Среда, 24.04.2024, 14:41

Карачаевцы и балкарцы

Джетегейле джети айланмай танг атмаз.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Къарачай-Малкъар тилде » Хапарла

ДУДАЛАНЫ САДЫК

 

ДУДАЛАНЫ САДЫК

 

КЪАГЪЫЙЛАНЫ Назифа,

алим, джазыучу.

2001

 

Хар миллетни да, джуртундан тышында да адамлары джашайдыла; кёбден - кёб, аздан - аз. Айхай да, аланы ичинде тюрлю-тюрлю фахмулары бла дунияны сейирсиндиргенле да аз тюбемейдиле. Ким биледи, ала туугъан джерлеринде къалсала, белгисиз болуб джашаргъа да болур эдиле; узакъдан джана-джылгырай билген - тири, эсебли, акъылман - юйюнде болъшевик репрессиягъа аш болуб неда аман кёзден «тюб болуб къалыргъа" да боллукъ болур эди. Ма аллай "аман кёзлени", репрессияланы азыгъы бола келген юзюкню бир уланыны юсюнден айтыргъа излейме бюгюн.

Ол профессор Дуда улу Садыкъды, Америкада "Выдающийся педагог Америки" деген сыйлы атха ие болгъан, айтылгъан алим, орус классика литератураны уллу устасы, кёб тилледе - орус, тюрк, ингилиз, алман, дагъыда башхалада ана тилинде сёлешгенча сёлешген, джазгъан, уллу фахмусу болгъан закий къарнашыбыз...

Садыкъ, тукъуму джаратылгъынчы огъуна, джарсыула кёре келген юзюкню уланыды. Бюгюн ол тутхан тукъум кесини, Садыкъны, ата тукъуму тюлдю... Джарсыула берген тукъуму бла, къыйынлыкъ атагъан аты бла айтылыб келген алимни керти тукъуму Айсандырладанды, керти аты да Магометди...

Энди, ызыбызгъа къарай, бир-эки ангылатыу-билдириу сёз да айтайыкъ. Ол Садыкъны атасы бла байламлы хапарданды.

Онтогъузунчу ёмюрню экинчи кесегинде Хурзукда Айсандырладан Идрис деб бир бай кишини онеки джашы болгъанды. Байрамукъланы Халимат Дуда улу (Айсандыр улу) Исламны юсюнден джазгъан заманымда Хурзукга элтиб, Айсандыр улу Идрисни джерлерин кёргюзген эди. Хурзукга кире, сол джанында къая тюбюнде Ахтаулары бла Тотуркъулланы тийрелерини къатында уллу акъ межгитлери да бар эди деб, кёргюзген эди. Хурзукдан ётюб кетиб, Чылмазда да болгъанды Идрисни мюлк джери.

Ол онеки джаш Къарачайны ауушларын сакълагъан аскерледен болгъандыла, "Акъчепкенле" деб, джигитликлери, адамлыкълары бла айтылыб тургъан джашла. Алай а, джазыулары бирини да насыблы болмагъанды. Ала бары да, къара чечекден къысха заманны ичинде ёлюб, тас болуб кетедиле. Джашланы бирини - Муссаны - юй бийчеси басханчы къыз болгъанды. Ол, джашла ёлген заманда, джашчыкъ табады. Аны атына Ачахмат атайдыла. Ол кёпюрчю Исламны атасы болады - Айсандыр улу Ачахмат. Ачахматны онеки джашдан къалгъан мюлкю, рысхысы бла бирге, Дуда улу Шмауха джюкге алады, ёсюб джаш болгъанында уа, поручик Ачахматха къызын береди. Къыз къарау сокъур болгъ анды. Джаш а андан хапарсыз. Джаш, ачыуланыб, ёксюздю деб, аяусуз этесиз деб, къызын къояды. Джууукъ-тенг ариу айта да къайтара, джаш дагъыда кете турса да, юй бийчеси джети джаш бла эки къыз табады.

Деменгили поручик Дуда улу кюеуюне дерт джетдиреди: къызындан туугъан джети джашны Дуда тукъумгъа джаздырыб къояды. Ол джети джашны бири - Туугъан - биз хапарын айта тургъан Садыкъны атасыды. Акъчепкен Муссаны джашы Айсан дыр улу Ачахматны юйдегиси бютеулей Дуда болуб къалады. Садыкъны Магомет аты да тюзде Садыкъ болады.

Алай бла, бюгюн Америкада аты махтау-сый бла айтылыб тургъан уллу алим, ол къралны тейри тамгъалы ватандашы бю гюн Къарачайны да уллу алимлерине саналады. Садыкъ Джуртуна термилгенин, аны кемсиз сюйгенин, джуртдан тышында джоюлуб къалмай, атын былай мийик сый бла айтдыргъанын да белгилейди. Дуда улу кесини юсюнден автобиографиясында бы лай джазады, орус тилде джазады. Аны хатын, стилин тюрлендирмез ючюн, былайда биз орус тилде беребиз, материалны бизге табдыргъан джаш алим Кипкеланы Заремагъа да уллу бюсюреу этебиз.

 

 

 

Автобиография

 

ДУДА Садик Туфанович родился 26-го августа 1925 года в городе Кисловодске. Начальную и неполную среднюю школу окончил в Кисловодске в 1934-38 гг., среднюю школу окончил в а. Терезе Малокарачаевского района в 1941 г.

В годы пребывания в беженских лагерях в городе Мюнхене в Западной Германии в 1945-47 гг., учился на вечерних курсах не мецкой гимназии и получил аттестат зрелости, так как никаких документов с собой не имел о том, что окончил среднюю школу в СССР.

В декабре 1947 года эмигрировал из Германии в Турцию. Образование получил в университете в Анкаре в 1952-56 гг. Главный предмет - немецкий язык и литература, второстепенный предмет - русский язык и литература. Окончил с отличием и был принят ассистентом на кафедру немецкого языка и литературы в том же университете, где проработал только один учебный год, с сентября 1956 года до июня 1957 года.

По рекомендации Академического комитета и ректора уни верситета Анкары в августе 1957 года получил двухлетнюю сти пендию от министерства Просвещения - отдел академических Обменов Западной Германии.

1957-60 гг. учился в аспирантуре философского факультета университета Мюнхена в Западной Германии. Продолжал брать курсы в области немецкого языка и литературы, а также русского языка и литературы. Написал кандидатскую диссертацию по- немецки и защитил в июле 1960 года. Тема диссертации: Образ Востока (Ислама) в Рыцарском Эпосе Виллегальм Вольфрама фон Ешенбаха.

Вольфрам фон Ешенбах (1170-1220) - немецкий рыцарь и участник третьего крестового похода - создал очень положительные образы мусульманского рыцаря и рыцарского движения «Футтувет» времён крестовых походов. Но заподноевропейские исследователи полагали, что положительное изображение арабско-турецкого рыцарского движения тех времён является эпическо-поэтическим преувеличением. Однако исследования исторических и архивных материалов, в особенности в музеях и архивах Станбула и Анкары, доказало, что многое в положительных изображениях Вольфрама соответствует действительности. Сельчукские турки в армиях султана Салахаттина Ейюби (1138-1193) особенно отличались своей доблестью, благородством и гуманностью, красотой и ценностью их вооружения и рыцарских доспехов.

1960-61 учебный год: преподавал русский язык в Американской армейской школе и продолжал брать курсы и посещать семинары в аспирантуре Мюнхенского университета для докторской степени в области русского языка и литературы.

В августе 1961 года получил эмиграционную визу и эмигрировал с семьей в США. В сентябре поступил на работу доцентом немецкого языка и литературы в университет Дук в гор. Дурхам штата Северная Каролина. Преподавал также русский язык и литературу. Проработал до июня 1969 года.

В августе 1969 года получил годовой отпуск с оплатой и решил продолжать своё образование в области русского языка и литературы. Поступил доцентом-исследователем на факультет славянских языков и литератур в университет Вандербильд в городе Нашвиль штата Таннеси. Преподавал один курс истории русской литературы и писал докторскую диссертацию в течение 1969-70 учебного года. В феврале 1971 года защитил диссертацию: «Тема Кавказа в русской литературе 18-19 веков». Краткое время и спешность работы отразилось в недостатках диссертации.

1971-73 гг. - профессор русского языка и литературы, немецкого языка и литературы на философском факультете Государственного университета Северной Каролины в гор. Ралей; 1973-86 гг. - профессор и зав. кафедрой иностранных языков в ГУСК; 1986-93 гг. - профессор и декан факультета гуманитарных наук в колледже Св. Августина (один из филиалов Университета Дук в гор. Ралей).

В августе 1993 года вышел на пенсию.

Кое-что о членствах, почестях и т.д.

1968-96 гг.: член Американской ассоциации университетских профессоров - ААУП. Регулярно участвовал в годовых съездах этой организации и принимал активное участие в групповых дискуссиях филиала гуманитарных наук. Два раза делал доклады о методике преподавания иностранных языков и литератур.

1965-1996 гг.: член Американской ассоциации преподавателей славянских и восточно-европейских языков и литератур - ААТСЕЕЛЛ. Принимал активное участие во многих аспектах деятельности этой организации, два года служил членом Исполнительного Комитета, служил также вице-президентом филиала штатов Северной и Южной Каролины (1972-73 учебный год) и президентом того же филиала (1973-74 учебный год).

1964-99 гг.: член Американской ассоциации преподавателей германских языков и литератур - ААТГЛЛ. Почти регулярно посещал все ежегодные конференции и принимал активное участие в деятельности филиала немецкого языка и литературы. Хотя я вышел на пенсию в 1993 году, всё ещё являюсь "почётным членом в отставке" этой организации.

В течение своей многолетней службы я получил достаточное количество мелких почестей - похвальные грамоты, настольные и настенные знаки, денежные награды и т.д., которые воздавались обычно в конце учебного года администрациями вузов «за примерную и отличиую службу». Кроме того, я часто ездил в командировку в разные штаты США, в Канаду и Западную Европу. Из всего этого только одна награда и две служебные поездки достойны упоминания, которые коротко описаны ниже.

В 1975 году был избран "Выдающимся педагогом Америки». Краткая биография моя была помещена в юбилейную книгу "Выдающиеся педагоги Америки», посвящённую 200-летию Американской Революции 1775г. Кандидаты выбирались специальной академической комиссией, созданной в Вашингтоне. Почесть эта сопровождалась настольной медалью и денежной наградой.

В 1974 году был избран членом культурно-академической делегации, посланной в арабские страны. Делегация состояла из 12-ти человек - представителей восьми вузов США. Один представитель министерства иностранных дел США возглавлял делегацию и она провела по одной неделе в каждом из следующих университетов: университет Каира, Египет, университет Багдада, Ирак, университет Амман, Иордания и университет Бейрута, Ливан. Делегация слушала лекции в каждом университете об истории, культуре и системе образования данной страны, посещала достопримечательности каждого города, а иногда и страны. С каждым из этих университетов делегация наша подписывала двухлетний договор академического обмена студентами и преподавателями. По возвращении в США каждый член делегации был обязан читать лекции о своих впечатлениях и познаниях в двух трёх вузах.

В 1991 г. был избран членом академической делегации в Москву. Делегация состояла из десяти человек - представителей пяти вузов США. Делегация приехала в Москву по приглашению Московского государственного института международных отношений - МГИМО. Ректорат, преподаватели и студенты МГИМО приняли нас очень радушно, и мы провели замечательные две недели, посещая достопримечательности в Москве и вокруг Москвы, слушая интересные лекции, посещая концерты и театральные представления и т.д. Делегация подписала трёхлетний договор академического обмена между МГИМО и пятью университетами США.

 

 

 

Кёресиз, багъалы окъуучула, Дуда улу къыйын джыллада джаш адам болуб, Германиягъа тюшеди. Анда джоюлуб, эриб, тёгерегиндегилеге къошулуб къалмай, къуру кесини фахмусуну, адамлыгъыны кючю бла уллу билим алыб, айтылгъан бир уллу къралны мухурлу алими, айтылгъан кишиси болады. Садыкъны юй бийчеси Акъ-Къалачы къызды, эки сабийи барды - джашы Туран, къызы Турин. Туудугъуна уа кесини керти тукъумуну атын атагъанды - Айсандыр деб.

Садыкъны юсюнден хапарыбызны бошай, анга саулукъ-эсенлик теджейбиз, Америкада уллу джазыучубуз Боташ улу Хамитге, поэтибиз Батча улу Фехмиге, Америкадан Къарачайгъа биринчи джол салгъан Тамбийланы Джашаргъа, аны къарнашларына, атасы Исмаилгъа, анасы Фатимагъа да тансыкълыкъ саламыбыз бла бирге тынчлыкъ-эсенлик теджейбиз.

 

 

 

 

 

 

 

 

АС-АЛАН №1 (4). М, 2001. С. 152-157

Категория: Хапарла | Добавил: moonbloke (25.04.2016) | Автор: Назифа Кагиева
Просмотров: 1482

Всего комментариев: 0
avatar