Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Тёре айтырыкъны билмесенг,
Салып Тёреге барма. Талай бла талашма, Тёре бла даулашма. Тёре кесген бармакъдан Оймакъ толу къан чыкъмаз. Жут кишини Тёреге сайлама, Сайласанг а — къайнама. Бий Тёреден къоркъады, Тёре Тейриден къоркъады. Эл бир бирин ашай, Тёре да ултха бла жашай. Тёреде тюзлюк болса, Тийреде низам болур. Телиге тёре жокъ. Тёреден къоркъма да, Тёречиден къоркъ. Келечиге жаз тил керек, Тёречиге баз тил керек. Адетден чыкъгъанны къулагъы кесилир. Бир шагъат - шагъат тюйюлдю. Не зная, что скажет суд, На судилище не ходи. С множеством (людей) не борись, С судом не спорь. Из пальца, отсечённого по решению суда, Не вытечет и наперстка крови. Алчного человека в Тёре не избирай, А избрав — не возмущайся. Князь боится Тёре, А Тёре боится Тейри. Люди поедом едят друг друга, А Тёре живет взятками. Если в Тёре будет правда, В округе будет порядок. Для дурака законов нет. Не бойся закона - Бойся судьи. Сватам нужна речь иносказательная, А судье — речь уверенная. Нарушителю обычаев ухо отрежут. Один свидетель — не свидетель. Несмотря на то, что Тёре (в эпоху военной демократии - собрание свободных мужчин общества, позже - законодательно-судебные выборные органы) в каждом селении избирались всем свободным населением, оно осуществляло власть и большей частью ассоциировалось с власть предержащими - князьями. Но столь же часто князья и Тёре конфликтовали, а Большой Тёре (Уллу Тёре) мог и сместить князя. Выборы не гарантировали того, что в Тёре будут избраны только достойные доверия люди, которые не поддадутся искушению принять взятку. Поэтому отношение к этому органу двойственное, одному составу или судье верят, другому - нет. Карачаево-балкарская народная юриспруденция была разработана весьма детально (к сожалению, тема пока ждет своего исследователя). Об этом свидетельствует и развитая терминология: сюд - «суд» (русское «суд» происходит от этого термина, в праформе сюз - «анализ, рассмотрение»), сюдю - «судья», тёречи - «член Тёре, судья»; арам, шагъат -«свидетель», таджи шагъат - «очевидец, свидетельство которого, по закону, приравнивалось к показаниям двух человек, не бывших свидетелями случившегося», айрахчы, айгъакъчы - «доказчик, следователь», ёкюл, жакъчы - «защитник», бегеуюл - «судебный пристав», мырта-закъ - «стражник, полицейский» и т. д. Перед произнесением приговора ударяли в литавры (дауурбас). Интересно, что эта традиция дожила до 20-х годов прошлого века в народных судах, но заменилась выстрелом из ружья. Последние два изречения помещены здесь для примера. За нарушение некоторых законов и обычаев виновному отрезали ухо (поэтому шаловливому мальчишке и сейчас шутливо грозят: «Угомонись, а то ухо отрежу»). Свидетельство только одного человека Тёре в расчет не брал. Слово тёре, имющееся и в других тюркских языках, в карачаево-балкарском имеет значения «законодательное собрание; закон, обычай; суд» (Большой Тёре мог не только смещать князей, но и отменять одни обычаи и законы и вводить другие). Происходит термин, вероятно, от тёр - почетное место в доме, возвышение (ср. обращение в нынешних судах - «Высокий суд!»). Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (04.04.2014)
|
Просмотров: 777
|
|
Всего комментариев: 0 | |