Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
4. Сууукъ - холод
Къызыу болса — суу себеп,
Сууукъ болса — къуу себеп. Къызыу жатдырыр, Сууукъ чапдырыр. Таш сууукъдан элгенмез. Анда да бол, мында да бол — Балдражюзде юйде бол. Жылыда - эшик, Сууукъда — тешик. Къызыуда суусап ахшы, Сууукъда хасаб ахшы. В жару поможет вода, В холод - трут. Тепло заставит прилечь, Холод заставит бегать. Камень мороза не боится. Будь там, будь здесь — Но в середине марта будь дома. (Когда самая неустойчивая погода.) В жару — дверь, В стужу — дыра (откуда проникает холод). В жару хорошо питье, В стужу — жертва (мясо). Тепло имеет и расслабляющее действие. Холод же вынуждает человека к активности, труду, движению, концентрации. Но одновременно холод убивает, он связан со смертью (считается, что самая холодная вещь в мире - пепел, т. е. мертвый остаток живого вещества). Страх холода - как бы страх смерти, что и побуждает к движению, т. е. к сопротивлению неподвижности, окоченению. Слово сууукъ «холод», возможно, от сунукъ; корень сун, совр. сыну означал «смерть, мертвый». Странно, что это же слово означало «думать, полагать»: алай сунама -«я так считаю», алай сунма - «не думай, что это так», и т. п. Или от суу -«вода»? Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (03.04.2014)
|
Просмотров: 722
|
|
Всего комментариев: 0 | |