Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Насып лыны — алгъышы,
Къыйынлыны — къаргъышы. Къыйнлы тюеге минее да, ит къабар. Къыйынлыны мадарын къадары озар. Къыйынлы тюпде къалыр. Къыйынлыгъа къая ауар. Насыплыны оноуун къыйынлы этер. Ортадагъы — оразлы, Къыйырдагъы — къыйынлы. Счастливца настигают (одни) благопожелания, Несчастного — (одни )проклятья, Неудачника и на верблюде собака укусит. Судьба несчастного сильнее его усилий. Несчастный всегда остается на дне. И скала падает на несчастного. Советы счастливцу давал горемыка. Кто в середине — тот удачлив, Кто с краю — несчастен. Давно замечено, что некоторые люди, ничем особенно не отличаясь от окружающих, как бы притягивают к себе всякие несчастья. В бедах, постоянно преследующих даже очень хороших людей, прежде видели возмездие за грехи предков, и здесь косвенно указывается на это. Личность может быть сильной, волевой, активной, бороться за свое счастье, но все ее усилия ни к чему не приводят, - судьба, оставленная ей в наследство (грехи предков), сильнее его. Что бы такой человек ни делал, результатов нет, или получается совсем не то, чего он ожидал (ситуация трагедии). Он как бы находится на краю жизни, ничем не защищен от напастей, становится их первой жертвой, не зная даже откуда они сыплются и почему. Слово къыйынлы от къыйып («труд, трудный, тяжелый, сложный»), от него же - къыйынлыкъ - «несчастье, горе, беда, мука». Следует сказать, что от корня къый (къап, къау) образуется множество слов, имеющих указанные значения или обозначающих их синонимы. Лежит ли в их основе слово къан «кровь», сказать трудно. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (04.04.2014)
|
Просмотров: 622
|
|
Всего комментариев: 0 | |