Статьи
Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа |
Отну, сууну кёзю бар,
Санга айтыр сёзю бар. Жер тойдурса — тюйдюрюп, От тойдурса — кюйдюрюп. От «ашамай» жашамаз. Жылытхан да - от, Улутхан да — от. Суу семизди, от арыкъды. От отха ушамайды. От дегенинг — ит кибик: Бирде жалар, бирде талар. От бла суу — тилсиз жаула. У огня и воды есть глаза, Есть речь, чтобы молвить тебе. Землей пресытишься, трудясь до изнурения, Огнем пресытишься, греясь до ожога. Огонь без пищи не живет. Огонь то обогреет, То взвыть заставит. Вода — жирная, огонь — тощий. Один огонь не похож на другой. Огонь — что пес: То оближет, то искусает. Огонь и вода — немые враги. Представление о разделении природы на четыре великие, но несвободные стихии (плюс три высшие) - огонь, воду, землю и воздух (ветер) -является в воззрениях древних карачаево-балкарцев одним из главнейших и пронизывает всю их мифологию и нартский эпос. Есть в мифологии и Великая Госпожа природы - Ажам-бийче, чье тело мыслится многосоставным: ноги из глины, поясница из воды, волосы из огня, ее голос -свист ветра. В то время появление этого представления явилось великим достижением человеческого разума, особенно если учесть, что оно сохранилось и в современной науке (четыре состояния вещества -твердое, жидкое, газообразное и плазма). С его появлением рассеялся хаос (халахоста, халабалыкъ), которым представлялся окружающий мир, в нем разум человека узрел некий порядок. Сохранение этого порядка казалось древним настолько важным, что до наших дней сохранились запреты выливать в воду молоко, гасить огонь водой, использовать запачканные грязью дрова, и т. п. - ведь подобные действия могли вновь создать хаос, беспорядок, смешение (см. нашу работу «Древние верования балкарцев и карачаевцев». Нальчик, 1991). Разумеется, эти стихии представлялись некогда живыми и мощными существами, о чем говорят многие речения. Двойственность мира и его явлений проявляются во всем. Огонь и греет, и сжигает. Огонь и земля помогают человеку, дают ему пищу, но сначала нужно накормить их самих. Огонь в карачаево-балкарских речениях, мифологических текстах, загадках чаще всего ассоциируется с красным быком (от означает «огонь», но в древности означало еще и «бык»; здесь - с собакой, ит). Интересно, что по народным представлениям, есть различные виды огня - они разные, потому и питаются разной пищей. Многие старики отказывались есть еду, приготовленную на газовых или электрических печках, считая их огонь нечистым, «неживым». Слово от имеет еще и значения «трава, растение», «порох», «отрава, яд», отсюда отла «пастись» - совпадение названий того, что горит (трава, растительность) и процесса горения (как, скажем, балыкъ означает и «река», и «рыба»). Использование ядовитых трав для смазывания стрел и мечей их соком, о чем несколько раз говорится в эпосе, вероятно, породило значение «отрава». В зависимости от интенсивности горения насчитывали семь видов огня: жилтиреген «мерцающий», сель «тихий, слабый», мыдых «жар», жарыкъ «яркий», ёре «прямое, бьющее вверх», гургур «ревущий, ярый», жалын, шынкъарт «пламя». В иерархии семи стихий огонь занимал четвертое, срединное, место, поскольку с него начинался распад материи на тепло (жылыу), свет (жарыкъ; высокая материя грядущего мира) и пепел (кюл; низкое, холодное, мертвое вещество). Чем плотнее вещество, в которое заключена энергия-время, тем меньшее воздействие оно (время) на него оказывает, тем менее оно пластично. Только в состоянии огня происходит резкое освобождение света из оков материи. Категория: Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа | Добавил: Gornaya_Zvezda (03.04.2014)
|
Просмотров: 660
|
|
Всего комментариев: 0 | |