Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
9. Жолоучу - путник
Жолоучугъа жол сорма да,
Аллына аш сал. Жолоучу кёп айланса, Сабаны къаран къалыр. Таурух да жомакъды, Жолоучу да къонакъды. Жолоучудан алгъыш къалыр. Тоноучугъа — къазыкъ, Жолоучугъа — азыкъ. Жолгъа чыкъсанг, жолдаш керек, Андан сора аш керек. Жолда атын аямагъан Жарты жолдан къайтыр. Не расспрашивай путника о дороге, А поставь перед ним еду. Если путник слишком долго странствует, Его поле остается незасеянным. Сказание — тоже сказка, Путник тоже гость. От путника остается благопожелание. Грабителю — дубину, Путнику — пищу. В дороге нужен спутник, А потом уже провизия. Кто в дороге не бережет коня, Тот вернется с полпути. Кодекс велит видеть в незнакомом человеке, преодолевающем путь, не случайного встречного, а гостя. И следует дать ему ночлег, накормить, вступить в беседу. Платой за доброту будет только благопожелание, которое останется в доме (т. е. сбудется). Кроме того, следует отметить широко распространенное уподобление жизни пути, дороге (жашау жол). Путник есть человек, прямо воплощающий эту метафору, преодолевающий путь испытаний. Кроме того, жол означает еще и «ситуация, случай, раз», отсюда устойчивое бу жол «на этот раз». Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (04.04.2014)
|
Просмотров: 654
|
|
Всего комментариев: 0 | |