Среда, 22.11.2017, 00:33

Карачаевцы и балкарцы

Сюйгенинги не этгени да иги кёрюнюр.
Меню сайта
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
26.10.2017 | 19:19 | «Мы пришли из Маджар»: факт или вымысел?
Кесинг англадынгмы не дегенинги къатышдырдынг болгъанны
13.10.2017 | 02:32 | Кабардинские и балкарские фамилии грузинского происхождения
Автор, вы хотя бы понимаете что пишете?
04.05.2017 | 22:28 | Русско-карачаево-балкарский словарь (мини версия)
Къур-къур оюнлу- перевод
17.11.2016 | 20:02 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
жаль,что нет подобного материала, я уверен можно побольше инфы на эту тему сау бол ишигден къууан.
17.11.2016 | 19:59 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Оригинал договора 1827 года или копию где найти?
15.10.2016 | 18:05 | Русско-карачаево-балкарский словарь (мини версия)
Олово- къоргъашын,
отдых- солуулукъ
трусы- ич кёнчек ))
улыбка- ышаргъан
15.10.2016 | 17:51 | Русско-карачаево-балкарский словарь (мини версия)
Можжевельник- джабышмакъ терек
02.09.2016 | 23:43 | Из истории грузино-балкарских отношений
Содержательная и умная статья. Очень перспективное для исследователей направление

Статьи

Главная » Статьи » История » Прочее

Институты родства у балкарцев: История и современность
В статье исследуются трансформации институтов родства у балкарцев в процессе исторического развития и модификации в условиях глобализации. Показано, что в настоящее время господствующее положение у балкарцев занимает нуклеарная демократическая семья, сохраняющая некоторые традиционные семейные обычаи.

глобализация, институты родства, нуклеарная семья

Современные этносы независимо от их этнокультурного пространства, численности и языковой принадлежности подвержены глобализации, которая несёт кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности. Анализом процесса глобализации занимаются историки, социологи, философы, экономисты, этнологи и т. д. Исследователи различных научных направлений, которые интересуются этой проблемой, сходятся во мнении, что глобализация – результат целого комплекса инновационных факторов, вызывающих фундаментальный «цивилизационный» поворот в истории человечества.

Глобализация в её современном проявлении предстаёт как многоуровневая и многосторонняя система различных интеграционных проявлений. Основные из них – глобальная экономика, глобальная коммуникация, глобальная политика, глобальная культура, глобальный образ жизни и т. д. Глобализация культуры имеет позитивные и негативные стороны. Расширение культурных контактов в современном мире, общение и познание способствуют сближению народов. Однако чрезмерно активное заимствование опасно потерей культурной самобытности. Молодое поколение воспринимает из глобального контекста моду, привычки, пристрастия, стереотипы поведения, в результате чего они становятся похожими, а часто просто безликими. Правда, относительно отдельных регионов (к примеру, Кавказа и, в частности, Кабардино-Балкарии) сказанное верно до определённой степени в силу того, что общество сохраняет в той или иной ситуации традиционные критерии поведения, соответствующие кавказскому менталитету и этикету1Якобишвили-Пиралишвили Л. Глобалистический миф и традиционная культура в Грузии и на Кавказе // Кавказ и глобализация, 2008. Т. 2. В. 1. .

Грубая трансплантация норм и ценностей в общественный организм любого человеческого сообщества может оказаться губительной для последнего в плане потери национальной специфики. Как известно, культура – единственная константа, формирующая человека как члена общности и фактор воспроизводства самой общности с характерными для нее парадигмами культуры и быта.

В мире резко выросло ощущение собственной уникальности и самобытности у народов и регионов. Можно сказать, что и «защита местных национальных традиций и особенностей является глобальным феноменом»2Бирюкова М.А. Глобализация: интеграция и дифференциация // Философские науки, 2000. № 4. . Таким образом, специфика современного развития состоит в том, что возникает устойчивая тенденция к глобальной унификации образа жизни. Но вместе с тем происходит концентрация сил и фактов, чтобы тем или иным сообществом или нацией сохранить свое национальное своеобразие.

В процессе исторического развития нация вырабатывает определенные представления и ценностную ориентацию. В контексте сказанного можно усмотреть для поведения личности две формы: неизбежность адаптации к новым глобализационным условиям и осознание важности сохранить то лучшее, что создано до него в его этническом локусе. Именно толерантность и гуманистические традиции позволяют человеку не потеряться, а приспособить свой образ жизни к стремительным изменениям современного мира.

Социокультурные трансформации у балкарцев, как и у остальных народов, в советскую эпоху происходили под лозунгом «Культура социалистическая по содержанию, национальная по форме». Обычаи делились на прогрессивные (социалистические) и некоторые консервативные (национальные).

Урбанизация способствовала ускорению эволюционных процессов в социальноэкономической жизни, культуре, демографии и облике города. В городе быстрее происходили унификация и стандартизация семьи и семейного быта. Урбанизация постепенно разрушала концентрацию традиционных устоев. Однако традиционность в городских условиях как-то сохраняется в результате тесных связей большей части горожан с сельскими жителями, особенно через семейно-родственное общение. Рычаги же глобализации действуют относительно одинаково благодаря всемирной информационной сети. Глобальные модернизационные изменения происходят при этом спонтанно, так как этнические культуры сами по себе никогда не бывают герметичными.

Исходя из научных разработок о сути урбанизации, глобализации, глокализации можно рассматривать современные явления относительно социальных институтов, этнической культуры любого народа, в том числе и балкарцев. В целом динамика, адаптация и модернизация всех социальных институтов происходят исходя из протосостояния местной этнической культуры, отраженной в обычаях и менталитете этноса, в комплексе парадигм родства.

Большинство специалистов по истории и этнографии балкарцев придерживаются мнения, что оформление общественных отношений в прошлом происходило у них по типу родственных. Это в разной степени касается всех форм родства, родства по браку или свойству, искусственного, кровного (телесного) родства.

Родство по браку или свойству. Вся свадебная обрядность, начиная со сватовства (келечи) и завершая взаимными визитами родственников жениха и невесты (жуукъ жокълагъан), – это комплекс обязательных обрядов, закрепляющих родство по браку. При этом общеизвестны строгие принципы экзогамии, избегания, дарообмена, калыма и т. д.

Взаимоотношения между родственниками по браку, т. е. свойственниками, регулировались чаще всего этикетными установлениями, в которых просматривались предупредительно-уважительно-почтительные поступки и нормы поведения. Искренние и условные знаки внимания подчинялись поддержанию престижа породнившихся родов и сохранению достоинства каждой личности, причастной к семейной паре. В подобных отношениях легко уловить и дух некоего соперничества как штрих бытовой культуры3Артемова Ю.А. Отношения подшучивания в традиционных обществах // Этнографическое обозрение, 2006. № 4. .

Искусственное родство. Наряду с родством кровным и родством свойства имеет место искусственное родство, широко распространённое у многих народов Кавказа. Оно возникало в традиционных обществах вследствие жизненно важных потребностей и закреплялось обычно-правовыми нормами. Ритуальное оформление искусственного родства происходило путём усыновления, т. е. включения отдельного лица или группы лиц в состав родственного коллектива, чаще всего семьи. К таковым можно отнести аталычество, т. е. обычай передачи ребёнка на воспитание в чужие семьи; побратимство, т. е. установление отношений между людьми, закрепляемых клятвой (ант) и приравниваемых к родственным, персоналии, исполняющие обряды детского цикла (повитуха), и т.д. Коллектив и отдельный человек, связанные родством свойства или искусственным родством, несли между собой определенный круг обязанностей и долг ответственности, выполняли значимую социальную роль, что обеспечивало равновесие внутри родственных коллективов, связей дуальных организаций и межэтнических отношений.

Кровное (телесное) родство. Родство по крови было и остается одним из ресурсов нравственного существования и этнокультурного самосохранения балкарцев, как и многих народов Кавказа. В прошлом многие балкарские фамилии вели счёт родства, уходящего своими корнями в глубокую древность. Каждый совершеннолетний обязан был знать свою родословную как минимум до 9-го колена. В балкарском обществе существовали структурные единицы кровных родственников: большая семья (уллу юйюр), малая (гитче юйюр), патрономия (атаул), фамилия ( тукъум).

Большая семья у балкарцев обозначалась общим термином «большой дом» (уллу юй). Для обозначения большой семьи или семейной общины употреблялись такие термины: один очаг (бир отжагъа), смотрящие на один котел (бир къазанга къарагъан) и др. Термин бир къазанга къарагъан указывает на то, что «очень важную роль в формировании родственных связей играет совместное употребление пищи»4Бутинов Н.А. Пища, родство, инцест // Культура народов Индонезии и Океании. Л., 1984. . Это широко распространенный этнографический факт, обнаруживаемый у разных народов.

Большие семьи в традиционном обществе, как правило, делились в 4–5 поколении на новые ячейки. Таких ячеек оказывалось столько, сколько на момент раздела семьи числилось братьев с потомством из нескольких поколений (къарындашла). Чаще всего делились так называемые братские семьи, где отца – главы семейной общины – уже не было в живых. Каждый из братьев, возглавлявших новую ячейку, давал начало и имя патронимической группе атаул (ата – отец, ул – сын), которая потенциально развивалась в составе родовой фамильной организации (тукъум)5Полевые материалы автора. .

Атаулы не обособлялись, а сохраняли в пределах этнической среды единство экономических и идеологических интересов, что можно было реализовать в составе расширенной группы родственников – фамилии (тукъум). Тукъум (фамилия), тукъум-жукъ (люди одного рода) – это совокупность патронимических групп (атаулов), ведущих генеалогию от реального или мифического предка.

Члены одного атаула были ответственны в большей степени друг перед другом морально и материально, чем перед членами других сегментов, отделившихся от одного очага, но сохранялось почитание фамильных ценностей и фамильная идентификация. Поведение всех персон родственной группы в среде балкарцев нормировалось обычным правом и морально-этическим кодексом – «Тау адет».

В процессе исторического развития балкарского общества трансформировались родственные структуры и связи. Современные общественные условия исключают широкое бытование искусственного родства (аталычества, института повитухи и др.), ограничивают обязательную атрибутику родства по браку (институт сватов и дигизы, экзогамия, избегание и др.). Существенные изменения происходят в системах кровного родства. Постепенное уменьшение удельного веса больших семей влекло за собой вымывание принципа образования родственной патронимической группы (атаул) как сегмента большой патриархальной семьи. Создавая собственные семьи, братья обосабливались в отдельные домохозяйства. Впервые эта тенденция отмечается еще на рубеже XIX–ХХ веков.

С изменением цикличности образования атаулов и интенсивности раздела больших семей стала превалировать малая нуклеарная семья, состоящая из родителей, неженатых детей, но с патриархальным порядком внутрисемейных отношений, подвергшихся изменениям в сторону демократизации. Тем не менее до настоящего времени патриархальные каноны в балкарской семье не изжиты полностью.

В постсоветское время связь семьи и более широкого круга родственников продолжает развиваться у балкарцев, как и у других горцев, как фактор этнической стабилизации. Однако параллельно с позитивными явлениями, характерными для современной семейнородственной среды, можно обнаружить целый ряд и негативных составляющих, вызванных урбанизацией и особенно глобализацией, – падение коэффициента рождаемости, рост коэффициента смертности, сокращение продолжительности жизни, рост числа разводов, бездетных и малых семей и т.п. Особенностью трансформаций является еще и то, что «потенциал разрушительных тенденций с усилением глобализации касается не только нестабильных и неблагополучных семей, но угрожает институту семьи в целом, равно как более широкому кругу родственных уз и связей. Глобальные изменения происходят в мультимедийном и мультикультурном обществе, однако сегодня сохраняется пока что символика родственных отношений, складывавшаяся столетиями. Она отстает от изменений практической жизни семьи и других систем родства»6Герасимова Н.А. Региональные различия семейной структуры населения России // Семья. Гендер. Культура. М., 1997..

Таким образом, институты родства балкарцев в процессе исторического развития претерпели существенные трансформации. Возросла функциональная роль нуклеарной семьи, в которой развиваются отношения: муж-жена; родители-дети; братья-братья; сестрысестры; старшие-младшие и т.д. Глобализация вносит существенные модификации и в отношения между указанными персоналиями. И все же социальный комфорт индивидуума возникает из чувства солидарности с семьей, фамильной и этнической средой. На наш взгляд, родовые сходы как новый этап родственных отношений служат фамильной и этнической идентификации и консолидации в условиях глобализационных изменений.

Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН № 4 (42) 2011. С. 29-32


Литература.
1 [↑ назад]Якобишвили-Пиралишвили Л. Глобалистический миф и традиционная культура в Грузии и на Кавказе // Кавказ и глобализация, 2008. Т. 2. В. 1.
2 [↑ назад]Бирюкова М.А. Глобализация: интеграция и дифференциация // Философские науки, 2000. № 4.
3 [↑ назад]Артемова Ю.А. Отношения подшучивания в традиционных обществах // Этнографическое обозрение, 2006. № 4.
4 [↑ назад]Бутинов Н.А. Пища, родство, инцест // Культура народов Индонезии и Океании. Л., 1984.
5 [↑ назад]Полевые материалы автора.
6 [↑ назад]Герасимова Н.А. Региональные различия семейной структуры населения России // Семья. Гендер. Культура. М., 1997.
Категория: Прочее | Добавил: moonbloke (21.06.2015) | Автор: М.Ч. КУЧМЕЗОВА
Просмотров: 319

Всего комментариев: 0
avatar