Известия общества любителей изучения

Кубанской области. Екатеринодар, 1919. Вып. 5. С. 44.

3. ЦГА КБР, ф. 24, on 1, д. 175, л. 6.

4. Там же, л. 17 ,

5. Абаев В. И. Избранные труды: религия, фольклор, литература.

Владикавказ, 1990. С. 417.

6. Уарзиати В. С. Культура осетин: связи с народами Кавказа.

Владикавказ, 1990. С. 106.

7. ЦГА РСО-А, ф. 12, оп. 3, д. 39, л. 5 об.

8. ЦГА КБР, ф. 2, п. 3, д. 39, л. 129.

9. ЦГА РСО-А, ф. 262, on. 1, д. 23, л. 78 об.

10. ГАК К , ф. 774, on. 1, д. 489, л. 17.

11. ЦГА РСО-А, ф. 262, on. 1., д. 23, л. 71.

12. ЦГА КБР, ф. 2, on. 1, д. 1690, л. 6 об.

13. Там же, л. 6 об, 7.

14. ГАКК, ф. 348, on. 1, д. 7, л. 555.

15. Там же, л. 40.

18. ЦГА КБР, ф. 24, on. 1, д. 21, л. 24 об.

17. Там же, ф. 183, on. 1, д. 517, л. 370.

18. Там же, ф. 201, on. 1, д. 304, л. 46.

19. Там же, ф 22, on. 1, д. 1164, л. 5.

20. Робакидзе А. И., Харадзе Р. А. К вопросу о сванско-балкарских

этнокультурных взаимоотношениях // МНС. Нальчик, 1960. С. 137.

21. ЦГА РСО-А, ф. 12, on. 1, д. 108, л. 41 об.

 

Источник: Баразбиев М. И. Этнокультурные связи балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в XVIII — начале XX века. Нальчик: Эльбрус, 2000. С. 94-107

Категория: Баразбиев М.И. | Добавил: moonbloke (09.05.2017) | Автор: Баразбиев М. И.
Просмотров: 9864

Всего комментариев: 0
avatar