Четверг, 25.04.2024, 18:38

Карачаевцы и балкарцы

Суўну чыкъгъан джери кезлеў.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

8. Къыйынлы - несчастный
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

VI.Сынау - испытание
Насып лыны — алгъышы,
Къыйынлыны — къаргъышы.
Къыйнлы тюеге минее да, ит къабар.
Къыйынлыны мадарын къадары озар.
Къыйынлы тюпде къалыр.
Къыйынлыгъа къая ауар.
Насыплыны оноуун къыйынлы этер.
Ортадагъы — оразлы,
Къыйырдагъы — къыйынлы.

Счастливца настигают (одни) благопожелания,
Несчастного — (одни )проклятья,
Неудачника и на верблюде собака укусит.
Судьба несчастного сильнее его усилий.
Несчастный всегда остается на дне.
И скала падает на несчастного.
Советы счастливцу давал горемыка.
Кто в середине — тот удачлив,
Кто с краю — несчастен.

Давно замечено, что некоторые люди, ничем особенно не отличаясь от окружающих, как бы притягивают к себе всякие несчастья. В бедах, постоянно преследующих даже очень хороших людей, прежде видели возмездие за грехи предков, и здесь косвенно указывается на это. Личность может быть сильной, волевой, активной, бороться за свое счастье, но все ее усилия ни к чему не приводят, - судьба, оставленная ей в наследство (грехи предков), сильнее его. Что бы такой человек ни делал, результатов нет, или получается совсем не то, чего он ожидал (ситуация трагедии). Он как бы находится на краю жизни, ничем не защищен от напастей, становится их первой жертвой, не зная даже откуда они сыплются и почему.

Слово къыйынлы от къыйып («труд, трудный, тяжелый, сложный»), от него же - къыйынлыкъ - «несчастье, горе, беда, мука». Следует сказать, что от корня къый (къап, къау) образуется множество слов, имеющих указанные значения или обозначающих их синонимы. Лежит ли в их основе слово къан «кровь», сказать трудно.

Просмотров: 568 | Теги: 8. Къыйынлы - несчастный

Всего комментариев: 0
avatar