Пятница, 22.11.2024, 13:06

Карачаевцы и балкарцы

Ишни аллы бла къуўанма да, арты бла къуўан.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
07.07.2024 | 05:19 | Бара-бара баз табдым (Экинчи вариант)
Чёмюч деген неди
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

5. От - огонь
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

II. Дуния - мир
Отну, сууну кёзю бар,
Санга айтыр сёзю бар.
Жер тойдурса — тюйдюрюп,
От тойдурса — кюйдюрюп.
От «ашамай» жашамаз.
Жылытхан да - от,
Улутхан да — от.
Суу семизди, от арыкъды.
От отха ушамайды.
От дегенинг — ит кибик:
Бирде жалар, бирде талар.
От бла суу — тилсиз жаула.

У огня и воды есть глаза,
Есть речь, чтобы молвить тебе.
Землей пресытишься, трудясь до изнурения,
Огнем пресытишься, греясь до ожога.
Огонь без пищи не живет.
Огонь то обогреет,
То взвыть заставит.
Вода — жирная, огонь — тощий.
Один огонь не похож на другой.
Огонь — что пес:
То оближет, то искусает.
Огонь и вода — немые враги.

Представление о разделении природы на четыре великие, но несвободные стихии (плюс три высшие) - огонь, воду, землю и воздух (ветер) -является в воззрениях древних карачаево-балкарцев одним из главнейших и пронизывает всю их мифологию и нартский эпос. Есть в мифологии и Великая Госпожа природы - Ажам-бийче, чье тело мыслится многосоставным: ноги из глины, поясница из воды, волосы из огня, ее голос -свист ветра. В то время появление этого представления явилось великим достижением человеческого разума, особенно если учесть, что оно сохранилось и в современной науке (четыре состояния вещества -твердое, жидкое, газообразное и плазма). С его появлением рассеялся хаос (халахоста, халабалыкъ), которым представлялся окружающий мир, в нем разум человека узрел некий порядок. Сохранение этого порядка казалось древним настолько важным, что до наших дней сохранились запреты выливать в воду молоко, гасить огонь водой, использовать запачканные грязью дрова, и т. п. - ведь подобные действия могли вновь создать хаос, беспорядок, смешение (см. нашу работу «Древние верования балкарцев и карачаевцев». Нальчик, 1991). Разумеется, эти стихии представлялись некогда живыми и мощными существами, о чем говорят многие речения.

Двойственность мира и его явлений проявляются во всем. Огонь и греет, и сжигает. Огонь и земля помогают человеку, дают ему пищу, но сначала нужно накормить их самих. Огонь в карачаево-балкарских речениях, мифологических текстах, загадках чаще всего ассоциируется с красным быком (от означает «огонь», но в древности означало еще и «бык»; здесь - с собакой, ит).

Интересно, что по народным представлениям, есть различные виды огня - они разные, потому и питаются разной пищей. Многие старики отказывались есть еду, приготовленную на газовых или электрических печках, считая их огонь нечистым, «неживым».

Слово от имеет еще и значения «трава, растение», «порох», «отрава, яд», отсюда отла «пастись» - совпадение названий того, что горит (трава, растительность) и процесса горения (как, скажем, балыкъ означает и «река», и «рыба»). Использование ядовитых трав для смазывания стрел и мечей их соком, о чем несколько раз говорится в эпосе, вероятно, породило значение «отрава».

В зависимости от интенсивности горения насчитывали семь видов огня: жилтиреген «мерцающий», сель «тихий, слабый», мыдых «жар», жарыкъ «яркий», ёре «прямое, бьющее вверх», гургур «ревущий, ярый», жалын, шынкъарт «пламя». В иерархии семи стихий огонь занимал четвертое, срединное, место, поскольку с него начинался распад материи на тепло (жылыу), свет (жарыкъ; высокая материя грядущего мира) и пепел (кюл; низкое, холодное, мертвое вещество). Чем плотнее вещество, в которое заключена энергия-время, тем меньшее воздействие оно (время) на него оказывает, тем менее оно пластично. Только в состоянии огня происходит резкое освобождение света из оков материи.

Просмотров: 660 | Теги: 5. От - огонь

Всего комментариев: 0
avatar