Пятница, 29.03.2024, 11:26

Карачаевцы и балкарцы

Эринчекни "эртдеси" битмез.
Полезные ссылки
  • Архыз 24Круглосуточный информационный телеканал
  • ЭльбрусоидФонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи
  • КъарачайСайт республиканской газеты «Карачай»
  • ILMU.SU Об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа
Последние комментарии
04.01.2024 | 17:10 | Единая символика алан
Тут кто то про черкесов пишет и кипчаков не зная наверняка что черкесы были Кипчаками а адыги рабами кипчаков черкесов.
26.10.2023 | 15:14 | «Сборная команда Балкарии»… в Киргизии
Напишите на электронный адрес amb_76@mail.ru
25.08.2023 | 19:07 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Аланская (осетинская) княжна Шатана, выданная за правителя древнеармянского Урарту (3 век до новой эры), в знак примирения после длительной войны, которую вела против армян коалиция кавказских племен, с аланами во главе.
25.08.2023 | 19:03 | 4. АРИУ САТАНАЙ
Далеко прославлена мудростью и красотой прекрасная обур Сатанай-бийче!
25.08.2023 | 10:56 | 13. ЁРЮЗМЕК БЛА ФУКНУ КЮРЕШЛЕРИ
Ёрюзмек - нартланы атасы!
14.08.2023 | 12:16 | 48. СОСУРУК В ИГРЕ С КОЛЕСОМ
Балкарцы и карачаевцы - самые гуманные на всем Кавказе! Только у них Сосрук исцеляется и снова становится первым из нартов!
05.08.2023 | 12:27 | 6. ЁРЮЗМЕКНИ ТУУГЪАНЫ
Нартны бий нарт Ёрюзмек!
05.08.2023 | 12:14 | 6. РОЖДЕНИЕ ЁРЮЗМЕКА
Величественно!
30.06.2023 | 17:54 | КАРАЧАЙ И БАЛКАРИЯ В РУССКО-КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
Некоторые кабардинцы ошибаются утверждая, что Кучук Каншаов и Нашхо Мамишев были кабардинцами. Нет, оба они балкарцы. Потомки Нашхо окабардинились, но самого Нашхо это не делает кабардинцем. Потомки сами свидетельствовали о своём происхождении от таубиев.
17.05.2023 | 08:45 | Единая символика алан
К текмету вы не имеете ни малейшего отношения...

Статьи

Главная » Статьи » Материалы библиотеки » Махти Джуртубаев - Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

6. Хауа - воздух
Ёзден адет: этический кодекс карачаево-балкарского народа

II. Дуния - мир
Жел келтирир, суу элтир.
Жел тауну да тепдирир.
Жел адамны кёлюн аздырыр.
Суу — билген жолуна,
Жел — сюйген жолуна.
Жел бла бёрю - къарнашла.
Желден къутулсанг да,
Жерден къутулмазса.
Жел жукъласа, — жер жукълар.

Ветер приносит, вода уносит.
Ветер и гору сдвинет.
Ветер угнетает душу.
Вода движется по привычной дороге,
Ветер — по какой пожелает.
Ветер и волк — братья.
Можно спастись от ветра,
Но не от земли.
Когда засыпает ветер, засыпает и земля.

Огонь в народных представлениях явление и активное, и пассивное. С одной стороны он действует, движется. С другой - без пищи он сразу же умирает, его приходится потом воскрешать. Воздух (хауа; «ветер» -жел), начало чисто активное, это свободная энергия, движется, ничем не питается, и подобен не собаке или быку, как огонь, а волку - дик, волен, напоминает его и воем (ветер). Если вода ассоциируется с уходом - она всегда куда-то уходит, если есть возможность, или стоит, например, вода озер, то ветер движется всегда и является символом свободного движения. Неслучайно в карачаево-балкарском язычестве бог ветра Эрирей (или Эрей) являлся еще и богом войны, чьим символом был меч. Позже Эрирей считался еще и богом молотьбы, поскольку к нему обращались во время провеивания зерна. Ветер беспокоен, и земля, олицетворение пассивного начала, может отдохнуть только тогда, когда утихает ветер.

Слово хауа «воздух», вероятно, от хам, хама, хим, хом и т.д. -«пустота», «слабый, легкий», ср. имя богини ветра - Химикки, Хамекки. Еще одно значение термина - «климат, погода».

Поскольку воздух являет собой активное начало, его отождествляют с ветром, «чистых» же ветров насчитывается семь: сериуюн «прохладное дуновение», аяз «ветерок с гор»; «сквозняк», тёбеннги «несильный ветер» (с низин), жел «ветер», гылан «вьюга, метель», бурдум, гъауел «круговерть», боран «буря, ураган, буран».

Просмотров: 598 | Теги: 6. Хауа - воздух

Всего комментариев: 0
avatar